Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3 Правоохранительные органы и суды в РК




1. Понятие и сущность правоохранительной деятельности.

2. Признаки правоохранительной деятельности.

3. Задачи и принципы правоохранительной и судебной деятельности.

 

На ранних стадиях развития советской правовой науки термина "правоохранительная деятельность", равно как и "правоохранительная система", не существовало, соответственно не было одноименной дисциплины. По мере развития государственности и создания органов, уполномоченных охранять правовые нормы, возникли курсы, рассматривавшие отдельные вопросы деятельности судов, позднее прокуратуры. Появился новый предмет "Судоустройство", который преподавался в вузах до середины 50-х годов. Впоследствии он сменил наименование на "Суд и правосудие", "Организация суда и прокуратуры в СССР", a c 1988 года на "Правоохранительные органы в СССР". После распада СССР это название утратило ссылку на государственную принадлежность. С 1997 года дисциплина в Казахстане преподается как "Правоохранительная система”

Это связано, прежде всего, с новым подходом к проблеме правоохранительных мер, осуществляемых государством, а так же с расширением содержания понятия правоохранительной деятельности вообще. Современные учебные программы юридических вузов и факультетов предусматривают изучение достаточно широкого круга органов, наделенных полномочиями по защите права.

С течением времени постепенно сменились приоритеты государственного развития. В центре внимания оказался человек - его личность, права, свободы и законные интересы. Значительно возросло значение других правоохранительных учреждений - юстиции, адвокатуры. Так постепенно предмет дисциплины расширился. Соответственно изменились традиционные подходы в его изучении. Если раньше в предмет дисциплины входили в основном вопросы, связанные с организацией правоохранительных органов, их устройством, структурой, статусом, полномочиями, то теперь в центре внимания находятся проблемы формирования правоохранительных учреждений (цели их создания, общие задачи), их роль и место в государстве, взаимодействие между собой, механизм реализации охраны права (способы, средства, формы и методы защиты), правоохранительная деятельность, связанные с ней правоотношения, компетенция должностных лиц, т.е. вся система охраны права в целом, а не отдельные ее элементы.

Одним словом, можно сказать, правоохранительная система - это такой конгломерат правовых институтов, как и правовая система, только в более узком и конкретном понимании применительно к вопросам охраны права. Здесь уместно привести аллегорию французского правоведа Ж. Карбонье, сравнившего правовую систему с "вместилищем, средоточием разнообразных юридических явлений". Точно также правоохранительная система вобрала в себя не только правоохранительные органы, но н все институты права, связанные с его охранительными функциями.

Дисциплина "Правоохранительная система" не относится к отраслевой правовой науке. Она, скорее, является межотраслевой, поскольку носит более общий и связующий характер. По сравнению с любой отраслью права, представляющей собой совокупность или систему правовых норм, регулирующих схожие, однородные общественные отношения, предмет этого курса основывается на разноплановых нормативных актах.

Без знания основ теории, а так же прошлого невозможно изучение любой юридической науки. Поэтому все названные предметы рекомендуется изучать последовательно и во взаимосвязи. Изучение курса "Правоохранительная система" следует начинать с освоения основных понятий, используемых дисциплиной. Вначале необходимо получить четкое представление о правоохранительной системе в целом, раскрыть ee понятие, содержание, составные элементы. Далее, освоив структуру системы, перейти к изучению основных компонентов - раскрыть содержание и принципы правоохранительной деятельности, ее отличие от других видов общественно-полезной деятельности, наиболее характерные признаки, основные направления, цели и задачи, способы и методы осуществления. Затем, ознакомиться с конкретными субъектами правоохранительной системы, их организационным строением, компетенцией, правовым статусом должностных лиц и др.

Стержневой основой правоохранительной системы является правоохранительная деятельность. Именно она определяет ее основные направления, в соответствии с которыми государство формирует соответствующие институты. Надо сказать, что термин "правоохранительная деятельность" в юридической науке хотя и существует с конца 50-х - начала 60-х годов двадцатого столетия, однако до сих пор не имеет окончательного, устоявшегося определения, вызывая тем самым многочисленные споры и не понимание в среде ученых и практиков.

Правоохранительная деятельность не замыкается на узких специфичных вопросах борьбы с правонарушениями, а заключается в охране права в целом, которая включает в себя весь комплекс (систему) государственных мероприятий, направленных на создание необходимых условий для нормальной реализации правовых норм на основе добровольного и принудительного исполнения.

Таким образом, правоохранительную деятельность можно охарактеризовать как - осуществляемую в соответствии с законом и установленной процедурой общественно-полезную деятельность по обеспечению условий соблюдения, исполнения, использования и правильного применения правовых норм с помощью юридических мер воздействия на сознание и поведение субъектов правоотношений.

Из сказанного вытекает, что характерными признаками правоохранительной деятельности являются:

наличие правозащитной функции;

применение специальных юридических мер воздействия к субъектам правоотношений;

строгая регламентация законом;

установленная процедура - процессуальный порядок. Исходя из признаков, правоохранительную деятельность можно отграничить от других видов деятельности. реагирование является лишь средством для обеспечения выполнения основной задачи.

Правоохранительная деятельность имеет цель - охрану права и задачи - обеспечить действенность правовых норм, возможность их реализации, неприкосновенность и применение мер ответственности за их несоблюдение. Исходя из направленности задач, можно выделить ее основные направления (формы):

конституционный контроль;

правосудие;

прокурорский надзор;

деятельность органов юстиции;

уголовное преследование;

деятельность адвокатуры.

Правоохранительная деятельность в той или иной степени свойственна всем субъектам право применения, но для одних она является основной, для других - второстепенной. Государство, заинтересованное в стабильности права и общественных отношений, специально создает (предоставляет возможность создания) органы, для которых охрана права является доминирующей, иногда единственной, функцией.

Так, к правоохранительным органам и учреждениям можно отнести Конституционный Совет, суд, прокуратуру, юстицию, адвокатуру, органы уголовного преследования.

Если первые пять организаций представляют собой самостоятельные, независимые формирования, то большинство служб, осуществляющих дознание оперативно-розыскную деятельность, являются структурными подразделениями других государственных органов, которые, в свою очередь, имеют достаточно широкий круг полномочий, выходящих за рамки правоохранительных.

Вообще, надо сказать, круг правоохранительных органов и учреждений их компетенция и задачи постоянно меняются. Время и опыт неизбежно вносят свои коррективы. Президент, Парламент и Правительство страны работают над совершенствованием правоохранительной системы, ищут наиболее оптимальные пути решения вопросов, связанных с обеспечением стабильности правовых норм.

Правоохранительная деятельность, как уже было сказано ранее, имеет отличительные особенности. Она осуществляется в соответствии с конституционными принципами - общими руководящими идеями и положениями, определяющими ее сущность и содержание.

К ним прежде всего относятся:

- Общеправовой принцип законности

- Приоритет прав и свобод человека и гражданина

- Принцип равенства всех граждан и юридических лиц перед законом и судом

- Принцип равенства языков народов Республики

- Принцип - каждый имеет право на признание его правосубъектности и вправе защищать свои права свободы всеми не противоречащими закону способами

- Принцип гласности

- Принцип всесторонности, полноты и объективности.

- Принцип судебной защиты прав и свобод граждан

- Принцип гарантии права каждого на профессиональную и юридическую помощь и защиту

- Никто не может быть лишен своего имущества

Указанный перечень принципов не является исчерпывающим, он характерен для всех правоохранительных органов и учреждений. При изучении особенностей конкретных субъектов правоохранительной системы дополнительно рассматриваются принципы, присущие их роду деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.