Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перемены имени




 

Статья 58. Перемена имени

 

Комментарий к статье 58

 

1. Наиболее общие положения об имени гражданина сформулированы в ст. 19 ГК РФ. Нормы о праве ребенка на имя включены ст. 58 СК РФ (см. ст. 18 Закона об актах гражданского состояния и комментарий к ней).

Кроме прочего в п. 2 ст. 19 ГК РФ предусмотрено право гражданина на перемену имени в порядке, установленном законом. В силу п. 3 этой же статьи ГК РФ перемена имени подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации актов гражданского состояния. Последнее правило воспроизведено в п. 5 комментируемой статьи.

Несмотря на указание п. 2 ст. 19 ГК РФ о том, что перемена имени производится в порядке, предусмотренном законом, закон не устанавливает порядок перемены имени совершеннолетними гражданами. Порядок изменения имени ребенка определен в ст. 59 СК РФ и в п. п. 3, 4 комментируемой статьи. Порядок государственной регистрации перемены имени установлен в разд. VII комментируемого Закона (ст. ст. 58 - 63).

2. При рассмотрении положений ст. ст. 58 - 63 комментируемого Закона (как, впрочем, и ряда других его норм) следует иметь в виду некоторую терминологическую, а то и понятийную несогласованность ГК РФ, СК РФ и комментируемого Закона. В результате этого возникают затруднения при применении указанных Федеральных законов, а также встает вопрос об их иерархии.

Так, в силу п. 1 ст. 19 ГК РФ имя гражданина включает в себя фамилию, собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. Соответственно, под переменой имени, о которой говорится в п. 2 этой же статьи ГК РФ, подразумевается изменение фамилии, и (или) собственно имени, и (или) отчества (если оно есть). Хотя указанные нормы ГК РФ вступили в силу задолго до СК РФ, в последнем речь идет уже о праве ребенка на имя, отчество и фамилию (ст. 58). В ст. 59 СК РФ говорится об изменении имени и фамилии, а об отчестве умалчивается. В п. 1 комментируемой статьи об имени говорится в том же понимании, как в ГК РФ. И это представляется правильным, в частности потому, что Закон об актах гражданского состояния принят на основании и в развитие ("во исполнение указания") ГК РФ (п. 4 ст. 47). А в п. 4 комментируемой статьи, так же как в ст. 59 СК РФ, речь идет только о возможности изменения собственно имени и фамилии. О возможности перемены отчества умалчивается. Однако, как представляется, исходя из интересов ребенка может быть изменено и его отчество.

Право на имя, включающее фамилию, собственно имя и отчество, принадлежит гражданину от рождения, и право переменить имя не связано с возрастом (п. 2 ст. 19, п. 1 ст. 150 ГК) <1>. С учетом этого представляется неточным указание п. 1 комментируемой статьи. Возникает вопрос: может ли субъект самостоятельно реализовать принадлежащее ему право на изменение имени, или реализация производится действиями представителей?

--------------------------------

<1> Поэтому далее, поскольку не оговорено иное, когда речь идет о перемене (изменении) имени, имеется в виду изменение фамилии, и (или) собственно имени, и (или) отчества.

 

При сопоставлении п. 3 ст. 19 ГК РФ и п. 2 комментируемой статьи вполне очевидно несовершенство последнего (см. п. 3 настоящего комментария).

3. В п. 2 комментируемой статьи определяется, в какой из органов загса (о них см. ст. 4 Закона об актах гражданского состояния и комментарий к ней) следует обратиться за регистрацией перемены имени (хотя в п. 2 говорится об органе, производящем перемену имени, на самом деле этот орган не производит такой перемены, но регистрирует ее).

Регистрация перемены имени производится либо по месту жительства, либо по месту государственной регистрации рождения гражданина. Понятно, что эти места могут совпадать.

Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства лиц, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей (ст. 20 ГК). На практике обычно местом жительства гражданина считается место, где он состоит на регистрационном учете (где прописан) <1>.

--------------------------------

<1> См. об этом: Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Под ред. П.В. Крашенинникова. С. 97 - 101.

 

4. В п. 3 комментируемой статьи говорится о перемене имени лицом, не достигшим совершеннолетия (18 лет). Учитывая наличие п. 4 этой же статьи, надлежит сделать вывод, что на самом деле речь идет об изменении имени лицами в возрасте от 14 до 18 лет.

Одним из условий перемены имени указанными лицами является согласие на это законных представителей (обоих родителей, усыновителей, попечителя). Возможные при этом споры разрешаются в судебном порядке, т.е. отсутствие согласия может быть компенсировано судебным решением.

Если лицо стало полностью дееспособным до достижения возраста 18 лет, то чье-либо согласие на изменение имени не требуется.

Гражданин, не достигший возраста 18 лет, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак до достижения возраста 18 лет (п. 2 ст. 21 ГК). Несовершеннолетний, достигший возраста 16 лет, в установленном законом порядке может быть объявлен полностью дееспособным (эмансипирован) (ст. 27 ГК).

5. О перемене имени лицу, не достигшему возраста 14 лет, см. ст. 59 СК РФ и комментарий к ней.

Рассматривая содержание п. 4 комментируемой статьи, следует обратить внимание лишь на два обстоятельства. Во-первых, орган опеки и попечительства разрешает (или не разрешает) изменение имени ребенка, но не принимает решение о таком изменении. Во-вторых, в ст. 59 СК РФ не только устанавливается порядок изменения имени лицам, не достигшим возраста 14 лет, но и указываются условия, при которых допускается изменение имени этим лицам.

6. Правила о перемене имени с некоторой степенью условности можно разделить на общие и специальные. Общие правила об изменении имени устанавливаются в п. п. 2 - 3 ст. 19 ГК РФ и ст. ст. 58 - 63 комментируемого Закона. Говоря о специальных правилах перемены имени, следует вспомнить о праве супругов на выбор фамилии (п. 1 ст. 32 СК; ст. 28 комментируемого Закона). Специальные правила установлены и на случай расторжения брака (п. 3 ст. 32 СК; ст. 36 комментируемого Закона). Особые правила предусмотрены на случаи усыновления (удочерения) детей (ст. ст. 132, 134 СК).

 

Статья 59. Заявление о перемене имени

 

Комментарий к статье 59

 

1. Перемена имени подлежит государственной регистрации в органе загса по месту жительства или в органе загса по месту государственной регистрации рождения лица, желающего переменить имя. Соответственно, заявление подается в один из этих органов.

Заявление составляется по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1274 (см. комментарий к ст. 2 Закона об актах гражданского состояния).

2. Составление заявления не представляет сложности, поскольку в нем констатируется существование конкретных фактов, воспроизводятся данные, содержащиеся в определенных документах.

Особо следует сказать о требовании указать в заявлении причины перемены имени.

Причины, которыми руководствуются граждане, желающие переменить имя, могут быть различными. Обычно к этому прибегают лица, носящие неблагозвучные фамилии или желающие носить более благозвучное имя. Иногда гражданин меняет фамилию и (или) отчество с тем, чтобы его родителем значился не тот, кто является биологическим отцом, но лицо, воспитавшее его. Могут быть и иные обстоятельства, побуждающие переменить имя (в принципе их перечень не ограничен). Важно, однако, подчеркнуть, что причины, по которым гражданин желает переменить имя, юридического значения не имеют <1>. Хотя в заявлении о перемене имени, кроме прочего, должны быть указаны причины того, почему гражданин желает изменить фамилию, собственно имя и (или) отчество, недопустим отказ в таком изменении со ссылкой на то, что позиция заявителя легкомысленна, он недостаточно убедителен и т.д. и т.п. По строгому счету причины перемены имени никто не вправе обсуждать, кроме самого заявителя. Реализация субъективного права гражданина осуществляется по усмотрению самого гражданина и не нуждается в каком-либо санкционировании.

--------------------------------

<1> Иногда это приводит к злоупотреблению правом. Так, гражданин переменил фамилию, имя, отчество и стал именоваться как некий известный писатель. А затем стал публиковать произведения литературы под новым именем (такое, к сожалению, случается).

 

Как представляется, перемене имени следует препятствовать (отказывать в регистрации перемены имени), когда достоверно известно, что гражданин, желая изменить имя, злоупотребляет правом (например, данные об этом содержатся в его заявлении).

 

Статья 60. Порядок государственной регистрации перемены имени

 

Комментарий к статье 60

 

1. Перемена имени требует внесения изменений в записи актов гражданского состояния. Если соответствующие записи утрачены, то, прежде чем изменить имя, необходимо восстановить утраченные записи (ст. 74 Закона об актах гражданского состояния и комментарий к ней).

Исправления и изменения в записях актов гражданского состояния должны быть произведены при наличии предусмотренных законом оснований в порядке, установленном законом (ст. ст. 69 - 73 Закона об актах гражданского состояния и комментарий к ним). Наличие таких оснований не дает права отказывать в приеме заявления о перемене имени. Эти основания могут быть обнаружены и после принятия заявления, и в ходе его рассмотрения. И в том и в другом случае сначала вносятся исправления и изменения, а уже затем осуществляется государственная регистрация перемены имени.

2. После перемены имени производится изменение записей актов гражданского состояния в связи с переменой имени (ст. 63 Закона об актах гражданского состояния и комментарий к ней). Еще до государственной регистрации перемены имени орган загса должен запросить копии соответствующих документов (п. 3 комментируемой статьи).

3. Общий срок государственной регистрации перемены имени составляет один месяц. Этот срок может быть увеличен не более чем на два месяца. Решение об увеличении срока принимает руководитель органа загса. Основанием для такого решения является наличие уважительной причины. В качестве примера уважительной причины в абз. 2 п. 2 комментируемой статьи указано неполучение копий записей актов гражданского состояния, в которые необходимо внести изменения в связи с переменой имени (п. 2 настоящего комментария). Вопрос о том, является ли то или иное обстоятельство уважительной причиной, решается в каждом конкретном случае с учетом конкретных обстоятельств. Но очевидно, что не могут считаться уважительными причинами "высокая степень загруженности органа загса", "нахождение работника органа загса в отпуске" и т.п.

Течение срока, установленного для государственной регистрации перемены имени (как общего (один месяц), так и увеличенного (не более чем на два месяца)) может быть приостановлено. Основаниями приостановления являются необходимость восстановления утраченной записи, а также необходимость внесения исправлений и изменений в записи (п. 1 настоящего комментария). Приостановление течения срока производится на период, который потребуется для восстановления записи, ее исправления, изменения.

4. Отказ в государственной регистрации перемены имени должен быть мотивирован. Совершается он в письменной форме.

Отказ, конечно, исходит от органа загса, а не от руководителя этого органа, как указано в п. 5 комментируемой статьи. Вместе с тем благодаря этому указанию известно, как должен быть подписан соответствующий документ - руководителем органа загса (но не другим работником этого органа).

Смотри также ст. 11 Закона об актах гражданского состояния и комментарий к ней.

 

Статья 61. Содержание записи акта о перемене имени

 

Комментарий к статье 61

 

В запись акта о перемене имени включается информация о том, что было (какое имя было), и о том, что стало (новое имя). Кроме того, в такую запись включаются остающиеся неизменными сведения о дате и месте рождения, дате и номере записи акта о рождении и др. И наконец, указываются отдельные реквизиты (серия и номер) документа, удостоверяющего факт государственной регистрации перемены имени.

Свидетельство о перемене имени является документом, удостоверяющим факт государственной регистрации соответствующего акта гражданского состояния (перемены имени).

 

Статья 62. Свидетельство о перемене имени

 

Комментарий к статье 62

 

Свидетельство о государственной регистрации перемены имени выдается в удостоверение факта государственной регистрации данного акта гражданского состояния. Свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния подписывается руководителем органа загса и скрепляется печатью органа загса (комментарий к ст. 8 Закона об актах гражданского состояния).

Форма бланка свидетельства о перемене имени утверждена Постановлением Правительства РФ от 6 июля 1998 г. N 709 "О мерах по реализации Федерального закона "Об актах гражданского состояния" и введена в действие с I квартала 1999 г.

Содержание свидетельства о перемене имени в основном совпадает с содержанием записи акта о перемене имени (комментарий к ст. 61 Закона об актах гражданского состояния).

 

Статья 63. Изменения записей актов гражданского состояния в связи с переменой имени

 

Комментарий к статье 63

 

1. Перемена гражданином имени не означает исчезновения одного субъекта права и появления нового. Правовое положение этого лица ни в коей мере не изменяется (та же правоспособность, тот же объем дееспособности, те же права и обязанности: как сказано в п. 2 ст. 19 ГК РФ, "перемена гражданином имени не является основанием для прекращения или изменения его прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем").

2. Гражданин, переменивший имя, обязан известить об этом своих должников и кредиторов (абз. 2 п. 2 ст. 19 ГК). При неисполнении этой обязанности должник может быть лишен возможности исполнить обязательство, поскольку ему неизвестно, что кредитор этого гражданина может "потерять" своего должника из-за его нового имени. На этот случай закон предусматривает, что риск последствий, вызванных отсутствием у должников и кредиторов гражданина, переменившего имя, сведений о перемене его имени, несет данный гражданин. Это означает, что ответственность за возможные неблагоприятные последствия, наступившие вследствие того, что гражданин, переменивший имя, не известил об этом должников и кредиторов, возлагается на этого гражданина.

3. Гражданин, переменивший имя, вправе требовать внесения за свой счет соответствующих изменений в документы, оформленные на его прежнее имя (абз. 3 п. 2 ст. 19 ГК).

В отличие от приведенной нормы ГК РФ, в рассматриваемой статье большинство предписаний носит императивный характер. Если, например, изменено имя одного из супругов, то вносятся изменения в запись акта о заключении брака (ст. 29 комментируемого Закона) и выдается новое свидетельство о заключении брака (ст. 30 комментируемого Закона).

Если меняются имена обоих родителей или одного из них, то в записи акта о рождении ребенка, не достигшего 18-летнего возраста, изменяются сведения о родителях. Происходит это автоматически, в силу указания закона (абз. 1 п. 2 комментируемой статьи) и независимо от воли родителей и ребенка. Если же ребенок достиг совершеннолетия, то изменения могут быть внесены, если будет на то его воля, в порядке, установленном ст. ст. 69 - 73 комментируемого Закона.

Если меняется фамилия обоих родителей или полное имя (фамилия, имя, отчество) отца, то автоматически изменяется фамилия ребенка, не достигшего возраста 14 лет. Если изменена фамилия одного из родителей, то фамилия такого ребенка может быть изменена по усмотрению родителей, а при возникновении спора между ними - по указанию органа опеки и попечительства.

Изменение имен родителями гражданина, достигшего 18-летнего возраста, не влечет для него никаких правовых последствий. Он может переменить свое имя по общим правилам об изменении имени, установленным в ст. 19 ГК РФ и ст. ст. 58 - 63 комментируемого Закона.

 

Глава VIII. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ СМЕРТИ

 

Статья 64. Основания для государственной регистрации смерти

 

Комментарий к статье 64

 

1. Положение гражданина как субъекта права, его правовой статус зависят от различных обстоятельств естественного и социального характера. И пожалуй, основными из них являются рождение и смерть человека. Если первый факт влечет возникновение правосубъектности физического лица, позволяет ему вступать в различные правоотношения, то второй эту возможность прекращает. Умерший гражданин перестает быть субъектом права, прекращаются все права и обязанности, появившиеся у него до момента смерти. Но в ряде случаев возникшее при его жизни правоотношение не прекращается. В силу указания закона после выбытия из правоотношения умершего гражданина определенные права и обязанности появляются у других лиц. Так, по ст. 977 ГК РФ смерть поверенного или доверителя по договору поручения прекращает действие договора, но в силу ст. 979 ГК РФ в случае смерти поверенного на его наследников законом возлагаются определенные обязанности: известить о прекращении договора доверителя, принять меры по сохранности его имущества и затем передать его доверителю.

Для наследственных правоотношений смерть наследодателя - один из правопорождающих юридических фактов, правовым последствием которого является возникновение у наследников возможности принять или отказаться от наследства.

В целях обеспечения правосубъектности гражданина введена процедура государственной регистрации определенных действий и событий, влияющих на возможность человека быть участником различных отношений. Будучи зарегистрированными, такие акты уже не нуждаются в доказывании их наличия.

Исчерпывающий перечень обстоятельств, подлежащих государственной регистрации, дан в п. 1 ст. 47 ГК РФ и в п. 2 ст. 3 Закона об актах гражданского состояния, замыкает этот перечень смерть гражданина.

2. Для совершения любой записи требуется представление документов, на основании которых она может быть произведена органом загса. Перечень актов для государственной регистрации смерти открывается документом, которым был установлен факт смерти гражданина, выданный соответствующей медицинской организацией или частнопрактикующим врачом. В соответствии с Приказом Минздрава России от 7 августа 1998 г. N 241 "О совершенствовании медицинской документации, удостоверяющей случаи рождения и смерти, в связи с переходом на МКБ-Х" (МКБ-Х - очередная версия международной классификации болезней) это соответствующее свидетельство, официально подтверждающее установление медицинскими работниками факта смерти гражданина. Оно выдается на бланках установленной формы, которые изготавливаются по единому образцу, имеют серию, номер и подлежат строгой отчетности. Корешок выданного свидетельства хранится в учреждении, его выдавшем, в течение пяти лет. Свидетельство подписывается медицинским работником либо частнопрактикующим врачом и заверяется соответствующей печатью. Содержание свидетельства - сведения об умершем: фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения, место жительства, место работы и должности и иные характеристики, а также данные о смерти: дата и место смерти (дома, в больнице, в иных местах), ее причины (заболевание, убийство). Если это был несчастный случай, травма, указываются место и обстоятельства, при которых это произошло, вид травмы (бытовая, дорожно-транспортная и т.п.) и др. При невозможности установить род смерти запись об этом делается в графе о причине смерти.

На основании ст. 20 комментируемого Закона не производится государственная регистрация смерти в случае, если ребенок родился мертвым. Регистрируется только его рождение на основании свидетельства о перинатальной смерти, свидетельство о рождении загсом не выдается. Если же ребенок, родившись живым, умер на первой неделе жизни, регистрируется не только его рождение, но и смерть на основании установленных медицинских документов (о рождении и о перинатальной смерти).

3. Второй из указанных в комментируемой статье документов - вступившее в силу решение суда об установлении факта смерти гражданина либо об объявлении его умершим. Процессуальным законодательством установлено, что такие дела рассматриваются в порядке особого производства (подп. 3 п. 1 ст. 262 ГПК).

В соответствии с нормами гл. 28 ГПК РФ судебное установление факта смерти гражданина допустимо, если орган загса отказал в регистрации смерти. Это делает невозможным получение документа о смерти в каком-либо ином порядке (ст. 265 ГПК), потому что законом предусмотрена единственная процедура - регистрация факта смерти гражданина в органе загса. Иного (внесудебного) порядка установления факта, имеющего юридическое значение, не существует.

В суд должны быть представлены письменный отказ органа загса в регистрации смерти и доказательства того, что смерть действительно произошла в определенное время и при определенных обстоятельствах. Вступившее в силу решение суда - это документ, подтверждающий факт смерти. Такой состоявшийся судебный акт обязателен для органов загса, но он не может заменить собой регистрационный акт, поэтому на его основе органом загса должна быть сделана запись о смерти.

Объявлению гражданина умершим посвящены ст. ст. 45 и 46 ГК РФ, а также гл. 30 ГПК РФ.

Каждый человек где-либо проживает. По законодательству место жительства гражданина - одно из средств его индивидуализации в человеческом обществе (наряду с фамилией, именем и отчеством).

В случае длительного отсутствия какого-либо гражданина в месте его жительства по заявлению заинтересованных лиц производится его розыск. По истечении одного месяца органы МВД России должны сообщить заявителю о результатах. Затем розыск продолжается, но от информационной обязанности органы указанного Министерства освобождаются. По истечении пяти лет розыскное дело может быть приостановлено, если были приняты необходимые меры, но результат при этом остается отрицательным.

В целом розыскные мероприятия могут продолжаться 15 лет, причем они не прекращаются и в случае вынесения судом решения о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.

Длительное отсутствие гражданина в месте своего жительства порождает немало вопросов: неясен статус его имущества, непонятно, прекратился ли брак для второго супруга, и т.д. Если у такого человека были кредиторы, у них тоже появляются проблемы со взысканием долгов с отсутствующего должника. Для прекращения этой правовой неопределенности гражданским законодательством предусмотрена специальная судебная процедура - объявление гражданина умершим. К ней можно прибегнуть в ситуации, когда неизвестно, жив человек или уже умер, но длительность его отсутствия либо характер обстоятельств, при которых он пропал, дают весомые основания предположить возможность наступления его смерти.

По данной категории дел суд не подтверждает реальное наступление смерти (как по делам об установлении факта смерти). Гражданин умершим только объявляется. Судебное решение основывается на предположении о гибели человека. Это лишь презумпция смерти.

Объявление гражданина умершим следует отличать от установления факта смерти лица. Одним из условий обращения в суд с заявлением об объявлении гражданина умершим является истечение срока, установленного ст. 45 ГК РФ. Причем указанной статьей введены разные по продолжительности периоды. Самый короткий - шесть месяцев - в ситуации, когда можно предположить наступление смерти от определенного несчастного случая. Обстоятельства, создавшие реальную угрозу жизни, указываются заявителем. Если же гражданин пропал в связи с военными действиями, его можно объявить умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания таких действий (п. 2 ст. 45 ГК). Эта точка отсчета двухлетнего срока должна быть указана в заявлении, поданном в суд (ст. 277 ГПК).

Общий срок отсутствия гражданина, необходимый для объявления его умершим, - пять лет (п. 1 ст. 45 ГК).

По делам об установлении факта смерти не требуется предварительного истечения какого-либо срока. Заявление в суд может быть подано в любое время.

Еще одно отличие состоит в определении времени наступления смерти. При объявлении гражданина умершим днем его смерти считается день вступления в силу судебного акта. Специальное правило установлено для случаев, когда человек пропал при обстоятельствах, угрожавших его жизни (стихийное бедствие, авиакатастрофа и т.п.). Днем смерти гражданина суд может признать день его предполагаемой гибели, о чем указывается в решении суда, а затем именно эта дата проставляется в записи о регистрации смерти.

При установлении факта смерти гражданина принимается во внимание день, когда она действительно (фактически) наступила.

Судебным решением об объявлении гражданина умершим юридически закрепляется лишь предположение о его смерти, но правовые последствия наступают такие же, как при обычной (биологической) смерти человека. В органе загса регистрируется смерть, открывается наследство, прекращается брак без какой-либо специальной процедуры (расторжения в судебном или административном порядке).

4. Последним в перечне оснований для проведения государственной регистрации смерти лица в комментируемой статье указан выданный компетентными органами документ о факте смерти гражданина, который был подвергнут необоснованным репрессиям, а впоследствии реабилитирован. В соответствии с Законом РФ от 18 октября 1991 г. "О реабилитации жертв политических репрессий" политическими репрессиями признаны меры принуждения, перечисленные в ст. 1 данного акта, применявшиеся государством по политическим мотивам. Законом определен перечень лиц, пострадавших от многолетнего произвола и массовых преследований, которым предоставлено право на реабилитацию. Оказание правовой помощи возложено на суды, органы прокуратуры, внутренних дел, федеральные органы государственной безопасности, архивы.

В случае смерти репрессированного по ходатайству заявителей, которыми могут быть граждане и организации, органы, осуществляющие архивное хранение дел, связанных с репрессиями, обязаны сообщить им время, причины смерти и место погребения реабилитированного, если указанные органы располагают соответствующими сведениями (ст. 11 Закона о реабилитации жертв политических репрессий). Документ, подтверждающий факт смерти репрессированного лица, затем направляется в орган загса для проведения государственной регистрации смерти.

 

Статья 65. Место государственной регистрации смерти

 

Комментарий к статье 65

 

1. Правила комментируемой статьи позволяют определить место, где производится регистрация смерти, точнее, каким органом загса это должно быть сделано.

В п. 1 данной статьи названо несколько вариантов. Обычно смерть регистрируется по последнему месту жительства умершего.

В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства гражданина признается место, где он постоянно или преимущественно проживает. Его следует отличать от места пребывания, под которым в силу п. 3 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713, понимается место, где гражданин проживает временно. Этим актом установлена обязанность граждан регистрироваться не только по месту своего обычного проживания, но и там, где они находятся временно, но достаточно длительный период (по п. 9 указанных Правил - более 90 дней). В месте своего жительства гражданин может проживать в жилом помещении, будучи его собственником либо нанимателем по договору социального найма (гл. 7, 8 ЖК), коммерческого найма (гл. 35 ГК) либо найма жилых помещений специализированного жилищного фонда (гл. 9 ЖК) или пользователем жилья по иным основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

Граждане, чья жизнь по условиям и характеру работы связана с постоянным передвижением (например, работники геологических, поисковых, разведочных экспедиций, лица, часто находящиеся в плавании, потому что числятся в плавающем составе флотов), регистрируются по месту дислокации соответствующих пароходств, флотилий, организаций (п. 26 вышеназванных Правил).

Последним местом жительства гражданина определяется и место открытия наследства после его смерти (ст. 1115 ГК). Именно здесь можно обратиться в нотариальную контору для принятия наследства и оформления наследственных прав либо вступить в наследство путем совершения фактических действий, свидетельствующих о желании наследника реализовать свое право на принятие наследства (ст. 1153 ГК). Если же последнее место жительства умершего неизвестно или находится за границей, во внимание принимается место нахождения его имущества (абз. 2 ст. 1115 ГК).

В Законе об актах гражданского состояния также предусмотрено не одно возможное место регистрации смерти гражданина. Вполне допустимо, что запись о смерти будет произведена органом загса того места, где наступила смерть лица. При этом имеется в виду административно-территориальная единица.

Регистрационное действие может быть произведено по месту обнаружения тела умершего, так как не исключается ситуация, когда место наступления смерти и место обнаружения трупа не идентичны (в частности, в случае перемещения тела уже после смерти).

Смерть гражданина может зарегистрировать также орган загса по месту нахождения той организации, которая выдала документ о наступлении смерти (см. комментарий к ст. 64 Закона об актах гражданского состояния).

2. Пунктом 2 комментируемой статьи установлены правила определения места регистрации смерти, которая наступила в пути (во время нахождения гражданина в транспортном средстве). Если это была поездка на железнодорожном транспорте, регистрацию может произвести орган того загса, который находится в пределах административно-территориальной единицы той станции по пути следования, на которой умерший пассажир был снят с поезда. Если гражданин умер, находясь на воздушном или водном судне, регистрация его смерти производится органом загса той же административно-территориальной единицы, где находится аэропорт, речной, морской порт, куда было доставлено тело умершего. В соответствии со ст. 70 Кодекса торгового мореплавания РФ капитан судна обязан известить о смерти пассажира близких родственников или супруга и принять меры по сохранению и отправке тела умершего на родину. При отсутствии такой возможности капитан обязан произвести захоронение путем предания тела земле или кремации. В исключительном случае, когда тело не может быть сохранено, потому что судно должно находиться в открытом море длительное время, капитан вправе предать тело умершего морю согласно морским обычаям с составлением соответствующего акта. О каждом случае смерти на судне капитан обязан сделать запись в судовом журнале (так же как и о рождении ребенка во время плавания). Выпиской из судового журнала подтверждается факт смерти гражданина.

3. Последняя - третья часть комментируемой статьи учитывает случаи, когда в месте наступления смерти нет органа загса, например в экспедиции, на полярной станции, в каком-либо отдаленном районе. Тогда запись о смерти может быть произведена специалистом органа загса, ближайшего к месту смерти гражданина.

 

Статья 66. Заявление о смерти

 

Комментарий к статье 66

 

Данной статьей определен круг лиц, на которых законом возложена обязанность заявить о смерти гражданина в орган загса. Сделать это надлежит не позднее чем через три дня со дня наступления смерти либо со дня обнаружения тела умершего.

День смерти указывается в соответствующем документе, подтверждающем факт установления смерти лица (см. комментарий к ст. 64 Закона об актах гражданского состояния). При объявлении гражданина умершим днем его смерти считается (по общему правилу) день вступления в силу решения суда об этом (п. 3 ст. 45 ГК), что происходит по истечении срока на апелляционное или кассационное обжалование, если соответствующая жалоба не была подана (ст. 209 ГПК). Процессуальным законодательством и для апелляции, и для кассации установлен срок 10 дней со дня принятия решения судом (ст. ст. 321 и 338 ГПК).

Дата смерти может быть указана в решении суда об объявлении гражданина умершим либо об установлении факта его смерти (см. комментарий к ст. 64 Закона об актах гражданского состояния).

Совершенно естественно, что первыми в списке лиц, обязанных заявить о смерти человека, названы члены семьи, в том числе супруг, переживший умершего. Речь идет о лицах, состоящих в браке, зарегистрированном в органе загса. Это могут быть и так называемые приравненные к законным браки, заключавшиеся по религиозному обряду еще до образования советских органов загса. Секуляризация - изъятие вопросов семьи и брака из ведения церкви и передача их светской власти в обществе - произошла уже по Декрету ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 г. "О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния", которым было установлено, что "Российская республика впредь признает лишь гражданские браки", т.е. зарегистрированные в уполномоченных на то государственных органах. Но для создания системы органов загса потребовалось значительное время. В связи с этим Циркуляром НКВД СССР от 28 августа 1926 г. N 326 были установлены сроки действия церковных браков на территории страны, причем разброс во времени был очень большой: например, в Ленинградской губернии признавались церковные браки, заключенные лишь до 20 декабря 1917 г., а на Сахалине - до 1 ноября 1925 г.

Пунктом 7 ст. 169 СК РФ к церковным бракам отнесены и те, которые были заключены в церквях в период Великой Отечественной войны на оккупированных территориях. За ними признается такая же правовая сила, как и за браками, государственная регистрация заключения которых была проведена в общем порядке (органом загса).

Не распространяются нормы комментируемой статьи на лиц, состоящих в фактических брачных отношениях (именуемых в наши дни гражданским браком).

Кроме членов семьи заявить о смерти может любое лицо, имеющее сведения о кончине гражданина, в том числе и то, которое присутствовало в момент наступления смерти.

Законом на руководителей различных организаций возложена обязанность сообщить о наступлении смерти граждан, находившихся в этих организациях. Это могут быть учреждения социальной защиты населения, медицинские организации, учреждения, исполняющие наказания. Заявить о наступлении смерти военнослужащего обязан командир воинской части, где умерший проходил службу. При проведении расследования в связи со смертью определенного лица или по факту смерти (в случаях, когда личность умершего не установлена) сообщить в орган загса о смерти должен орган дознания или следствия.

Сообщение о смерти делается путем заполнения бланка установленного образца (форма N 16 по Постановлению Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1274). В нем заявитель просит произвести государственную регистрацию смерти, для чего указывает данные об умершем (фамилию, имя, отчество, дату, место рождения, гражданство, сведения о документе, удостоверяющем личность). Указание национальности - это право, а не обязанность граждан нашего государства (ст. 26 Конституции РФ), поэтому в заявление о смерти данные о национальности вносятся, если они были в документе, удостоверяющем личность умершего. По российскому законодательству таким документом может быть паспорт гражданина РФ (общегражданский паспорт), паспорт моряка или военный билет (для военнослужащего).

В заявлении указываются также данные о заявителе (фамилия, имя, отчество, место рождения, сведения о документе, удостоверяющем его личность). Бланк подписывается заявителем, на нем указывается дата его заполнения.

 

Статья 67. Содержание записи акта о смерти

 

Комментарий к статье 67

 

Государственная регистрация смерти гражданина производится путем составления актовой записи о данном факте. Делается это на бланке установленного образца, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 6 июля 1998 г. N 709. Порядок его оформления изложен в Правилах заполнения бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 апреля 1999 г. N 432.

В актовую запись вносятся следующие сведения:

- об умершем: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, пол, гражданство, может быть указана национальность (см. комментарий к ст. 66 Закона об актах гражданского состояния), последнее место жительства; если личность умершего не установлена, в графе "Фамилия" указывается "неизвестный (неизвестная)", а графы об имени, отчестве, месте рождения, гражданстве и национальности не заполняются (п. 48 Правил заполнения бланков);

- о смерти: дата, место, причина (по документу, которым был подтвержден факт смерти);

- о документе, которым был подтвержден факт смерти: медицинское свидетельство установленной формы о смерти, решение суда об установлении факта смерти или об объявлении гражданина умершим либо документ о факте смерти необоснованно репрессированного лица (см. комментарий к ст. 64 Закона об актах гражданского состояния) с указанием органа, выдавшего документ, и даты его выдачи;

- о заявителе: фамилия, имя, отчество, место жительства, если это был гражданин, наименование и юридический адрес - для организации, подавшей заявление;

- об органе загса, который произвел регистрацию смерти, с проставлением его печати и за подписями работника, заполнившего документ (специалиста), и руководителя органа загса;

- о выданном на основании актовой записи свидетельстве о смерти гражданина с указанием серии и номера.

В верхнем правом углу указываются номер самой записи акта о смерти и ее дата. Помимо этого, идентифицируется экземпляр записи (первый или второй). Это делается для комплектования в дальнейшем актовых книг, которые затем хранятся в разных органах: книга, собранная из первых экземпляров записей, - в органе загса, зарегистрировавшем акт гражданского состояния, а книга из вторых экземпляров - в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого записи были произведены.

После надлежащего оформления записи об акте смерти гражданина сведения о ней (номер и дата записи) вносятся в поданное ранее заявление о регистрации смерти.

 

Статья 68. Свидетельство о смерти

 

Комментарий к статье 68

 

На основании проведенного акта государственной регистрации заявителю выдается документ - свидетельство о смерти, форма которого утверждена Постановлением Правительства РФ от 6 июля 1998 г. N 709. Этим документом подтверждается два факта: факт смерти гражданина и факт государственной регистрации этого обстоятельства.

Форма бланка этого документа предусматривает внесение не всех сведений, составляющих содержание записи о смерти, а только сведений:

- об умершем (фамилия, имя, отчество, дата, место его рождения и гражданство);

- о дате смерти.

Указываются также номер записи акта о смерти, место государственной регистрации смерти и дата выдачи свидетельства.

Подписывает документ руководитель органа загса, выдавшего свидетельство о смерти. Его подпись заверяется печатью.

О факте смерти гражданина органом загса может быть выдана также справка о смерти формы N 33, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1274. В ней указываются сведения об умершем гражданине (фамилия, имя, отчество, дата рождения), о его смерти (дата, причина и место смерти), о записи акта о смерти (номер и дата записи), о месте государственной регистрации смерти. В соответствии с формой N 34, утвержденной этим же Постановлением Правительства РФ, архив органа загса, зарегистрировавшего смерть гражданина, может выдать справку о наличии записи о смерти конкретного человека с указанием данных об умершем (фамилия, имя, отчество, дата и место смерти) и о произведенном регистрационном акте (номер и дата записи о смерти).

 

Глава IX. ВНЕСЕНИЕ ИСПРАВЛЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАПИСИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1244; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.126 сек.