Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условия, основания и порядок введения ЧП




ОСНОВАНИЕ И ПОРЯДОК ВВЕДЕНИЯ чрезвычайного положения

Современная ситуация в Российской Федерации характеризуется девальвацией материальных и нравственных ценностей, резким усилением противоречий между интересами различных социальных групп людей. Рост национальной самоизоляции, возрастание групповых интересов нередко приводит к изменениям в обществе, приобретает уродливые формы, которые трансформируются в национальный и групповой национализм и эгоизм. Отсюда происходит обострение социально-политических, экономических, национально территориальных, религиозных и иных противоречий, находящих выход в экстремальных проявлениях.

Наиболее острой формой этих проявлений стали межнациональные и межрелигиозные конфликты, а также массовые беспорядки, характеризующиеся возрастающим количеством вооруженных столкновений. Это порой ведет к многочисленным человеческим жертвам.

Прогноз событий, складывающихся в стране, дает основание полагать, что существующие сегодня на территории РФ конфликты не только не ослабевают, но, напротив, имеют тенденцию к еще большему росту и распространению. Не исключается возможность столкновений на этнической почве и связанный с этим терроризм, территориальные притязания и сепаратизм.

В то же время, наряду с социально политическими по своему характеру конфликтами надо отметить и наличие ЧС техногенного и природного характера, которые тоже приводят к большим материальным потерям и человеческим жертвам.

В этих условиях происходит дестабилизация деятельности государственных, общественных и иных организаций, появляются условия для совершения различного рада правонарушений.

Для предотвращения негативных социально политических, национально территориальных, религиозных и других явлений государство в лице его конкретных должностных лиц или органов предусматривает введение ЧП.

ЧП является многоактным общественным образованием, отражающим диалектику административно правовых средств и методов юридического воздействия. Оно выражает интересы государства и граждан, служит реальным действенным политико-юридическим инструментом общества в ЧС.

ЧП — это разновидность административно правового режима в обществе и государстве. Оно обусловлено объективной потребностью регулирования общественного порядка в ЧС. До 1988 года наше государственное право не знало такой правовой категории, как ЧП. Только в 1988 году в Конституцию было внесено дополнение, позволяющее в интересах защиты государства и безопасности его граждан объявлять ЧП по всей стране или в ее отдельных местностях.

В настоящее время на территории РФ действует Закон РФ «О ЧП», который выступает в качестве фактического основания для возникновения такого правового режима, как ЧП.

Довольно часто ЧС представляют собой совокупность опасных факторов, создающих угрозу безопасности жизненно важных интересов личности, общества, государства и требует для своего урегулирования иного нормативного воздействия, иной управляющей системы, чем те, которые действуют в обычных условиях. ЧП, при помощи которого происходит такая перестройка юридического инструментария, обладает своей спецификой: оно конкретизирует свое внимание на ограничении ряда институтов демократии, на запретах и властно принудительных функциях, так как для стабилизации обстановки требуется беспрекословное выполнение нормативных указаний, максимальное подчинение общей цели — спасению жизни, здоровья и имущества людей.

Основания и порядок введения ЧП регламентируются Федеральным конституционным законом РФ от 30 мая 2001 года № 3 ФКЗ «О ЧП» с изменениями от 30 июня 2003 года № 2 ФКЗ, а точнее только Главой II.

ЧП, вводимое на всей либо части территории РФ, означает особый правовой режим деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, допускающий определенные ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей. ЧП является временной мерой и может вводиться исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и охраны конституционного строя РФ. Его целью является скорейшая нормализация обстановки, восстановление законности и правопорядка, устранение угрозы безопасности граждан и оказание им необходимой помощи.

ЧП вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ, и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

– попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

– ЧС природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных АСДНР.

ЧП может вводиться лишь в условиях, когда обстоятельства, служащие основанием для введения ЧП, представляют собой реальную чрезвычайную и неизбежную угрозу безопасности обществу, гражданам или конституционному строю государства, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер.

В то же время одного фактического основания для возникновения такого специального правового режима недостаточно. Необходимо еще юридическое основание — правовой акт, т.е. для ЧП характерен особый порядок введения, выражающийся в предоставлении Президенту права издавать «Указ о введении ЧП».

В соответствии со ст. 88 Конституции РФ Президент РФ вводит ЧП на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации Федерального Собрания РФ и Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Указ Президента РФ о введении ЧП незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Этот указ должен быть рассмотрен Советом Федерации в течение 72 часов с момента его обнародования. Если оно одобрено, то выходит соответствующее постановление, иначе указ теряет свою силу.

В указе Президента Российской Федерации о введении ЧП должны быть определены:

– обстоятельства, послужившие основанием для введения ЧП;

– обоснование необходимости введения ЧП;

– границы территории, на которой вводится ЧП;

– силы и средства, обеспечивающие режим ЧП;

– перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;

– государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях ЧП;

– время вступления указа в силу, а также срок действия ЧП.

Указ Президента РФ о введении ЧП подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.

ЧП на всей территории РФ или в отдельных ее местностях вводится Указом Президента РФ с немедленным уведомлением руководства субъекта Федерации или распоряжением руководства субъекта Федерации с немедленным уведомлением Президента РФ. Введение ЧП без согласия руководства субъекта Федерации допускается лишь с целью пресечения массовых беспорядков, сопровождающихся насилием.

ЧП — это временная мера, и поэтому срок его действия для всей территории РФ не может превышать 30 суток, а вводимый на части территории РФ — 60 суток. По истечении этого срока ЧП прекращается или продлевается на такой же срок постановлением Правительства РФ. При введении ЧП указывается территориальная граница, в пределах которой оно действует.

Целью введения ЧП является:

– нормализации в кратчайшие сроки обстановки;

– устранение угрозы безопасности личности, общества, государства;

– восстановление законности и правопорядка;

– оказание помощи пострадавшим гражданам и организациям;

– ликвидация последствий беспорядков, катастроф, стихийных бедствий и т.д.

Непосредственным объектом административно правового воздействия ЧП являются управленческие отношения, т.е. формы государственного управления, вводимые на период ЧП.

В местностях, где объявлено ЧП, расширяются полномочия органов власти и управления (ст.15 Закона), может вводиться особая форма управления. Высшие органы государственной власти и управления РФ вправе отменить любое решение нижестоящих органов, действующих на территориях, где введено ЧП.

Государственные органы, осуществляющие управление в условиях ЧП, могут наделяться чрезвычайными полномочиями для принятия мер, необходимых для скорейшей нормализации обстановки, восстановления правопорядка и законности и ликвидации угрозы безопасности граждан. Эти чрезвычайные меры могут предусматривать временное ограничение прав и свобод граждан.

Органы исполнительной власти территории, на которой введено ЧП, могут быть поставлены в прямое подчинение Президенту РФ, т.е. вводится прямое президентское правление (ст.16 Закона). Специально создаваемым временным органам на территории, где объявлено ЧП, могут, делегированы полномочия органов государственной власти и управления (ст.17 Закона). Кроме этого, в исключительных случаях МВД РФ и ФСБ РФ по поручению Парламента могут создать совместный оперативный штаб и назначить коменданта на территории, на которой введено ЧП. Комендант издает приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима ЧП обязательные к исполнению на соответствующей территории, координирует деятельность правоохранительных органов. В то же время на территории, где введено ЧП, устанавливаются ограничения, направленные на изменение прав и свобод граждан, компетенцию организаций и учреждений (ст.22 24 Закона).

Выделяются три группы общественных отношений, возникающих с введением ЧП:

– организационно-структурные;

– организационно-функциональные;

– административные.

Организационно-структурные отношения обеспечивают переход от одной структуры к другой в условиях ЧП.

Организационно-функциональные связи, возникающие в процессе деятельности органов исполнительной власти, обеспечивают динамику управленческой системы в условиях ЧП.

Административные отношения возникают между правонарушителями и правоохранительными органами или должностными лицами. Их организующее значение состоит в том, что путем применения взысканий, предусмотренных нормой чрезвычайного законодательства, орган стремится юридическими средствами обеспечить должное поведение человека в условиях ЧП. Суть этих мер сводится к осуществлению безопасности личности, общества и государства в ЧП.

Но все вышеперечисленные меры не должны влечь за собой какой- либо дискриминации отдельных лиц или групп населения исключительно по признаку расы, национальности, пола, языка, религии, политических убеждений или социального происхождения.

В условиях ЧП в исключительных случаях Президент РФ по поручению Парламента может принимать меры по привлечению Вооруженных сил РФ для обеспечения внутреннего порядка и безопасности.

Подводя итог данного раздела, можно сделать следующие выводы:

Условия введения ЧП — это реальная, чрезвычайная и неизбежная угроза безопасности обществу, гражданам или конституционному строю государства, устранение которой невозможно без принятия чрезвычайных мер.

При этом основаниями введения ЧП могут быть массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, межнациональные конфликты, угрожающие жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных и общественных органов, а также ЧС, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения.

Для обеспечения режима ЧП используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, а также силы и средства органов по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Законодательство предусматривает гарантии прав и ответственность граждан и должностных лиц в условиях ЧП. В частности, меры административного принуждения, применяемые в условиях ЧП и влекущие за собой изменений установленных законом полномочий органов государственного управления, прав общественных организаций, а также прав, свобод и обязанностей граждан, должны осуществляться в тех пределах, в которых это требуется остротой создавшегося положения.

Эти меры должны быть совместимы с обязательствами, вытекающими из действующих международных договоров Российской Федерации в области прав человека.

Введение ЧП не может служить основанием для каких-либо ограничений права на жизнь, предусматривает свободу от пыток, жесткого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания, права на свободу мысли. Религии в понимании этих прав и свобод, принятом в Международном пакте о гражданских и политических правах и не противоречащих им законах РФ.

Порядок и условия применения силы, специальных средств и огнестрельного оружия, состоящих на вооружении органов внутренних дел, регулируется законами РФ и не подлежит изменению в условиях ЧП.

Неправомерное применение сил сотрудниками органов внутренних дел и военнослужащими, превышение должностными лицами служебных полномочий, включая гарантии прав граждан, установленных законодательством о ЧП, влечет за собой юридическую ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Отмена ЧМ влечет за собой прекращение производства по делам о нарушениях режима ЧП и немедленное освобождение лиц, подвергнутых административному аресту.

Нормативные акты, принятые для обеспечения режима ЧП, утрачивают силу одновременно с прекращением ЧП без специального о том уведомления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2213; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.