Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административная ответственность. 2. 1. Понятие, система и принципы административного права




 

2.1. Понятие, система и принципы административного права.

 

Административное право представляет собой отрасль права (систему юридических норм), призванную регулировать общественные отношения в сфере государственного управления и отношения управленческого характера, возникающие во внутриорганизационной деятельности иных государственных органов, а также в процессе осуществления общественными организациями внешне властных управленческих функций.

Нормы административного права, будучи регуляторами управленческих отношений:

-определяют правовое положение граждан в сфере государственного управления;

-регулируют порядок образования, организации, ликвидации органов государственного управления, их компетенцию, основы взаимоотношений с другими государственными органами, общественными объединениями и другими негосударственными организациями, гражданами;

-регулируют порядок прохождения государственной службы, закрепляют правовой статус государственных служащих;

-устанавливают формы и методы государственного управления и процессуальный порядок его осуществления;

-определяют способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении;

-регулируют административно-юрисдикционную деятельность уполномоченных органов (должностных лиц) и порядок ее осуществления;

-регламентируют управление в отраслях и сферах (отраслевое и межотраслевое управление).

Принципы административного права - это основополагающие идеи, требования, выражающие его сущность.

К числу основных принципов административного права относятся:

-демократизм нормотворчества и реализации права;

-равенство граждан перед законом и правоприменителем;

-взаимная ответственность государства и личности;

-гуманизм;

-законность.

Нормы административного права подразделяются на две основные группы:

Общая часть содержит нормы, действующие в масштабе всей системы государственного управления.

Особенная часть содержит нормы, действующие в масштабе отдельной отрасли, сферы государственного управления и отражающие их специфику.

Под субъектом понимается участник общественных отношений, которого юридическая норма наделяет правами и обязанностями.

Субъектами административного права следует признать участников управленческих отношений, которых административно-правовые нормы наделили правами и обязанностями, способностью вступать в административно-правовые отношения.

Всех субъектов административного права в зависимости от того, чью волю они выражают, в чьих интересах и от чьего имени действуют, а также от того, кто именно вступает в правоотношения, можно разделить на два вида: индивидуальные и коллективные.

Первую группу индивидуальных субъектов составляют граждане.

По административно-правовому положению граждан принято делить на граждан Республики Беларусь, иностранцев и апатридов (лиц без гражданства).

Граждане Республики Беларусь становятся субъектами административного права с момента рождения. С этого момента возникает частичная административная правоспособность гражданина (получение свидетельства о рождении, права на медицинскую помощь, постановку в очередь на жилую площадь и др.).

Закон Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» от 19 октября 1991 года закрепляет гражданство как неотъемлемый атрибут государственного суверенитета Республики Беларусь, определяющий принадлежность лица к государству, обусловливающий совокупность его прав и обязанностей и их защиту со стороны государства.

Административно-правовое положение граждан определяется их правоспособностью и дееспособностью.

Административная правоспособность означает закрепленную нормами права возможность гражданина вступать в административно-правовые отношения. Она возникает с момента рождения.

Административная дееспособность есть возможность своими юридическими действиями осуществлять права, выполнять установленные обязанности и нести юридическую ответственность за свое поведение. Она наступает по достижении определенного возраста (с 16 лет – возможность привлечения к административной ответственности; с 18 лет – обязанность прохождения воинской службы и т. д.)

Административно-правовые отношения между гражданином и органом государственного управления могут складываться в связи с:

-реализацией гражданином принадлежащих ему по закону прав, например, при поступлении на учебу в ВУЗ, в связи с заявлением о назначении пенсии и т.д.

-выполнением гражданином возложенных на него обязанностей, например, воинской обязанности, обязанности оберегать природу и т.д.

-нарушением органами государственного управления или их должностными лицами прав и интересов граждан, например, вызвавшем необходимость обжалования неправомерных действий должностного лица.

Иностранцы подразделяются на постоянно и временно находящихся в Республике Беларусь. В их административно-правовом статусе есть различия, в частности, первым выдается вид на жительство.

Второй группой индивидуальных субъектов следует признать лиц, которые находятся с организациями в устойчивых непрерывных организационных связях, представляющих собой другую сторону административных правоотношений.

К ним принадлежат государственные служащие.

Их особенностью является то, что, проявляя себя индивидуально, они, тем не менее, фактически являются официальными представителями того или иного органа государственного управления.

Коллективные субъекты административного права - это организованные, объединенные, самоуправляемые; группы людей, выступающих во вне как нечто единое, персонифицированное. В их числе различные по своему назначению и статусу организации - государственные и негосударственные.

Государственные организации как субъекты административного права: органы исполнительной власти (государственного управления); органы государственного управления предприятий, учреждений и их различного рода объединений (корпораций, концернов и т. п.); структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией.

Негосударственные организации как субъекты административного права:

- общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т. п.);

- трудовые коллективы; органы местного самоуправления;

- коммерческие структуры; частные предприятия и учреждения.

2.2 Административно-правовые нормы: понятие, структура, виды.

Административно-правовые нормы являются необходимым и очень важным правовым инструментом в руках государства. Административно-правовое регулирование распространяется на широкий круг отношений, связанных с организацией управления экономикой, социально-культурной и административно-политической деятельностью.

Административно-правовая норма - это установленное государством правило поведения общего характера, целью которого является регулирование общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления, и охраняемое от нарушений принудительной силой государства.

Административно-правовые нормы, действуя в сфере государственного управления, предназначены главным образом для обеспечения эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, т.е. исполнения, проведения в жизнь законов Республики Беларусь.

В большинстве своем нормы административного права носят императивный характер, т. е. содержащие обязательные предписания должного поведения.

В структуре правовых норм выделяют три самостоятельные части - гипотезу, диспозицию и санкцию.

Гипотеза указывает на те условия, при наличии которых применяется соответствующее правило поведения.

Диспозиция - правило поведения, предусматриваемое нормой.

Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры административного воздействия, применяемые к правонарушителю.

Административно-правовые нормы по различным основаниям классифицируются на определенные виды.

По предмету регулирования административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.

Материальные нормы административного права определяют права и обязанности, а также ответственность участников регулируемых отношений, т. е. фактически их административно-правовой статус.

Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют динамику государственного управления. Например, это нормы, определяющие порядок рассмотрения обращений граждан; порядок производства по делам о дисциплинарных, административных правонарушениях и т. д.

По конкретному юридическому содержанию административно-правовые нормы могут быть подразделены на:

а) обязывающие, т. е. предписывающие обязательное совершение определенных действий, о которых речь идет в данной норме. Например, в местности, где действует паспортная система, лица, достигшие 16-летнего возраста, обязаны иметь паспорт;

б) запрещающие, т. е. предусматривающие запрет на совершение определенных действий, указанных в данной норме. Запреты могут носить общий либо специальный характер;

в) уполномочивающие или дозволительные, т. е. предусматривающие возможность действовать по своему усмотрению в пределах требований данной нормы;

г) рекомендательные, т е. содержащие определенные советы, рекомендации о целесообразности совершения субъектами административного права тех или иных действий. Рекомендации, как правило, не имеют юридически обязательного характера. Поэтому они чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти и негосударственных формирований;

д) стимулирующие, т. е. обеспечивающие с помощью соответствующих средств материального и морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих общественных отношений. Это, например, применение льготного кредитования, налоговых льгот, освобождение от налогообложения и т. д.

В зависимости от конкретных субъектов (адресатов) административно-правовые нормы подразделяются на регулирующие:

а) правовое положение органов государственного управления. Этими нормами определяется порядок образования, реорганизации и ликвидации органов управления; комплектация различных органов и их организационная структура; формы и методы деятельности; взаимоотношения между различными звеньями аппарата управления; обязанности органов управления по отношению к гражданам, общественным объединениям и т. п.;

б) правовое положение предприятий, учреждений и организаций в сфере государственного управления. Это нормы, осуществляющие порядок управления, реорганизации и ликвидации предприятий, учреждений, организаций; их административно-правовую компетенцию; организационную структуру; юридические формы деятельности администрации; пределы и гарантии оперативно-хозяйственной самостоятельности во взаимоотношениях с вышестоящими органами и др.;

в) правовое положение государственных служащих. Это нормы, закрепляющие принципы государственной службы и правила ее прохождения; определяющие объем служебных обязанностей и прав служащих и юридическую характеристику различных их видов; устанавливающие порядок поощрения и ответственности служащих и др.;

г) правовое положение в сфере государственного управления общественных объединений. Это порядок их регистрации; взаимоотношения с органами управления и гражданами и др.;

д) правовое положение в сфере управления граждан. Это нормы, определяющие обязанности и права граждан в указанной сфере; административно-правовые способы охраны прав граждан, гарантии исполнения обязанностей;

е) отдельные стороны функционирования различного рода коммерческих структур, включая частные.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.