Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Государство и право. Лекция №1




Содержание лекционных занятий

Тематический план изучения дисциплины

 

Распределение академических часов по видам занятий

 

№ п/п Наименование тем Количество аудиторных часов по видам занятий СРО
лекции Практи- ческие (семинарские) Лабора торные, студий ные, индивидульные Всего в том числе СРСП
  Государство и право.     -    
  Конституционное право РК.     -    
  Правоохранительные органы РК и суды в РК.     -    
  Государственное управление и государственная служба в РК.     -    
  Административное право.     -    
  Гражданское и семейное право РК.     -    
  Финансовое и налоговое право РК.     -    
  Основы трудового и права социального обеспечения в РК.     -    
  Экологическое и земельное право РК.     -    
  Уголовное право РК.     -    
  Процессуальное право.     -    
  Всего: 90 (2 кредита)     -    

 

1. Понятие и признаки государства.

2. Теории происхождения государств.

3. Механизм государства

4. Принцип разделения властей.

 

Возникновение государства связано с внутренней эволюцией общества, что объективно нуждается в организационном оформлении. Существует несколько объяснений происхождения государства.

Теологическая теория, которая предполагает божественное происхождение государства. (Основные идеологи - Августин (354-430 гг.) и Фома Аквинский (1225-1274 гг.) В ее основе были заложены следующие постулаты: незыблемость и святость государства, вся власть исходила от божественного начала, ничто не могло поколебать ее. Все государи, соответственно этой теории, осуществляют свою власть как исполнители божественной воли.

Патриархальная теория, которая полагает, что государство возникает непосредственно из разрастающейся семьи. (древнегреч. философ Аристотель (384-322 г.г. до н.э., русский социолог Михайловский Н. (1842-1904 гг.). Причем они отождествляют власть монарха с властью отца, скрепляющей своих подданных на основе взаимного уважения и отеческой любви.

Теория договорного происхождения считает, что переход естественного состояния общества к государственному достигается путем соглашения. (Представители - Гуго Гроцем (1583-1646 гг.), Дж. Локком (1632-1704 гг.), Томасом Гоббсом (1588-1679гг.), Шарлем Монтескье (1689-1755 гг.), Дени Дидро (1713-1784 гг.) и Жан-Жаком Руссо (1712-1778 гг.). Им были разработаны основные положения общ. договора в соответствии с которыми народ передает власть государству, обязанному осуществлять ее в интересах нации.

Классовая теория предполагает, что государство - результат действия объективных процессов экономического развития общества. (К. Маркс (1818-1883 гг.), Ф. Энгельс (1820-1895гг.), Льюс Морган (1818-1881гт.) и В. И. Ленин (1870-1924гг.)).

Государственность же приходит на смену родоплеменному строю. Первобытное равенство и общественная форма собственности изживают себя и появляется частная форма собственности и общество начинает разделяться на социальные слои (классы). Коллективистские производственные отношения стали разрушаться. На смену пришло разделение труда, родоплеменная структура усложнилась и начало развиваться разделение социальных структур.

Государство — это «особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа»

В различное время государство выступает как организация для управления обществом, как механизм властвования. Речь идет о переходе к новым формам организации хозяйственной жизни, что приводит к социальному расслоению общества, к зарождению государства как новой организационной формы общества.

 

2. Основные признаки государства.

1. Наличие особой публичной власти. Отличительными признаками гос. власти являются ее всеобщность и универсальность. Всеобщность - это распространение прерогатив на всю территорию и все население, а универсальность - способность решения любых вопросов, затрагивающих общие интересы и обязательность ее указаний. Публичная власть воплощается в гос. органах и выступает как гос. власть, которую осуществляет аппарат государства.

2. Территориальная организация населения. Территория включает сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и др.. Гос. власть распространяется только на население, проживающее в пределах территории государства.

3. Гос. суверенитет. Это означает, что власть, существующая внутри государства - это высшая власть, а вне её она независима и самостоятельна. Гос. суверенитет имеет 2 аспекта. Внутр. суверенитет предполагает верховенство в решении вопросов в пределах страны. Внешний суверенитет - это независимость во внешних делах, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне. Гос. суверенитет отличает государство, наряду с другими признаками, от других организаций общества.

4. Наличие фискальных органов, обеспечивающих сбор налогов с населения. Существование государства невозможно без фин.-экон. основы. Налоги устанавливаются государством и взимаются принудительно. Эти доходы государства направляются на содержание армии, гос. аппарата, правоохранительных органов, а также для поддержки социальной сферы и выполнения других общих дел.

5. Наличие нормативных актов, обязательных для населения. Государство осуществляет правотворческую деятельность. Право является средством для управления и методом цивилизованного решения противоречий, возникающих в обществе.

В зависимости от сущности и назначения того или иного типа государства определяется форма государства.

Форму государства характеризуют 3 элемента: форма правления, форма государственного устройства и политический режим.

1. Форма правления - это порядок образования и организации высших органов власти.

Государства по формам правления подразделяются на монархии (абсолютные и ограниченные) и

республики (парламентарные и президентские суперпрезидентская, полупрезидентская или полупарламентарная республика).

В монархии высшая власть сосредоточена в руках монарха - единоличного главы государства.

В республике высшие органы власти являются выборными и формируются на определенный срок.

2. Форма гос. устройства отражает территориальную структуру гос-ва.

Унитарное - это единое государство, не имеющее в своем составе национально-государственных образований (Казахстан, Франция).

Федеративное - это сложное государство, имеющее в своем составе другие нац.-государственные образования (США, Российская Федерация).

Конфедерация - это союз государств, полностью сохраняющих свою независимость и объединяющихся для достижения определенной цели (бывшая Швейцарская конфедерация).

3. Политический режим - это система способов, средств и методов осуществления гос. власти (демократич. и антидемократич. - тоталит. авторитарные).

Демократический режим характеризуется либеральными методами властвования, наличием действующей системы правообеспечения и большой социальной защищенностью всех слоев населения.

Антидемократические режимы (тоталитарн. и авторитарн.) - характеризуется методами насилия, наличием сильных карательных органов и слабой защищенностью прав и свобод граждан.

В зависимости от отношения государства к праву, государства классификацируются на этатистские и правовые.

По мнению академика Баймаханова М.Т. к этатистским необходимо относить государства, характеризующиеся императивными методами регулирования общ. отношений, где к минимуму сведены свободы и самостоятельность граждан, общ. объединений и др., их автономность к государству. К ним можно отнести все разновидности тоталитарных и авторитарных режимов.

Правовые же государства исходят из идеи приоритетности права в гос. управлении, учитывают необходимость обеспечения и гарантированности прав, свобод и интересов граждан.

Социальное назначение государства, характер и содержание его деятельности находят свое выражение в функциях государства.

Под функциями государства понимаются основные направления его деятельности (внутренние и внешние).

Внутренние функции - это главные направления деятельности гос-ва в пределах данной страны (функция экономического регулирования, социальной защиты, обеспечения правопорядка, охраны прав и свобод человека и гражданина, экологическая и культурная функции).

Внешние функции проявляются во внешнеполитической деятельности государства, и его взаимоотношениях с другими странами (функция обороны, сотрудничества с другими государствами, поддержания мира и безопасности).

К специфическим функциям РК можно отнести функцию вхождения в мировое экономич. и политич. сообщество, т.к. РК - молодое государство, совсем недавно приобретшее суверенитет и подлинную независимость.

Для осуществления этих функций создается специальный гос. аппарат, называемый механизмом государства. Механизм государства представляет собой сложную систему гос. организаций, посредством которых реализуется гос. власть, обеспечивается руководство обществом. Система гос. органов, характеризующихся наличием властных полномочий и имеющих определенную структуру.

Республ. Казахстан в Конституции провозгласила курс на формирование правового государства, где основным признаком правового гос-ва является верховенство права и закона.

В правовом государстве находит свое воплощение принцип разделения властей. Одним из условий формирования правового государства является функционирование независимого суда.

В правовом государстве соблюдаются и охраняются права и свободы человека. Для правового государства характерна взаимная ответственность государства и его граждан. Необходимо отметить, что правовое государство строится в условиях развитого гражданского общества. Таким образом, правовым признается демократическое государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом, а также независимость суда, где признаются и характеризуются права и свободы человека и власть организуется в соответствии с принципом ее разделения.

Конституция РК закрепила суверенитет и независимость государства. Казахстан имеет свою исторически сложившуюся территорию, проводит политику сотрудничества и добрососедских отношений с другими государствами. Важным признаком суверенитета РК является наличие высших органов гос. власти, а также собственного института гражданства. Как суверенное и независимое государство - РК имеет свои гос. символы: Герб, Флаг, Гимн.

РК – демократическое, светское, унитарное государство с президентской формой правления. Юр. основу РК составляют следующие НПА: Декларация о гос. суверенитете Каз. ССР от 25.10.1990 г. Конституц. Закон "О гос. независимости РК" от 16.12.1991г., Конституция РК от 28.01.1993 г., Конституция РК от 30.08.1995 г. с изм. и доп. от 07.10.1998 г., от 21.05.2007 г.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.