Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стадии производства по делам об административных правонарушениях. Производство по делам об административных правонарушениях, являясь составной частью административно-юрисдикционного процесса




Производство по делам об административных правонарушениях, являясь составной частью административно-юрисдикционного процесса, имеет свою структуру, образуемую совокупностью стадий, характеризующихся специфической функциональной направленностью, относительной самостоятельностью и логической завершенностью.

Начальную стадию производства по делам об административных правонарушениях называют стадией возбуждения и расследования дела об административном проступке.

В некоторых случаях эта стадия «сливается» с последующей - со стадией рассмотрения дела по существу (ускоренное производство, когда, например, штраф налагается на месте совершения правонарушения).

Стадия возбуждения и расследования дела об административном правонарушении, будучи начальным этапом производства по делу, имеет предопределяющее значение для всего правоприменительного процесса.

На этой стадии по абсолютному большинству дел компетентными должностными лицами совершается комплекс процессуально-процедурных действий, в ходе которых производится установление факта проступка, его фиксация в протоколе об административном правонарушении, определяется круг возможных доказательств, решается вопрос о направлении дела для рассмотрения по существу органу, правомочному принимать решение о применении предусмотренных законом мер административного взыскания.

Поводами к возбуждению и расследованию дела об административном правонарушении могут быть: заявления (как письменные, так и устные) свидетелей, потерпевших, родственников и других граждан; сообщения должностных лиц, администрации предприятий, учреждений, организаций, судебно-следственных органов, сигналы печати и других средств массовой информации и др.

Разумеется, что исходным юридическим фактом при этом является совершение административного правонарушения. Однако, таковое должно быть, во-первых, обнаружено, и, во-вторых, процессуально оформлено, чему способствует составление протокола.

Установлены определенные требования к содержанию протокола с целью обеспечения последующего ведения производства с наибольшей эффективностью и законностью.

В протоколе указывается: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; сведения о личности нарушителя (фамилия, имя, отчество, возраст, род занятий, размер заработка, если нарушитель работает, место жительства, семейное положение, документ, удостоверяющий личность нарушителя); место, время совершения и существо административного правонарушения, нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение, фамилии, адреса свидетели и потерпевших, если они имеются, объяснения нарушителя, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение. Если по делу имеются свидетели и потерпевший, то протокол может быть подписан и этими лицами.

В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписи протокола, в нем делается запись об этом.

Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола, а так же изложить мотивы своего отказа от его подписи.

При составлении протокола нарушителю разъясняются его права и обязанности, о чем делается отметка в протоколе.

Протокол - основание для дальнейшего производства по делу об административном правонарушении. От того, насколько грамотно, обстоятельно и мотивированно он составлен, зависят правильность рассмотрения дела по существу и обоснованность применения взыскания.

Завершающий этап первой стадии производства по делам об административных правонарушениях - направление материалов расследования на рассмотрение.

Очевидно, что это происходит лишь тогда, когда должностное лицо, закончившее расследование и составившее протокол, само не вправе решать дело по существу или считает необходимым передать его в другие государственные органы, на рассмотрение общественности.

По общему правилу дела должны пересылаться руководителем органа, работники которого произвели административное расследование.

Направляя материалы расследования по подведомственности, руководитель проверяет обоснованность привлечения лица к административной ответственности, достаточность собранных доказательств, правильность оформления дела.

Таким образом, на последнем этапе стадии административного расследования проверяется качество расследования вообще и составленного протокола в частности, решается вопрос, куда направить дело, и совершаются технические действия: упаковка, регистрация, пересылка и другие.

Рассмотрение дела об административном правонарушении- это основная, центральная стадия производства, в рамках которой проявляются черты юрисдикционной административно-процессуальной деятельности.

Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения, если иное не установлено текущим законодательством (Ст. 256 Кодекса) в 15-дневный срок со дня получения органом (должностным лицом) протокола.

Соответственно дело может быть рассмотрено, например, по месту учета транспортного средства, по месту жительства правонарушителя, по месту нахождения таможенного органа. Законодательством Республики Беларусь может быть предусмотрено и иное место рассмотрения дела об административном правонарушении.

Орган (должностное лицо) при поступлении дела о правонарушении разрешает следующие вопросы: относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела; правильно ли составлены протоколы и другие материалы дела об административном правонарушении; извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения; истребованы ли необходимые дополнительные материалы по делу, о ходатайстве лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего, законных представителей, адвоката.

С целью повышения воспитательной и предупредительной роли производства дела об административных правонарушениях рассматриваются открыто.

Рассмотрение дела начинается с объявления состава коллегиального органа или представления должностного лица, рассматривающего данное дело.

Председательствующий в заседании коллегиального органа или должностное лицо, рассматривающее дело, объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, кто привлекается к административной ответственности, разъясняет лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности. Затем оглашается протокол об административном правонарушении. На заседании заслушиваются лица, участвующие в рассмотрении дела, исследуются доказательства и разрешаются ходатайства. Если в заседании участвует прокурор, то заслушивается его заключение.

Разбирая дело, необходимо установить: был ли совершен проступок, виновно ли лицо, подлежит ли оно ответственности, причинен ли имущественный ущерб, а также выяснить смягчающие и отягчающие обстоятельства, причины и условия, способствовавшие правонарушению; имеются ли основания для передачи дела на рассмотрение общественности (ст. 259 Кодекса).

При рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом ведется протокол заседания, в котором указывается: дата и место заседания; наименование и состав органа, рассматривающего дело; содержание данного дела; сведения о явке лиц, участвующих в нем; объяснения, а также ходатайства заинтересованных лиц, результаты их рассмотрения; документы и вещественные доказательства, исследуемые при рассмотрении дела; сведения об оглашении принятого постановления и разъяснении порядка и сроков era обжалования. Протокол подписывается председательствующим в заседании и секретарем.

Подведение итога всей предшествующей работы - принятие постановления.

В нем дается окончательная оценка поведения лица, привлеченного к административной ответственности, устанавливается его виновность или невиновность, определяется мера воздействия. Постановление принимается только на основе данных, имеющихся в деле. В зависимости от результатов рассмотрения дела компетентный орган принимает один из двух вариантов постановления по делу:

а) о наложении административного взыскания;

б) о прекращении дела производством.

Законодательством предусматриваются материальные и процессуальные основания для вынесения постановления о прекращении дела:

1. Если не установлена виновность лица, дело которого разбирается, принимается постановление о признании его невиновным и прекращении дела.

2. Дело прекращается, если акт, за нарушение которого привлекается правонарушитель, утратил силу в связи с актом амнистии, в связи с душевным заболеванием виновного и в других случаях, предусмотренных ст. 227 Кодекса.

3. При малозначительности проступка дело может быть прекращено, а гражданину сделано устное замечание.

Постановление по делу об административном правонарушении представляет собой юридически властный акт государственного органа, обязательный как для нарушителя, так и для государственных органов и общественных организаций, призванных его исполнять.

Оно должно надлежащим образом оформляться и содержать установленные законом реквизиты: наименование органа (должностного лица), принявшего акт, время и место принятия; данные о нарушителе (фамилия, имя, отчество, возраст, место работы, учебы, жительства); время, место и сущность нарушения; указание на норму права, предусматривающую ответственность за данное административное правонарушение; характер решения (вид и размер взыскания и др.).

Постановление подписывается должностным лицом, вынесшим его, а постановление коллегиального органа - председательствующим и секретарем.

В постановлении по делу должен быть решен вопрос об изъятых вещах и документах.

Исполнение постановлений о наложении административных взысканий - это завершающая стадия производства по делам об административных правонарушениях.

Ее сущность заключается в практической реализации административного взыскания, назначенного правонарушителю постановлением.

В процессе исполнения постановления гражданин, совершивший административный проступок, претерпевает соответствующие лишения и ограничения личного, морального или материального характера.

Постановление о наложении административного взыскания является обязательным для исполнения государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Оно подлежит исполнению с момента его вынесения, если иное не установлено законодательством. При обжаловании или опротестовании постановления оно подлежит исполнению после оставления жалобы или протеста без удовлетворения, за исключением постановлений о применении меры взыскания в виде предупреждения, а также в случаях наложения штрафа, взимаемого на месте совершения административного правонарушения.

Исполнением постановлений заняты различные государственные органы.

При этом они осуществляют двоякую по своему характеру деятельность: по обращению постановлений к исполнению и по непосредственному приведению их в исполнение.

Ст. 280 Кодекса предусматривает отсрочку исполнения таких постановлений, которыми наложены административные взыскания в виде штрафа, ареста и исправительных работ.

Предоставить отсрочку до 1 месяца имеет право тот орган (должностное лицо), который вынес постановление, обратил его к исполнению. Основанием ее предоставления служат обстоятельства, наличие которых делает невозможным его немедленное исполнение,

Исполнение постановления прекращается в связи с изданием акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания; в виду отмены акта, устанавливающего административную ответственность; в случае смерти лица, в отношении которого вынесено постановление.

Законодательство устанавливает давность исполнения постановления о наложении административных взысканий.

Не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения. В этот срок не включается время, на которое исполнение приостанавливается в связи с отсрочкой, связанной с принесением протеста или подачей жалобы.

Позднее истечения 3 месячного срока исполнительное производство начинать нельзя, это было бы нарушением закона. Но если исполнение начато до окончания срока давности, его можно продолжать столько, сколько необходимо..

Законодательством Республики Беларусь могут быть установлены иные, более длительные сроки для исполнения постановлений по делам об отдельных видах административных правонарушений. Например, конфискация контрабанды производится независимо от времени обнаружения.

Контроль за правильным и своевременным исполнением постановления о наложении административного взыскания возлагается на орган (должностное лицо), вынесший постановление.

Стадия обжалования и опротестования постановления по делу об административном правонарушении, как и все другие стадии, осуществляется строго на нормативной основе.

Постановление может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим.

Постановление районного (городского) народного суда (народного судьи) о наложении административного взыскания является окончательным и обжалованию в порядке производства по делам об административных правонарушениях не подлежит.

Административное законодательство установило два канала, по которым правонарушитель или потерпевший может подать жалобу на принятое постановление:

а) вышестоящему органу;

б) в районный (городской) народный суд.

Иными словами, постановления органов управления обжалуются либо в административном, либо в судебном порядке.

Законодательством четко определены инстанции и различные варианты обжалования постановлений (ст. 67 Кодекса).

Таких вариантов несколько:

1) постановление административной комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних - в местный исполнительный и распорядительный орган либо в районный (городской) суд.. Решение местного исполнительного и распорядительного органа может быть обжаловано в суд;

2) решение сельского, поселкового исполнительного комитета - в районный, городской исполнительный и распорядительный орган или в суд. Решение районного, городского исполнительного и распорядительного органа может быть обжаловано в суд;

3) постановление иного органа (должностного лица) о наложении административного взыскания в виде штрафа - в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в районный (городской) суд. Решение вышестоящего органа (вышестоящего должностного лица) может быть обжаловано в суд.

Постановление о наложении иного административного взыскания обжалуется в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу).

4) постановление органа внутренних дел (должностного лица) о наложении административного взыскания в виде предупреждения, зафиксированного на месте совершения правонарушения без составления протокола, - в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Решение вышестоящего органа (вышестоящего должностного лица) может быть обжаловано в суд.

Жалоба направляется в орган (должностному лицу), вынесший постановление по делу, если иное не установлено законодательством.

Поступившая жалоба в течение трех суток направляется вместе с делом в орган (должностному лицу), правомочный ее рассматривать, и которому она адресована.

С лица, обжаловавшего постановление о наложении административного взыскания, государственная пошлина не взыскивается.

Обжалование постановления по делу об административном правонарушении может быть произведено в течение 10 дней со дня вынесения постановления. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам этот срок по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление, может быть восстановлен органом (должностным лицом), правомочным рассматривать жалобу.

Подача жалобы в 10-дневный срок приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания до рассмотрения жалобы, за исключением постановлений о применении таких мер взыскания, как предупреждение и административный арест, а также в случаях наложения штрафа, взимаемого на месте совершения правонарушения.

Постановление по делу об административном правонарушении и решение по жалобе могут быть опротестованы прокурором.

Принесение прокурором протеста приостанавливает исполнение постановления до рассмотрения протеста.

Орган (должностное лицо) при рассмотрении жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении проверяет законность и объективность вынесенного постановления.

Вышестоящий орган, суд, пересматривая дело об административном правонарушении, вправе принять одно из следующих решений.

1) оставить постановление без изменения, а жалобу или протест без удовлетворения;

2) отменить постановление и направить дело на новое рассмотрение;

3) отменить постановление и прекратить дело об административном правонарушении,

4) изменить меру и вид взыскания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за административное правонарушение, с тем, однако, чтобы взыскание не было усилено

Копия решения по жалобе или протесту прокурора на постановление по делу об административном правонарушении в течение 3 дней высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, потерпевшему - по его просьбе.

О результатах рассмотрения протеста сообщается прокурору.

Постановление народного судьи по делам об административных правонарушениях, которое обжалованию в порядке производства не подлежит, может быть отменено или изменено по протесту прокурора самим народным судьей, а также независимо от наличия протеста прокурора председателем вышестоящего суда.

Отмена постановления с прекращением дела об административном правонарушении влечет за собой возврат взысканных денежных сумм, возмездно изъятых и конфискованных предметов, а также отмену других ограничений, связанных с ранее принятым постановлением. При невозможности возврата предмета возмещается его стоимость.

Возмещение ущерба, причиненного гражданину незаконным наложением взыскания в виде ареста или исправительных работ, производится в порядке, установленном законодательством.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.