Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подстили и подъязыки научного стиля речи




Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера наук (естественных, точных, гуманитарных) и жанровых различий (монография, научная статья, доклад, учебник, учебное пособие, реферат и др.). В научном стиле выделяют следующие подстили: научно-популярный или научно-публицистический (научные статьи, обзоры в газетах и журналах; научные передачи, встречи, круглый стол и др. на радио и телевидении); научно-информативный (аннотации к товару, инструкции к использованию того или иного товара, проспекты и рекламы), научно-справочный (энциклопедии, справочники), научно-фантастический (рассказы, романы, фильмы), научно-учебный (учебники, учебные пособия, программы, силлабусы, методические разработки, рекомендации) и собственно научный (монографии, книги по специальности, диссертации, дипломы, рефераты, научные статьи и др.). В свою очередь собственно научный подстиль подразделяется на подвиды: естественно-научный (физика, география, химия, геология и т.п.), научно-технический (математика, информатика, начертательная геометрия, инженерная графика и т.п.), научно-гуманитарный (языкознание, философия, история, культурология, валеология, социология, право, инженерная педагогика и т.п.).

Далее, если рассмотреть тексты по физике, химии, математике, то они заметно отличаются по характеру изложения от текстов по истории, языкознанию, культурологи, или философии. Вследствие чего в научном стиле выделяются подъязыки различных наук: подъязык физики, подъязык филологии, подъязык геологии и т.д., каждый из которых отличается своим запасом терминов, фразеологических оборотов, способом изложения (описание, повествование, рассуждение: объяснение, доказательство, размышление) и др.

 

Упражнение 75. Прочитайте, выделите основные смысловые части, обратите внимание на послетекстовые вопросы; расскажите об истории развития науки физики.

 

Наука физика

 

Физика – наука, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи и законы ее движения. Поэтому понятие физики и ее законы лежат в основе всего естествознания.

Слово «физика» происходит от греческого «physis» – природа. Первоначально, в эпоху античной культуры, наука не была расчлененной и охватывала всю совокупность знаний о природных явлениях. По мере дифференциации знаний и методов исследования из общей науки о природе выделились отдельные науки, в том числе и физика. Границы, отделяющие физику от других естественных наук, в значительной мере условны и меняются с течением времени. Тесная связь физики с другими отраслями естествознания привела, по словам С.И. Вавилова, к тому, что физика глубочайшими корнями вросла в астрономию, геологию, химию, биологию и другие естественные науки. Образовался ряд пограничных дисциплин: астрофизика, геофизика, биофизика, физическая химия и др. Физические методы исследования получили решающее значение для всех естественных наук.

В своей основе физика – экспериментальная наука: ее законы базируются на фактах, установленных опытным путем. Эти законы представляют собой количественные соотношения и формулируются на математическом языке. Различают экспериментальную физику – опыты, проводимые для обнаружения новых фактов и для проверки известных физических законов, и теоретическую физику, цель которой состоит в формулировке законов природы и в объяснении конкретных явлений на основе этих законов, а также в предсказании новых явлений. При изучении любого явления опыт и теория в равной мере необходимы и взаимосвязаны.

В соответствии с многообразием исследуемых объектов и форм движения физической материи физика подразделяется на ряд дисциплин (разделов), в той или иной мере связанных друг с другом. Деление физики на отдельные дисциплины не однозначно, и его можно проводить, руководствуясь различными критериями. По изучаемым объектам физика делится на физику элементарных частиц, физику ядра, физику атомов и молекул, физику газов и жидкостей, физику твердого тела, физику плазмы. Другие критерии - по изучаемым процессам или формам движения материи различают: механическое движение, тепловые процессы, электромагнитные явления, гравитационные, сильные, слабые взаимодействия; соответственно в физике выделяют механику материальных точек и твердых тел, механику сплошных сред, термодинамику и статистическую механику, электродинамику, теорию тяготения, квантовые механику и квантовую теорию поля. Особо выделяют в физике учение о колебаниях и волнах, что обусловлено общностью закономерностей колебательных процессов различной физической природы и методов их исследования.

Современная физика содержит небольшое число фундаментальных физических теорий, охватывающих все разделы физики. Эти теории представляют собой квинтэссенцию знаний о характере физических процессов и явлений, приближенное, но наиболее полное отображение различных форм движения материи в природе (По курсу «Физика»).

 

Задания к тексту:

1. Ответьте на вопросы:

1) Что означает слово «физика»?

2) С какими науками связана наука физика?

3) На какие разделы подразделяется физика?

2. Выпишите основные определения термина «физика» по тексту и запомните.

3. Подумайте и ответьте: физика относится к естественнонаучным или к точным наукам. Ответ аргументируйте.

 

Упражнение 76. Прочитайте, выделите основные мысли текста, обратите внимание на послетекстовые вопросы; расскажите об истории развития науки химии.

 

История развития химии

Химия – древнейшая наука, которая берет свое начало с самых античных времен. Человечество и химия развивались нога в ногу, и переход на новый уровень цивилизации прямым образом отражался на развитии химии. Поэтому история развития химии включает 4 эпохи:

1) эпоха натурфилософии (до IV в. до н. э.);

2) эпоха алхимии (IV в. до н.э. – XVI в. н. э.);

3) эпоха атомическо–молекулярного учения (XVII– XVIII вв.);

4) эпоха квантовой механики (XIX в.).

В самой ранней эпохе натурфилософии были заложены основы всех наук, включая химию. Появились первые понятия о Вселенной, ее строении и сущности. Выдающимися деятелями той эпохи можно назвать Аристотеля, Демокрита и Эпикура.

С началом IV в. до н.э. химия отделилась от остальных наук и начала собственное развитие. В этот период велись поиски путей получения дорогих металлов из дешевых, в частности, получение золота из свинца и т.п. Этот период также отличается тем, что велись поиски эликсира вечной жизни, в которой особо "преуспел" Парацельс, заявивший, что он вывел этот самый эликсир.

Детальное изучение сущности материи начались с развитием понятий - атом и молекула. Большие заслуги в этом деле принадлежат таким выдающимся ученым, как Ломоносов, Лавазьер, Бойль и т.д. Они являются основоположниками учения об атоме и молекуле, которое впоследствии стало фундаментом для дальнейших открытий.

Открытие кванта и фотона перевернуло все догмы и застои, существовавшие до этого не только в химии, но и в других науках. С введением этих понятий оказалось, что сущность бытия и взаимодействия веществ намного сложна и многообразна, то, что считалось невозможным, оказалось вполне осуществимым.

Многие отрасли промышленности на сегодняшний день функционируют исключительно на химии. Стоит особо отметить и нефтегазовую промышленность – основу экономики Казахстана, - в которой химия играет очень важную роль. Поэтому изучению химии, как основной ветви естествознания, должно уделяться самое серьезное внимание (По курсу «Общая химия»).

Задания к тексту:

 

1. Ответьте на вопросы:

1) Каковы основные эпохи развития науки химия?

2) С какого времени химия начала свое собственное развитие?

3) Почему считают, что химия в наше время играет важную роль в экономике страны?Ответ аргументируйте.

2. Выпишите основные определения термина «химия» из текста и запомните.

3. Подумайте и ответьте:Что означает слово «химия»? При затруднении обращайтесь к словарю.

Упражнение 77. Прочитайте текст общенаучного содержания, выделите основные смысловые части, озаглавьте их. Составьте свободный конспект, на основе конспекта подготовьте пересказ.

Чем объяснить, что сегодня слово «экология» у всех на устах? Ведь еще недавно его знали только специалисты.

Появление и развитие экологического направления в науке относиться к 50-60-м годам ХХ века, когда в связи с резким ускорением научно-технического прогресса и ростом численности населения планеты четко обнаружились признаки нарушенного экологического равновесия. Предельно обострившаяся экологическая ситуация требовала новых воззрений, нового типа мышления и поведения.

Известный советский ученый академик Е.К. Федоров в книге «экологический кризис и социальный прогресс» писал, что человечество «открыло» для себя факт существования «окружающей среды» тогда, когда эта среда очутилась на грани катастрофы.

Известное недавно лишь узким специалистам слово экология ныне стало всеобщим достоянием. Однако было бы ошибочно думать, что экология – ровесница ХХ века. Познание окружающего мира уходит вглубь столетий вместе с такими древнейшими науками, как естествознание, астрономия, физика, география. Как научная дисциплина экология имеет давнюю историю. Впервые термин «экология» был введен в 1870 году немецким биологом-дарвинистом Э. Геккелем (1834-1919), который понимал экологию как «науку о взаимоотношениях живого существа с окружающей средой». Ее основы можно найти в трудах многих выдающихся мыслителей XIXвека – Ч. Дарвина, Ж. Ламарка, А. Гумбольдта, Н. Северцова и др.

Но систематические экологические исследования были начаты только с наступлением ХХ века, а в 40-50 годы которого появляются новые направления в развитии экологической науки.

Значительный вклад в развитие экологии внесли советские ученые В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов и др. Особенно велики заслуги академика Вернадского, основоположника нового учения о ноосфере.

В настоящее время идет интенсивный процесс накопления и описания многочисленных факторов возрастающего воздействия человека на природу: о катастрофическом росте траты природных ресурсов; исчезновения различных видов растений и животных; о загрязнении почвы, воздушного и водного бассейнов.

Накопленный материал, открытия ученых вызвали первые практические шаги по предотвращению последствий вмешательства в экосистему. Началось движение в защиту Природы.

Передовая общественность многих стран выступает за дальнейшее развертывание международного сотрудничества, которое становится все более необходимым в условиях глобального экологического кризиса (По материалам печати).

Упражнение 77. Прочитайте, выделите основные этапы развития геологии, обратите внимание на послетекстовые вопросы; расскажите об истории развития науки геология.

 

История развития геологии

Люди начали изучать Землю на первых этапах своего существования. Уже в глубокой древности появились зачатки знаний о Земле. Древние мыслители в своих представлениях об окружающем их мире шли от очевидного к фантазии.

Развитие материальной культуры, рост общественного производства теснейшим образом связаны с изучением и всесторонним освоением Земли. В каменный век (около 2-3 млн. лет назад) люди добывали из недр определенные сорта камней; в бронзовый век - медь и олово; в железный - железо. Добывать указанные материалы люди могли лишь при тщательном изучении строения земной коры, ее особенностей.

В истории геологии выделяются следующие этапы:

-древние представления о строении и развитии Земли;

-геологические знания XI-XVII вв. (средневековье);

-развитие геологических идей в XVIII-XX вв.;

-развитие геологии в XX в.

Начало современного этапа развития обычно относят к 50-м годам XX в. Появились новые технические средства и методы работы: морское и глубокое бурение, океанографические исследования, изучение Земли с помощью искусственных спутников и пилотируемых космических кораблей.

На первую половину 60-х годов XX века приходятся важные открытия в области изучения структуры дна океанов и природы срединно-океанических хребтов. В это время были заложены основы гипотезы - «новой глобальной тектоники» или «тектоники плит».

За последние десятилетия науками о Земле получен принципиально новый фактический материал и еще более остро встал вопрос о построении целостной геологической теории. Изучение геологии, геофизики – приобретение основ знаний о Земле (По курсу «Геология»).

 

Задания к тексту:

 

1. Ответьте на вопросы:

1) Что означает слово «геология»?

2) Каковы основные этапы в истории геологии?

3) Что входит в задачи геологии?

2. К какому подвиду наук относится геология? Ответ аргументируйте.

3. Подготовьте пересказ текста.

 

Упражнение 78. Прочитайте текст, разделите на смысловые части; составьте развернутый план, затем тезисный.

Геофизические методы исследования скважин

 

Сегодня геофизика и геофизические методы исследования скважин – это, прежде всего, наука о строении земной коры, о способах извлечения нефти и газа из пластов – коллекторов. Одной из важнейших задач, которые решаются с помощью геофизиков, это определение состава горных пород, определение коллекторских свойств пластов – коллекторов, определение состояния скважины, особое направление – это контроль за разработкой месторождения.

Работа геофизиков осуществляется по заказам буровиков, носит подвижный характер, связана с выездами в различные районы туда, где бурят скважины, или добывается нефть. Студенты – геофизики, обучаясь по специальности, проходят ряд интересных предметов: радиотехнику, электронику, физику, аппаратуру и оборудование, геологические дисциплины, обработку и интерпретацию ГМИС; получают навыки работы на ПЭВМ, изучают основы программирования. Полученные знания по этим предметам позволяют им достаточно успешно ориентироваться в рабочей обстановке, при освоении данной специальности на практике. В процессе обучения студенты проходят ряд практик: 1) электромонтажная; 2) ремонт геофизического оборудования; 3) производственная практика, где студенты получают конкретные навыки.

«Геология и разведка нефтяных и газовых месторождений»

Геология и разведка нефтяных и газовых месторождений – область науки и материального производства, включающая поиск, разведку, промышленное освоение, эксплуатацию нефтяных и газовых месторождений на суше и акваториях. Объектами деятельности геолога является разведочная площадь, месторождения нефти и газа, проектно-геологическая, технологическая, геофизическая, гидрогеологическая.

Техник-геолог в соответствии со специальной подготовкой может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности: а) производственно-технологическую, б) производственно-правленческую, в) опытно-исследовательскую.

Имеется повышенный уровень: изучаются информационные системы, информационные дисциплины с выполнением лабораторных работ.

Техник-геолог является непосредственным организатором и исполнителем работ, требующих специальных профессиональных навыков, связанных с геологическим обслуживанием поисково-разведочных и нефтегазодобывающих предприятий.

Основные области работы специалиста: геолого-съемочные партии, структурно-поисковое и глубокое бурение, нефтедобывающие предприятия, научно-исследовательские организации (По материалам учебников).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 5409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.