Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод правового регулирования хозяйственной деятельности




Двойственность природы хозяйственных правоотношений (сочетание в них организационных и имущественных элементов, частных и публичных интересов как движителей действий их субъектов) порождает численность методов правового регулирования хозяйственной деятельности, что является особенностью хозяйственного права как отрасли права.

Методы правового регулирования хозяйственной деятельности - это применяемые законодателем способы правового оформления хозяйственных отношений в соответствии с их свойств и целей правового регулирования, отражающих взаимное положение сторон, порядок принятия ими юридически значимых решений, характер юридической ответственности в случае нарушения и способы юридической защиты прав и законных интересов сторон.

Различают четыре основных метода правового регулирования хозяйственной деятельности, обеспечивающих комплексное и более-менее сбалансированное учета публичных и частных интересов в сфере хозяйствования. К ним относятся:

метод предписаний, предусматривает право принятия юридически значимых решений органом хозяйственного управления (собственником имущества) по подчиненного ему предприятия (решение собственника о создании предприятия или его реорганизации, ликвидации, выдача лицензии, размещение государственного заказа на предприятиях, функционирующих на базе государственного имущества, и предприятий-монополистов). Применение этого метода законодателем происходит в форме императивных норм (относительно минимального размера уставного фонда / капитала отдельных видов хозяйственных обществ, коммерческих банков, корпоративных инвестиционных фондов и др.)., Источников формирования их имущества, обязательности определенных фондов или резервов (или наоборот - запрету их создавать, как это предусмотрено ст. 12 Закона «Об институтах совместного инвестирования (паевые и корпоративные инвестиционные фонды)». Метод властных предписаний предполагает прежде учета публичных интересов (если применяется государством или территориальной общиной в лице уполномоченных органов). Вместе с тем он используется любым собственником имущества относительно созданного им предприятия (в форме устава, определяющий пределы использования предприятием имущества собственника и обязанности относительно владельца) и, соответственно, отражает интересы владельца;

- Метод автономных решений позволяет субъектам хозяйствования принимать самостоятельно (но в пределах своей компетенции) юридически значимые решения и предусматривает обязанность всех других субъектов не препятствовать принятию и выполнению этих решений (например, принятие общим собранием акционерного общества решения о направлениях использования прибыли общества за прошлый финансово-хозяйственный год);

- Метод координации обеспечивает принятие юридически значимых решений по соглашению сторон, каждая из которых не вправе навязывать свои условия другой стороне; решение принимается путем компромисса (заключения хозяйственного договора);

- Метод рекомендаций предусматривает издание компетентными органами предложений (рекомендаций), адресованных субъектам хозяйствования по определенной (желаемой для общества, эффективной) поведения (порядка действий) в сфере хозяйствования. Это примерные хозяйственные договоры, примерные учредительные и внутренние правовые документы хозяйственных организаций, в том числе открытых акционерных обществ.

 

5. Источники хозяйственного права: понятие, виды и система.

Источники хозяйственного права - это совокупность нормативно-правовых актов и правовых норм, регулирующих отношения по непосредственному осуществлению хозяйственной деятельности и управления (в том числе организации) такой деятельностью.

Определим виды источников хозяйственного права.

По формальному признаку в нормативные акты, входящие в области законодательства, относятся: Конституция Украины, Хозяйственный кодекс Украины, законы Украины, постановления Верховной Рады Украины, декреты, постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины, указы и распоряжения Президента Украины, нормативные акты министерств, государственных комитетов, комиссий и других центральных органов исполнительной власти (правила, приказы, инструкции и т.д.), акты территориальной (локальной) действия местных советов и госадминистраций по хозяйственным вопросам.

Весь массив законодательства по содержательной признаку можно разделить на следующие виды, среди которых:

1. Нормативно-правовые акты, которыми устанавливаются общие принципы функционирования хозяйственного оборота.

2. Нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок легализации субъектов хозяйственной деятельности.

3. Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность властных структур и определяют их организационно-хозяйственные полномочия в процессе управления хозяйственной деятельностью.

4. Нормативно-правовые акты, регламентирующие правовой статус субъектов хозяйственной деятельности.

5. Нормативно-правовые акты, определяющие правовые и организационные основы качества производится субъектами хозяйствования, и технические параметры производства.

6. Нормативно-правовые акты, направленные на упорядочение хозяйственно-производственных отношений в рамках отдельных производственных рынков, и институционализацию средств государственного регулирования отношений, возникающих в рамках этих рынков.

 

Система источников хозяйственного права - это расположение хозяйственно-правовых актов с учетом их связей и свойств.

Систематизацию законодательства можно осуществлять по различным критериям: а) по юридической силе актов, в которых фиксируются хозяйственно-правовые нормы (вертикальная систематизация) б) по предмету правового регулирования (горизонтальная систематизация): по видам и характеру хозяйственной деятельности, отраслями и сферами народного хозяйства (экономики).

Критерий юридической силы применил законодатель в ст. 7 ГК - «Нормативно-правовое регулирование хозяйственной деятельности». По юридической силе нормативных актов система хозяйственно-правовых актов состоит из:

• положений Конституции Украины относительно обеспечения государством социальной ориентации экономики Украины (ст. 13), права граждан на предпринимательскую деятельность (ст. 42) и частную собственность (ст. 41), относительно основных принципов государственного регулирования общественных отношений в сфере отечественной экономики (ч. 4 ст. 13, статьи 42, 92);

• законы Украины, которые регулируют хозяйственные отношения, ведущее место среди которых занимают кодифицированные акты: Гражданский кодекс Украины (определяет основные принципы хозяйствования, правовой статус ее субъектов, правовой режим имущества субъектов хозяйствования, основные принципы обязательственных отношений и ответственности за правонарушения в сфере хозяйствования, а также определяет особенности правового регулирования в отдельных отраслях и сферах хозяйствования), положения Гражданского кодекса, которые должны применяться на субсидиарных началах (если Хозяйственным кодексом не регулируется определенная категория отношений в сфере хозяйствования; например, по договору факторинга), Кодекс торгового мореплавания и др..; законы: «О промышленно-финансовых группах в Украине» от 21.11.1995 г., «О концессиях» от 16.07.1999 p., «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 p.; «Об институтах совместного инвестирования (паевые и корпоративные инвестиционные фонды)» от 15.03.2001 p., «О кооперации» от 10.07.2003 p., «О ценных бумагах и фондовом рынке» от 23.02.2006 г. и др..;

• постановлений Верховной Рады Украины, таких как, например, Постановление от 01.11.1990 г. «О Концепции перехода Украинской PCP к рыночной экономике»; Постановление от 12.09.1991 г. «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства СССР»;

указы Президента Украины: от 12.03.1996 г. «О Общее положение о министерстве, другом центральном органе государственной исполнительной власти», «О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности» от 23.07.1998 № 817/98, «О введении разрешительной системы в сфере предпринимательской деятельности»от 20.05.1999 № 539/99«Вопросы Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства»от 25.05.2000 № 721/2000,«О мерах по обеспечению поддержки и дальнейшего развития предпринимательской деятельности»от 15.07.2000 № 906/2000 и другие;

• актов Правительства Украины, которые подразделяются на следующие виды:

• декреты Кабинета Министров Украины, издававшихся в течение 6 месяцев - с декабря 1992 г. по май 1993 г. в силу делегирования Верховной Радой правительства полномочий по изданию нормативных актов, по юридической силе равнозначных законам (от 19.02.1993 г. «Об управлении имуществом, находящегося в общегосударственной собственности, в строительстве и промышленности строительных материалов», от 17.03.1993 г.«О доверительных обществах»и др..;

• постановления Кабинета Министров Украины (например, постановление КМУ от 28.12.1992 г. № 731 «Об утверждении Положения о государственной регистрации нормативных актов министерств и других органов исполнительной власти»);

• ведомственных нормативных актов, издаваемых компетентными министерствами и ведомствами по регулированию деятельности определенной отрасли народного хозяйства или определенной сферы экономики (например, Положение о порядке государственной регистрации торгово-промышленных палат, утвержденное приказом Министерства юстиции от 08.06.1998 г. № 35/5); приказы Министерства финансов Украины от 31.03.1999 г. № 87 и от 29.11.1999 г. № 290 «Об утверждении положений (стандартов) бухгалтерского учета»);

• региональных нормативных актов, принимаемых органами местного самоуправления согласно делегированных государством полномочий и установленного порядка (региональные правила застройки населенных пунктов и территорий области, утверждение которых входит в компетенцию областного совета народных депутатов в соответствии со ст. 11 Закона Украины от 16.11.1992 г. «Об основах градостроительства»; региональные строительные нормы и правила;

• локальных нормативных актов, принимаемых (заключаются) непосредственно субъектами хозяйствования или их учредителями (учредительные и внутренние правовые документы субъектов хозяйственных отношений).

Источником хозяйственного права могут быть и международные договоры Украины (универсальные, международных организаций, двусторонние), ратифицированные Верховной Радой Украины или заключены с его согласия.

Своеобразным источником права являются обычаи делового оборота, в том числе международные торговые обычаи (согласно ст. 2 Закона Украины «О режиме иностранного инвестирования», оценка отдельных видов иностранных инвестиций может осуществляться по международным торговым обычаям; ст. 7 Гражданского кодекса Украины закрепляет принцип применения обычаев делового оборота, касающихся сферы предпринимательства, т.е. коммерческой хозяйственной деятельности). Хозяйственный кодекс Украины в ст. 38 определяет основные принципы применения правил профессиональной этики в конкуренции могут использоваться при заключении договоров, разработке учредительных и других документов субъектов хозяйствования (то есть узвичайненнямы, применяемые только с согласия субъектов хозяйствования).

Согласно систематизации нормативных актов по предметному критерию различают:

• компетенционные нормативные акты, т.е. такие нормативно-правовые акты различной юридической силы, определяющие правовое положение субъектов хозяйственных отношений (раздел II «Субъекты хозяйствования» Хозяйственного кодекса Украины; законы «О товарной бирже», «Об институтах совместного инвестирования (паевые и корпоративные инвестиционные фонды)»,«О кооперации»,«О холдинговых компаниях в Украине», Декрет Кабинета Министров«О доверительных обществах», указы Президента Украины«О корпоратизации предприятий»и др..)

• договорное право как институт законодательства, регулирующего обязательственные отношения в сфере хозяйствования. К источникам этого института относятся нормы Хозяйственного кодекса Украины (глава 20 «Хозяйственные договоры», главы 30-36) Гражданского кодекса (главы 52-54, 56, 58, 60-77), законы «Об инвестиционной деятельности», «О поставках для государственных нужд»,«Об инновационной деятельности»,«О концессиях»,«О соглашениях о разделе продукции»; постановление Кабинета Министров от 18.01.2000 г. № 72«О реестре концессионных договоров»; Примерный договор финансового лизинга, утв. приказом Министерства по делам науки и техники от 03.03.1998 г. № 59, Положение о форме внешнеэкономического договора (контракта), утв. приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции от 06.09.2001 г. № 201.

В отдельных институтов законодательства относятся нормативные акты, регулирующие рынок капиталов, страхования, инвестиционной деятельности, внешнеэкономической деятельности, порядок рассмотрения хозяйственных споров и т.д..

Система законодательства Украины (по критерию юридической силы нормативно-правовых актов).

 

6. Хозяйственно-правовые нормы: структура, виды.

Ведущее место в любом акте законодательства занимают хозяйственно-правовые нормы, которым свойственны общие (характерные для всех правовых норм) и специфические (видовые) признаки, отражающие их отличие от норм других отраслей права.

Хозяйственно-правовые нормы - это установленные компетентными органами в официальном порядке и зафиксированы в специальных правовых документах индивидуально не персонифицированы правила в сфере хозяйствования.

К общим признакам относятся:

• установление хозяйственно-правовых норм компетентными органами (в зависимости от юридической силы и вида нормативно-правовых актов, в которых содержатся нормы, такими органами являются: Верховная Рада Украины, Президент Украины, Кабинет Министров Украины, центральные органы исполнительной власти, областные советы народных депутатов и областные госадминистрации, городские (Киевская и Севастопольская) совета народных депутатов и госадминистрации), хозяйственные объединения и субъекты хозяйствования;

• официальный, то есть установленный законом порядок принятия таких норм (зависит от юридической силы и вида нормативно-правовых актов, в которых содержатся нормы);

• фиксация таких норм в специальных правовых документах (их название зависит от юридической силы документа и, соответственно, от органа, который принимает: закон, декрет, постановление, указ, приказ, положение, устав, учредительный договор, правила, решения, распоряжения и др..)

адресов таких норм заранее неопределенному кругу лиц - всем потенциальным или зарегистрированным субъектам или определенной организационно-правовой формы, например хозяйственным обществом, их учредителям, участникам, должностным лицам органов управления обществ (т.е. этим нормам не присуща индивидуальная персонификация - адресов конкретному лицу).

Кроме того, хозяйственно-правовые нормы характеризуются такой специфическим признаком, выделяющее их от норм других отраслей права, как смысл: они содержат правила в сфере хозяйствования (относительно непосредственного осуществления хозяйственной деятельности и / или организации, управления такой деятельностью).

Разнообразие хозяйственно-правовых норм обусловливает целесообразность их классификации, в частности, по критерию структуры нормы на: (1) нормы традиционной структурой (гипотеза, диспозиция и санкция) и (2) нормы неполной структурой. Последние (среди хозяйственно-правовых норм составляют большинство) в свою очередь делятся на:

• нормы-запреты (например, запрет осуществления предпринимательской деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления (ч.4 ст. 43 ГК), а также должностными лицами этих органов (ч. 2 ст. 64 Конституции Украины; ч. 4 ст. 43 ГК);

• нормы-принципы (общие принципы хозяйствования - ст. 6 Хозяйственного кодекса Украины, принцип свободы предпринимательской деятельности - ст. 44 ГК, принципы внешнеэкономической деятельности - ст. 2 Закона «О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.1991 г.; принципы приватизации государственного имущества - ст. 2 Закона Украины «О приватизации государственного имущества» от 04.03.1992 г.);

• нормы-определения (большинство принятых в течение последних 4-х лет законов имеют специальную статью «Определение терминов», в которой раскрывается содержание основных терминов, применяемых в соответствующем законе, - ст. 1 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом»от 14.05.1992 г. (в ред. Закона от 30.06.1999 г.), ст. 3 Закона Украины от 15.03.2001 г.«Об институтах совместного инвестирования (паевые и корпоративные инвестиционные фонды)», ст. 2 Закона«О кооперации»от 10.07.2003 г.;

компетенционные нормы (например, о компетенции: Антимонопольного комитета - статьи 7-8 Закона от 26.11.1993 г. «Об Антимонопольном комитете Украины», Национального банка Украины - статьи 6, 7, 9,15,19 Закона Украины от 20.05.2000 р. «О Национальном банке Украины», институтов совместного инвестирования - Закон Украины от 15.03.2001 г.

• технико-экономические нормы (определяют порядок осуществления определенных технологических процессов, параметры и исходные величины хозяйственной деятельности: нормы амортизационных отчислений, государственные стандарты, государственные строительные нормы и правила, технические условия и т.п.);

• нормы-рекомендации (не будучи юридически обязательными для субъектов хозяйствования, ориентируют их на желаемую для общества (государства) поведение в сфере хозяйствования): примерные уставы, примерные договоры, Принципы корпоративного управления, утв. решением ГКЦБФР от 11.12.2003 г. № 571.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.