Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И. В. Свечникова 12 страница




Преодолеть эти негативные стороны идентичности помогает любовь — одна из


важнейших человеческих ценностей, открываемых молодостью. Любовь, как пони­мали уже древние греки, на этом отрезке жизни многолика: это и филиа эретика — дружба между влюбленными, и эунойя — отдавание, и агапэ — бескорыстное, жерт­венное чувство, и потос — любовное желание, и харис — любовь, опирающаяся на благодарность и уважение, и мания — необузданная страсть, и эрос — желание (вспомните А. Ахматову: «угрюмый, тусклый огнь желанья»). Мы должны отметить общность всех «ликов любви» — они ориентированы на другого человека и ищут, добиваются взаимности.

В молодости особое значение имеет эротическая сторона любви, желание полно­го слияния, соединения с одним человеком. Это желание по самой своей природе исключительно, а не всеобще, поэтому Э. Фромм называет эротическую любовь са­мым обманчивым видом любви.

Э. Эриксон считает, что именно по отношению к молодому человеку, а не к юноше и тем более к подростку, можно говорить об «истинной генитальности», по­скольку большая часть сексуальных эпизодов, предшествовавших этой готовности к близости с другими, несмотря на риск утраты собственной индивидуальности, была лишь проявлением поисков своего «Я» или результатом фаллических (вагинальных) стремлений к победе в соперничестве, что превращало юношескую сексуальную жизнь в генитальную битву. Прежде чем будет достигнут уровень сексуальной зре­лости, многое в половой любви будет исходить из своекорыстия, голода идентично­сти: каждый из партнеров в действительности старается лишь прийти к самому себе. Любовь служит потребности в новой и взаимно разделенной идентичности и являет собой витальную силу ранней взрослости.

Под любовью Э. Эриксон понимает не только сексуальное влечение, но и велико­душие интимности и напоминает фрейдовское различение «гениталъной любви» и «генитальной любви». Цитируя 3. Фрейда, Э. Эриксон пишет: «Однажды Фрейд вы­сказался о том, что, по его мнению, нормальный человек должен уметь делать хоро­шо. Задавший ему этот вопрос, вероятно, ожидал пространного ответа. Но Фрейд, бывший уже на склоне своей жизни, как говорят, ответил лишь: «Lieben und arbeiten» (любить и трудиться). Эта его простая формула заслуживает глубокого ос­мысления. Чем больше обдумываешь ее, тем глубже она становится. Дело в том, что когда Фрейд говорит «любовь», он подразумевает генитальную любовь и гениталь­ную любовь; когда он говорит «любовь и труд», он имеет в виду общую способность производить нечто путем труда, которая перестает захватывать человека, как только он потеряет право или способность к генитальной любви...»

На этапе молодости может сохраняться как подростково-юношеское, незрелое чувство любви, так и обретаться зрелое, мудрое. Э. Фромм отмечал разницу между такой детской любовью и любовью зрелой. Незрелая любовь следует принципу «Я люблю, потому что меня любят»; в основе зрелой любви лежит принцип «Меня лю­бят, потому что я люблю». Незрелая любовь говорит: «Ялюблю тебя, потому что ты мне нужен», зрелая любовь говорит: «Ты мне нужен, потому что я люблю те­бя».

С развитием способности любить связано развитие объекта любви. На после­дующих возрастных ступенях любовь как важнейшее социально-психологическое обретение человека не покинет его, но во многом изменит свое качественное содер­жание в связи с рождением детей, появлением новых отношений с собственными родителями, с наращиванием социального и личностного, эмоционального опыта, с переживанием невозвратимых утрат и т.д. Любовь обретет свою обобщенную, абст­рактную ипостась — станет благоговением перед жизнью, превратится в любовь к Богу, разовьется в гуманизм космического масштаба и т.д., станет искусством лю­бить.

Молодость дает опыт способности любить, формирует понимание, что любовь —


это не только отношение к какому-то конкретному человеку, но и более общая ус­тановка, ориентация характера, определяющая отношение человека к миру в це­лом, а не только к «объекту» любви. Однако большинство молодых людей связыва­ют ее только с объектом, но не с собственной способностью любить.

Э. Фромм считает, что на этапе молодости и взрослости человеку открывается также содержание братской любви как чувства ответственности, заботы, уважения, знания другого человека, как желание помочь ему в жизни; материнской (отцов­ской) любви — установок, которые привьют ребенку любовь и вкус к жизни, дадут ему почувствовать, как прекрасно жить; любви к самому себе — не в смысле фрей­довского нарциссизма или эгоизма, а в форме уважительного и бережного отноше­ния к собственной жизни, счастью, развитию, свободе; любви к Богу как к жизнен­ному принципу, уважения мирового порядка и гармонии.

Появление зрелого чувства любви и установление творческой атмосферы со­трудничества в трудовой деятельности подготавливают переход на следующую ста­дию развития. Эриксоновская формула возраста звучит так: «Мы есть то, что мы любим».

Стремление принадлежать другому человеку, жить с ним общей жизнью может стать основой брака и последующего создания семьи. Хотя молодые люди часто демонстрируют довольно широкое и либеральное понимание отношений меж­ду полами и форм семейно-брач-ных отношений, для многих (особенно женщин) брак и семья остаются важной жизненной ценностью. В основе брачных отношений, по результатам опроса студентов, чаще всего лежит эмоциональное и сексуальное тяготение друг к другу (40%), дружба и совместимость (20%), жертвенность (20%), спокойствие (17%), реализм/практицизм (3%).

Молодость предъявляет собственные требования к брачному партнеру. Так, в ча­стности, идеальная жена должна продемонстрировать такие качества, как верность, опрятность, трудолюбие, скромность, честность и добросовестность, чуткость и за­ботливость, умение вести домашнее хозяйство, а идеальный муж — верность, чест­ность и добросовестность, трудолюбие, чуткость и заботливость, опрятность, ум и скромность.

В любых взаимоотношениях выделяют два независимых фактора — власть, т.е. способность заставить партнера делать, что ты хочешь, и статус — желание парт­нера по общению идти навстречу требованиям субъекта. С точки зрения этих двух критериев Т. Кемпер выделяет 7 типов отношений в любовной паре:

1) романтическая любовь, в которой оба члена пары обладают и статусом, и вла­
стью, поскольку каждый из них может «наказать» другого лишением своей
любви;

2) братская любовь, основанная на взаимно-высоком статусе и низкой власти
(отсутствии возможности к принуждению);

3) харизматическая любовь, в которой только один партнер обладает и статусом,
и властью, а другой — только статусом (модель «учитель—ученик»);

4) «измена» — один партнер обладает и властью, и статусом, а другой — только
властью (модель супружеской измены, когда для партнера, вступившего в но­
вые отношения, супруг сохраняет власть, но уже не вызывает желания идти
ему навстречу, т.е. теряет статус);

5) влюбленность — один из партнеров обладает и властью, и статусом, другой — ни тем и ни другим (модель «безответной», односторонней любви);

6) «поклонение» — один партнер обладает статусом, не обладая властью; другой
не обладает ни тем и ни другим (модель влюбленности в литературного или
киногероя, певца и т.п.);

7) любовь между родителем и маленьким ребенком: высокий статус и низкая
власть у ребенка; низкий статус и высокая власть — у родителя.


Как отмечала В. Сатир, семейная жизнь создается, а не вырастает просто из сек­суального влечения партнеров друг к другу. Семью создает не столько отношение «мужчина—женщина», сколько отношение «родитель—ребенок». Возможность соз­дать семью требует совместимости во многих сферах жизни (от сексуальной сферы до управления предметным и социальным миром), своеобразной практической эти­ки взаимоотношений. Семейная жизнь предполагает создание и поддержание общего комфортного психологического (экзистенциального) пространства, защищенного от отчуждения; каждый из супругов решает, чего он хочет — быть для партнера дру­гом, любовником или супругом.

Уже упоминаемый нами кризис молодости часто соотносят также и с кризисом семейных взаимоотношений. После первых лет брака у многих молодых людей ис­чезают иллюзии, романтический настрой, обнаруживается несходство взглядов, конфликтность позиций и ценностей, больше демонстрируются отрицательные эмо­ции, партнеры чаще прибегают к спекуляциям на взаимных чувствах и манипулиро­ванию друг другом («если ты меня любишь, то...»). Кроме того, этот кризис для мно­гих совпадает с подростковым кризисом их старших детей, что усугубляет остроту его переживания («я для тебя жизнь положил», «я для тебя пожертвовала молодо­стью», «лучшие годы отданы тебе и детям»).

В основе кризиса семейных отношений могут лежать агрессия в семейных отно­шениях, жестко структурированное восприятие партнера и нежелание принять во внимание многие другие стороны его личности (особенно те, которые противоречат сложившемуся о нем мнению). В прочных браках, как показывают исследования, доминируют мужья. Но там, где их власть слишком велика, стабильность брака на­рушается. В прочных браках важна совместимость по второстепенным, а не по ос­новным личностным характеристикам супругов. Супружеская совместимость с воз­растом увеличивается. Считается, что хорошая разница между супругами — 3 года, что родившиеся в первые годы брака дети укрепляют супружеские отношения. Кро­ме того, исследования показывают, что мужчины чувствуют себя счастливыми в браках, где супруга на 94% похожа по физическим и личностным особенностям, по темпераменту и т.д. на их собственную мать. У женщин эти корреляции меньше, по­скольку женское влияние в семье обычно сильнее, чем мужское.

Широко известна нестабильность брака в молодости.

Среди браков, заключенных в этот период, в среднем 60% распадаются, причем этот процент еще выше в среде служащих и лиц с высшим образованием. Одновре­менно отмечается тенденция молодых женщин воздерживаться от рождения детей в первые годы брака, а иногда и позже из-за желания осуществиться как личность, реализоваться как профессионал. Каждый седьмой молодой человек предпочитает вообще не вступать в брак (и при этом иметь достаточно постоянного сексуального партнера или не иметь). В последние годы нарастает тенденция к формированию разновозрастных пар и рождению женщинами одного и даже нескольких детей «для самой себя» в «удобное для самой себя время»: например, 30-летняя женщина с ре­бенком может иметь бойфренда 22-25 лет и моложе. Итогом становится частичное вымывание мужской роли из процесса воспитания детей, поскольку каждый 8-й ре­бенок растет без отца и приобретает соответствующие жизненные установки. В бо­лее широком смысле можно говорить о том, что в современном мире размывается институт семьи как структуры из взрослой пары и детей.

Период молодости с рождением детей привносит в жизнь человека и новые со­циальные роли, и напрямую сталкивает его с историческим временем. Это не только уже освоенные профессиональные роли, роли мужа и жены, сексуальных партнеров и т.д., а еще и роли матери и отца. Освоение именно этих ролей во многом состав­ляет специфику процесса взросления (вспомните наш анализ материнства и отцовст-


ва).

Очень часто в молодости отмечаются ролевые внутриличностные конфликты: например, молодой отец разрывается между ролью отца и семьянина и ролью про­фессионала, специалиста, делающего карьеру, или молодая женщина должна со­вместить в себе роль жены, матери и профессионала. Ролевые конфликты такого ти­па в молодости практически неизбежны, поскольку для личности невозможно жест­ко разграничить в пространстве и времени своей жизни самореализацию в разных видах деятельности и разные формы социальной активности. Выстраивание лично­стных ролевых приоритетов и иерархий ценностей — особая задача молодости, свя­занная с переосмыслением собственного «Я» (с установкой от детского к взросло­му).

Мать и отец для ребенка — это не просто самобытные личности, это еще и пред­ставители институтов социализации, носители определенных экзистенциальных ценностей, норм и правил жизни в обществе. До рождения ребенка человек мог быть воплотителем преимущественно собственных представлений о жизни (интериоризо-ванных от родителей или усвоенных в подростково-юношеских группах), но, став родителем, он уже связан необходимостью представить для ребенка модель правиль­ной жизни, контролировать следование этой модели и доказывать ее истинность. Но для того, чтобы сформировать для ребенка эту модель, молодой человек должен сам для себя решить вопрос, что есть правильная жизнь, и это делает освоение родитель­ской роли одновременно личностной задачей человека.

Время молодости для многих — это еще и пора ученичества, время обретения профессии, начала трудовой деятельности и связанных с этим изменений социально­го статуса: начало самостоятельной трудовой деятельности создает основу для эко­номического отделения от родительской семьи, а реализация себя в выбранной про­фессии — возможность творческих достижений.

Стремление к получению образования (высшего или среднего специального) в принципе характерно для всех социальных молодежных групп, а путь «в студенты» намечается задолго до того, как человек получает возможность профессионального выбора. Профессиональный выбор в молодости делается под влияниям различных факторов — мнения родителей, учителей, друзей, книг, телепередач, рекламы и т.д. Большинство родителей старшеклассников хотят видеть своих детей специалистами с высшим образованием, а высокий престиж труда специалистов создает соответст­вующие социальные установки в молодости и влияет на выбор профессии. Одно­временно здесь присутствуют важные противоречия: 1) отсутствие способностей или необходимого уровня образованности для получения желаемой профессии; 2) отсутствие в обществе потребности в специалистах того профиля, которым интере­суется молодой человек (плюс высокие конкурсы на наиболее престижные специ­альности); 3) отсутствие в семье материальной базы для продолжения образования (низкий финансовый уровень, невозможность отправить сына или дочь на учебу в другой город и т.д.) и др.

Современная социально-экономическая ситуация не снижает ценности получения высшего образования, а разница в вузовских конкурсах иногда формирует установ­ку: «Не важно, в какой вуз поступить, лишь бы поступить». Это создает сложности на будущее, которых молодой человек может не осознавать: ему по окончании вуза придется выполнять неинтересную (нелюбимую) работу или тратить еще годы жиз­ни на получение другого образования или завоевания социального статуса в ситуа­циях, где его не будут считать профессионалом. В обществах, где прием на работу жестко связан с наличием диплома о соответствующем (а не любом высшем) обра­зовании, эти проблемы особенно остры.

Правильный выбор, сделанный осознанно и с учетом реалий, уменьшает возмож­ность ошибок, разочарования, сокращает вероятность асоциальных проявлений, свя-


занных с неудовлетворенностью собой и собственным социальным статусом. Одна из причин разочарования в профессии заключается в изначальном незнании или не­понимании ее специфики. На вопрос «Отличается ли ваше нынешнее представление о будущей профессии от представления о ней до поступления в вуз?» около 70% студентов различных вузов России дают положительный ответ. Разочаровываются в своем выборе также молодые люди, рассчитывающие на творчество и «ежедневный праздник» при осуществлении профессии. Мечтая о какой-либо профессии, они за­бывают, что даже в самых творческих из них чрезвычайно велик объем нетворче­ских элементов — ив художественной деятельности, и в искусстве, и в науке, а тем более — в большинстве существующих профессий. Подсчитано, например, что на одну часть творческой работы в научном исследовании приходится 6-9 частей не­творческих, рутинных (сбор и анализ фактов, обоснование выводов, проверка их на практике, оформление полученных результатов и т.д.).

При выборе профессии и ее осуществлении важно ее индивидуальное насыщение личностными смыслами — понимание и переживание человеком, для чего он тру­дится, как работа связана с его убеждениями, ценностями, идеалами, мотивами. В любой профессии важны не только профессиональные умения и навыки, но и насы­щение профессиональных действий социально значимыми целями. Если таких целей нет, то даже самый престижный выбор специальности не способен обеспечить чело­веку стабильное и достойное место в жизни, обрести то, что называют призванием.

Собственные идеальные запросы в отношении высшего образования студенты, согласно опросам, связывают с следующими моментами: 1) глубокие профессио­нальные знания, 2) знания, выходящие за пределы специальных (общая образован­ность и эрудированность), 3) научная активность, 4) высокие стандарты морали, 5) высокая общая культура, 6) общественная активность, 7) умение работать в коллек­тиве, 8) организаторские качества.

Одновременно с получением образования человек формирует устойчивое миро­воззрение, нравственные принципы и картину мира, которая включает профессио­нальные и общекультурные знания, а также обретает опыт общественной активно­сти. Многие выпускники считают, что по окончании вуза они способны «квалифи­цированно выполнять свою работу», «повышать свою квалификацию как специали­ста в самостоятельной работе», «делиться профессиональным опытом с более моло­дыми специалистами», «руководить группой людей», «увлечь и организовать людей на какое-либо дело», «переносить трудности и лишения неустроенной жизни», «вы­сказывать свое мнение, если даже оно не совпадает с мнением большинства», «нахо­дить способ материального обеспечения себя и своей семьи» и т.д.

В этом плане интерес представляет типология выпускников колледжей, принад­лежащая американским социологам Д. Готтлибу и Б. Ходкинсу. Они разделили мо­лодых людей на 4 типа:

1) тип «W» («профессионалы») — те, кто ориентирован только на профессию и
относится к учебе как инструменту подготовки к осуществлению профессио­
нальных действий, кого не интересуют чисто интеллектуальные и обществен­
ные формы жизни;

2) тип «X» («нонконформисты») — это студенты, ищущие в любой дисциплине
знания о жизни вообще на основе собственного выбора; они очень интересу­
ются миром идей и книг страстные библиоманы; любят дополнительные заня­
тия, факультативы, кружки, концерты, встречи, диспуты, творческие семина­
ры, написание проектов и курсовых работ и т.д.; они стремятся знать как мож­
но больше, но только в той области которая их интересует; они не входят в
студенческие организации, корпорации, клубы и сторонятся общественных и
«неинтеллектуальных» форм активности; по их мнению, учебное заведение


существует для того, чтобы удовлетворить их жажду знаний и любопытство к жизни;

3) тип «Y» («академики») — этот тип студентов стремится выделиться, как мож­
но лучше сдавая экзамены и любым способом получая высокие оценки, участ­
вуя в разных формах студенческого самоуправления, обществах, клубах, где
можно оказаться на виду и т.д.; для них очень много значит признание их дос­
тоинств другими, в том числе и преподавателями;

4) тип «Z» («студенческие деятели») — это те, кто со студенческой скамьи стре­
мится к общественной жизни больше, чем к учебе или науке; как правило, они
стремятся выделиться в общественной или спортивной деятельности; их сту­
денческая жизнь концентрируется не вокруг учебных аудиторий и библиотек,
а вокруг студенческих организаций, стадионов, клубов и т.д.

Вполне понятно, что эти типологические ориентации формируют специалистов совершенно разного уровня. После окончания вуза у большинства специалистов (а у тех, кто решил сразу после школы начать трудиться, раньше) начинается 3—5-летний период адаптации к освоенным видам трудовой деятельности, поиск опти­мальных возможностей для самореализации, фаза «завоевания места под солнцем» в своей деятельности и референтных социальных группах.

Новый жизненный статус определяется многообразием прав и обязанностей по отношению к обществу, профессиональной деятельности, собственной семье. Одно­временно он зависит от степени активности самого человека, который, осознавая свое положение в обществе, либо стремится укрепить и изменить его, либо приспо­сабливается к обстоятельствам жизни. Вместе все это формирует жизненную пози­цию личности — активную или пассивную.

В это время приобретают устойчивость и отчетливость ценностные ориентации личности. Освоение, переживание и воспроизведение ценностей жизни и культуры очень значимо в молодости: человек четко осознает важность их ассимиляции для собственного развития, социальной адаптации, воспитания детей. В. П. Тугаринов, исследовавший молодежные ценности, условно делил их на материальные, соци­ально-политические и духовные. К материальным он относил технику и материаль­ные блага; к социально-политическим — свободу, братство, справедливость, равен­ство; к духовным — образование, науку, искусство. Чувства патриотизма, труд, об­щение с людьми являются синтетическими ценностями.

В. Т. Лисовский, исследовавший жизненные планы молодежи разного пола и возраста, отметил их связь с объективными условиями жизни и ценностными ориен-тациями личности. В группе лиц до 19 лет в первую очередь намечается решение за­дач, связанных с получением высшего или среднего специального образования, с выполнением интересной работы, а также с поиском друзей и близкого человека.

В группе 20—25-летних в качестве ведущей сохраняется ориентация на получе­ние высшего образования и интересной работы. Актуальными остаются поиск лю­бимого человека, верных друзей, проблема создания семьи. В этом же возрасте уси­ливается установка на хорошие жилищные условия, материальную обеспеченность — многие молодые люди приступают к созданию собственной семьи.

В возрастной группе от 26 до 30 лет жизненные планы приобретают несколько иной характер, ибо большинство уже имеет свою семью и детей. Здесь усиливается забота о жилищных условиях, приобретении материальных ценностей, обеспечении и воспитании детей, хотя не утрачивает актуальности и необходимость повышения профессиональной квалификации, образования (с которыми часто напрямую связы­вают уровень жизни и обеспеченности семьи). Анализируя эти данные, легко уло­вить связь между содержанием жизненных планов и ориентациями человека.

Интересно, что есть различия в жизненных ориентациях людей разного социаль­ного статуса. Так, установлено, что для выходцев из рабочих и крестьян в возрасте


21—30 лет в большей степени характерна ориентация на материальные ценности, на улучшение жилищных условий, питания и т.д. В этой же социальной выборке люди вплоть до 40 лет демонстрируют ориентацию на условия труда и отдыха и до 50 лет — на заработок.

У молодых людей из семей служащих удовлетворение этих потребностей состав­ляет фон, фигурой которого выступает творческая самореализация, мотивация дос­тижения, результативности в выбранной профессиональной сфере. Интеллектуаль­ная потребность является одной из ведущих. Творчество в молодом возрасте обна­руживает себя в легком схватывании и ассимиляции новых идей, гибкости и критич­ности мышления, широте интересов.

Сказанное можно связать с тем, что Р. Штайнер называет развитием рассудочной души: в молодости, особенно после 28 лет, эмоцио постепенно сменяется рацио. Ин­тересно, что различные проблемы молодые люди часто предпочитают решать рассу­дочным, организационным путем, а не под влиянием эмоций и интересов, как в под­ростковом возрасте и юности. Этому способствует общее продвижение в интеллек­туальном развитии: человек в этом возрасте умеет анализировать, обобщать, интер­претировать и прогнозировать, рассуждать и объяснять (вспомните — формируется теоретический интеллект).

В этом возрасте все или почти все определяется интеллектом. Экспансивность, конечно, еще присутствует, но во всем преобладают рассудочность и аналитичность. К 30 годам многие подводят некоторые личностные итоги, основанные на рассу­дочном и критичном отношении к самому себе: большинство людей к этому времени могут понять, что они могут и чего не могут, что дается с трудом, а чего, скорее все­го, достигнуть не удастся. На этой основе осуществляются перепланировка жизни, переоценка жизненных ценностей, переориентация мотивов для следующего жиз­ненного этапа. Человек осмысленно делает выбор и готов принять его последствия.

В плане внутреннего переживания приближение к границе 30 лет многие люди оценивают как одну из самых спокойных и благополучных фаз собственной жизни. Здесь имеются в виду не внешние ситуации развития, а внутреннее равновесие и внутренняя уверенность в своей способности справиться с любыми обстоятельства­ми жизни. Человек как бы аккумулирует в себе энергию молодости для дальнейшей жизни.

В молодости проявляются организаторские способности личности, которые особенно отчетливы у мужчин и часто выражаются во внутреннем стремлении к ру­ководству, доминированию, лидерству, власти. Важное стремление, формирующееся в молодости, — жить общей жизнью со своей профессиональной группой, трудовым коллективом, делать общее дело на благо общества. Все эти новообразования возни­кают из осознания того, что почти все необходимое личность получает благодаря своей деятельности, труду. Однако смысловое содержание профессиональной ак­тивности на этом этапе всегда индивидуально: «служить обществу своим трудом», «всего добиваться своим трудом», «трудиться на себя» и т.д. Активность вызывается потребностью в деятельности, но ее характер определяется жизненными потребно­стями и ценностями.

С приближением к 30 годам человек начинает переживать пик творческой ак­тивности. Одаренные люди в молодости и ранней взрослости могут добиваться выдающихся результатов в выбранной сфере деятельности, реализуются как лич­ность в хобби и интересах, выходящих за рамки профессиональной деятельности. В этом возрасте человек в большей или меньшей мере склонен считать себя единст­венным в своем роде: здесь — «Я», там — мир, который «я» могу завоевать, опекать, изменить, побороть или бояться. К середине тридцатых годов жизни для достижения тех же результатов необходимы будут последовательность и «пробивные» способно­сти.


К 30—35 годам возраст «официальной молодости» закончится. С этого момента о человеке больше не будут говорить как о молодом ученом, начинающем писателе, молодом специалисте.

Выводы и заключения

1. Границы молодости условно располагают на отрезке от 18-20 до 30
лет. С этим периодом жизни связывают становление самостоятельно­
сти и ответственности человека за свои поступки способности прини­
мать «смысложизненные» решения, закрепление мировоззренческих
ориентации, построение устойчивого «образа мира», определение пер­
спектив и целей жизни и т.д.

2. Исследователи подчеркивают двоящийся характер молодости: обла­
дая всей совокупностью прав вести взрослую жизнь, молодой человек
далеко не всегда способен найти и реализовать в ней себя.

3. В молодости заканчивается общесоматическое развитие, достигают
своего оптимума физическое и половое созревание.

4. В молодости человек начинает осмысленно строить будущее ориенти­
руясь на всю возрастную перспективу в цепом, а не только на овладе­
ние ценностями и целями ближайшего возрастного периода, как это
было на всех предыдущих ступенях развития.

5. В молодости обнаруживается стремление к личностной экспансии, са­
мовыражению (особенно в выборе профессии, профессиональном са­
моопределении, в карьере), построению жизненной стратегии.

6. Поиск партнера для жизни, отделение от родительской семьи приобре­
тение профессии и начало собственной профессиональной и личност­
ной жизни — условия для выработки собственного индивидуального
жизненного стиля, обретения и реализации индивидуальных смыслов
жизни. Смысл жизни — одна из основных категорий, которыми опери­
рует молодость.

 

7. В эмоциональном плане для молодого человека самопринятие — важ­
нейшее условие самореализации. В молодости человек способен отне­
стись к себе реалистично и критично, принять минусы своего развития.

8. Для молодости особое значение имеет выстраивание системы личных
нравственных, культурных, духовных ценностей, сопряженное с осознани­
ем собственной уникальности и неповторимости.

9. Поскольку возраст предполагает осознание наличия разнообразнейших
возможностей жизнеутверждения, стремление перемениться, стать дру­
гим, обрести новое качество выражается в кризисе молодости, обобщен­
ным и передаваемым.

10.В молодости особое значение имеет самоощущение, внутренняя душев­
ная жизнь. У человека появляется новый интерес к самому себе не только
как к индивиду или личности, но как к экзистенции, явлению более высоко­
го порядка — воплощению предназначения свыше, призвания и т.п.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.