Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политико-правовое учение Баруха Спинозы




Барух (Бенедикт) Спиноза (1632 – 1677) – голландский философ и политический мыслитель, жизнь и деятельность которого протекала в условиях обострения нападок кальвинистского духовенства на республиканское правительство, попыток дворянства установить монархию. Спиноза был современником революции в Англии. Острые противоречия эпохи нашли выражение в его учении. Свои политико-правовые взгляды Спиноза изложил в работах «Богословско-политический трактат» (1670), «Этика, доказанная геометрическим методом» (1675), «Политический трактат» (1677).

Учение о праве и государстве. Мировоззренческая основа учения Спинозы о праве и государстве – представление об этих институтах как об органических частях природы. Естественное право – это законы природы «открытые естественным светом», то есть человеческим разумом.

В естественном состоянии, согласно Спинозе, все (люди и другие природные существа, ученые и глупые, слабые и сильные) равны в том смысле, что все они одинаково, по одному и тому же основанию имеют право на все по своему произволу и желанию, хотя реальное содержание и объем этих естественных прав разных людей (и других естественных существ) различны и зависят от размера их фактической мощи (умственной и физической). Сила, мощь индивида равнозначны его естественному праву: «каждый человек имеет столько права, сколько мощи». Высший закон природы заключается в стремлении каждого к самосохранению. Однако в естественном состоянии, где отсутствует какое-либо общее для всех право, самосохранение людей, достижение ими своих желаний и безопасного существования не могут быть обеспечены. Влечения людей превращают их во врагов, разжигают в обществе конфликты, делают невозможным пользование каждым индивидом своим естественным правом. Поэтому необходимо образование государства, которое возникает вследствие заключения общественного договора. К совместной жизни их толкает также разделение труда между членами общества, обуславливающее «взаимную помощь».

Категория «общественного договора» служит для Спинозы изображением характера связей между естественным правом и государством. Государство представляет собой соединение индивидов для обеспечения каждому из них естественного права. Таким образом, государство предстает продолжением естественного права, но уже в совокупности естественного права отдельных лиц, а не в качестве естественного права каждого. Главное различие между естественным и гражданским состоянием заключается в том, что в гражданском состоянии возникает договорно-установленное высшее (суверенное) естественное право государства, то есть здесь появляется общее для всех право и общий уклад, общий гарант и защитник безопасности, и все боятся одного и того же – верховной (суверенной) власти.

Верховная власть «не связывается никаким законом, но все должны ей во всем повиноваться». Только она имеет право решать, что есть добро и что зло, что справедливо, что несправедливо. В ведении верховной власти находятся издание, толкование и отмена законов, вопросы правосудия…

«Частное гражданское право», то есть права гражданина в государстве – это разрешенные в условиях гражданского состояния естественные права индивида, то есть дозволенная верховной властью часть естественного права.

Критерием во взаимоотношениях индивида и государства является степень их разумности. Конечной целью государства является освобождение каждого от страха, обеспечение его безопасности и возможности наилучшим образом удерживать свое естественное право на существование и деятельность без вреда себе и другим. «Цель государства в действительности есть свобода». Поэтому, не смотря на то, что все «обязаны безусловно исполнять все приказания верховной власти, хотя бы она повелела исполнять величайшую нелепость», Спиноза признавал естественное право народа на восстание, в случае нарушения государством условий общественного договора.

Спиноза выделял три формы государства – монархию, аристократию, демократию. Критически упоминаемая им тирания в числе форм государства не фигурирует. Отвергает он и всякую верховную власть, установленную путем завоевания и порабощения народа.

Спиноза является сторонником демократии, но и признает достоинства таких форм как монархия и аристократия. Свое предпочтение Спиноза в данном случае отдает федеративной форме аристократической республики, в которой верховная власть сосредоточена во многих городах.

При освещении проблем межгосударственных отношений Спиноза отмечает, что государство в своих взаимоотношениях находятся в естественном состоянии и «два государства – по природе враги». Право войны, таким образом, принадлежит каждому государству в отдельности, право же мира – это право по меньшей мере двух государств, именуемых союзными.

Представление Спинозы о силе как основе права было определенным выходом за рамки чисто рационалистических схем, ориентировало теоретический поиск основ и законов развития права и государства на отношения, лежащие за пределами договоров, соглашений, волеизъявлений отдельных и многих лиц, намечало путь углубления исканий в теории права и государства.

 

Литература

 

1. История философии в кратком изложении. – М., 1991.

2. История политических и правовых учений. Учебник под редакцией В.С.Нерсесянца. – М., 1996.

3. История политических и правовых учений. Учебник под редакцией О.Э. Лейста. – М., 1997.

4. История политических учений. Учебник под редакцией О.В. Мартышина. – М., 2002.

5. Политические мыслители. – Мн., 1997.

6. Гуго Гроций. О праве войны и мира. – М., 1994 (или М., 1956).

7. Бенедикт Спиноза. Трактаты. – М., 1998.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2241; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.