Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды нарушений бюджетного законодательства




Тема 10. Государственное принуждение в бюджетной сфере

Важную роль в предотвращении нарушений в бюджетной сфере играет закрепление законодателем применяемых к нарушителям принудительных мер воздействия. В соответствии со статьей 7 БК РФ установление оснований, видов ответственности и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства отнесено к полномочиям Российской Федерации. При этом согласно Преамбуле и и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы РФ, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.

Следует обратить особое внимание на то, что речь идет не об определении понятия бюджетного правонарушения, как особого вида правонарушений, а именно о собирательном понятии нарушения бюджетного законодательства, которое может образовывать составы различных видов правонарушений и связываться с применением к нарушителю различных по своей правовой природе мер государственного принуждения. В частности, нарушение бюджетного законодательства может образовывать состав административного правонарушения, тогда оно повлечет привлечение нарушителя к административной ответственности в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях. Причем нарушения бюджетного законодательства рассматриваются Бюджетным кодексом РФ в качестве основания для применения к нарушителям не только мер ответственности, но и иных видов мер государственного принуждения, например, мер пресекательного характера. В частности, имеется в виду такая мера, как приостановление операций по счетам в кредитных организациях.

Часть четвертая Бюджетного кодекса РФ в статьях 289-306 содержит описание конкретных нарушений бюджетного законодательства с упоминанием о возможности применения за их совершение мер принудительного воздействия различной правовой природы, включая меры административной ответственности в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях и меры уголовной ответственности в соответствии с Уголовным кодексом РФ. Например, согласно статье 297 БК РФ финансирование расходов сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке сумм выделенных бюджетных средств, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные УК РФ.

<quest2< font="">Общий перечень нарушений бюджетного законодательства приводится в статье 283 БК РФ, однако он не является исчерпывающим и может быть дополнен, причем не только самим Бюджетным кодексом РФ, но и иными федеральными законами. Приведенные в перечне нарушения бюджетного законодательства позволяют их классифицировать по субъекту нарушения и выделить в связи с этим три группы нарушений бюджетного законодательства:</quest2<>

1. нарушения получателями бюджетных средств установленного порядка их использования, а также порядка представления бюджетной отчетности (статьи 289-292 БК РФ);

2. нарушения руководителями государственных органов и органов местного самоуправления установленного порядка осуществления бюджетных расходов и иных процедур бюджетного процесса (статьи 293-302, 306 БК РФ);

3. нарушения кредитными организациями установленного порядка формирования доходов бюджетов (статьи 303-305 БК РФ). Как видно, наиболее многочисленную группу нарушений бюджетного законодательства составляют нарушения, субъектами которых признаются руководители государственных органов и органов местного самоуправления. Законодатель предполагал установление за них, прежде всего, административной ответственности, о чем свидетельствуют ссылки соответствующих статей Бюджетного кодекса РФ на Кодекс РФ об административных правонарушениях. Однако включение соответствующих составов административных правонарушений в Кодекс РФ об административных правонарушениях так и не последовало, в связи с чем единственной мерой, применяемой к руководителям государственных органов и органов местного самоуправления за такие нарушения, не образующие состава уголовного преступления, является выносимое в соответствии с Бюджетным кодексом РФ предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

<quest3< font="">Нарушения рассматриваемой группы выражаются, главным образом, в отступлении руководителей государственных органов и органов местного самоуправления в бюджетном процессе от установленного Бюджетным кодексом РФ порядка исполнения бюджета по расходам. Речь идет, в частности, о таких нарушениях, как финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись (статья 296 БК РФ) или предоставление бюджетных инвестиций с нарушением установленного порядка (статья 299 БК РФ). Самостоятельное место в этой группе занимает нарушение руководителем государственного органа или органа местного самоуправления запрета на размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо передачу их в доверительное управление (статья 302 БК РФ).</quest3<>

Кредитные организации признаются Бюджетным кодексом РФ субъектами нарушений, выражающихся в несвоевременном исполнении платежных документов на перечисление средств в бюджетную систему РФ, а также на лицевые счета получателей бюджетных средств (статьи 304 и 305 БК РФ).

Нарушения, субъектами которых являются получатели бюджетных средств, связываются законодателем, прежде всего, с несоблюдением целей, условий и сроков использования бюджетных средств, а также сроков внесения платы за их использование. В частности, статьи 290 и 291 БК РФ определяют соответственно последствия невозврата либо несвоевременного возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе, а также неперечисления либо несвоевременного перечисления платы за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе. Самостоятельное место среди нарушений этой группы отводится непредставлению либо несвоевременному представлению получателями отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением (статья 292 БК РФ). Однако основное место в группе нарушений, совершаемых получателями, занимает нецелевое использование бюджетных средств.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.