Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В. Пересмотр законодательства, реформа и вспомогательные службы 2 страница




В Руководящем принципе 7 государствам (и частному сектору) настоятельно предлагается поощрять и поддерживать меры по предоставлению лицам, инфицированным ВИЧ и больным СПИДом, и соответствующим группам населения специальных и общих правовых услуг, с тем чтобы они могли реализовать свои права человека и права, предусмотренные в законах, благодаря пользованию этими услугами. Кроме того, следует обеспечить доступность информации по проблемам юридических прав и прав человека, а также информации об исследовательских ресурсах в этих областях. В поле зрения занимающихся оказанием таких услуг служб должна также находиться проблема уменьшения подверженности уязвимых групп риску инфицирования и воздействию ВИЧ/СПИДа. Каналы распространения и форма представления информации (например, простой и понятный язык), распространяемой через посредство таких служб, должны обеспечивать ее доступность для представителей таких групп. Соответствующие модели существуют во многих странах

 

Руководящий принцип 8: Женщины, дети и прочие уязвимые группы

 

Государствам следует в сотрудничестве с населением и через его посредство способствовать созданию благоприятной • стимулирующей среды для женщин, детей и прочих групп, устраняя порождающие эту уязвимость предрассудки и неравенство путем диалога с населением, создания специальных социальных служб и служб общественного здравоохранения, а также поддержки групп населения.

a) Государствам следует поддерживать создание и функционирование общественных ассоциаций, куда входили бы члены различных уязвимых групп и которые вели бы работу по интерактивному воспитанию, расширению прав, позитивному изменению стереотипов поведения и оказанию социальной поддержки.

b) Государствам следует поддерживать развитие уязвимыми группами в их интересах адекватных, доступных и эффективных программ обучения, информирования и оказания услуг по вопросам профилактики и лечения в связи с ВИЧ, а также активно привлекать такие группы к разработке и осуществлению таких программ.

Государствам следует поддерживать создание национальных и местных форумов для изучения последствий эпидемии ВИЧ /СПИДа для женщин. Эти форумы должны носить многоотраслевой характер, включать в себя представителей правительства, церкви, общественности и специалистов и вести под их руководством работу по изучению следующих вопросов:

- роль женщины в доме и в общественной жизни;

- половые и репродуктивные права женщин и мужчин, включая возможности женщин вступать в безопасные половые связи и иметь репродуктивный выбор,

- стратегии расширения возможностей женщин в сфере образования и экономической жизни;

- ведение пропаганды среди тех, кто занимается оказанием услуг, и совершенствование санитарно-медицинских и социальных услуг для женщин,

- воздействие религиозных и культурных традиций на женщин.

d) Государствам следует осуществлять Каирскую программу действий, принятую Международной конференцией по народонаселению и развитию, и Пекинскую декларацию и Платформу действий, принятые четвертой Всемирной конференцией по положению женщин. В частности, первичные санитарно-медицинские услуги, программы и информационные кампании должны отражать половую специфику. Следует покончить с насилием против женщин, опасной традиционной практикой, сексуальным надругательством, эксплуатацией, ранними браками и калечением женских половых органов. Следует разрабатывать позитивные меры, включая программы формального и неформального образования, расширение возможностей трудоустройства и вспомогательные услуги.

e) Государствам следует способствовать тому, чтобы женские организации включали тематику ВИЧ/СПИДа и прав человека в свои программы работы.

f) Государствам следует обеспечивать, чтобы все женщины и девочки-подростки детородного возраста имели доступ к точной и полной информации и консультированию о мерах предупреждения передачи ВИЧ-инфекции и опасностях вертикальной передачи ВИЧ-инфекции, а также доступ к имеющимся средствам минимизации такого риска или же имели возможность выбора в пользу деторождения.

д) Государствам следует обеспечивать доступ детей и подростков к адекватной информации и образованию по вопросам здоровья, в том числе к информации о мерах предупреждения и лечения ВИЧ /СПИДа как в школах, так и вне ее, при должном учете их возраста и способностей, что позволит им позитивно и ответственно подходить к вопросам половой жизни. В этой информации должны охватываться права детей на доступ к информации, невмешательство в личную жизнь, конфиденциальность, уважение, осознанное согласие и меры предосторожности, а также функции, права и обязанности родителей. При обучении детей их правам следует говорить также о правах лиц, в том числе и детей, инфицированных ВИЧ или больных СПИДом.

h) Государствам следует обеспечивать детям и подросткам адекватный доступ к конфиденциальным услугам служб здравоохранения по вопросам секса и деторождения, включая информацию о ВИЧ/СПИДе, консультирование, медицинское освидетельствование и средства предупреждения, такие, как презервативы, а также к службам социальной поддержки для лиц, инфицированных ВИЧ или больных СПИДом. Подобные услуги должны оказываться детям/подросткам исходя из необходимости поддержания надлежащего баланса между правом ребенка/подростка принимать решения в соответствии с его развивающимися способностями и правами и обязанностями родителей/опекунов обеспечивать здоровье и благополучие ребенка.

i) Государствам следует обеспечивать подготовку персонала детских учреждений, в том числе приютов и воспитательных домов, по детским проблемам, связанным с ВИЧ, с тем чтобы они могли эффективно учитывать особые потребности детей с ВИЧ-инфекцией и защищать их от обязательного медицинского освидетельствования, дискриминации и одиночества.

j) Государствам следует поддерживать разработку специальных и целевых лечебно-профилактических программ для тех, кто не имеет достаточного доступа к основным программам в силу непонимания языка, бедности, социальной, правовой или физической маргинализации, например для меньшинств, мигрантов, коренных народов, беженцев и вынужденных переселенцев, инвалидов, заключенных, работников сферы сексуальных услуг, мужчин, вступающих в половые связи с мужчинами, и шприцевых наркоманов.

Комментарий к Руководящему принципу 8

Государствам следует принимать меры по борьбе с такими отрицательными проявлениями, сопровождающими ВИЧ/СПИД, как уязвимость, остракизм и дискриминация, и создавать благоприятную и стимулирующую среду, устраняя предрассудки и неравенство в обществе, а также социальные условия, благоприятствующие позитивному изменению стереотипов поведения. Важной частью такой стимулирующей среды должно стать расширение возможностей женщин, молодежи и других уязвимых групп реагировать на проблему ВИЧ/СПИДа посредством принятия мер, направленных на повышение их социального и правового статуса, привлечения их к разработке и осуществлению программ и оказания им помощи в мобилизации усилий своих групп. Уязвимость некоторых групп порождается ограниченным доступом к ресурсам, информации и образованию, а также отсутствием самостоятельности. Для расширения такого доступа требуются специальные программы и меры. Во многих странах организации на местах и НПО уже приступили к созданию благоприятной и стимулирующей среды, реагируя на эпидемию ВИЧ. Правительства должны признать актуальность этих усилий и оказывать им моральную, правовую, финансовую и политическую поддержку.

Руководящий принцип 9: Изменение дискриминационных подходов через образование, профессиональную подготовку и средства массовой информации

 

Государствам следует способствовать широкому и непрерывному распространению творческих воспитательных учебных и информационных программ, специально предназначенных для того, чтобы дискриминация и остракизм, ассоциируемые с ВИЧ/СПИДом, сменились пониманием и состраданием.

а) Государствам следует поддерживать соответствующие объединения, такие, как группы средств массовой информации, НПО и сети лиц, инфицированных ВИЧ или больных СПИДом, в разработке и распространении программ поощрения уважения прав и достоинства лиц, инфицированных ВИЧ или больных СПИДом, и членов уязвимых групп с использованием широкого круга средств массовой информации (кино, театр, телевидение, радио, издательства, драматические постановки, выступления отдельных лиц, Интернет, изобразительное искусство, плакаты на транспорте). Цель таких программ должна заключаться не в укреплении сложившегося мнения об этих группах, а, напротив, в развеивании мифов и ложных представлений о них путем изображения их как друзей, родственников, коллег, соседей и партнеров. Следует более активно вести информационную работу, разъясняющую пути передачи вируса и безопасность повседневных контактов с инфицированными лицами в обществе.

b) Государствам следует поощрять образовательные учреждения (начальные и средние школы, университеты, технические или иные учебные заведения, учебные программы для взрослых и программы непрерывного обучения), а также профсоюзы и предприятия, включать вопросы ВИЧ/СПИДа и прав человека/недискриминации в соответствующие учебные программы, посвященные, например, вопросам человеческих отношений, гражданственности/социальной жизни, правовым исследованиям, общественному здоровью, применению законов, семейной жизни и/или половому воспитанию, а также социальному обеспечению/консультированию.

c) Государствам следует поддерживать семинары по вопросам, связанным с ВИЧ, прав человека/этики отношения с инфицированными лицами для государственных служащих, сотрудников полиции и пенитенциарных учреждений, политиков, а также сельских, местных и религиозных деятелей и специалистов.

d) Государствам следует поощрять средства массовой информации и рекламные агентства с пониманием относиться к проблеме ВИЧ/СПИДа и правам человека инфицированных и больных, избегая выпуска сенсационных материалов и неоправданного использования стереотипов, особенно в отношении находящихся в неблагоприятном положении и уязвимых групп. Составной частью таких программ подготовки должен стать выпуск полезных материалов, например справочников с соответствующей терминологией, исключающей использование уничижительных терминов, а также профессиональных кодексов поведения, обеспечивающих уважение конфиденциальности и неприкосновенность личной жизни.

e) Государствам следует поддерживать целевые программы профессиональной подготовки, интерактивного обучения и обмена информацией для персонала, оказывающего помощь лицам, инфицированным ВИЧ и больным СПИДом, добровольцев организаций по месту жительства и организаций по оказанию услуг больным СПИДом, а также лидеров уязвимых групп, с тем, чтобы они могли лучше познакомиться с проблематикой прав человека и средствами, обеспечивающими их уважение. В то же время для тех, кто занимается иными проблемами в области прав человека, должны организовываться программы обучения и подготовки по тематике прав человека применительно к лицам, инфицированным ВИЧ.

f) Государствам следует поддерживать использование альтернативных методов, таких, как радиопрограммы и неформальные коллективные обсуждения для лиц, проживающих в отдаленных или сельских районах, неграмотных, бездомных или маргинализованных и не имеющих доступа к телевидению, кино и видеозаписям, а также для представителей этнических меньшинств, говорящих на своих языках.

Комментарий к Руководящему принципу 9.

Использование формальных методов и их применение в административном и законодательном порядке не могут изменить негативного отношения к ВИЧ/СПИДу и связанных с этим предрассудков в контексте уважения прав человека. Программы работы на уровне населения, конкретно направленные на то, чтобы изменить сложившиеся отрицательные стереотипы, помогают созданию благоприятной обстановки для большей терпимости и понимания.

Эти программы должны носить как общий, так и узкоцелевой характер и использовать различные средства массовой информации, включая творческие и драматические представления, убедительные кампании по пропаганде терпимости и соучастия, а также интерактивные учебные семинары. Цель должна заключаться в том, чтобы, взывая к человеческому состраданию и ассоциируя проблему с конкретными лицами, бороться с базирующимися на невежестве взглядами, предрассудками и враждебным отношением. Игра на чувстве страха может оказаться контрпродуктивной, порождая панику, ведущую к дискриминации.

Руководящий принцип 10: Разработка стандартов поведения в государственном и частном секторах и механизмов претворения в жизнь этих стандартов

 

Государствам следует обеспечить разработку правительственными органами и частным сектором кодексов поведения по вопросам ВИЧ/СПИДа, воплощающих принципы прав человека в кодексы профессиональных обязанностей и практики, которые дополнялись бы механизмами обеспечения их соблюдения.

а) Государствам следует побуждать или поощрять профессиональные группы, в первую очередь в органах здравоохранения, а также в частных предприятиях и других секторах (например, в сфере права и страхования) к выработке и обеспечению соблюдения своих собственных кодексов поведения, затрагивающих проблематику прав человека в контексте ВИЧ/СПИДа. К числу актуальных вопросов относятся защита конфиденциальности, осознанное согласие на медицинское освидетельствование, обязанность лечить пациентов, обязанность обеспечивать безопасность на рабочих местах, борьба с уязвимостью и дискриминацией и практические средства защиты от нарушений/ недобросовестного поведения.

b) Государства должны требовать, чтобы конкретные правительственные органы разработали четкие руководящие принципы, определяющие степень, в которой их политика и практика будут отражать стандарты прав человека в контексте ВИЧ/СПИДа и, среди прочего, обеспечивать их соблюдение в рамках официального законодательства. Координация этих стандартов должна осуществляться в национальных рамках, описанных в Руководящем принципе 1, и вестись гласно с привлечением общественных я профессиональных групп.

c) Государствам следует создать или стимулировать многоотраслевые механизмы обеспечения отчетности. Это предполагает равное участие всех заинтересованных (т.е. правительственных учреждений, представителей промышленности, профессиональных ассоциаций, НПО, потребителей, поставщиков и пользователей услуг). Общая цель должна заключаться в повышении качества обслуживания, укреплении контактов и механизмов связи, а также обеспечении свободного потока информации.

Комментарий к Руководящему принципу 10.

Разработка стандартов в государственном и частном секторах самими этими секторами представляется важной задачей. Во-первых, они на практике реализуют принципы уважения прав человека с точки зрения тех, кого это непосредственно касается, и полнее отражают общественное мнение. Во-вторых, они могут быть более прагматичными и приемлемыми для соответствующего сектора. В-третьих, когда они разрабатываются самим сектором, к их осуществлению, судя по всему, должны подходить более ответственно. Наконец, по сравнению с законодательством от них можно ждать более быстрой отдачи.

Руководящий принцип 11: Государственный контроль и обеспечение уважения прав человека

Государствам следует создать контрольные и правоприменительные механизмы с целью гарантировать защиту прав человека, связанных с ВИЧ, включая права лиц, инфицированных ВИЧ и больных СПИДом, их семей и общин.

a) Государствам следует вести сбор информации о правах человека и ВИЧ/СПИДе и, используя эту информацию в качестве основы для разработки и реформы политики и программ, представлять доклады по проблемам прав человека, связанных с ВИЧ, соответствующим договорным органам Организации Объединенных Наций в рамках своих обязательств о предоставлении докладов, предусмотренных в договорах по вопросам прав человека.

b) Государствам следует создавать координационные центры по вопросам ВИЧ/СПИД а в соответствующих правительственных структурах, включая национальные программы, касающиеся СПИДа, полицейские и исправительные учреждения, судебные органы, государственные санитарно- медицинские и социальные службы, а также военное ведомство, в целях контроля за случаями нарушения прав человека, связанными с ВИЧ, и облегчения доступа к этим структурам для групп лиц, находящихся в неблагоприятном или уязвимом положении. Применительно к соответствующим стратегическим мерам и программам должны быть установлены показатели результативности или контрольные показатели, позволяющие конкретно оценивать соблюдение стандартов в области прав человека.

c) Государствам следует оказывать политическую и материальную поддержку, а также помощь людскими ресурсами организациям по оказанию услуг больным СПИДом и организациям на местах в целях наращивания потенциала в области разработки и контроля стандартов соблюдения прав человека. Государствам следует оказывать поддержку правозащитным НПО в деле наращивания их потенциала в области разработки и контроля стандартов соблюдения прав человека, связанных с ВИЧ.

d) Государствам следует поддерживать создание независимых национальных учреждений, занимающихся развитием и защитой прав человека, в том числе прав человека, связанных с ВИЧ, таких, как правозащитные комиссии и примирительные органы, и/или назначать независимых омбудсменов по вопросам ВИЧ/СПИДа в уже существующих или независимых правозащитных учреждениях, национальных правовых органах и комиссиях по реформе законодательства.

e) Государствам следует содействовать развитию связанных с ВИЧ прав человека на международных форумах и обеспечивать их интеграцию в политику и программы международных организаций, включая правозащитные органы Организации Объединенных Наций и другие учреждения системы Организации Объединенных Наций. Кроме того, государствам следует помогать межправительственным организациям материальными и людскими ресурсами, необходимыми для эффективной работы в этой области.

Комментарий к Руководящему принципу 11.

Выработки и развития стандартов уважения прав человека, связанных с ВИЧ, еще недостаточно для борьбы с нарушениями прав человека в контексте ВИЧ/СПИДа. На национальном и местном уровнях должны быть созданы эффективные механизмы контроля и обеспечения уважения прав человека, связанных с ВИЧ. Правительства должны относиться к этой задаче как к одной из своих национальных обязанностей в области ВИЧ/СПИДа. Существование контрольных механизмов должно пропагандироваться, особенно среди сетей организаций лиц, инфицированных ВИЧ и больных СПИДом, с тем чтобы максимально активизировать их использование и воздействие. Контроль необходим для сбора информации, формулирования и пересмотра политики, а также определения приоритетных областей, где требуются изменения, и контрольных показателей оценки результативности. Необходим как "позитивный", так и "негативный" контроль; это означает, что выявляться должны не только положительная практика, которая может служить примером для других, но и случаи нарушений. При наличии необходимых ресурсов неправительственный сектор может стать важным инструментом контроля за нарушением прав человека, поскольку зачастую он имеет более тесные контакты с соответствующими общинами. Официальные органы по рассмотрению жалоб могут оказаться слишком бюрократичными, а их процедуры чрезмерно продолжительными и трудоемкими, что отталкивает от них достаточно большое число лиц. Представителям общественности, занимающимся этими вопросами, необходима соответствующая подготовка для выработки навыков проведения анализа и представления отчетности такого качества, которое было бы приемлемым для государств и международных правозащитных органов.

 

Руководящий принцип 12: Международное сотрудничество

 

Государствам следует сотрудничать со всеми соответствующими программами и учреждениями системы Организации Объединенных Наций, в том числе с ЮНЭЙДС, в обмене знаниями и опытом по проблематике защиты прав человека, связанных с ВИЧ, а также создавать эффективные механизмы защиты прав человека в контексте ВИЧ/СПИД на международном уровне.

а) Комиссии по правам человека следует принять к сведению настоящие Руководящие принципы и доклад второй Международной консультации по ВИЧ/СПИДу и правам человека и предложить государствам тщательно изучить и применять Руководящие принципы в своей деятельности в области ВИЧ/СПИДа и прав человека на национальном, субнациональном и местном уровнях.

b) Комиссии по правам человека следует предложить договорным органам по вопросам прав человека, специальным докладчикам и представителям, а также своим рабочим группам принять к сведению Руководящие принципы и включать в их деятельность и доклады все вопросы, вытекающие из Руководящих принципов и относящиеся к их мандатам.

c) Комиссии по правам человека следует предложить ЮНЭЙДС, ее соучредителям (ПРООН, ЮНЕСКО, ЮНФПА, ЮНИСЕФ, ВОЗ и Всемирный банк), а также другим соответствующим органам и учреждениям Организации Объединенных Наций способствовать применению Руководящих принципов посредством своей деятельности.

d) Комиссии по правам человека следует назначить специального докладчика по вопросам прав человека и ВИЧ/СПИДа, в функции которого входили бы, в частности, поощрение и контроль за осуществлением Руководящих принципов в государствах, а также их пропаганда системой Организации Объединенных Наций, в том числе, когда это возможно, ее правозащитными органами.

е) Комиссии по правам человека следует поощрять Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека обеспечивать распространение Руководящих принципов в его Управлении, а также учитывать их во всех мероприятиях и программах по защите прав человека, особенно в тех из них, которые связаны с техническим сотрудничеством, наблюдением и поддержкой правозащитных организаций и органов.

f) Государствам, во исполнение их обязательств по представлению периодических докладов органам Организации Объединенных Наций, контролирующим выполнение Договоров, а также в рамках региональных конвенций, следует сообщать о ходе применения Руководящих принципов и других соответствующих правозащитных положений, Имеющих отношение к проблеме ВИЧ/СПИДа и предусмотренных в различных договорах.

g) Государствам следует обеспечить на национальном уровне такое сотрудничество с тематическими группами ЮНЭЙДС, которое предусматривало бы пропаганду и применение Руководящих принципов, включая мобилизацию достаточной политической и финансовой поддержки в целях их практической реализации.

h) Государствам следует сотрудничать с ЮНЭЙДС, Управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека, а также неправительственными и прочими организациями, действующими в области прав человека и ВИЧ/СПИДа, в следующих целях:

содействие переводу Руководящих принципов на национальные языки и языки меньшинств;

создание общедоступного механизма связи и координации по обмену информацией о Руководящих принципах и связанных с ВИЧ прав человека;

поддержка разработки справочника международных деклараций/договоров, а также политических заявлений и докладов по вопросам ВИЧ/СПИДа и прав человека в целях усиления и поддержки практического осуществления Руководящих принципов;

поддержка основанных на принципе культурного многообразия образовательных и пропагандистских проектов по вопросам ВИЧ/СПИ Да и прав человека, включая обучение правозащитных групп проблематике ВИЧ/СПИДа, а групп лиц, инфицированных ВИЧ и больных СПИДом, и уязвимых групп - тематике прав человека, а также стратегий в области контроля и защиты прав человека в контексте ВИЧ/СПИДа, используя для этого Руководящие принципы как инструмент обучения;

поддержка создания механизма, который позволил бы существующим правозащитным организациям и организациям, занимающимся проблемами ВИЧ/СПИДа, осуществлять стратегическое сотрудничество в интересах поощрения и защиты прав человека лиц, инфицированных ВИЧ и больных СПИДом, а также лиц, восприимчивых к инфекции, в том числе посредством претворения в жизнь Руководящих принципов;

поддержка создания механизма контроля и оповещения о случаях нарушения прав человека в контексте ВИЧ/СПИДа;

поддержка разработки механизма мобилизации низовых организаций к принятию мер для защиты прав человека, связанных с ВИЧ, и осуществлению Руководящих принципов, включая обмен программами и учебными курсами между различными группами как в рамках отдельных регионов, так и между ними;

призыв религиозных и традиционных лидеров уделять внимание проблеме прав человека, связанных с ВИЧ, в качестве составной части процесса практической реализации Руководящих принципов;

поддержка разработки пособия, которое поможет организациям, занимающимся проблемами прав человека и оказанием услуг больным СПИДом, пропагандировать необходимость практического применения Руководящих принципов;

содействие определению и финансированию НПО и организаций по оказанию услуг больным СПИДом на национальном уровне в целях координации национальной деятельности НПО по содействию реализации Руководящих принципов;

поддержка посредством технической и финансовой помощи инициатив НПО по объединению в национальные и региональные сети в целях совместной работы по вопросам этики, права и прав человека, с тем чтобы помочь им распространять Руководящие принципы и пропагандировать необходимость их применения.

i) Государствам следует через региональные правозащитные механизмы стимулировать распространение и применение Руководящих принципов, а также их учет этими органами в своей работе.

Комментарий к Руководящему принципу 12

В числе органов, учреждений и программ Организации Объединенных Наций представлены некоторые наиболее действенные и мощные форумы, позволяющие государствам обмениваться информацией и опытом по вопросам прав человека, связанных с ВИЧ, и совместно оказывать поддержку в решении проблемы ВИЧ/СПИДа на основе уважения прав человека. Работая с руководством этих органов, государства могут использовать их как орудие содействия применению Руководящих принципов. В то же время государства должны оказывать этим органам политическую и финансовую поддержку, с тем чтобы поощрять их и давать им возможность эффективно и непрерывно работать над претворением в жизнь Руководящих принципов, а также должны позитивно реагировать на работу этих органов, дополняя ее мерами на национальном уровне.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.