Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право на доступ к правосудию как объект международно-правового регулирования и защиты




Механизм международного контроля за соблюдением Россией права на доступ к правосудию

Система социально-экономических прав и свобод

 

К экономическим правам принято относить право на труд, право на отдых, право на осуществление предпринимательской деятельности, право собственности и др.

Социальные права включают право на социальное обеспечение, право на защиту семьи, материнства, отцовства и детства, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище и т.д.

В числе культурных прав называют право на образование, свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на охрану интеллектуальной собственности, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Порядок реализации экономических, социальных и культурных правах регулируется нормами международного права (в частности, конвенциями Международной организации труда) и отраслевым законодательством (о труде, о жилище, о браке и семье и т.д.).


 

Право на доступ к правосудию принадлежит к основным и неотчуждаемым правам человека. Оно конкретизировано и закреплено во всех международно-правовых актах, относящихся к сфере защиты прав человека и гражданина, признаваемых в качестве общепринятых стандартов.

Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года рассматривает право на доступ к правосудию в тесной связи с требованием справедливого судебного процесса, с созданием эффективного законодательного механизма судебной защиты. В соответствии со статьей 8 провозглашается, что каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его прав и свобод, предоставленных ему конституцией или законом. Статья 10 устанавливает, что каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом. Согласно статье 11 (п.1) каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты. Статьи 8 и 10 относятся и к гражданским, и к уголовным делам.

В Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью от 29 октября 1986 года закреплен целый раздел с названием «Доступ к правосудию и справедливое обращение». Под термином «жертвы» здесь понимаются не только лица, которым был причинен любой вред в результате совершения преступления (жертвы преступлений), но и лица, которым индивидуально или коллективно был причинен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав в результате действия или бездействия, еще не представляющего собой нарушения международно-признанных норм, касающихся прав человека (жертвы злоупотребления властью). Провозглашается, что жертвы имеют право на доступ к механизмам правосудия и скорейшую компенсацию за нанесенный им ущерб в соответствии с национальным законодательством. В тех случаях, когда это необходимо, следует создать и укрепить судебные и административные механизмы, с тем, чтобы обеспечить жертвам возможность получить компенсацию с помощью официальных или неофициальных процедур, которые носили бы оперативный характер, являлись бы справедливыми, не дорогостоящими и доступными.

Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года в статье 2 (п.3) устанавливает, что на каждое государство участника возлагаются следующие обязанности:

а) обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективное средство правовой защиты;

б) развивать возможности судебной защиты;

в) обеспечить применение компетентными властями средств правовой защиты, когда они предоставляются.

В связи с развитием международного гражданского оборота возникают проблемы, связанные с международным сотрудничеством в области гражданского процесса. Они касаются, во-первых, исполнения судами нашей страны поручений иностранных судов, и соответственно обращения российских судов с поручениями к иностранным судам и, во- вторых, признания и исполнения решений, иностранных судебно-арбитражных органов на территории России, а также облегчения доступа иностранцев в иностранные суды, - в- третьих.

В числе нормативных источников регулирующих указанные отношения следует, в частности, назвать Гаагскую конвенцию по вопросам гражданского процесса 1954 года, Нью-йоркскую конвенцию 1958 года о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, договоры об оказании правовой помощи, участником, которых является наше государство, ГПК РФ (гл. 45), ряд иных актов.

Между тем, особое значение для облегчения положения лиц, выступающих в судах другого государства, имеет Конвенция о международном доступе к правосудию от 25 октября 1980 года. Последняя была принята в рамках Гаагской конференции по международному частному праву. Она представляет льготы не только странам договаривающихся государств, но и другим лицам, имеющим в одном из них обычное место жительства. В соответствие со статьей 1 все эти лица пользуются в судах правовой защитой по гражданским и торговым делам на тех же условиях, что и собственные граждане этого государства или лица, имеющие там обычное место жительства. Положения конвенции распространяются, кроме того, и на лиц, которые проживали ранее на территории государств-участников, если основания их иска связаны с прежним местом жительства в стране суда. Конвенция гарантирует неприкосновенность свидетелей и экспертов, вызванных в суд другого государства, и устанавливает упрощенный порядок сношений (рассмотрения просьб о получении правовой помощи) - через центральные органы. Документы, передаваемые за границу, освобождаются от легализации.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года стала первым международным инструментом в области прав человека, который имеет целью защитить широкий спектр гражданских и политических прав, одновременно являясь и договором, юридически обязательным для Высоких договаривающихся сторон, который устанавливает систему контроля за осуществлением прав внутри стран. В этом плане наиболее революционным вкладом явилось положение статьи 25 в соответствии, с которой Высокая Договаривающая сторона может согласиться с контролем со стороны Европейского Суда по правам человека в тех случаях, когда процесс начинается не государством, а частным лицом. По мнению Донны Гомиен, научного сотрудника Института прав человека Норвегии: «Одним из показателей успеха Конвенции является, то, что ее Высокие Договаривающиеся стороны признали это право на индивидуальные петиции».

Статья 6 Конвенции гарантирует право на справедливое судебное разбирательство при определении гражданских (в широком смысле) прав и обязанностей лица или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему. Европейская Комиссия и Суд толкуют эту Статью расширительным образом, поскольку она имеет существенное значение для осуществления демократии. По делу Делькур против Бельгии (1970 год) Суд постановил: По смыслу Конвенции право на справедливое отправление правосудия занимает столь важное место в демократическом обществе, что ограничительное толкование пункта 1 Статьи 6 не соответствовало бы цели и смыслу данного положения.

Первый пункт Статьи 6 имеет отношение как к гражданским, так и к уголовным делам, в то время как второй и третий пункты относятся к уголовным делам.

Комиссия и Суд довольно широко толкуют понятие «гражданские права и обязанности». Суд в нескольких случаях указывал, что эти термины должны рассматриваться независимо друг от друга и поэтому нет необходимости проводить различие между вопросами частного и публичного права или ограничивать применение этого термина спорами между частными лицами.

Из анализа п.1 ст. 6 следует, что основным элементом справедливого судебного разбирательства является доступ к процедуре со всеми атрибутами судебного процесса: государство не может ограничить или устранить судебный контроль в определенных областях. Таким образом, государства - участники Конвенции имеют позитивное обязательство обеспечивать реальный доступ к суду, а не формальный. Так, например, по делу Эйри против Ирландии (1979 год) Суд установил, что отказ предоставить юридическую помощь не имеющей денежных средств женщине, желавшей добиться установления режима раздельного проживания с супругом, склонным к насилию, нарушил ее право на доступ к правосудию, которое предусмотрено в п.1 ст.6. Однако все реальные действия государств должны пониматься как выполнение ими обязанности по устранению препятствий к осуществлению права на доступ к правосудию, а не как право государства, выполнение которого поставлено в зависимость от его финансовых возможностей. Из этого, естественно вытекает вывод, что: «государство не может избежать ответственности за проволочки в рассмотрении дел ссылкой на несовершенство своего судебного аппарата в процедурной и иных областях». Европейская Конвенция «налагает обязанность на договаривающиеся стороны организовать свои правовые системы так, чтобы их суды соответствовали требованиям статьи 6, включая и требование проводить судебные разбирательства в разумные сроки».

В Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека право на доступ к правосудию получило такую же широкую трактовку, как и в Европейской Конвенции (ст. 6 Конвенции СНГ).

В рамках СНГ действует Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Действие конвенции направлено на предоставление гражданам и лицам, проживающим на территории государств-участников, равной правовой защиты и облегчение доступа в суды государств-членов Содружества Независимых Государств. Содержание конвенции во многом аналогично Гаагским конвенциям по вопросам гражданского процесса.

Таким образом, как и другие естественные права человека, право на доступ к правосудию носит универсальный характер, является объектом международно-правового регулирования и защиты.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 968; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.