Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административное правонарушение и административное взыскание




 

Административное правонарушение (проступок) есть посягающее на государственный и общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность (ст. 9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

Административная ответственность наступает, если правонарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Элементами состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Общим объектом административного правонарушения являются
общественные отношения, возникающие в области государственного управления и регулируемые нормами административного, а в ряде случаев трудового, финансового, предпринимательского, банковского и других отраслей права.

Объективная сторона проступка - это система предусмотренных нормой административного права признаков, характеризующих его проявление - действие либо бездействие. Очень часто в составе проступка присутствуют признаки места (общественное место, пограничная зона, железнодорожный путь и др.), времени (ночное, запрещенное и т.п., характера деяния, его систематичность и т.д.)

Субъектом административного проступка является тот, кто его совершил, лицо, в деянии которого имеется описанный в законе проступок.

Все признаки субъекта можно поделить на две группы: общие (их два-достижение 16-летнего возраста и вменяемость), специальные (особенности труда, служебное положение, прошлое противоправное поведение), иные признаки (военнообязанный, иностранец и др.).

Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности. При этом должностные лица подлежат административной ответственности не только за собственные действия или бездействия, но и подчиненных работников, нарушающих соответствующие правила.

Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам.

И только за отдельные составы правонарушений они несут административную ответственность на общих основаниях (нарушение правил пожарной безопасности, дорожного движения, правил охоты, рыболовства и т.д.).

Субъективная сторона административного правонарушения - это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Она включает в себя вину нарушителя, мотивы, которыми руководствовался субъект, и цели, которые он преследовал.

Комплексный критерий классификации административных проступков включает родовой (специальный) объект посягательства и отраслевую направленность проступка, т.е. конкретную область государственного управления.

В целом административные проступки разделены на одиннадцать самостоятельных глав:

глава 5. Административные правонарушения в области охраны труда и здоровья населения;

глава 6. Административные правонарушения, посягающие на социалистическую собственность;

глава 7. Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды, памятников истории и культуры;

глава 8. Административные правонарушения в области промышленности, использования тепловой и электрической энергии;

глава 9. Административные правонарушения в сельском хозяйстве. Нарушение ветеринарно-санитарных и карантинных правил;

глава 10. Административные правонарушения на транспорте, в области дорожного хозяйства и связи;

глава 11. Административные правонарушения в области жилищных прав граждан, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства;

глава 12. Административные правонарушения в области торговли, финансов, предпринимательской и другой хозяйственной деятельности;

глава 13. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок;

глава 14. Административные правонарушения, посягающие на правосудие и установленный порядок управления;

глава 14-а. Административные правонарушения, посягающие на установленный порядок таможенного регулирования (административные таможенные правонарушения).

Административные взыскания являются мерой ответственности за совершенные административные правонарушения. Общей особенностью их является репрессивный, карательный характер.

Административное взыскание применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов, уважения к правилам общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В статье 23 Кодекса закреплены следующие административные взыскания:

1. Предупреждение.

2. Штраф.

3. Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения.

4. Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения.

5. Лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты).

5-1. Взыскание стоимости товаров и транспортных средств, явившихся непосредственными объектами административного правонарушения.

6. Исправительные работы.

7. Административный арест.

Административные взыскания выражаются, как правило, либо в моральном (предупреждение), либо в материальном воздействии на правонарушителя (например, штраф).

Взыскания могут быть разовыми, единовременными (предупреждение, штраф, конфискация) и длящимися, растянутыми во времени (административный арест, исправительные работы, лишение прав).

Предупреждение - взыскание морального характера. Оно применяется за совершение незначительных административных правонарушений, а также по отношению к лицам, которые впервые совершили проступок и при этом хорошо характеризуются по месту работы, учебы, в быту. Оно выносится в письменной форме или оформляется другим способом, предусмотренным законодательством. Устные предупреждения не могут рассматриваться как взыскания.

Штраф - самая распространенная мера в системе административных взысканий; является взысканием имущественного характера в денежной форме в доход государства.

Размеры штрафов и способы их установления, особенно в последние годы, достаточно подвижны.

Штраф, налагаемый на граждан и должностных лиц за административные правонарушения, не может быть менее 0,1 минимальной заработной платы.

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или
непосредственным объектом административного правонарушения,
состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей
вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации
изъятого предмета.

Возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискации подлежит лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя.

За нарушение таможенных правил конфискация предметов производится независимо от того, являются ли они собственностью лица, совершившего правонарушение, а также независимо от того, установлено это лицо или нет.

Порядок применения конфискации, перечень предметов, не подлежащих конфискации, устанавливается Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях и другими законодательными актами.

Лишение специального права, предоставленного данному гражданину, относится к числу основных административных взысканий.

В числе взысканий закон называет два вида лишения специального права: управление транспортными средствами и лишение права охоты. Такая санкция применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования правом на срок до пяти лет. Срок лишения такого права не может быть менее пятнадцати дней.

К лицам, которые пользуются транспортными средствами в связи с инвалидностью, лишение права на управление может применяться только в случаях управления ими транспортом в состоянии опьянения.

Взыскание стоимости товаров и транспортных средств, явившихся непосредственными объектами административного правонарушения, состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость этих товаров и транспортных средств, под которой понимается регулируемая цена, если таковая на эти предметы установлена, а в других случаях - свободная цена на день выявления правонарушения.

Исправительные работы - длящееся взыскание имущественного характера. Оно применяется на срок до двух месяцев с отбыванием по месту постоянной работы правонарушителя и с удержанием до 20 % его заработка в доход государства

Исправительные работы назначаются районным (городским) народным судом (народным судьей). Исполнение рассматриваемого административного взыскания осуществляет орган внутренних дел.

Административный арест применяется лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до пятнадцати суток

Исполнение административного ареста законодательством отнесено к компетенции органов внутренних дел.

В главе 4 Кодекса изложены общие требования, которые должны соблюдать органы (должностные лица), имеющие право налагать административные взыскания за административные правонарушения.

Административное взыскание может быть наложено тогда, когда в действиях виновного лица установлен состав проступка. Оно налагается в пределах, установленных актом, предусматривающим ответственность за совершенное административное правонарушение, и в точном соответствии с законодательством.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.