Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философская пенология




Философские учения о наказании, его целях и средствах предложил называть пенологией (от лат. роепа — наказание) американский юрист Ф. Либер в середине XIX в. Пенология является необходимой составной частью философии права и философии преступления.

Поскольку человеку свойственно не только соблюдать, но и нарушать правовые нормы, делая это либо вольно, либо невольно, с умыслом или без оного, то необходима система мер, оберегающих индивидов и общество в целом от нарушителей закона и восстанавливающих попранную справедливость.

Там, где право не в состоянии убедить личность в необходимости считаться с его требованиями, оно вынуждено иметь в распоряжении запасной эшелон действенных аргументов и средств. Когда человек не выказывает должного уважения к закону, то ответной реакцией закона становится вменение вины и применение наказания.

Установление вины должно предшествовать наказанию. Но виновность существует в разных видах. К. Ясперс, к примеру, выделял виновность моральную, метафизическую и уголовную. Первая не предполагает уголовной ответственности. Судебной инстанцией для человека служит здесь мнение значимых для него людей и суд собственной совести.

Метафизическая вина предполагает, что каждый человек ответственен за всякое зло, совершенное в мире. Человек виновен в отсутствии достаточной солидарности между всеми людьми, приводящей к появлению преступлений. Но судить его за это может только высшая инстанция — Бог.

И, наконец, виновность уголовная, состоящая в том, что человек должен нести ответственность, соразмеримую нарушению существующего законодательства. Правом вменения вины в этом случае обладают органы правосудия.


Правопорядок в обществе поддерживается благодаря постоянной готовности закона к пресечению попыток посягательств на его устои. И здесь недостаточно одних лишь религиозно-нравственных увещеваний и призывов к моральному совершенствованию. Вл. Соловьев на этот счет заметил, что нельзя допустить того, чтобы пока одни люди доказывали бы своим примером необходимость совершенствования, то другие бы беспрепятственно упражнялись в осуществлении всевозможных преступлений. Ведь может оказаться так, что вторые успеют истребить первых прежде, чем те достигнут высот совершенства. Чтобы этого не произошло, должна существовать эффективная система превентивных и карательных средств.

Применение карательных средств принадлежит к числу древнейших социальных практик, издавна и повсеместно использовавшихся на всех исторических ступенях развития цивилизации. Эта практика предполагала, с одной стороны, эквивалентное воздаяние преступнику за содеянное, а с другой — воспитательный эффект охлаждения и торможения деструктивных настроений потенциальных преступников.

i Интенсивность самих наказаний обнаружила себя как исторически изменчивая величина, зависящая от уровня цивилизованности общества, характера его экономики, степени антагонизирован-ности психики людей и многих других причин. Так, экономика, основанная на рабском труде, порождала наказание рабством. В условиях феодализма, когда рабство уже отсутствовало, а взимать большие штрафы с виновных было невозможно, распространились такие формы, как телесные наказания и казни. Последующее развитие мануфактурного производства способствовало распространению наказания в виде тюремного труда. Когда же начался переход к развитому индустриальному, а затем и постиндустриальному типам общества, то обнаружилась экономическая нецелесообразность труда заключенных. Это повлекло за собой расширение практики применения такой формы наказания, как крупные денежные штрафы.

В философии наказания выделяются несколько основных концептуальных подходов — метафизический, естественно-правовой, позитивно-правовой и неправовой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 833; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.