Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3.1. Сущность, предмет и метод административного права 3 страница




В любом федеративном государстве конституция делится на три группы предметов ведения и полномочий: 1) полномочия и предметы исключительного федерального ведения; 2) предметы и полномочия, составляющие сферу совместного влияния; 3) предметы полномочия, находящиеся в сфере исключительного ведения субъектов Федерации.

Конституция Российской Федерации 1993 г. в ст. 71 закрепляет исключительную федеральную компетенцию. К ведению Российской Федерации отнесены вопросы, которые, нося общий для всего государства характер, не требуют учета региональной специфики, обеспечивают единство российского государства. Все эти полномочия могут быть по предметному признаку объединены в несколько групп. Прежде всего это полномочия в области государственного строительства, принятие и изменение Конституции, прием новых субъектов в состав Федерации, утверждение изменений границ между субъектами, установление системы федеральных органов и их формирование, решение вопросов судоустройства, прокуратуры, разработка и принятие уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства и некоторых др. отраслей законодательства. Сюда же могут быть отнесены регулирование прав и свобод человека и гражданина, гражданина PФ, регулирование прав национальных меньшинств и другие полномочия.

Значительные исключительные полномочия федерация имеет в социально-экономической сфере. Сюда могут быть, в частности, отнесены определение правового режима федеральной государст­венной собственности и управлению ею, установление основ федеральной политики и федеральной программы в области экономического, экологического, социально-культурного и национального развития России, установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, утверждение феде­рального бюджета, установление федеральных налогов и сборов, управление федеральными энергетическими системами, транспортом, связью и другие полномочия.

Самостоятельную группу образуют полномочия Российской Федерации в сфере внешних сношений и обороны страны. Предме­том исключительного ведения федерации являются внешняя поли­тика и международные отношения Российской Федерации, внешнеэкономические отношения, оборона и безопасность, оборонное производство, определение статуса и защита государственной гра­ницы, экономической зоны и континентального шельфа.

Статья 72 Конституции России устанавливает совместную сферу предметов ведения и полномочий, где федерация и субъекты тесно координируют свои усилия. Весь их перечень также может быть объединен в указанные выше сферы. В области государствен­ного строительства, например, это обеспечение соответствия кон­ституций, уставов, законов и иных актов субъектов Федерации Конституции и федеральным законам России. В социально-эконо­мической сфере — вопросы владения, пользования и распоряже­ния землей, недрами, водными и другими природными ресурсами. В сфере внешних сношений и обороны страны — координация международных внешнеэкономических связей, выполнение меж­дународных договоров РФ.

Закрепление в Конституции предметов совместного ведения выступает правовой основой для детального определения полномо­чий федерации и субъектов, установления того, какие конкретные вопросы решают те или иные органы. Это достигается путем при­нятия федеральных законов, а также через заключение договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между феде­ральными органами власти и органами власти субъектов Федера­ции. В настоящее время такие договоры заключены между Российской Федерацией и многими областями и республиками (Татарстан, Башкортостан, Кабардино-Балкария, Северная Осетия и др.).

В Конституции Российской Федерации не закрепляются полно­мочия, относящиеся к сфере исключительного ведения субъектов Федерации. В ней лишь содержится норма о том, что вне пределов ведения Российской Федерации по предметам совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Перечень полномочий каждого субъекта закрепляется конститу­циями республик и уставами иных субъектов Федерации.

В настоящее время все субъекты Федерации обладают законодательной, исполнительной и судебной властью, управляют разнообразными объектами собственности, владеют, пользуются и распоряжаются природными ресурсами, находящимися на их терри­тории (за исключением тех, которые находятся в федеральном ве­дении), устанавливают свои налоги и сборы, устанавливают на ос­нове федерального законодательства правовой режим органов местного самоуправления на своей территории, самостоятельно ре­шают вопросы административно-территориального устройства.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в рамках федеральной компетенции. Если же нормативный акт субъекта Федерации принят в рамках его компетенции, то он действует и в тех случаях, когда вступает в противоречие с федеральным законом (ч. 6 ст. 76 Конституции РФ).

Тема 2.4. Государственные органы Российской Федерации

Многообразная деятельность любого государства, в том числе и Российской Федерации, реализуется прежде всего через систему его государственных органов. Орган государства представляет собой организационно и структурно обособленную часть государственного механизма, наделенную в установленном Конституцией России порядке государственно-властными полномочиями, правовыми и материально-финансовыми средствами для осуществления задач и функций государственной власти российского государства.

Цели изучения органов Российской Федерации наукой и учебной дисциплиной определяются главным образом характером и объемом регулирования этих вопросов в Конституции.

В Конституции Российской Федерации регулируются следующие основные стороны организации и деятельности органов Pocсийской Федерации:

а) закрепляется общее назначение органов государственной власти как средств, инструментов осуществления народовластия народного суверенитета (ст. 3 Конституции);

б) устанавливаются основные принципы организации и деятельности государственных органов как Российской Федерации, так и ее субъектов (разделение властей, участие граждан в управлении государством, законность деятельности и др.);

в) разграничиваются предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов (ст. 5, 71, 72, 73, 76 Конституции);

г) определяется характер взаимоотношений федеральных opганов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации как звеньев единой вертикальной системы, функционирующей в пределах исключительных полномочий Российской Федерации и предметов ее совместного с субъектами ведения (ст. 77 Конституции);

д) учреждается структура государственных органов и правовой статус важнейших федеральных органов государственной власти России: Президента, палат Федерального Собрания, Правительства, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитраж­ного Суда.

Легко убедиться, что конституционные положения о государственных органах России, их месте в государственном механизме являются наиболее принципиальными, важными. Они выступают в качестве отправных установок для более детального регулирования статуса, различных сторон деятельности государственных органов как на уровне федерального законодательства (Закон о Правительстве Российской Федерации, Закон о Конституционном Суде и др.), так и на уровне субъектов Федерации (конституции республик, уставы краев, областей). При этом, однако, следует иметь в виду, что если деятельность таких федеральных органов как Президент, Фе­деральное Собрание, Конституционный Суд Российской Федера­ции, регулируется в рамках конституционного права, то детальная регламентация деятельности Правительства, Верховного Суда, высшего Арбитражного Суда РФ осуществляется за пределами его предмета, в сфере действия соответственно административного, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и иных отраслей российского права.

Для органа российского государства характерны следующие ос­новные черты, закрепленные в Конституции и образующие эле­менты его конституционно-правового статуса.

Во-первых, в Конституции и других нормах конституционного права находит свое закрепление особый, установленный государ­ством порядок образования, формирования государственных орга­нов. Помимо этого порядка орган государства появиться не может. Отступление от этого правила означало бы нарушение требований ч. 4 ст. 3 Конституции о том, что «никто не может присваивать власть и Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону». В Конститу­ции России определены способы формирования практически всех основных федеральных органов государственной власти.

Во-вторых, государственный орган создается для осуществле­ния определенных задач, функций государственной власти, реализации видов (форм) деятельности государства. Так, ст. 80 Консти­туции устанавливает, что Президент Российской Федерации явля­ется гарантом ее Конституции, прав и свобод человека и граждани­на, принимает меры по охране суверенитета Российской Федера­ции, ее независимости и государственной целостности. Федеральное Собрание определяется как парламент Российской Федерации, ее представительный и законодательный орган (ст. 94 Конститу­ции), а Правительство — как орган исполнительной власти. Функции государственных органов субъектов Российской Федерации закрепляются в конституциях республик в составе России, уставах краев и областей, их законодательных актах.

В-третьих, важнейшим конституционным признаком государственного органа является его компетенция. Функции не могут рассматриваться в качестве непосредственного правового основания деятельности соответствующего органа государства. В отличие отобщественных организаций, работа любого государственного органа связана с использованием государственно-властных полномочий — весьма «сильнодействующего» средства управления, включающего возможность применения и государственного принуждения. Поэтому Конституция исходит из того, что правовой статус органа должен включать четкую, детальную регламентацию мерь использования этих полномочий. Это достигается за счет наделения каждого государственного органа соответствующими правами (которые зачастую одновременно являются для него и обязанностями), установления сферы применения этих прав («предметов ведения») и территориальных пределов их использования. Компетенция, таким образом, является юридическим выражением функций государственного органа.

Конституции и законам России, указам Президента и постановлениям Правительства России, конституциям республик в составе России, уставам краев и областей, законам субъектов Российской Федерации принадлежит важная роль в определении компетенции государственных органов. Что же касается Конституции Российской Федерации, то в ней исчерпывающим образом определяется лишь компетенция Президента, палат Федерального Собрания и Конституционного Суда. Полномочия же остальных федеральных органов (Правительства России, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда) определены лишь самым общим образом, а в деталях регулируются специальными законами (О Правительстве Российской Федерации, О Верховном Суде России, Об Арбитражном Суде, Арбитражным процессуальным кодексом и др.).

В-четвертых, важным признаком государственного органа является особый, установленный государством порядок его деятельности, отступить от которого он не вправе. Составной частью этого порядка являются и принимаемые органом правовые акты, имеющие различную юридическую силу и функциональное назначение. Применительно к федеральным органам государственной власти России этот признак также находит свое отражение в Конституции, выступает существенной характеристикой конституционного статyca этих органов.

В-пятых, признаком каждого государственного органа является его структура, внутренняя организация, которая также закрепля­ется в конституциях, уставах, иных нормативных актах. Структура, устройство государственного органа производны от выполняемых им функций, имеющегося объема полномочий, компетенции. Структура государственных органов может быть как весьма про­стой (прокурор района), так и довольно сложной (двухпалатная структура Федерального Собрания, комитеты, комиссии каждой из палат и т.д.). Чем выше место органа в вертикальной иерархии, тем, как правило, сложнее его структура.

Совокупность всех органов государства, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в ходе осуществления государ­ственной власти, образует систему органов Российской Федера­ции. Многообразие государственных дел, значительный размер территории определяют необходимость большого количества государственных органов, специализирующихся на выполнении оп­ределенных функций, участков работы. Вся эта совокупность ор­ганов должна функционировать как единый организм, целостная система.

Система государственных органов Российской Федерации обусловлена и определяется многими факторами.

Основным фактором, формирующим конституционную систе­му органов Российской Федерации, является принцип разделения властей. Для осуществления функций государственной власти ее отдельные звенья наделяются комплексом полномочий и вправе действовать самостоятельно, во многом независимо друг от друга, сохраняя рычаги взаимного сдерживания и контроля. Разделение властей как одна из основ конституционного строя России обуслов­ливает выделение в государственном механизме органов законода­тельной, исполнительной и судебной власти. Названные виды го­сударственных органов образуют основу конституционной систе­мы органов российского государства.

На конституционную систему государственных органов России оказывает влияние необходимость обеспечения координации, взаимодействия разделенных властей. При всей специализированности ветвей власти и соответствующих государственных органов они остаются звеньями единой системы, нуждающейся в повседневной координации. В условиях России эту функцию выполняет Президент, являющийся главой государства (ст. 80 Конституции РФ).

Весьма важный фактор, оказывающий влияние на конституционную систему государственных органов России, — ее федеративное государственное устройство. У субъектов Федерации фактически существуют свои самостоятельные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, обеспечивающие потребности соответствующей республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Разнообразие видов субъектов Федерации, их национальные и региональные особенности вносят существенные различия как в название соответствующих органов, так и в их организационную структуру, формы и методы деятельности.

Характеристику федеральных органов государственной власти Конституция России начинает с определения места, роли и статуса Президента Российской Федерации.

Термин «президент» происходит от латинского слова «praesidens», что буквально означает «сидящий впереди». В современном значении под президентом понимают единоличного главу госу­дарства, получающего свои полномочия путем выборов. Родиной института президентства справедливо считают США. Конституция этой страны 1787 г. в отличие от других государств того времени, где исполнительная власть повсеместно, имела монархический, наследственный характер, установила принцип выборности населением главы государства и федеральной исполнительной власти[5].

В Российской Федерации институт президентства был учреж­ден по результатам всенародного голосования (референдума), проведенного 17 марта 1991 г. Статус Президента РСФСР определялся специальным Законом «О Президенте РСФСР», основные положения которого затем были включены в текст Конституции РСФСР. В настоящее время порядок избрания, компетенция и основания прекращения полномочий Президента РФ регулируются гл. 4 Конституции РФ 1993 г. «Президент Российской Федерации», Конституция России 1993 г. не предусматривает принятия специального закона о Президенте, однако отдельные вопросы его статуса, деятельности аппарата главы государства регулируются специальными нормативными актами (главным образом указами).

Российская конституция президентской власти сочетает в себе признаки различных классических моделей президентства.

Наука конституционного права выделяет три формы института президентства: «чистые» президентские республики, имеющие сильного президента, наделенного широким объемом прав, в том числе и по формированию кабинета министров (США, Мексика, Коста-Рика); парламентские республики, имеющие президента с узким крутом компетенции, не обладающего правами по формиро­ванию правительства, которыми занимается парламент (Австрия, ФРГ, Индия, Ирландия и др.); так называемые смешанные, «полу­президентские» республики, где парламент играет существенную роль в формировании правительства, однако президенту республи­ки принадлежат значительные полномочия в осуществлении госу­дарственной власти (Франция, Португалия, Финляндия).

По ряду основных позиций российская модель безусловно тяго­теет к чистой президентской республике. Ее главная черта — кон­троль за формированием и деятельностью Правительства. В Кон­ституции РФ Президент характеризуется как глава государства (ч. 1 ст. 80). Согласно ей Президент определяет структуру Правительствa, назначает и освобождает от должности его членов, принимает решение о его отставке. Назначение Председателя Правительства осуществляется с согласия Государственной Думы, однако и здесь механизм разрешения разногласий таков, что решающее слово ос­тается за Президентом. До принятия Федерального закона «Об общих принципах организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Президент имеет об­ширные полномочия и по руководству деятельностью глав администрации краев и областей.

Но говорить о полном соответствии российской модели органи­зации власти чистой президентской республике было бы не вполне обосновано. В России в отличие от США и других президентских республик глава государства не является одновременно главой пра­вительства, а право председательствовать на его заседаниях от­нюдь не тождественно функции непосредственного руководства. Отличительная особенность взаимоотношений парламента и пре­зидента в России — наличие элементов политической ответствен­ности правительства не только перед президентом, но и парламен­том. Государственная Дума может выразить недоверие правительству, решение о котором принимается большинством голосов от общего числа депутатов.

Президент Российской Федерации в соответствии со ст. 80 Конституции РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В Российской Федерации эти координационные функции возлагаются на Президента как главу государства. Для этого он наделяется полномочиями (ст. 83, 84 Конституции РФ), дающими ему возможность оказывать влияние на все ветви власти. Эта координация, например, хорошо видна при решении важнейших для страны кадровых вопросов, назначении на высшие должности в государстве. Президент взаимодействует и с Государственной Думой (в связи с назначением Председателя Правительства, Председателя Центрального банка), и с Советом Федерации (при формировании Конституционного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Верховного Суда, назначении Генерального прокурора), и с Председателем Правительства РФ (при назначении и освобождении членов Правительства). Безус­ловно, соответствующие полномочия Президента — это и его обя­занности, их исполнение является средством осуществления кон­ституционных прав Государственной Думы и Совета Федерации, закрепленных в ст. 102 и 103 Конституции России.

Конституция 1993 г. устанавливает, что Президент России изби­рается путем всеобщих, равных, прямых выборов тайным голосова­нием сроком на четыре года. Срок полномочий первого Президента России прежним законодательством был установлен в пять лет. В п. 3 разд. 2 «Заключительные и переходные положения» Конституции РФ 1993 г. определено, что Президент РФ, избранный в соответ­ствии с ранее действовавшей Конституцией РСФСР 1978 г., осуществляет свои полномочия до истечения срока, на который он был избран.

Ограничение срока полномочий Президента, как и норма ч. 3 ст. 81 Конституции России о том, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента России более двух сроков подряд является важным правовым барьером, исключающим превращение института президентской власти в пожизненную должность.

Компетенция Президента представляет собой совокупность его полномочий по разрешению вопросов государственной и общее венной жизни, установленных Конституцией РФ.

Компетенция Президента реализуется в рамках предметов исключительного федерального ведения (ст. 71 Конституции РФ), а также в пределах вопросов, отнесенных к совместному ведению РФ и ее субъектов (ст. 72).

В силу обилия закрепленных за ним конституционных функций полномочия Президента России весьма многочисленны. В основе своей они закреплены в ст. 83—90 гл. 4 Конституции РФ, а также в ряде других статей Основного Закона, посвященных деятель­ности других государственных органов. Так, ч. 3 ст. 115 главы в Конституции, посвященной Правительству РФ, устанавливает право Президента отменять постановления и распоряжения Правительства.

Для удобства анализа все полномочия Президента России могут быть объединены в несколько групп.

Полномочия по формированию и руководству исполнитель­ной властью. Президент имеет обширные полномочия по назначе­нию остальных членов Правительства. По предложению Председа­теля Правительства он назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, феде­ральных министров. При этом согласия Государственной Думы на проведение этих кадровых перестановок не требуется.

Согласно п. «г» ст. 83 глава государства представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председа­теля Центрального банка РФ и ставит перед ней вопрос об освобож­дении его от занимаемой должности. Благодаря конституционному праву председательствовать на заседании Правительства Прези­дент в отдельных случаях может взять руководство им на себя, давать непосредственные поручения и указания всем членам Пра­вительства. Ключевым полномочием во взаимоотношениях Прези­дента с Правительством является его право принять решение об отставке Правительства.

Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности как орган, осуществляющий подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности. Согласно п. «к» ст. 83 Консти­туции глава государства назначает и освобождает своих полно­мочных представителей. В Конституции не уточняется, о каких именно представителях идет речь. Однако в настоящее время та­кого рода представители есть во всех краях, областях, автономных округах, городах федерального значения, а также в ряде республик и составе РФ.

Обеспечению нормального функционирования исполнитель­ной власти в известной мере способствует и право Президента формировать свою Администрацию, которая выполняет функции аппарата главы государства.

Полномочия по взаимодействию с федеральной законодательной властью. Президент РФ располагает совокупностью полномочий, позволяющих воздействовать как на формирование Государственной Думы и прекращение ее полномочий, так и на ее законодательную деятельность. Глава государства в соответствии с п. «а» ст. 84 Конституции РФ назначает выборы Государственной Думы.

С Конституцией РФ 1993 г. закреплено право Президента России распустить Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией. Социально-политический смысл этого полномочия заключен в существовании правового средства разрешения конфликтных, тупиковых ситуаций, угрожающих; самим устоям Государственной Думы, Президентом: трехкратное отклонение представленных Президентом кандидатур Председате­ля Правительства (ч. 3 ст. 111 Конституции); повторное в течение трех месяцев выражение недоверия Правительству РФ (ч. 3 ст. 117 Конституции); отказ в доверии Правительству Российской Федера­ции, вопрос о котором был поставлен по инициативе его Председа­теля (ч. 4 ст. 117 Конституции). При этом Конституция устанавлива­ет и условия, при которых роспуск Государственной Думы невоз­можен (ч. 3 ст. 92, ч. 3—5 ст. 109 Конституции). Перечень оснований для роспуска Государственной Думы Президентом является исчерпывающим, он не может быть расширен каким-либо законом указом Президента.

Весьма обширны полномочия Президента, позволяющие ему участвовать в законодательной деятельности Федерального Собра­ния (ст. 84, 134 Конституции).

В системе разделения властей Президент взаимодействует не только с законодательной, но и судебной ветвью власти. Последнее достаточно специфично, поскольку глава государства не может в какой-либо форме вмешиваться в деятельность судебных органов. Его полномочия связаны лишь с участием в формировании органов судебной власти, которые к тому же осуществляются совместно с Советом Федерации.

Полномочия в области безопасности и обороны. Безопасность страны представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутрен­них и внешних угроз. Как глава государства Президент РФ осуществляет ряд важных полномочий в этой сфере. Согласно п. «ж» ст. 83 Конституции он формирует и возглавляет Совет Безопасности Рос­сийской Федерации. Статус этого органа, юридическую природу его актов еще предстоит определить новым федеральным законом. К компетенции Президента относится утверждение военной док­трины России, которая является частью общей концепции безопас­ности. Современная военная доктрина России была утверждена Указом Президента от 2 ноября 1993 г.[6] В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной ее угрозы глава го­сударства вводит на территории России или в отдельных ее мест­ностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ч. 2 ст. 87 Кон­ституции). Режим военного положения должен быть определен фе­деральным конституционным законом.

Полномочия в области внешней политики и международных отношений. Полномочия Президента в сфере внешней политики сконцентрированы главным образом в ст. 86 Конституции. Самое важное из них записано в пункте «а» этой статьи, где говорится, что Президент осуществляет руководство внешней политикой Россий­ской Федерации. Формы осуществления этого полномочия весьма многочисленны: подготовка послания Федеральному Собранию об основных направлениях внешней политики, назначение на долж­ность министра иностранных дел, назначение и отзыв после кон­сультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Россий­ской Федерации в иностранных государствах и международных организациях и др.

В качестве руководителя внешней политикой России Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры Рос­сийской Федерации (п. «б» ст. 86 Конституции). В соответствии с нормами международного права Президенту России не требуется подтверждения соответствующих полномочий на ведение перего­воров и подписание договоров перед другой стороной, они органи­чески присущи ему как главе государства.

Иные полномочия Президента. Наряду с перечисленными полномочиями, которые систематизируются в определенные группы, Конституция предоставляет главе государства ряд других прав.

Важнейшее из них — право Президента принимать решение о назначении референдума (п. «в» ст. 84 Конституции). К компетенции Президента относятся и решение вопросов гражданства Российской Федерации, и предоставление политического убежища. В Конституции не указывается, какие конкретно вопросы граждан­ства решаются Президентом России. Это сделано Законом о граж­данстве Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. К компетенции главы государства отнесены вопросы приема, выхода и восстановления в гражданстве Российской Федерации, приписана процедура рассмотрения соответствующих обращений. При этом безусловно глава государства должен руководствоваться и нормами Конститу­ции РФ, посвященными гражданству.

На основании п. «б» ст. 89 Конституции Президент награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания РФ. В настоящее время перечень государственных наград России определен Указом Президента от 2 марта 1994 г. «О государственных наградах Российской Федерации[7].

Президент Российской Федерации осуществляет помилование (п. «в» ст. 89 Конституции). Актом помилования является решение главы государства о смягчении наказания или полном освобожде­нии от наказания лиц, обратившихся к Президенту с соответствую­щим ходатайством. Решения опомиловании применяются только к тем лицам, в отношении которых вынесенный судом обвинитель­ный приговор вступил в законную силу. Как правило, помилование связано с заменой смертной казни на наказание в виде лишения свободы. Однако объектом помилования могут в принципе быть любые виды наказания.

Полномочия Президента реализуются через принятие им право­вых актов. Согласно ст. 90 Конституции Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

Конституция устанавливает, что указы и распоряжения Прези­дента обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Все государственные органы, должностные лица и граждане обязаны следовать предписанным в актах Президента правилам поведения. Органы государственной власти субъектов РФ (включая республики), а также органы местного самоуправле­ния не наделены правом приостановления актов Президента. В слу­чае несогласия органов законодательной власти субъектов Российской Федерации, их убежденности в том, что актами Президента нарушено установленное Конституцией распределение компетен­ции между федерацией и ее субъектами, они могут обратиться с ходатайством о проверке конституционности нормативных актов главы государства в Конституционный Суд России. Решения последнего о неконституционности актов Президента влекут утрату ими юридической силы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.