Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ранние проявления повышенной нервно-мышечной одаренности




В сочетании с резким упадком питания

Ускорение раннего развития

(возраст от 7 до 24 месяцев)

Умственное развитие К. L. изображено на диаграмме 2. Мы не будем подробно обсуждать этот случай. Он имеет много об­щего с предыдущим, хотя моторная одаренность и не выражена

так резко.

Тут имелась задержка раннего физического развития, и все Же, когда этот ребенок в возрасте семи месяцев был доставлен к педиатру, последний обратил внимание на его поведение, стоя­щее выше среднего уровня. Исследованный в этом возрасте К. L.

99Q

был отнесен нами к ступени восьми-девяти месяцев. Эмоцио­нальные реакции его были высоки по качеству, внимание при тестовых испытаниях оказалось весьма устойчивым, во время спонтанной игры выявились его приспособительные возможно­сти. В общем, несмотря на свою гипотрофичность, он произво­дил впечатление развитого ребенка.

Невольно напрашивается вопрос, не является ли очевидная сила его высших проявлений следствием плохого питания, не имеем ли мы тут дело с компенсацией, возникшей из борьбы за существо­вание и распространившейся на всю область поведения. Предпо­ложение это трудно исключить полностью, но убедительность его сильно уменьшается тем фактом, что наступившее в дальнейшем физическое улучшение не ослабило его способностей. Можно на­помнить также, что в предыдущем случае у ребенка J. К. та же значительная сила проявлений была найдена в сочетании с пре­красным физическим состоянием. Более вероятно, что существует биологическая корреляция между ускоренным темпом развития и интенсивностью поведенческих актов. Энергичный темп разви­тия сообщает определенную живость всему комплексу поведения, независимо от обмена веществ в организме.

Случай L. М., изображенный на диаграмме 3, с самого начала был расценен как высокая норма, Впервые мы увидели эту девочку, когда ей было девять месяцев от роду; она прекрасно спра­вилась со всеми тестами для девятимесячных. Отмечены были при этом высокий уровень внимания и живая реактивность. В двенад­цать месяцев, несмотря на ярко выраженную тенденцию тащить ручку в рот, что дисгармонировало со всем характером ее поведе­ния, она дала блестящие результаты по шкале развития. По-преж­нему выделялась она по своему тонусу. Она выказывала некото­рую боязливость, но умела также подавлять ее. Ее действия сопро­вождались самыми решительными интонациями. Ее словарь в 12 месяцев состоял из восьми слов.'

Эта ранняя восприимчивость к речевым стимулам оказалась не случайным явлением. Она проявлялась на протяжении всех четырех лет наблюдения и демонстрируется на диаграмме вы­соко располагающейся кривой речевого развития. Такого рода вербальная восприимчивость может быть признаком как общей, так и специальной одаренности. Обычно она бывает связана с общим высоким уровнем развития.

Диаграмма 3

И в данном случае бросается в глаза высокая интенсивность проявлений. В первые месяцы жизни динамизм поведения про­является резче и имеет, по-видимому, большее значение, чем коэф­фициент развития. Мы насчитываем в своем материале несколько случаев, где кривая развития, прилегая близко к норме, связана в то же время со значительным динамизмом в поведении. Эти слу­чаи оправдывают клиническую диагностику «одаренности» при от-сутствии заметного ускорения в темпе развития.

Случай М. N. {см. диагр. 4) дает картину почти среднего раз­вития в сочетании, однако, с чертами такого динамизма, что тут поневоле приходится предположить высокие поведенческие возможности. Надо иметь в виду, что отсутствие объективных измерителей для этого динамизма мешает увидеть его со стороны количественной, которая присуща ему не в меньшей степени, чем темпу развития. Вполне вероятно, что во многих

Диаграмма 4

случаях общее моторное развитие подчиняется обычному темпу, в то время как в других областях поведения развитие соверша­ется ускоренным темпом. Если это так, то мы должны иметь два различных типа ускоренного развития: один, включающий в себя моторику, и другой, ее не включающий. Оба эти типа могут указывать на высокую одаренность, причем первый из них будет давать наиболее яркую картину преждевременного развития.

На известную независимость в комплексе развития нерече­вой нервно-мышечной системы указывают два интересных слу­чая — N. О. и О. Р., изображенные на диаграммах 5 и 6. N. О. в возрасте трех лет по шкале развития подходила ближе всего к четырем годам. Уже в этом нежном возрасте она выказывала явную словесно-абстрактную одаренность. В возрасте 4 лет она располагала словарем восьмилетнего ребенка. В возрасте 5 лет она решала тесты на сообразительность, приуроченные к вось­милетнему возрасту, решила один тест на осознание нелепости

Диаграмма 5

(ступень 10 лет) и один тест на установление сходства (ступень 12 лет), но была не в состоянии закончить недорисованный треугольник. Ее интеллектуальный коэффициент при трех пос­ледовательных испытаниях был 150, 150 и 145.

О. Р., дававший в семилетнем возрасте интеллектуальный ко­эффициент в 163, в шесть лет любопытным образом выказывал ту же способность соединить сходящиеся линии треугольника. Коэффициенты интеллекта были у него в три, четыре, пять, шесть и семь лет равны соответственно 117, 137, 140, 132 и 163. Эти колебания психометрической оценки совершенно не совпадали с нашими клиническими данными, которые все время, начиная с первого исследования, позволяли рассматривать его как вы­сокоодаренного. Это расхождение было обусловлено общим ди­намизмом его реакций при сравнительно скромных в начале пси­хометрических достижениях.

Оба ребенка, о которых идет речь, были проведены через се­рию тестов по рисованию. Диаграммы показывают, что в этом отношении оба они упорно держались на среднем уровне. Их рисунки были вполне заурядными, но то критическое отношение,

Диаграмма 6

которое они проявляли к своим рисункам, было совершенно ис­ключительным. Неумение докончить треугольник или начертить ромб указывает на относительную независимость более прими­тивной моторной системы от речевой, Склонность обоих детей к обобщениям и абстракциям была ясно выражена уже в самом нежном возрасте; ускорение темпа развития в этой области осо­бенно ярко выступает наряду с неторопливым ходом моторного развития. Мы не хотим сказать, однако, что эти обобщения но­сили всегда безошибочный характер: О. Р., когда ему было пять лет, в ответ на просьбу назвать несколько островов сказал: «Ан­глия, Принстон, Франция». В возрасте шести с лишним лет ему было предложено ответить в письменной форме на ряд вопро­сов. Два ответа настолько хороши, что их было бы жаль пре­дать забвению: 1) Из всех живых существ в мире на кого бы ты хотел походить?—Ответ: на бога. 2) Если бы ты был этим существом, то что бы ты сделал? — Ответ: поступил бы в школу. Довольно трудно резюмировать содержание настоящей главы. Мы пытались показать, что дети разнятся по своей одаренности

не меньше взрослых. Нельзя еще пока сказать, насколько ус­тойчивыми окажутся в дальнейшей жизни эти индивидуальные различия, но весь имеющийся в нашем распоряжении матери­ал заставляет предполагать, что основные различия между ин­дивидуумами сохраняются от младенчества до глубокой старо­сти. Развитие не совершается путем простого наслоения более поздней фазы на более раннюю.

Обобщения в данной области рискованны, ибо «одаренность» сама по себе есть чистая абстракция. Этот термин обозначает интеллектуальный уровень, но он может быть также применен и в отношении яркой личности. В более основном смысле он обозначает повышенную способность к росту и ассимиляции. Но это и есть в сущности та самая способность, которая нахо­дит свое выражение в развитии ребенка. Важнейшим симпто­мом повышенной потенции роста может явиться ускоренный темп развития. Ускорение развития находится частично в та­ком же генетическом отношении к превосходству и одаренно­сти, как задержка развития к дефективности и отсталости.

Не всегда, однако, высокая одаренность так явно выдает себя ускорением темпа. Темп развития поведения может оставаться обычным и придавать таким детям внешнее сходство с зауряд­ными личностями, но организация поведения, его динамичность и интенсивность будут служить симптомами их скрытой потен­циальной одаренности. И даже внешнее сходство с ординарны­ми детьми исчезает в тот момент, когда подвергается внима­тельному изучению цельный отрезок их поведения за день или за неделю и перед нами предстают динамические связи и зако­номерности всей картины поведения.

Таким образом, становится ясным, что существуют, с одной стороны, дети, одаренность которых уже реализована, а с другой стороны, дети «потенциально» одаренные. Более тонкое распоз­навание важных, но трудноуловимых признаков потенциальной одаренности "придет вместе с усовершенствованием исследова­тельских методов.

Поиски этих методов не приведут к ущербу для человечес­кой личности. Раннее распознавание потенций роста окажется полезным и для индивидуума, и для человечества.

«Одаренный мальчик», «одаренный юноша», «одаренный че­ловек» — эти выражения приобрели права гражданства. Но «ода­ренный грудной младенец» звучит странно и несколько комично. Однако это выражение довольно точно отображает современный Уровень наших знаний и наших представлений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 274; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.