Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коллективные труд. споры и порядок их разрешения




Кол. труд. спор – неурегулированные разногласия сторон кол. труд. отношений по поводу установления, изменения соц.-эконом. условий труда и быта работников, заключения, изменения, исполнения либо прекращения кол. договоров, соглашений.

Стороны кол. труд. спора – наниматель (наниматели, объединения нанимателей) и работники в лице их представительных органов.

В случае возникновения разногласий при заключении, изменении или прекращении кол. договора, соглашения требования работников выдвигаются по истечении 1 мес. (или иного срока, определяемого сторонами) с начала ведения кол. переговоров. Требования нанимателю утверждаются на собрании, конференции большинством голосов присутствующих работников (делегатов конференции). Собрание считается правомочным, если на нем присутствует более половины работников, а конференция – не менее 2/3 делегатов. Требования работников излагаются в письменной форме и направляются нанимателю. Наниматель обязан рассмотреть требования и в письменной форме не позднее чем в 10дн. срок со дня их получения уведомить о своем решении представительный орган работников и в 3дн. срок Республ. труд. арбитраж о возникшем споре. При отказе нанимателя от удовлетворения всех или части требований работников или неуведомлении о своем решении в 3дн. срок создается примирительная комиссия.

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон кол. труд. спора на равноправной основе. Представители сторон, предложенные в примирительную комиссию, не позднее чем в 3дн. срок большинством голосов избирают в состав примирительной комиссии нейтрального члена, не входящего в данный представительный орган работников и не работающего у данного нанимателя. При недостижении решения об этом нейтральный член комиссии в 5дн. срок назначается Правительством РБ или уполномоченным им органом. Члены примирительной комиссии м.б. определены предварительно в кол. договоре, соглашении. Примирительная комиссия проводит необх. консультации с представительным органом работников, нанимателем, собственником или уполномоченным им органом и в 5дн. срок с момента избрания (назначения) нейтрального члена принимает большинством голосов предложения по урегулированию кол. труд. спора, которые в письменной форме направляет сторонам. При согласии сторон с предложениями примирительной комиссии кол. труд. спор прекращается.

При несогласии с предложениями примирительной комиссии стороны по соглашению между ними могут обратиться к посреднику, кот. после консультаций (в т.ч. конфиденциальных) со сторонами вносит не позднее чем в 5дн. срок предложение по разрешению кол. труд. спора. Порядок взаимоотношений с посредником определяется по соглашению между ним и сторонами. Органами гос. управления, др. нанимателями и представительными органами работников могут создаваться службы посредничества. При согласии сторон с предложениями посредника кол. труд. спор прекращается.

При несогласии одной из сторон с предложениями примирительной комиссии (посредника) стороны по соглашению между собой не позднее чем в 5дн. срок могут обратиться в труд. арбитраж. Труд. арбитражи могут создаваться из числа труд. арбитров Республ. труд. арбитражем, сторонами, органами гос. управления, др. нанимателями. Решение труд. арбитража в письменной форме не позднее чем в 5дн. срок со дня получения обращения сторон направляется сторонам и имеет для них, как правило, рекомендательный хар-р. Решение труд. арбитража приобретает для сторон обязательную силу, если стороны заключили соглашение об обязательности этого решения. При невыполнении обязательного решения труд. арбитража каждая из сторон имеет право обратиться в суд для его принудительного исполнения.

Персональный состав труд. арбитража, создаваемого сторонами, определяется в соотв. с требованиями ст. 384 ТК. Количеств. состав труд. арбитража, порядок рассмотрения в нем кол. труд. споров, правила принятия решений и иные вопросы его деят-ти, определяются в кол. договоре, соглашении либо по соглашению сторон. Расходы, связанные с рассмотрением кол. труд. спора в труд. арбитраже, возмещаются сторонами в порядке, установленном зак-вом. Труд. арбитрами м.б. научные работники, общ. деятели, работники органов гос. управления, др. нанимателей, иные определ. сторонами лица, имеющие высш. юр. или эконом. образование и опыт работы по специальности не менее 3 лет. Списки лиц, которые могут привлекаться в кач-ве труд. арбитров (кадровый реестр труд. арбитров РБ), составляются Республ. труд. арбитражем с учетом предложений органов гос. управления, др. нанимателей, по согласованию с лицами, рекомендуемыми в кач-ве труд. арбитров. В число труд. арбитров, привлекаемых для рассмотрения кол. труд. спора, не могут входить представители сторон по рассматриваемому спору. Повышение квалификации труд. арбитров осуществляется Республ. труд. арбитражем совместно с республ. органами гос. управления по вопросам труда, юстиции, местными исполнит. и распорядительными органами.

Республ. труд. арбитраж явл. постоянно действующим труд. арбитражем и создается для: 1) рассмотрения кол. труд. споров, отнесенных к его компетенции ТК; 2) координации деят-ти органов гос. управления, др. нанимателей и представительных органов работников по урегулированию кол. труд. споров на стадии примирения; 3) ведения кадрового реестра труд. арбитров РБ, орг-ции их обучения (повышения квалификации); 4) методического руководства с-мой примирения, посредничества и арбитража; 5) регистрации труд. арбитражей; 6) ведения учета кол. труд. споров, рассматриваемых труд. арбитражами, обобщения арбитражной практики по их рассмотрению, изучения причин и условий возникновения споров и подготовки предложений по их устранению.

К исключит. компетенции Республ. труд. арбитража отн-ся кол. труд. споры: 1) в объединениях, подчиненных Правительству РБ; 2) об исполнении кол. договоров и соглашений; 3) в орг-циях, в кот-х зак-вом установлены ограничения реализации права на забастовку (ч. 3 ст. 388); 4) возникающие при заключении, изменении или прекращении соглашений на республ. и отрасл. уровнях.

По соглашению стороны могут обратиться в Республ. труд. арбитраж и в др. случаях. Республ. труд. арбитраж имеет право принимать по вопросам, относящимся к его компетенции, постановления и разъяснения, обязательные для труд. арбитражей. Положение о Республ. труд. арбитраже утверждается Президентом РБ. Кол. труд. споры рассматриваются Республ. труд. арбитражем в составе 3 арбитров, избираемых по соглашению сторон из числа труд. арбитров, рекомендованных Председателем Республ. труд. арбитража или предложенных сторонами. При недостижении соглашения сторон труд. арбитров назначает Председатель Республ. труд. арбитража.

Кол. труд. спор рассматривается с участием представителей сторон, а в необх. случаях – с привлечением экспертов.

Решение по кол. труд. спору выносится не позднее чем в 2нед. срок со дня получения заявления. Срок рассмотрения кол. труд. спора м.б. продлен Председателем Республ. труд. арбитража в зависим. от сложности спора, но не более чем на 1 мес. Решение по кол. труд. спору принимается большинством голосов труд. арбитров. Решение по кол. труд. спорам, предусмотренным п.п. 2 и 3 ч. 2 ст. 385 ТК, обязательны для сторон кол. труд. спора. В остальных случаях решение Республ. труд. арбитража приобретает для сторон обязательную силу, если стороны заключили соглашение о выполнении этого решения. По спорам об исполнении кол. договоров, соглашений Республ. труд. арбитраж вправе на основании мотивированного заключения экспертов признать отдельные положения кол. договора, соглашения не имеющими юр. силы.

Решение по кол. труд. спорам, предусмотренным п.п. 2 и 3 ч. 2 ст. 385 ТК, м.б. в 10дн. срок со дня получения обжаловано в суд. В случае неисполнения обязательного для сторон решения Республ. труд. арбитража заинтересованная сторона в месячный срок со дня его получения имеет право обратиться в суд для принудительного исполнения этого решения. Лица, виновные в неисполнении обязательного для сторон кол. труд. спора решения труд. арбитража, несут ответственность в соотв. с зак-вом.

Исключит. способом разрешения кол. труд. спора явл. забастовка – временный добровольный отказ работников от выполнения труд. обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения кол. труд. спора. Забастовка может проводиться не позднее 3 мес. после отклонения предложений примирительной комиссии, а если стороны обращались к посреднику или (и) в труд. арбитраж – после отклонения предложений посредника или (и) несогласия с решением труд. арбитража, за искл. случая, если оно имеет для сторон обязательную силу. Законом м.б. установлены ограничения реализации права на забастовку в той мере, в какой это необходимо в интересах нац. безопасности, общ. порядка, здоровья населения, прав и свобод др. лиц. Запрещается оказание мат. помощи участникам забастовки за счет ср-в полит. партий, движений, иных общ. объединений, преследующих полит. цели, а также иностр. юр. и физ. лиц.

Решение о проведении забастовки принимается на собрании или конференции тайным голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 присутствующих работников (делегатов конференции). Собрание считается правомочным, если на нем присутствует более половины работников, а конференция – не менее 2/3 делегатов.

Представительный орган работников обязан в письменной форме уведомить нанимателя о решении провести забастовку не позднее 2 недель до ее начала. В уведомлении о проведении забастовки указываются: 1) перечень разногласий сторон, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки; 2) дата и время начала забастовки, ее продолжительность и предполагаемое кол-во участников; 3) предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемому в орг-ции во время проведения забастовки.

После получения уведомления о забастовке наниматель обязан немедленно сообщить об этом собственнику или уполномоченному им органу, поставщикам, потребителям, транспортным орг-циям, местному исполнит. и распорядит. органу. Принуждение к участию в забастовке либо отказу от участия в ней запрещается.

Стороны кол. труд. спора обязаны принять необходимые меры для обеспечения во время забастовки в орг-циях законности, сохранности гос. и частной собств-ти, общ. порядка, минимума необходимых работ (услуг). Минимум необходимых работ (услуг) определяется в кол. договоре. При отсутствии кол. договора минимум необходимых работ (услуг) определяется соглашением сторон в 5дн. срок с момента принятия решения о проведении забастовки. В случае возникновения разногласий между сторонами по минимуму необходимых работ (услуг) он устанавливается до начала забастовки местным исполнит. и распорядит. органом, решение которого явл. обязательным для сторон. Во время проведения забастовки стороны обязаны продолжить разрешение кол. труд. спора путем переговоров.

В случае создания реальной угрозы нац. безопасности, общ. порядку, здоровью населения, правам и свободам др. лиц, а также в иных случаях, предусмотренных зак-вом, Президент РБ вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на 3мес. срок.

Забастовка прекращается, а ее участники обязаны приступить к работе на след. день после: 1) признания ее незаконной в соотв. со ст. 395 ТК; 2) получения письменного согласия нанимателя удовлетворить требования; 3) принятия об этом решения общим собранием, конференцией в порядке, предусмотренном ст. 379 ТК; 4) заключения письменного соглашения сторон о прекращении забастовки.

Забастовка или решение о ее проведении м.б. признаны незаконными по решению обл. (Минского городского) суда в случаях, если забастовка проводится (проводилась) либо решение о ее проведении было принято с нарушением требований ТК и др. законов. Заявление о признании незаконными забастовки или решения о ее проведении подается нанимателем (собственником или уполномоченным им органом) и (или) прокурором при: 1) нарушении требований ТК и др. законов – в 5дн. срок со дня получения сведений о таких нарушениях; 2) невыполнении требований ст. 392 ТК либо в случаях создания реальной угрозы нац. безопасности, общ. порядку, здоровью населения, правам и свободам др. лиц – немедленно.

Обл. (Минский городской) суд обязан вынести решение по заявлению в 10дн. срок со дня его получения. Решение обл. (Минского городского) суда о признании незаконной забастовки или решения о ее проведении после вступления его в законную силу подлежит немедленному исполнению.

За работниками, участвовавшими в забастовке, з/п за все время забастовки не сохраняется. Период участия в забастовке не вкл. в стаж, дающий право на отпуск. За работниками, отказавшимися в письменной форме от участия в забастовке, но в связи с ней не имевшими возможности исполнять свои труд. обязанности, з/п за все время забастовки выплачивается в размерах, не ниже установленных зак-вом за простой не по вине работника. Участники забастовки, признанной судом незаконной, м.б. привлечены к дисциплинарной и иной ответственности, предусмотренной зак-вом. Лица, создающие препятствия для исполнения своих труд. обязанностей работникам, не участвующим в забастовке, привлекаются к дисциплинарной и адм. ответственности, если их действия не влекут уголовной ответственности. Лица, кот. путем насилия или угрозы применения насилия принуждают к участию в забастовке либо отказу от участия в ней, привлекаются к уголовной ответственности в соотв. с зак-вом.

 

17. Парламент – Нац. собрание РБ.

Парламент – Нац. собрание РБ явл. представительным и законодательным органом РБ и состоит из 2 палат - Палаты представителей и Совета Республики. Палата представителей Нац. собрания РБ состоит из 110 депутатов, избираемых на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избират. права при тайном голосовании. Кандидатом в депутаты Палаты представителей вправе быть гражданин РБ, достигший 21 года.

Совет Республики Нац. собрания РБ явл. палатой территор. представительства и состоит из 64 членов. 8 членов Совета Республики назначаются Президентом РБ, а остальные избираются на основе косв. избират. права при тайном голосовании по 8 членов Совета Республики от каждой области и г. Минска на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и г.Минска. Членом Совета Республики м.б. гражданин РБ, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, г.Минска не менее 5 лет. В соотв. с Конституцией РБ выборы нового состава палат Парламента назначаются не позднее 4 мес. и проводятся не позднее 30 дн. до окончания полномочий палат действующего созыва. Первая после выборов сессия палат Парламента созывается Центр. комиссией по выборам и проведению республ. референдумов и начинает свою работу не позднее чем через 30 дн. после выборов.

Срок полномочий Парламента - 4 года. По решению Президента РБ полномочия Палаты представителей м.б. прекращены в случаях отказа Палатой представителей в доверии Правительству, выражения вотума недоверия Правительству либо двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра. Полномочия Палаты представителей и Совета Республики м.б. также досрочно прекращены на основании заключения Конст. Суда в случае с-матического или грубого нарушения Конституции РБ. Решения по этим вопросам принимает Президент не позднее чем в 2хмес. срок после офиц. консультаций с председателями палат. Палаты не м.б. распущены в период чрезвычайного или военного положения, в последние 6 мес. полномочий Президента, в период решения палатами вопроса о доср. освобождении или смещении Президента с должности. Не допускается также роспуск палат в теч. года со дня их первых заседаний. Внеочер. выборы палат Парламента проводятся в течение 3 мес. со дня доср. прекращения полномочий палат Парламента.

Депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия в Парламенте на проф. основе, если иное не предусмотрено Конституцией. Конституция позволяет совмещение мандата депутата Палаты представителей с должностью члена Правительства. Членами Совета Республики не м.б. Президент РБ, депутаты Палаты представителей Нац. собрания РБ, члены Правительства, судьи.

Депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики пользуются неприкосновенностью при выражении своих мнений и осуществлении своих полномочий, за искл. случаев обвинения в клевете и оскорблении.

Депутат Палаты представителей ответствен за свои действия перед избирателями. Он м.б. отозван избирателями по основаниям, предусмотренным законом. Голосование об отзыве депутата проводится в порядке, предусмотренном для избрания депутата, по инициативе не менее 20% граждан, обладающих избират. правом и проживающих на соответствующей территории.

В соотв. с Конституцией РБ Палата представителей и Совет Республики избирают из своего состава соответственно Председателя Палаты представителей и его заместителя и Председателя Совета Республики и его заместителя.

Для орг-ции работы палат, их комиссий, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, предварит. рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат Парламента, регламентами Палаты представителей и Совета Республики предусматривается создание Совета Палаты представителей и Президиума Совета Республики. Для ведения законопроектной работы, предварит. рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат, а также осуществления контрольных полномочий палаты избирают постоянные комиссии.

Работа Парламента – Нац. собрания РБ осуществляется в сессионном порядке. Палаты собираются на 2 очередные сессии в год: первая сессия открывается 2 октября, и ее продолжительность не д.б. более 80 дн.; 2-я сессия открывается 2 апреля, и ее продолжительность не м.б. более 90 дн. В случае особой необходимости на основании указа Президента РБ Палата представителей, Совет Республики созываются на внеочер. сессию. Внеочер. сессии созываются по определ. повестке дня по инициативе Президента либо по требованию большинства не менее 2/3 голосов от полного состава каждой из палат.

В соотв. с Конституцией Палата представителей осуществляет след. виды деят-ти:

по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тыс. граждан РБ, обладающих избират. правом, рассматривает проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции;

рассматривает проекты законов, в т.ч. об утверждении осн. направлений внутр. и внеш. политики РБ; военной доктрины; ратификации и денонсации м/нар. договоров; об осн. содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан; о гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства; о правах нац. меньшинств; об утверждении республ. бюджета и отчета о его исполнении; установлении республ. налогов и сборов; о принципах осуществления отношений собств-ти; об основах соц. защиты; о принципах регулирования труда и занятости; о браке, семье, детстве, материнстве, отцовстве, воспитании, образовании, культуре и здравоохранении; об охране окруж. среды и рац. использовании природных ресурсов; об определении порядка решения вопросов адм.-территор. устройства гос-ва; о местном самоуправлении; о судоустройстве, судопр-ве и статусе судей; об уголовной ответственности; об амнистии; об объявлении войны и заключении мира; о прав. режиме военного и чрезвыч. положения; об установлении гос. наград; о толковании законов;

назначает выборы Президента;

дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра;

заслушивает доклад Премьер-министра о программе деят-ти Правительства и одобряет или отклоняет программу; повторное отклонение палатой программы означает выражение вотума недоверия Правительству;

рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству;

по инициативе не менее 1/3 от полного состава Палаты представителей выражает вотум недоверия Правительству; вопрос об ответственности Правительства не м.б. поставлен в течение года после одобрения программы его деят-ти;

принимает отставку Президента;

выдвигает большинством голосов от полного состава Палаты представителей обвинение против Президента в совершении гос. измены или иного тяжкого преступления; на основании соответствующего решения Совета Республики принимает большинством не менее 2/3 голосов от полного состава решение о смещении Президента с должности.

Совет Республики:

одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты иных законов;

дает согласие на назначение Президентом Председателя Конст. Суда, Председателя и судей Верх. Суда, Председателя и судей Высш. Хоз. Суда, Председателя Центр. комиссии по выборам и проведению республ. референдумов, Ген. прокурора, Председателя и членов Правления Нац. банка;

избирает 6 судей Конст. Суда;

избирает 6 членов Центр. комиссии по выборам и проведению республ. референдумов;

отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие зак-ву;

принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае с-матического и грубого нарушения им требований зак-ва и в иных случаях, предусмотренных законом;

рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента в совершении гос. измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании. При наличии оснований большинством не менее 2/3 голосов от полного состава принимает решение о смещении Президента с должности;

рассматривает указы Президента о введении чрезвыч. положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в 3дн. срок после их внесения принимает соответствующее решение.

Гл. ф-цией Парламента явл. законотворчество. Законодат. процесс в РБ начинается с момента внесения проекта закона на рассмотрение Палаты представителей Нац. собрания. Правом законодат. инициативы в соотв. с Конституцией РБ обладают Президент, депутаты Палаты представителей, Совет Республики, Правительство, а также граждане, обладающие избират. правом, в кол-ве не менее 50 тыс. чел. Любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией, вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики. Законопроект, за искл. случаев, предусмотренных Конституцией, становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты. Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики, представляется в 10дн. срок Президенту на подпись. Если Президент согласен с текстом закона, он его подписывает. Если Президент не возвращает какой-л. закон на протяжении 2 недель после того, как он был ему представлен, закон считается подписанным. Закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии. Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодат. полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.