Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие. Признаки. И виды социальных норм




Принципы права и классификация

Развитие правопонимания в юридической науке российской федерации от правого нигилизма к господству права

В России правовой нигилизм имеет глубокие теоретические корни. Право отвергалось по разным причинам. Американский исследователь общественной мысли в России А. Валицкий, работавший на территории Российской Империи во второй половине XIX века говорил, что праву как феномену объективной действительности в нашей стране не повезло. Валицкий говорил, что «в России право отвергалось «по самым разным причина: во имя самодержавия или монархии, во имя Христа или Маркса, во имя высших духовных ценностей или материального равенства» [21]

 

Таким образом к основным причинам распространения правового нигилизма в России можно отнести: исторические корни, явившиеся следствием самодержавия и многовекового крепостничества, лишавшего массу людей прав и свобод; понимание диктатуры пролетариата, как власти, не связанной и неограниченной правом; господство административно-командных методов управления страной, массовые репрессии 30-х годов; несовершенство законодательства; демократические права и свободы личности лишь декларированы в нормативно-правовых актах

 

Можно выделить следующие формы выражения правового нигилизма в современной российской действительности:

 

- умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов;

- массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;

- подмена законности политической, идеологической или практической целесообразностью;

- издание противоречивых или даже взаимоисключающих правовых актов;

- конфронтация представительных и исполнительных структур;

- несогласованные действия представительных и исполнительных государственных органов на всех уровнях;

- нарушение прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество;

- подмена идеи суверенитета и целостности государства идеями сепаратизма и разобщенности.

 

Проявление правового нигилизма в российском обществе можно наблюдать в противоречивости, параллельности или даже во взаимоисключаемости нормативно-правовых актов в российской правовой системе, в так называемой «войне законов», ведущей к нарушению целостности и единства правового пространства и целостности российского государства.

 

В результате негативные тенденции правового нигилизма проявляются как в нормотворческой деятельности федеральных органов законодательной и исполнительной власти, так и на уровне субъектов федерации.

 

Исполнительными органами государственной власти принимаются большое количество актов, не соответствующих Конституции РФ и федеральным законам. Зачастую отсутствует четкий порядок принятия различных решений, делаются попытки подмены законов подзаконными актами. Более того, введенные в действие законы не применяются чиновниками, которые ссылаются на отсутствие инструкций по их реализации.

 

Правовое государство может существовать и успешно развиваться лишь в обществе, где есть согласие граждан относительно общих принципов его устройства, где закон стоит на первом месте и служит интересам народа. Люди перестают верить в право из-за того, что оно не защищает их интересы, они перестают видеть в нем свою опору. В настоящее время конституционные принципы являются только декларативными, нет их осуществления на практике. В таких условиях даже у законопослушных граждан вырабатывается отрицание, неверие к существующим институтам.

 

Особое место в ряду причин, сопутствующих развитию правового нигилизма, занимают причины юридико-технологического несовершенства права: несовершенство государственно-правовых механизмов реализации правовых норм, низкий уровень авторитета судебной системы, ее неразвитость. Поэтому важнейшим путем преодоления правового нигилизма должно стать совершенствование механизма правового регулирования и правовой защиты. Необходимо при помощи надлежащих юридических и информационных средств создавать такую ситуацию, когда для человека соблюдение закона будет значительно выгоднее его нарушения.

 

Среди причин правового нигилизма можно назвать и неразвитость информационной среды. Для устранения этой причины необходимо развивать свободу слова, активизировать развитие информационных технологий. Средства массовой информации играют далеко не последнюю роль в формировании правового сознания и общественного мнения. Понимание и разумная реализация этой ответственной миссии является одним их основных направлений пропаганды правового сознания.

 

Подсознательно общество подходит к формированию качественно новой иммунной системы общественного организма, способной переломить патологию правового сознания. Однако, как любой живой организм, общество нуждается в реализации государством целостной системы безотлагательных действий. Они должны быть направлены на решение следующих задач:

 

- обеспечение главенства закона на всей территории России;

 

- прекращение "войны законов" на федеральном и региональном уровнях. В масштабе всей России законы и иные нормативные акты должны быть приведены в соответствие с Конституцией по отношению друг к другу. На уровне же регионов все региональные нормативно-правовые акты должны строго соответствовать федеральным;

- ужесточение контроля за соответствием различных подзаконных актов законам и Конституции;

- обеспечение торжества законности и правопорядка на всех уровнях государственной и общественной жизни;

- усовершенствование механизма реализации правовых норм с помощью закона;

- преодоление самоустранения государства от процессов самоорганизации населения, формирования новых форм коллективного решения проблем;

- обеспечение повсеместного непрерывного юридического образования;

- повышение авторитета и культуры власти;

- создание комплексной правовой базы по преодолению правового нигилизма в обществе.

 

При реализации этих действий в комплексе удастся освободить наше общество, а затем и избавить от губительной для него болезни под названием "правовой нигилизм" и гарантировать стабильность в стране.

 

Существуют ли пути преодоления правового нигилизма? Как нам представляется, это длительный процесс, затрагивающий изменение объективных условий жизни общества, целенаправленную организационную и идеологическую работу, предполагающий осуществление комплекса специальных юридических мер. Эти меры призваны создать качественно обновленную социально-правовую среду, возродить и утвердить веру людей в право. Однако надо подчеркнуть, что правовой нигилизм настолько глубоко засел в современной жизни, настолько прочно завладел умами людей, что вытравить его оттуда в ближайшее время не представляется возможным. Можно, лишь попытаться ослабить его позиции, решительно действуя по нескольким направлениям.

 

1. Необходимо немедленно прекратить «войну законов» на федеральном и региональном уровнях. В масштабе всей России законы и иные нормативные акты должны быть приведены в соответствие Конституции и друг другу. На уровне же регионов все региональные нормативно-правовые акты должны строго соответствовать федеральным.

2. Необходимо также обеспечить качество принимаемых законов

3. Укрепить законодательство во всех сферах

4. В деятельности правоохранительных органов также необходимо обеспечить торжество законности – без перегибов ни в одну, ни в другую сторону.

5. Повысить роль суда

6. Нужно немедленно пресечь волюнтаристкий стиль управления и властвования – никаких «директивных» методов, никаких «переступаний» через право – только закон и все решения только на его основе.

7. Надо все более усовершенствовать механизмы реализации правовых норм, опираясь прежде всего на правовые процедуры.

8. Обеспечить борьбу с коррупцией

9. Повышения уровня правовой культуры всего общества

10. И, наконец, используя СМИ и прессу нужно повести активное наступление на противоправные поведенческие установки, проповедуя всеобщую законопослушность (начиная с верхних эшелонов власти).

 

И, может быть, при реализации этих действий в комплексе друг с другом наше общество удастся освободить, а потом и окончательно излечить от губительной для права болезни под названием «правовой нигилизм».

 

Под принципами понимают руководящие положения права, его основные начала, выражающие объективные закономерности, тенденции и потребности общества, определяющие сущность всей системы, отрасли или института права и имеющие в силу их правового закрепления общеобязательное значение.

 

К общесоциальным относятся такие принципы, как социальной свободы, справедливости, демократизма, гуманизма и другие.

 

Специально-юридическими являются такие принципы, как законность, равенство всех перед законом, правосудие, взаимная ответственность личности и государства и др.

 

Принципы права могут быть классифицированы в зависимости от степени распространенности в системе права, по степени их значимости. Они делятся на общие, межотраслевые и отраслевые принципы.

 

Общими являются принципы, применяемые во всей системе права, закрепленные, как правило, в основном законе страны. К ним относятся принципы социальной свободы, гуманизма, равноправия, законности и другие.

 

Межотраслевые принципы представляют собой руководящие начала, которые выражают особенности нескольких родственных отраслей права. Примером может служить принцип коллегиальности рассмотрения уголовных и гражданских дел, гласность судебного разбирательства, который является единым для гражданского процессуального и уголовного процессуального права.

 

Отраслевые принципы охватывают наиболее существенные черты конкретной отрасли права, так, например, отраслевым является принцип презумпции невиновности, в соответствии с которым никто не может быть обвинен в совершении преступления, пока это не установлено судом. Также никто не обязан доказывать свою невиновность, пока не доказана его вина. Этот принцип является уголовно-правовым.

 

В гражданском процессуальном праве имеется также отраслевой принцип диспозитивности. Данный принцип является отражением автономного положения субъектов спорных правоотношений. Основным движущим началом гражданского судопроизводства служит инициатива участвующих в деле лиц. В соответствии с принципом диспозитивности гражданские дела, по общему правилу, возникают, развиваются, изменяются, переходят от стадии к стадии и прекращаются, главным образом, под влиянием инициативы участвующих в деле лиц.

 

Рассмотрим некоторые из названных принципов различных видов.

 

Принцип гуманизма является основополагающим для правового государства. Его суть состоит в закреплении правом отношений между людьми на основе человеколюбия, уважения достоинства личности, создания всех условий, необходимых для нормального существования и развития личности.

 

Гуманизм проявляется в том, что экономический и социальный строй, закрепленный законодательством, должен исключать угнетение, бесчеловечное отношение к личности. Система гарантий, существующая в государстве, обязана, при ее последовательной реализации, защитить гражданина от неправомерного посягательства.

 

Наибольшее значение принцип гуманизма приобретает для охранительных отраслей права, в первую очередь для уголовного. Наказание, применяемое к преступнику, должно служить целям воспитания, а не унижения. Полное и неуклонное проведение принципа гуманизма позволяет надеяться на исправление преступника и возвращение его к социально-активной правомерной жизни.

 

В полной мере гарантии прав и свобод личности могут работать только в правовом государстве.

 

Принцип равенства граждан перед законом выражается в том, что все граждане, независимо от национальной, религиозной и иной принадлежности, должностного и иного положения, имеют равные права и обязанности, в одинаковой степени отвечают перед законом.

 

Данный принцип проявляется в равном исходном положении всех граждан государства. В государстве устанавливается равная для всех возможность иметь права и обязанности, однако, в зависимости от конкретной ситуации, в отношении каждого гражданина она проявляется по-разному, в зависимости от таланта, трудолюбия, социальных условий и т.п. субъективных факторов. Кроме того, этот принцип выражается в равных общегражданских правах. Эти права гарантируются основным и иными законами государства и охватывают право избирать и быть избранным, право на труд, на охрану здоровья, на образование, на жилье и т.д. Речь в данном случае идет именно об общегражданских правах и свободах. Специальные права и свободы вытекают из должностного, выборного и иного положения. В этой связи остро стоит вопрос о реальном воплощении общегражданских прав и свобод, о ликвидации привилегий, которые для других порождают дополнительные права. Данный принцип проявляется в равной ответственности перед законом. Все без исключения граждане должны отвечать за совершенные правонарушения, независимо от занимаемого должностного и служебного положения.

 

Принцип демократизма в формировании и реализации права проявляется в широком участии представителей населения, трудовых коллективов, граждан в формировании правовой политики и совершенствовании законодательства. В реализации права показателем демократизма является порядок образования и функционирования правоприменительных, в том числе правоохранительных органов, степень их доступности для граждан, уровень юридической помощи населению.

 

Принципы права наряду с другими юридическими нормами, т.е. конкретными правилами поведения, способны регулировать общественные отношения. Они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному делу (при аналогии права, например).

 

 

Люди живут и реализуют свои интересы преимуществен-

но в общественных отношениях. Вне общества человек и

все ему присущие качества не имеют смысла. Общение,

или иначе — общественные отношения не хаотичны по-

добно броуновскому движению. Они подчинены (хотя люди

не всегда в полной мере это осознают) особым правилам

поведения — социальным нормам.

 

^ Социальные нормы — это правила человеческого об-

щежития, регулирующие отношения людей между собой.

Их отличительные признаки:

 

1. социальные нормы являются типовой моделью (образцом) поведения человека. Они направлены на регулирование всех общественных отношений;

 

2. социальные нормы носят общий характер, то есть рассчитаны на многократное применение;

 

3. исполнение социальных норм обеспечивается определенными средствами воздействия (внутреннее убеждение человека, общественное осуждение, государственное принуждение).

 

^ Виды социальных норм:

 

· нормы морали (этические нормы) относительно устойчивые представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости. Мораль оценивает поведение человека при помощи понятий «хороший» и «плохой». Нормы морали, как правило, не зафиксированы документально, они существуют как нравственные ориентиры

в сознании людей. Например, самоочевидно, что лгать —плохо;

 

· нормы права — общеобязательные, формально определенные, установленные или санкционированные государством и обеспеченные его принудительной силой правила поведения. Например, норма права предписывает гражданам Украины ежегодно представлять декларацию о доходах;

 

· религиозные нормы — правила поведения верующих людей, которые сложились на базе представлений о Боге и об угодном ему поведении. Эта группа социальных норм зафиксирована в священных книгах христиан, иудеев, мусульман, буддистов — Библии, Коране, Ведах, в устных преданиях. Нормы религии регулируют отношения верующих в рамках церкви или иных религиозных организаций, порядок отправления культовых обрядов. Например, к религиозным нормам относятся: обязанность православного христианина соблюдать пост, обязанность мусульманина совершать пять раз в день молитву;

 

· нормы объединений граждан (корпоративные нормы) — нормы, созданные объединениями граждан, в том числе трудовыми коллективами, предпринимательскими союзами. В основном они закрепляют порядок формирования корпораций, права и обязанности их членов. Таковы, например, устав Христианско-демократической партии Украины, устав Одесской национальной юридической академии;

 

· обычаи и традиции — стихийно сложившиеся, передающиеся из поколения в поколение правила обыденного поведения. Таковы, например, обычай пожимать друг другу руку при встрече, традиция встречать Новый год;

 

· эстетические нормы — относительно изменчивые представления людей о прекрасном и уродливом. Этим нормам люди следуют зачастую не вполне сознательно (выбор одежды, манера поведения).

 

Исполнение большинства социальных норм обеспечи-

вается негосударственными средствами: общественным

осуждением, санкциями со стороны объединений граждан

и церкви (например, исключение из партии, покаяние или

отлучение от церкви). Государство обеспечивает только

нормы права.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 792; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.