Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и составляющие понятия легализации (легитимации) хозяйственной деятельности




Понятие и формы государственной хозяйственной деятельности; государственный заказ и финансирование.

Государственное регулирование хозяйственной деятельности можно определить как деятельность государства в лице его органов, направленная на обеспечение публичных интересов путем использования средств воздействия на хозяйственные отношения и поведение субъектов предпринимательства.

Предпринимательство и государство являются институтами общества. Они постоянно взаимодействуют, а также влияют и, в свою очередь, подвержены влиянию других институтов общества. Другие институты общества также способны влиять на предпринимательство, как непосредственно (например, новая технология), так и опосредованно - через государство. Из всех институтов общества государство имеет наибольшее влияние на предпринимательство.

Взаимоотношения между государством и предпринимательством являются комплексными и динамическими, изменяются во времени. Через динамичность общества взаимоотношения между предпринимательством и государством постоянно находятся в состоянии изменения, вследствие чего иногда трудно провести границу между публичным (общественным) и частным секторами. Сферы предпринимательства и государства различны, но они пересекаются, что в частности, проявляется в их целях. Предпринимательство преследует основную цель получения прибыли, в то время как государство защищает общественные интересы в целом. Сложные взаимоотношения между предпринимательством и государством оказывают значительное влияние на развитие экономики и общественной жизни.

Взаимоотношения государства и предпринимательства могут варьировать от сотрудничества к конкуренции, от партнерства к антагонизму. В этих отношениях каждая из сторон имеет значительное влияние и все-таки имеет существенную потребность в другой.

Государственные органы на разных уровнях влияют на предпринимательскую деятельность, поэтому результаты ее осуществления зависят от государства. Государство устанавливает «правила игры» на рынке, в рамках которой субъекты предпринимательства имеют определенную свободу. Типичные «правила игры» касаются конкурентного поведения, управленческих, трудовых отношений, ценных бумаг, рекламы, объединений предпринимателей. Эти правила закреплены в ряде законов Украины: «О защите экономической конкуренции», «О ценных бумагах и фондовом рынке», «О государственном регулировании рынка ценных бумаг», «О финансовых услугах и государственном регулировании рынка финансовых услуг», «О рекламе» и т.д..

Эти правила различаются по степени ограничения предпринимательства, но все они служат установлению определенных ограничений деятельности предпринимателей. Государство осуществляет различные формы воздействия на субъектов предпринимательской деятельности, от налогообложения к ценообразованию. Государственное регулирование создает ту среду, в которой действуют предприниматели, обеспечивая защиту права собственности, выполнения договорных обязательств и т.п., что является существенным для деятельности предпринимателей.

Согласно ст. 12 ГК основными формами участия государства в деятельности субъектов хозяйствования и предпринимательской деятельности являются: государственный заказ; лицензирование, патентование и квотирование; сертификация и стандартизация, применение нормативов и лимитов; регулирование цен и тарифов, предоставление инвестиционных, налоговых и других льгот, предоставление дотаций, компенсаций, целевых инноваций и субсидий.

 

11. Государственная регуляторная политика: понятие, значение и процедуры.

Осуществление государственного регулирования хозяйственной деятельности в том числе предпринимательства, установленные Законом Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» от 01.09.2003 г. (далее - Закон).

В нем государственная регуляторная политика в сфере хозяйственной деятельности определена как направление государственной политики, направленный на совершенствование правового регулирования хозяйственных отношений, а также административных отношений между регуляторными органами или другими органами государственной власти и субъектами хозяйствования, недопущение принятия экономически нецелесообразных и неэффективных регуляторных актов, уменьшение вмешательства государства в деятельность субъектов хозяйствования и устранение препятствий для развития хозяйственной деятельности, которая осуществляется в пределах, в порядке и способом, установленных Конституцией и законами Украины.

Целью правового обеспечения государственной регуляторной политики является создание правопорядка в сфере хозяйствования. Этот порядок в Украине формируется на основе оптимального сочетания рыночного саморегулирования экономических отношений субъектов хозяйствования и государственного регулирования макроэкономических процессов, исходя из конституционного требования ответственности государства перед человеком за свою деятельность и определение Украины как суверенного и независимого, демократического, социального, правового государства.

 

Принципами государственной регуляторной политики являются:

целесообразность - обоснована необходимость государственного регулирования хозяйственных отношений с целью решения существующей проблемы;

адекватность - соответствие форм и уровня государственного регулирования хозяйственных отношений потребности в решении существующей проблемы и рыночным требованиям с учетом всех приемлемых альтернатив;

эффективность - обеспечение достижения в результате действия регуляторного акта максимально возможных положительных результатов за счет минимально необходимых расходов ресурсов субъектов хозяйствования, граждан и государства;

сбалансированность - обеспечение в регуляторной деятельности баланса интересов субъектов хозяйствования, граждан и государства;

предсказуемость - последовательность регуляторной деятельности, соответствие ее целям государственной политики, а также планам по подготовке проектов регуляторных актов, что позволяет субъектам хозяйствования осуществлять планирование их деятельности;

прозрачность и учет общественного мнения - открытость для физических и юридических лиц, их объединений действий регуляторных органов на всех этапах их регуляторной деятельности, обязательное рассмотрение регуляторными органами инициатив, замечаний и предложений, предоставленных в установленном законом порядке физическими и юридическими лицами, их объединениями, обязательность и своевременность доведения принятых регуляторных актов к сведению физических и юридических лиц, их объединений, информирование общественности об осуществлении регуляторной деятельности.

Осуществления государственной регуляторной политики соответствующими регуляторными органами интерпретируется как порядок планирования деятельности по подготовке регуляторных актов, рассмотрения проектов этих актов, обеспечения принципа прозрачности и учета общественного мнения в реализации этой политики, а также порядок отслеживания результативности и пересмотра принятых регуляторных актов. При этом проводится системный анализ влияния факторов, которые существенно влияют на качество регуляторных актов. Они разделяются на нематериальные (духовные) и материальные (институциональные), которые в свою очередь еще структурируются. К институциональных факторов относят: соответствующие государственные органы, государственные силовые структуры, бизнес и политические круги, политические партии, некоторые общественные организации, средства массовой информации, предпринимательскую элиту, а также уголовно-мафиозные группировки, церковь и др.. К нематериальным факторов влияния на регуляторные акты относит обычаи, в том числе и деловые, культурные традиции и т.д., основой которых является духовные основы. Речь идет о добре (зло), справедливость (несправедливость), добросовестность (недобросовестность), нравственности вообще подобное.

Обеспечению осуществления государственной регуляторной политики включает: установление единого подхода к подготовке анализа регуляторного влияния и к осуществлению отслеживания результативности регуляторных актов, подготовку анализа регуляторного влияния, планирование деятельности по подготовке проектов регуляторных актов; обнародования проектов регуляторных актов с целью получения замечаний и предложений от физических и юридических лиц, их объединений, а также открытые обсуждения с участием представителей общественности вопросов, связанных с регуляторной деятельностью; отслеживания результативности регуляторных актов; пересмотре регуляторных актов; систематизацию регуляторных актов; недопущение принятия регуляторных актов, которые являются непоследовательными или не согласуются или дублируют действующие регуляторные акты; изложение положений регуляторного акта способом, который является доступным и однозначным для понимания лицами, которые должны внедрять или выполнять требования этого регуляторного акта; обнародование информации об осуществлении регуляторной деятельности.

 

Легитимация субъектов хозяйственной деятельности - это подтверждение государством законности вхождения субъектов предпринимательства в отношения в сфере предпринимательства.

Легитимация субъектов предпринимательской деятельности в Украине может включать: один элемент - государственную регистрацию (для занятия видами деятельности, которые не требуют лицензирования или патентования) два элемента - государственную регистрацию и лицензирование (для занятия видами деятельности, требующих лицензирования); три элемента - государственную регистрацию, лицензирование и патентование (для занятия видами деятельности, требующих лицензирования и патентования).

Для занятия легитимной предпринимательской деятельностью субъект предпринимательства должен пройти государственную регистрацию, а для осуществления некоторых, указанных в законодательстве, видов деятельности - также лицензирование и патентование.

Если государственная регистрация является общим условием осуществления предпринимательской деятельности любым субъектом, независимо от его организационно-правовой формы и вида осуществляемой деятельности, то лицензирования и патентования являются специальными условиями осуществления некоторых видов предпринимательства.

Согласно ст.14 Хозяйственного кодекса Украины лицензирование, патентование определенных видов хозяйственной деятельности являются средствами государственного регулирования в сфере хозяйствования, направленными на обеспечение единой государственной политики в этой сфере и защиту экономических и социальных интересов государства, общества и отдельных потребителей.

Согласно Хозяйственному кодексу Украины необходимым условием осуществления всех видов предпринимательской деятельности является государственная регистрация субъектов предпринимательства, а для отдельных видов деятельности - лицензирование. Государственной регистрации регулирует ст. 58 Хозяйственного кодекса Украины, а также Закон «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей» от 15.05.2003 г.

Лицензирование регулирует Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г., а также многочисленные ведомственные нормативно-правовые акты, определяющие особенности лицензирования соответствующих видов деятельности.

Кроме того, некоторые виды предпринимательской деятельности требуют получения патента, т.е. получение торгового патента - государственного свидетельства, которое удостоверяет право субъекта предпринимательской деятельности или его структурного (обособленного) подразделения заниматься ими. Правила и порядок получения патента устанавливаются Налоговым кодексом Украины.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1102; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.