Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды методов реализации компетенции субъектами административного права




Понятие и виды форм реализации компетенции субъектами административного права

Процесс практического претворения в жизнь субъектами административного права правил по­ведения, содержащихся в нормах, называется ре­ализацией административно-правовых норм.

Существует четыре формы (способа) реализации норм административного права: соблюдение, ис­полнение, использование и применение.

Соблюдение — это пассивное поведение субъек­та административного права. Оно характеризует­ся добровольным подчинением субъекта админис­тративно-правовых отношений требованиям норм. – соблюдение норм- запретов. Например, гражданин, выполняя решение органа местного самоуправления, в позднее время не на­рушает тишину и не создает тем самым неудобств для отдыхающих соседей.

Исполнение — это действия субъектов админи­стративно-правовых отношений по выполнению требований, установленных нормами, точное сле­дование субъектов тем юридическим предписани­ям, запретам или дозволением, которые содержат­ся в нормах. В отличие от соблюдения исполне­ние характеризуется активным, планомерным поведением субъекта.

Например, пассажир городского транспорта, выполняя правила пользования общественным транспортом, оплачивает свой про­езд (компостирует талоны на проезд).

Использование состоит в добровольном соверше­нии субъектами права действий, связанных с осу­ществлением субъективных прав в сфере управле­ния. (выбор предложенных вариантов поведения по своему усмотрению)

При использовании субъект сам принимает решение о том, воспользоваться или нет предостав­ленным ему субъективным правом. Например, гражданин сам решает, обжаловать ли ему дей­ствия должностного лица, нарушившие его права, или нет.

Применение — это особая форма реализации права, которая осуществляется только субъектами административного права, имеющими компетен­цию на осуществление исполнительных функций. Применение административно-правовой нормы со­стоит в принятии на ее основе соответствующим органом исполнительной власти, или уполномоченным на то должност­ным лицом юридически властного решения. Прак­тически применение осуществляется в виде изда­ния в соответствии с нормой индивидуальных правовых актов.

Применение административно-правовых норм является прерогативой субъектов, осуществляю­щих исполнительные, административные функции. Граждане не имеют полномочий по применению административно-правовых норм.

Административно-правовой метод - это способ, прием осуществления функций исполнительной власти в процессе государственного управления. Наиболее универсальными методами, используемыми в управленческом процессе, являются убеждение, поощрение и принуждение. Убеждение проявляется в использовании различных разъяснительных, воспитательных, организационных мер для формирования воли подвластного или ее преобразования. С его помощью стимулируется должное поведение участников административно-правовых отношений. Элементами метода убеждения являются овладение вниманием, внушение, воздействие на сознание, формирование интереса. В качестве средств убеждения используются обучение, пропаганда, агитация, разъяснение, обмен опытом.
Поощрение - способ воздействия, который через интерес, сознание направляет волю людей на совершение полезных с точки зрения поощряющего дел. Поощрительное воздействие вызывает интерес к совершению определенных дел, получению материального, морального или иного одобрения. Основанием для поощрения являются заслуги, деяния, поощрительно оцениваемые субъектами исполнительной власти. Поощрение связано с оценкой уже совершенных деяний и является составной частью административного контроля. Суть его состоит в моральном одобрении, наделении определенными правами, материальными ценностями или иными благами. По своему содержанию оно может быть моральным (благодарность, грамота), материальным (премия, ценный подарок) либо статусным (изменяющим правовой статус гражданина, например, путем присвоения почетного звания).
Принуждение заключается в применении субъектами исполнительной власти установленных административно-правовыми нормами принудительных мер в отношении субъектов административного права.

  • Оно реализуется посредством принятия определенных мер, которые традиционно делятся на три группы:
    1. Административно-предупредительные меры - это правовые способы и средства, направленные на предупреждение и предотвращение правонарушений и обстоятельств, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных органов. Основанием для применения этих мер может служить предположение о намерении лица совершить административное правонарушение или иное противоправное деяние. К их числу относятся: контрольные и надзорные проверки, проверка документов, личный досмотр, контроль и досмотр вещей, введение карантина, оцепление территорий, санитарный осмотр грузов, остановка движения транспорта, техосмотр транспортных средств и т.д.
    2. Административно-пресекательные меры состоят в принудительном прекращении противоправных деяний и предотвращении наступления вредоносных последствий. В качестве мер административного пресечения применяются: требования прекратить противоправные действия, непосредственное физическое воздействие (применение приемов самообороны, резиновых палок, слезоточивого газа, наручников, оружия и т.д.); приостановление лицензий, принудительное лечение, отстранение от управления транспортным средством, запрещение работ, административное задержание, наложение ареста на банковские счета организаций и т.д.
    3. Административное взыскание (мера административной ответственности). Административное взыскание - это наказание, применяемое в установленном законом порядке уполномоченным органом к виновному физическому или юридическому лицу за совершение административного правонарушения. Кодекс об административных правонарушениях РФ в ст. 3.2. устанавливает следующие виды административных взысканий: предупреждение, штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения: лишение специального права; административный арест, административное выдворение, дисквалификацию. Административные взыскания носят карательный характер. Именно через них реализуется административная ответственность, представляющая собой важнейший институт административно-деликтного права

19. Обращения граждан: понятие, виды, порядок рассмотрения.

Жалоба - это обращение граждан по поводу нарушения их субъективных прав и свобод. Граждане имеют возможность обжаловать любые незакон. действия и акты, нарушающие их субъективные права и интересы. К действиям (решениям), к-е м.б. обжалованы в суд, относ-ся коллегиальные и единоличные действия (решения), в рез-те кот-х: - нарушены права и свободы гражданина; - созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; - незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к к-либо ответств-ти. Сущ. 2 порядка рассмотрения и разрешения жалоб: админ. и судебный. Недостатком админ-го порядка рассмотрения жалоб явл. то, что они разрешаются заинтересованными органами исп. власти, как правило, в отсутствие жалобщика, и часто сотрудниками, не имеющими правовой подготовки. Поэтому обоснованные жалобы нередко остаются без удовлетв-я, а виновные – безнаказанными. Вот почему возникает необходимость разрешения жалоб в судебном порядке, при кот-м стороны в процессе равны, гражд-н выступает не в роли просителя, а в качестве истца. Здесь обязанность давать объяснения суду возлагается на должностное лицо, принимавшее решение по делу в администативном порядке. Ему в ходе процесса приходится не только объяснять действия органа и мотивировать их, но и подвергаться оценивающим воздействиям со стороны истца, суда и др. участников процесса. Поэтому нередко еще в стадии предварительной подготовки дела к суд. слушанию, должн. лица пересматривают свое решение, устраняют допущенные нарушения прав гражданина. Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апр.93г. предусматривает, что каждый гражд-н вправе обратиться в суд, если считает, что его права были нарушены. Суды общей юрисдикции рассматривают жалобы на любые действия, нарушающие права и св.граждан, кроме тех, проверка кот-х отнесена законод-вом к компетенции Конституц.суда., и тех тех действий, в отношении кот-х предусмотрен иной порядок суд. обжалования (напр.КоАП). Гражд-н вправе обратиться с жалобой в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности гос.органу, органу местн.самоуправления, общ.объединению, долж.лицу, гос.служащему. Вышестоящие субъекты обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражд-ну в удовл-нии жалобы отказано или ответ не получен в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд. По просьбе гражданина или по своей инициативе суд вправе приостановить исполнение обжалуемого действия. Установленные сроки для обращения в суд с жалобой: 3 мес со дня, когда гражд-ну стало известно о нарушении его права; 1 мес со дня получения гражд-ом письменного уведомления органа исп.власти об отказе в удовлетв-ии жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражд-ом не был получен на нее письм.ответ. Об исполнении судебного решения д.б. сообщено суду и гражд-ну не позднее чем в месячный срок со дня его получения. Указом През-та от 3 апр.97г. было утверждено Положение об Управлении Администрации През-та РФ по работе с обращениями граждан. Оно призвано: - анализировать и обощать воп-сы, кот-е ставят граж-е; - осущ.информирование През-та, Председ. Прав-ва, рук-ей фед.органов исп.власти об обращениях граждан; - готовить на основе анализа обращения граж-н предлож-я об устранении причин, порождающих обоснованные жалобы; - освещать в СМИ итоги обращений граждан. Для обеспечения эффект. защиты интересов РФ при рассмотрении дел в Европейском суде по правам чел-ка Президент РФ учредил должность Уполномоченного РФ в этом суде.

20. Акты государственного управления: понятие, виды, требования, предъявляемые к ним.

Правовой акт управления – вид юридического акта, основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление органов государственного управления и должностных лиц, принятое в установленном процессуальном порядке и направленное на установление административно-правовых либо возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений.

Признаки: имеет юридическую форму; издается полномочным субъектом; носит юридически властный характер; служит юридическим фактом; может быть обжалован; обеспечен силой государственного принуждения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.