Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

П. В. Крашенинникова 2 страница. Обращаем внимание на то, что в результате преобразований системы органов государственной власти и местного самоуправления возникло противоречие между




Обращаем внимание на то, что в результате преобразований системы органов государственной власти и местного самоуправления возникло противоречие между гражданским и семейным законодательством, с одной стороны, и законодательством об органах государственной власти субъектов Российской Федерации, с другой стороны. С целью устранить это противоречие в ст. 6 Закона об опеке были внесены изменения Федеральным законом от 18 июля 2009 г. N 178-ФЗ. В соответствии с новой редакцией данной статьи в тех муниципальных образованиях, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с названным Законом, полномочия по опеке и попечительству могут быть возложены на органы местного самоуправления. Таким образом, законодатель решил сделать исключение из общего правила и позволил в некоторых случаях делегировать полномочия по опеке и попечительству на местный уровень.

 

V

 

Закон об актах гражданского состояния установил порядок регистрации таких актов. До вступления в силу данного Закона (20 ноября 1997 г.) действовал разд. IV "Акты гражданского состояния" КоБС РСФСР в части, не противоречащей СК РФ. Согласно п. 4 ст. 47 ГК РФ регистрация актов гражданского состояния регулируется специальным Законом об актах гражданского состояния. Данный законодательный акт в ч. 2 ст. 3 воспроизводит базовую норму, изложенную в ст. 47 ГК РФ, где указываются акты (рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени, смерть гражданина) и необходимость их государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния.

Закон об актах гражданского состояния определяет органы, которые от имени государства производят регистрацию актов гражданского состояния и процедуры регистрации различных актов, а также ведение и хранение книг государственной регистрации.

В названный Закон неоднократно вносились изменения, в частности:

- в отношении сообщения информации об отдельных актах гражданского состояния в органы социальной защиты населения, налоговые органы, органы Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и др. (Федеральные законы от 25 октября 2001 г. N 138-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" и в статьи 12 и 67 Федерального закона "Об актах гражданского состояния", от 22 апреля 2003 г. N 46-ФЗ "О внесении изменения и дополнения в статью 12 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" <1>, от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ "О несении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу законодательных актов РСФСР" <2>, от 18 июля 2006 г. N 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу совершенствования государственного управления в сфере миграции" <3>, от 5 апреля 2010 г. N 52-ФЗ "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" <4>);

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 17. Ст. 1553.

<2> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4855.

<3> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3420.

<4> СЗ РФ. 2010. N 15. Ст. 1748.

 

- применительно к хранению документов органами загса об особенностях регистрации отдельных актов гражданского состояния (Федеральные законы от 29 апреля 2002 г. N 44-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" <1>, от 17 июля 2009 г. N 169-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" <2>, от 28 июля 2010 г. N 241-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о порядке предоставления единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала" <3>);

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 18. Ст. 1724.

<2> СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3606.

<3> СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4210.

 

- в части разграничения функций органов местного самоуправления, субъектов Российской Федерации, Российской Федерации при регистрации актов гражданского состояния (Федеральные законы от 7 июля 2003 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статьи 4 и 79 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" <1>, от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <2>, от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований" <3>, от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" <4>, от 17 декабря 2009 г. N 317-ФЗ "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" <5>) и по другим вопросам.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2889.

<2> СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.

<3> СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 25

<4> СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 10.

<5> СЗ РФ. 2009. N 51. Ст. 6154.

 

VI

 

То, что за период действия современного семейного законодательства накопилась обширная судебная практика, а также обновилась нормативная правовая база как в России, так и в ее субъектах, позволяет авторам комментария надеяться на то, что настоящая работа будет полезна не только правоприменителям и специалистам в сфере семейного права, но и всем гражданам.

П.В.Крашенинников

Ноябрь 2011 г.

 

29 декабря 1995 года N 223-ФЗ

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

(в ред. Федеральных законов от 15.11.1997 N 140-ФЗ,

от 27.06.1998 N 94-ФЗ, от 02.01.2000 N 32-ФЗ,

от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 28.12.2004 N 185-ФЗ,

от 03.06.2006 N 71-ФЗ, от 18.12.2006 N 231-ФЗ,

от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 21.07.2007 N 194-ФЗ,

от 24.04.2008 N 49-ФЗ, от 30.06.2008 N 106-ФЗ,

от 23.12.2010 N 386-ФЗ, от 04.05.2011 N 98-ФЗ,

от 30.11.2011 N 363-ФЗ)

 

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Глава 1. СЕМЕЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

 

Статья 1. Основные начала семейного законодательства

 

Комментарий к статье 1

 

1. Нормы семейного права могут включаться (и включаются) в различного рода нормативные акты (см. ст. 3 и комментарий к ней). Тем не менее семейное законодательство представляет собой систему нормативных актов. Кроме прочего системность обеспечивается единством принципов правового регулирования семейных отношений, которые закреплены в комментируемой статье.

Основные начала семейного законодательства, или, что то же самое, принципы семейного права, представляют собой определенные начала, руководящие идеи, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование семейных отношений <1>.

--------------------------------

<1> Данное определение принципов семейного права опирается на определение правовых принципов, сформулированное О.А. Красавчиковым. См.: Советское гражданское право: Учебник: В 2 т. М., 1985. Т. 1. С. 89 - 90.

 

Изложение основных начал (принципов) правового регулирования всегда производится в достаточно абстрактной форме, а иным оно и быть не может. Вероятно, по той причине, что юристы привыкли "иметь дело" с нормами, предписывающими определенный вариант поведения, либо запрещающими те или иные действия, либо характеризующимися дозволительной направленностью, т.е. правилами более или менее конкретизированными. К сожалению, нормы, отмеченные высокой степенью абстракции, обычно не воспринимаются (иногда игнорируются) теми, кто применяет закон. Но нормы, определяющие принципы правового регулирования семейных отношений, находятся в основании всех прочих семейно-правовых норм. Все нормы семейного законодательства подчинены основным началам, изложенным в комментируемой статье. Их необходимо учитывать при уяснении содержания всех правил, сформулированных в СК РФ, при толковании семейно-правовых норм и применении к семейным отношениям гражданского законодательства, а также при применении семейного законодательства и гражданского законодательства к семейным отношениям по аналогии и т.д. и т.п.

2. К выявлению системы принципов семейного права и анализу их содержания обращались многие ученые. Так, А.И. Пергамент в 1951 г. называла такие принципы (советского) семейного права, как полное равноправие мужчины и женщины в личных и имущественных правах, возникающих в силу брака и родства; охрана материнства и детства; осуществление родительских прав исключительно в интересах детей; единобрачие <1>.

--------------------------------

<1> Советское гражданское право: В 2 т. / Под ред. С.Н. Братуся. М., 1951. Т. II. С. 366 - 367.

 

Примерно так же очерчивал принципы семейного права Г.М. Свердлов в 1958 г. Кроме названных им выделялись и такие принципы, как равноправие граждан независимо от национальности и расы; свобода семейного права от влияния каких-либо религиозных правил; всесторонняя охрана родительских прав <1>.

--------------------------------

<1> Свердлов Г.М. Советское семейное право. М., 1958. С. 38 - 45.

 

В 1982 г. В.Ф. Яковлев называл следующие принципы семейного права: равноправие граждан в семейных отношениях; равноправие мужчины и женщины; единобрачие (моногамия); свобода и добровольность при заключении брака; свобода расторжения брака под контролем государства; государственная забота о матери, ребенке, всемерная охрана их интересов, поощрение материнства; взаимная свобода членов семьи, моральная и материальная поддержка ими друг друга <1>. В 1985 г. Г.К. Матвеев главными началами (принципами) правового регулирования брачно-семейных отношений признавал свободу брака, свободу расторжения брака, только гражданский светский брак, моногамию, равноправие супругов и всемерную защиту интересов детей <2>.

--------------------------------

<1> Советское семейное право: Учебник / Под ред. В.А. Рясенцева. М., 1982. С. 16 - 20.

<2> Матвеев Г.К. Советское семейное право: Учебник. М., 1985. С. 20 - 22.

 

Обращение к указанным (и подобным) высказываниям, сделанным в разные периоды истории государства Российского, отличающиеся социально-политической обстановкой, представляется оправданным. Более того - необходимым. Не дело рассматривать основные начала (принципы) российского семейного законодательства и семейное законодательство России в целом в отрыве от того, что было ранее. Наше законодательство освободилось от необходимых в прежние времена идеологических наслоений. Но, как представляется, сегодняшнее семейное законодательство РФ есть результат развития русского, советского, российского семейного права.

3. В качестве своеобразного вступления изложение основных начал семейного законодательства предваряет воспроизведение в несколько модифицированном виде конституционных положений. Во-первых, в соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Во-вторых, в силу ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. В этих случаях о поддержке и защите говорится в самом широком смысле. Имеется в виду комплекс мер экономического (в том числе финансового), организационного, правового характера. Правовые меры находят закрепление в законодательстве различной отраслевой природы (гражданском, трудовом, жилищном, о здравоохранении и т.д.).

4. Среди основных начал семейного законодательства названы:

- необходимость укрепления семьи;

- недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи;

- обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав;

- обеспечение возможности судебной защиты семейных прав;

- добровольность брачного союза мужчины и женщины;

- признание только гражданского светского брака;

- равенство прав супругов в семье;

- приоритет семейного воспитания детей;

- обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

- недопустимость ограничения прав граждан при вступлении в брак, в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности <1>.

--------------------------------

<1> К сожалению, форма подачи основных начал семейного законодательства лишена должной четкости. Вероятно, по этой причине в юридической литературе нет единства при решении вопроса о том, какие положения ст. 1 СК РФ являются основными началами, и, соответственно, о количестве таких начал. См., например: Пчелинцева Л.М. Семейное право России: Учебник для вузов. М., 1999. С. 20 - 25; Нечаева А.М. Семейное право: Курс лекций. М., 2000. С. 26 - 35; Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2004. Т. 3. С. 310 - 315.

 

5. На первый взгляд, к числу основных начал семейного законодательства следует относить также необходимость построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов (п. 1 ст. 1 СК). Кроме того, как одно из основных начал определено разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию.

Думается, прав Г.Ф. Шершеневич, указывая: "К семейным правам не должны быть причислены устанавливаемые законом права на взаимную любовь, уважение, почтение, потому что это мнимые права, лишенные санкции, - право имеет дело только с внешним миром, но не с душевным" <1>. Поэтому вряд ли следует соглашаться с утверждением, будто правовое регулирование семейных отношений "можно построить таким образом, чтобы оно способствовало становлению и сохранению между членами семьи взаимной любви и уважения, ответственности перед семьей и стремлению членов семьи осуществлять взаимопомощь и поддержку друг друга".

--------------------------------

<1> Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изд. 1907 г.). М., 1995. С. 407.

 

Включение в закон рассматриваемых положений, наверное, нельзя оценивать отрицательно, быть может, следует даже приветствовать. Но при этом надо отдавать себе отчет в том, что "перевести на юридический язык" такие категории, как "любовь" и "уважение" (в семье), еще никогда не удавалось и вряд ли когда-нибудь удастся. Так, В.И. Синайский по этому поводу писал: "Естественные и нравственные отношения лишь лежат в основе юридических отношений членов семьи. Поэтому при толковании норм семейного права необходимо стремиться придать нормам юридическое значение, а не ограничиваться констатированием их нравственного характера" <1>.

--------------------------------

<1> Синайский В.И. Русское гражданское право. М.: Статут, 2002. С. 485.

 

Невозможно принудить к исполнению в натуре "обязательства" любить и уважать других членов семьи. Невозможно обеспечить данное обязательство санкциями. Невозможно создать (придумать) обязанности (и соответствующие права), исполнение (реализация) которых приведет к цели - взаимной любви и уважению. Практически в данном случае мы имеем дело с призывом, лишенным правового содержания.

Что касается упоминания о взаимопомощи, то и здесь право бессильно. Будучи "вмонтированным" в юридическую материю, требование о необходимости взаимопомощи трансформируется, приобретая форму обязанностей по содержанию одними членами семьи других.

Наконец, словосочетание "ответственность перед семьей всех ее членов" использовано не в юридическом смысле. По-видимому, в данном случае об ответственности говорится с точки зрения социальной. Во-первых, оставаясь на юридических позициях, следует считать, что ответственность наступает при наличии неких противоправных действий. Во-вторых, привлечение к ответственности предполагает применение санкций. В-третьих, сколько бы ни говорилось в науке о том, что семья является субъектом права, или о необходимости признания семьи субъектом права <1>, закон не считает семью участницей правовых отношений. Регулируются отношения, складывающиеся между членами семьи (см. также комментарий к ст. 2 СК), и т.д.

--------------------------------

<1> См., например: Красавчиков О.А. Основы жилищного законодательства: предмет регулирования и юридическая природа // Основы советского жилищного законодательства. Свердловск, 1981. С. 18 - 19.

 

Среди принципов семейного права в п. 3 комментируемой статьи упоминается указание о разрешении внутрисемейных вопросов по взаимному согласию. Представляется, что это тоже только пожелание. По-видимому, следует констатировать, что речь идет об идеале, к которому надо стремиться, понимая его недостижимость. А с точки зрения правовой обеспечить "торжество взаимного согласия" попросту невозможно. Конечно, можно вменить в обязанность всех членов семьи решение определенного рода вопросов (и дать их перечень) только "единогласием". Но, во-первых, не будет ли это произвольным вмешательством в "семейные дела"? Не противоречит ли это сути семейных отношений? Не приведет ли это к тому, что ряд решений попросту невозможно будет принять из-за разногласий между членами семьи или нежелания кого-либо из ее членов участвовать в принятии решения? Во-вторых, право не обладает и не может обладать средствами, которые могли бы обеспечить реализацию такого рода норм.

6. На укрепление семьи направлено очень большое количество норм семейного законодательства. Даже регламентация отношений, предшествующих заключению брака, кроме прочего имеет цель способствовать укреплению будущей семьи (ст. ст. 11 - 15 СК). При рассмотрении дела о расторжении брака при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака суд вправе принять меры по примирению супругов и вправе отложить разбирательство дела, назначив супругам срок для примирения (п. 2 ст. 22 СК). Расторжение брака в судебном порядке производится, если судом установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны (п. 1 ст. 22 СК). Суд не может признать брак фиктивным, если лица, зарегистрировавшие такой брак, до рассмотрения дела судом фактически создали семью (п. 3 ст. 29 СК). Родители могут быть лишены родительских прав лишь при наличии чрезвычайных обстоятельств, указанных в законе, и в порядке, установленном законом (ст. ст. 69, 70 СК), и т.д. и т.п.

Следует заметить, что укреплению семьи призваны способствовать и нормы иных отраслей законодательства (например, жилищного законодательства).

7. Недопустимо произвольное вмешательство кого-либо в дела семьи. Это означает, что члены семьи свободны в принятии каких бы то ни было решений, затрагивающих интересы семьи. Никто не вправе "диктовать" членам семьи или осуществлять вмешательство в дела семьи иным образом (например, родители одного из супругов, оказывая семье материальную поддержку, пытаются навязать нравящийся им образ жизни).

Вместе с тем, рассматривая содержание данного принципа, важно обратить внимание на то, что недопустимо только произвольное вмешательство. В ряде случаев закон позволяет вмешиваться в дела семьи. Таких случаев немало. Это касается и расторжения брака, и воспитания детей, и пр. Чаще всего закон допускает вмешательство в дела семьи суда, органа опеки и попечительства, прокурора. Иногда таким правом обладают и иные лица. Так, должностные лица организаций и граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства (п. 3 ст. 56 СК).

Допущение законом случаев вмешательства в дела семьи продиктовано стремлением обеспечить интересы "слабого" участника семейных отношений (например, несовершеннолетнего гражданина) или не допустить отступлений от основных положений государственной семейной политики и т.п.

8. Право в целом (в том числе семейное) должно стремиться к обеспечению возможности беспрепятственного осуществления субъективных прав. В соответствующей части комментируемой статьи, по сути, воспроизводится общеправовой принцип. Его торжество есть свидетельство торжества права. Для его достижения правовые нормы предусматривают меры, обеспечивающие беспрепятственное осуществление субъективных прав, в том числе устанавливают порядок реализации права, определяют процедуры (формы и пр.) осуществления прав, указывают механизмы принуждения обязанных лиц к исполнению своих обязанностей, называют санкции, применяемые к нарушителям права, и т.д.

9. Права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ). Защита семейных прав осуществляется судом, а в случаях, предусмотренных СК РФ, - государственными органами или органами опеки и попечительства (см. ст. 8 СК и комментарий к ней). Действия государственных органов и органов опеки и попечительства могут быть обжалованы в суде.

10. Для заключения брака необходимо взаимное добровольное согласие мужчины и женщины (п. 1 ст. 12 СК). Понуждение к вступлению в брак недопустимо. И не важно, от кого исходит давление и исходя из каких соображений, оказывается ли оно на одного или на обоих субъектов, в какую форму облечено понуждение (угроза, насилие и пр.) и т.д. В любом случае согласие на вступление в брак должно быть добровольным. При нарушении этого требования брак признается недействительным (ст. 27 СК).

11. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации брака в органах записи актов гражданского состояния (ст. 10 СК). Таким образом, можно констатировать существование постулата: нет регистрации - нет брака.

Заменить государственную регистрацию каким-либо иным актом невозможно.

Церковный брак законом не признается.

При отсутствии государственной регистрации брака не возникают предусмотренные законом права и обязанности супругов.

В быту гражданским браком часто называют союз мужчины и женщины, проживающих совместно без регистрации брака (юристы обычно именуют таких граждан сожителями). Такая терминология представляется неприемлемой. Дело в том что само понятие "гражданский брак" появилось тогда, когда господствовал церковный брак. И если люди проживали совместно без совершения соответствующего церковного обряда, то говорили, что они состоят в гражданском браке. Сегодня закон связывает правовые последствия только с браком, зарегистрированным в органах записи актов гражданского состояния. С этой точки зрения других браков, кроме гражданских (т.е. зарегистрированных), вообще не существует.

Иногда лиц, совместно проживающих без регистрации брака, именуют "фактическими супругами". Следуя этой логике, можно говорить и о "юридических супругах" (состоящих в зарегистрированном браке). Но не бывает брака незарегистрированного. Нельзя стать супругом ("фактическим", "юридическим"), если брак не зарегистрирован.

12. Говоря о равенстве супругов как об одном из принципов семейного законодательства, надо иметь в виду следующие обстоятельства.

Во-первых, под равенством иногда понимают равноправие, т.е. наличие у субъектов одинаковых прав (по содержанию и объему).

Во-вторых, в гражданском праве под равенством субъектов понимается отсутствие власти и подчинения: один субъект не может повелевать другим.

Как представляется, в семейном законодательстве о равенстве супругов говорится в обоих значениях этого слова. Давно канули в прошлое права личной власти мужа над женой (а также родителей над детьми, опекунов над опекаемыми) <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 407.

 

Муж и жена равны в том смысле, что не подчинены друг другу, один супруг не может повелевать другим.

Вопросы жизни семьи решаются супругами совместно, исходя из принципа равенства супругов (п. 2 ст. 31 СК), супруги равны в правах (и обязанностях), равноправны.

Принцип равенства супругов воплощен в ряде статей СК РФ (ст. ст. 31 - 39 и др.).

13. По общему правилу именно семейное воспитание обеспечивает здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие детей. Поэтому естественно, что одним из принципов семейного законодательства назван приоритет семейного воспитания детей. Этот принцип конкретизируется в ряде статей СК РФ (см., в частности, ст. ст. 54, 55, 63, 121 - 123 и соответствующий комментарий).

14. Необходимость приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи обусловлена тем, что эти лица обычно являются наиболее "слабыми" участниками семейных отношений. Этим лицам сложнее, чем другим членам семьи, "постоять за себя". Они наиболее уязвимы.

К числу "источников" рассматриваемого принципа следует отнести также Всеобщую декларацию прав человека, принятую ООН 10 декабря 1948 г. (здесь впервые дети провозглашены объектами особой защиты и заботы); Декларацию о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и усыновление на национальном и международном уровнях, от 3 декабря 1986 г. (ООН); Конвенцию о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (ООН); Европейскую конвенцию об осуществлении прав детей от 25 января 1996 г. (Совет Европы).

В целях реализации данного принципа в СК РФ установлен ряд норм. Так, обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбления или эксплуатацию детей (ст. 65 СК). Родители могут быть лишены родительских прав (ст. ст. 69, 70 СК). Но лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка (п. 2 ст. 71 СК) и т.д. и т.п.

Родители обязаны содержать своих нетрудоспособных несовершеннолетних детей, нуждающихся в помощи (ст. 85 СК). Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей (ст. 87 СК). Нетрудоспособный нуждающийся супруг имеет право требовать предоставления алиментов от другого супруга, обладающего необходимыми для этого средствами (ст. 89 СК), и т.д. и т.п.

15. В п. 4 комментируемой статьи с привязкой к предмету правового регулирования - семейным отношениям - воспроизводится конституционная норма. В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Кроме того, в п. 4 комментируемой статьи, частично с привязкой к семейным отношениям, воспроизведено правило, содержащееся в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ: права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

 

Статья 2. Отношения, регулируемые семейным законодательством

 

Комментарий к статье 2

 

1. В комментируемой статье определяется предмет правового регулирования семейного законодательства. Его образует система семейных отношений. Понятно, что характеристика такого рода социальных связей вряд ли возможна без определения ключевого понятия - что есть семья. Около 100 лет назад В.И. Синайский указывал: "К сожалению, в нашем праве понятие семьи лишено всякой определенности и ясности" <1>. С тех пор в этом вопросе мало что изменилось. По-прежнему нет официального определения семьи (да и нужно ли оно?). В различных отраслях законодательства (гражданском, жилищном, трудовом и т.д.) в понятие "семья" вкладывается разное содержание. Как и прежде, продолжаются споры в юридической науке <2>.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.094 сек.