Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Руководитель ликвидации, спасатель




Основные права и обязанности работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям.

В соответствии со ст.22 Закона Республики Беларусь от 3 января 2002 года №76-3 «Об органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь» лица рядового и начальствующего состава, занимающие штатные должности в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям или находящиеся в распоряжении начальников соответствующих органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, а также проходящие обучение в учебных организациях Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, являются работниками органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям.

Они при исполнении служебных обязанностей являются представителями власти и находятся под защитой государства. Никто не вправе вмешиваться в их служебную деятельность, кроме республиканских органов государственного управления и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законодательством Республики Беларусь.

Невыполнение или воспрепятствование выполнению законных требований работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, оскорбление их чести и достоинства, угроза, насилие, а также иные действия, препятствующие исполнению возложенных на них обязанностей, влекут ответственность согласно действующему законодательству.

Работники органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям согласно ст. 24 этого же Закона в пределах своей компетенции обязаны:

-принимать необходимые меры по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной, промышленной и радиационной безопасности, а также гражданской обороны;

-содержать в постоянной готовности специальные средства, оборудование, иное имущество для организации, проведения и обеспечения аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайной ситуации;

-хранить государственную, служебную, а также иную охраняемую законом тайну, которая стала известной в связи с исполнением служебных обязанностей;

-исполнять в соответствии с законодательством Республики Беларусь согласно занимаемым должностям иные обязанности, определяемые в порядке, устанавливаемом Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

Органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям и их работники несут материальную ответственность за вред, причиненный неправильными действиями в ходе ликвидации чрезвычайной ситуации и (или) пожара.

Органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям и их работники не несут ответственности за вред, причиненный в результате обоснованных действий в ходе ликвидации чрезвычайной ситуации и (или) пожара, за несоблюдение республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, иными организациями, их должностными лицами и гражданами требований законодательства в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной, промышленной и радиационной безопасности, а также гражданской обороны, приведшее к возникновению чрезвычайной ситуации и (или) пожара.

В перечень вопросов социально-бытового обеспечения работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, относящихся к числу их прав, входят денежное довольствие, пенсионное обеспечение, социально-бытовое обслуживание, обеспечение жилыми помещениями, медицинское и санаторно-курортное обеспечение, медицинское освидетельствование, внеочередная установка квартирного телефона. Эти вопросы детально регламентированы действующим законодательством Республики Беларусь.

Наставление по осуществлению государственного пожарного надзора и Положение об органах государственного пожарного надзора (приказ Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь № 50-2002 года) определяют правовое положение органов государственного пожарного надзора.

Органы ГПН осуществляют надзор за соблюдением республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, иными организациями, их должностными лицами и гражданами требований законодательства о пожарной безопасности, а так же выполнением стандартов, норм и правил системы противопожарного нормирования и стандартизации, за исключением обеспечения пожарной безопасности при хранении и использовании боевых и промышленных взрывчатых веществ, на транспортных средствах в пути следования (в т.ч. самоходных агрегатах - комбайнах, косилках и т.п.), а также на объектах, находящихся на территории воинских частей, в лесах, подземных выработках и шахтных сооружениях.

Должностные лица органов ГПН являются представителями власти.

При исполнении служебных обязанностей они руководствуются законодательством Республики Беларусь и подотчетны только вышестоящим должностным лицам органов ГПН.

Должностные лица органов ГПН в пределах полномочий, установленных законодательством Республики Беларусь, имеют право проходить на территорию и объекты организаций, а также жилые помещения для выполнения надзорных функций по предъявлении служебного удостоверения.

Не допускается пожарно-техническое обследование индивидуальных жилых домов и надворных построек, квартир в ночное время.

Органы ГПН и их должностные лица не несут ответственности за невыполнение должностными лицами объектов и гражданами требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, других документов системы противопожарного нормирования и стандартизации.

Систему органов ГПН образуют: центральный, территориальные и местные органы ГПН.

Центральный орган ГПН осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением, его возглавляет Главный государственный инспектор Республики Беларусь по пожарному надзору.

Центральный орган ГПН образуют Управление ГПН МЧС и Республиканский центр сертификации и экспертизы лицензируемых видов деятельности при МЧС.

Территориальный орган ГПН осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением, его возглавляет Главный государственный инспектор области (г. Минска) по пожарному надзору.

Территориальный орган ГПН образуют отдел ГПН, нормативно-технический отдел областного (Минского городского) управления МЧС (далее - УМЧС), отделение (группа) лицензирования научно-практического (научно-исследовательского) центра при УМЧС.

Местный орган ГПН осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением, его возглавляет Главный государственный инспектор города (района) по пожарному надзору.

Местным органом ГПН является инспекция ГПН городских (районных) отделов по чрезвычайным ситуациям (далее -ГРОЧС).

В органах ГПН осуществляют деятельность следующие должностные лица:

Главный государственный инспектор Республики Беларусь по пожарному надзору - первый заместитель Министра по чрезвычайным ситуациям;

Заместители Главного государственного инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору - начальник Управления ГПН МЧС и начальник Республиканского центра сертификации и экспертизы лицензируемых видов деятельности при МЧС;

Старшие государственные инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору - заместители начальника Управления ГПН МЧС (начальники отделов), заместители начальника Республиканского центра сертификации и экспертизы лицензируемых видов деятельности при МЧС;

Государственные инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору - работники Управления ГПН МЧС, отделов сертификации и экспертизы лицензируемых видов деятельности Республиканского центра сертификации и экспертизы лицензируемых видов деятельности при МЧС;

Главные государственные инспектора областей и г. Минска по пожарному надзору - начальники областных и Минского городского УМЧС;

Заместители главных государственных инспекторов областей и г. Минска по пожарному надзору - заместители начальников областных и Минского городского УМЧС - начальники отделов ГПН;

Старшие государственные инспектора областей и г. Минска по пожарному надзору - начальники нормативно-технических отделов и заместители начальников отдела ГПН областных и Минского городского УМЧС;

Государственные инспектора областей и г. Минска по пожарному надзору - работники отделов ГПН и нормативно-технических отделов областных и Минского городского УМЧС, отделений (групп) лицензирования научно-практических (научно-исследовательских) центров при областных и Минском городском УМЧС;

Главные государственные инспектора городов (районов) по пожарному надзору - начальники ГРОЧС;

Заместители главных государственных инспекторов городов (районов) по пожарному надзору - заместители начальников ГРОЧС по ГПН - начальники инспекций ГПН;

Государственные инспектора городов (районов) по пожарному надзору - работники инспекций ГПН ГРОЧС.

В случае отсутствия Главного государственного инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору, главных государственных инспекторов областей, городов, районов по пожарному надзору исполнение обязанностей возлагается на должностных лиц органов ГПН, их замещающих.

 

2.4.1. Правовой статус лиц, участвующих в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций: должностное лицо,

 

Правовой статус лиц, участвующих в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, определен Законом Республики Беларусь от 3 января 2002 года № 76-3 «Об органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь», Законом Республики Беларусь от 15 июня 1993 года №2403-ХП «О пожарной безопасности» с изменениями и дополнениями согласно Закону Республики Беларусь от 11 января 2002 года №89-3, и Законом Республики Беларусь от 22 июня 2001 года № 39-3 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя».

Статьей 23 Закона Республики Беларусь от 3 января 2002 года №76-3 «Об органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь» определено, что должностные лица органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям в пределах установленной законодательством Республики Беларусь компетенции:

-выдают предписания по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

-привлекают для ликвидации чрезвычайной ситуации финансовые и материальные ресурсы из резервов, созданных организациями для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

-производят документирование, видео-, киносъемку, фотографирование и звукозапись при ликвидации чрезвычайной ситуации и ее последствий;

-привлекают граждан (с их согласия), не являющихся работниками органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, к проведению неотложных работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Должностные лица и иные работники органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям при исполнении служебных обязанностей имеют право:

-получать полную и достоверную информацию, необходимую для исполнения возложенных на них обязанностей;

-беспрепятственно проходить на территорию и объекты организаций, а также в жилые помещения для ликвидации чрезвычайной ситуации, а для выполнения надзорных функций – по предъявлении предписания на их выполнение и служебного удостоверения;

-требовать от всех лиц, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, соблюдения установленных мер безопасности;

-временно ограничивать или запрещать движение транспорта, а также доступ граждан на отдельные участки местности или объекты в целях проведения работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, обязывать граждан покинуть определенные места;

-осуществлять иные права, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации осуществляет непосредственное руководство аварийно-спасательными службами, привлекаемыми для ликвидации чрезвычайной ситуации, и обеспечивает их взаимодействие.

Это лицо, выполняющее распорядительные функции и ответственное за организацию аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Старшее должностное лицо профессиональной аварийно-спасательной службы, прибывшее в зону чрезвычайной ситуации первым, принимает на себя полномочия руководителя ликвидации и исполняет их до прибытия старшего должностного лица или руководителя ликвидации, определенного в соответствии с законодательством Республики Беларусь, либо планом предупреждения, либо планом ликвидации чрезвычайной ситуации или назначенного министерством, другим республиканским органом государственного управления, местным исполнительным и распорядительным органом, руководителем иной организации, к полномочиям которых отнесена ликвидация данной чрезвычайной ситуации.

Решения руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, направленные на ее ликвидацию, являются обязательными для всех организаций и граждан, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь.

Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителя ликвидации иначе, как отстранив его от исполнения обязанностей в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, и приняв руководство на себя либо назначив вместо него другое должностное лицо.

Руководитель ликвидации имеет право на полную и достоверную информацию, необходимую для организации, проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В случае, когда чрезвычайная ситуация не может быть ликвидирована имеющимися в наличии силами и средствами, руководитель ликвидации вправе принимать решения о (об):

-проведении эвакуационных мероприятий;

-приостановлении деятельности организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;

-использовании необходимых материально-технических ресурсов из созданных для ликвидации чрезвычайной ситуации резервов;

-привлечении нештатных и общественных аварийно-спасательных служб к проведению работ;

-привлечении граждан (с их согласия) к проведению неотложных работ.

Спасатель лицо, прошедшее аттестацию на право проведения аварийно-спасательных работ.

Спасатели имеют право:

-на полную и достоверную информацию, необходимую для выполнения возложенных обязанностей;

-по предъявлении удостоверения на беспрепятственный проход на территорию и объекты организаций, а также в жилые помещения для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

-требовать от всех лиц, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, соблюдения мер безопасности;

-на экипировку и оснащение в соответствии с технологией проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайной ситуации;

-на использование для спасания людей средств связи, транспорта, иных материально-технических ресурсов из созданных для ликвидации чрезвычайной ситуации резервов организаций, находящихся в зоне ликвидации чрезвычайной ситуации.

Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб обеспечиваются форменной одеждой со знаками различия.

Спасатели, а также граждане, привлеченные к аварийно-спасательным и иным неотложным работам, имеют право на обеспечение питанием; по заключению медицинской комиссии – право на бесплатную медицинскую и психологическую реабилитацию на базе медицинских учреждений и реабилитационных центров.

Спасатели и граждане, которые пострадали при выполнении аварийно-спасательных работ, имеют право на бесплатное медицинское обеспечение и выплаты по временной нетрудоспособности.

Спасатели объектовых профессиональных аварийно-спасательных служб имеют право на льготы, предусмотренные работникам юридических лиц, в ведении которых эти службы находятся, включая доплату за проведение временных и разовых аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Время дежурства спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб на дому в режиме ожидания и готовности к выезду учитывается в рабочем времени из расчета 1\2 часа за каждый час дежурства, но не более 264 часов в год.

Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств соответствующих бюджетов или обязательному личному страхованию за счет средств организаций, в ведении которых эти службы находятся.

Спасатели имеют право на основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней без учета дополнительного отпуска, предоставляемого за работу во вредных условиях.

Спасателям предоставляется право на получение служебного жилого помещения.

Спасатели обязаны:

-участвовать в аварийно-спасательных и других неотложных работах;

-в ходе проведения этих работ вести поиск пострадавших, принимать меры по их спасению, оказывать им первую медицинскую и другие виды неотложной помощи;

-исполнять распоряжения руководителей аварийно-спасательных служб, в составе которых они принимают участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций;

-соблюдать технологию проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

-проходить переподготовку и повышение квалификации;

-разъяснять гражданам в целях недопущения чрезвычайной ситуации правила безопасного поведения и порядок их действий при возникновении и развитии чрезвычайной ситуации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.