Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы социального партнерства




Социальное сотрудничество в сфере труда многообразно и не ограничивается способами и механизмами, закрепленными в законодательстве. Различные грани социального диалога раскрываются через категорию «формы социального партнерства».

Под формами социального партнерства следует понимать способы осуществления социального партнерства, конкретные виды взаимодействия сторон социального партнерства в целях согласованного регулирования социально-трудовых отношений.

Статья 27 ТК выделяет четыре формы социального партнерства:

11. коллективные переговоры по подготовке и заключению коллективных договоров, соглашений;

12. взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

13. участие работников, их представителей в управлении организацией;

14. участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Однако не следует рассматривать данный перечень в качестве исчерпывающего: стороны социального партнерства вправе осуществлять партнерское взаимодействие и в иных формах. В частности, распространенной формой социального партнерства является осуществление контроля за исполнением обязательств социального партнерства.

Наиболее распространенной формой партнерских отношений является проведение коллективных переговоров с целью заключения коллективных договоров, соглашений. Вместе с тем, любая совместно достигнутая договоренность с неизбежностью требует своей реализации в том объеме и теми способами, которые имелись в виду сторонами при принятии обязательств. Поэтому осуществление социального партнерства в иных формах является не менее распространенным, чем заключение коллективных договоров, соглашений.

Проведение консультаций в процессе реализации обязательств социального партнерства может осуществляться как путем прямого взаимодействия субъектов социального партнерства, так и путем создания специальных органов социального партнерства. Основания и порядок проведения консультаций определяются сторонами социального партнерства самостоятельно. Вместе с тем, в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, коллективным договором, соглашением, работодатель принимает локальные нормативные акты после проведения консультаций с соответствующим профсоюзным органом или иным представительным органом работников. Такие консультации именуются «учет мнения представительного органа работников».

Завершив коллективные переговоры, стороны неизбежно сталкиваются с необходимостью определения форм взаимодействия, направленных на наиболее эффективное исполнение достигнутых договоренностей. Одним из наиболее целесообразных способов сотрудничества является создание особых органов социального партнерства.

К органам социального партнерства могут быть отнесены все постоянно действующие органы, состоящие из представителей сторон социального партнерства как на двусторонней, так и на трехсторонней основе, призванные регулировать (участвовать в регулировании) социально-трудовые отношения.

Система органов социального партнерства, как правило, создается на всех уровнях, на которых осуществляется партнерское взаимодействие. Работающие в соответствии с заранее определенными процедурными правилами органы социального партнерства позволяют обеспечить непрерывное функционирование системы социального партнерства.

Органы социального партнерства можно подразделить на органы общей компетенции и специализированные органы.

Органы социального партнерства общей компетенции создаются на всех уровнях социального партнерства и подразделяются на следующие виды:

• Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений;

• региональные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

• отраслевые (межотраслевые) комиссии по ведению коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения (российские, межрегиональные, региональные или территориальные);

• территориальные комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

• комиссии, создаваемые на локальном уровне (у конкретного работодателя) для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

Указанные комиссии формируются как на трехсторонней (представители работников, работодателей, государства), так и на двусторонней (представители работников и работодателей) основе.

К специализированным органам социального партнерства относятся координационные комитеты содействия занятости населения и комитеты (комиссии) по охране труда.

Правовая основа формирования и деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений определяется Федеральным Законом от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

Данная комиссия состоит из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации, которые образуют соответствующие стороны комиссии.

Каждое общероссийское объединение профессиональных союзов, общероссийское объединение работодателей, зарегистрированное в установленном порядке, вправе направить в состав соответствующей стороны комиссии одного своего представителя. В пределах установленной численности представителей общероссийские объединения профессиональных союзов вправе увеличивать число своих представителей в комиссии пропорционально количеству объединяемых ими членов профсоюза. Общероссийские объединения работодателей могут увеличивать число своих представителей в комиссии по согласованию с другими членами своей стороны. Количество членов комиссии от каждой из сторон не может превышать 30 человек.

Основными целями Российской трехсторонней комиссии являются регулирование социально-трудовых отношений и согласование социально-экономических интересов сторон.

Решение комиссии считается принятым, если за него проголосовали все три стороны. Порядок принятия решения каждой стороной определяется регламентом комиссии. Соответственно, решения, принимаемые комиссией, имеют ярко выраженный партнерский характер и могут быть приняты только по соглашению между сторонами.

Региональные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в субъектах Российской Федерации начали создаваться в 90-х гг. XX в. на основе паритетного участия представителей субъектов социального партнерства. В дальнейшем их деятельность стала регулироваться законами субъектов РФ. В частности законы субъектов РФ определяют состав региональной трехсторонней комиссии, порядок формирования, полномочия, основы организации ее работы.

Территориальная комиссия по регулированию социально-трудовых отношений действует в пределах соответствующего муниципального образования и в своей работе руководствуется принципиальными положениями, определяющими деятельность комиссий более высокого уровня.

Отраслевые (межотраслевые) комиссии по ведению коллективных переговоров создаются в определенной сфере экономической деятельности для проведения переговоров о заключении соответствующих соглашений. Эти комиссии формируются представителями работников и работодателей.

На локальном уровне комиссии создаются, как правило, для ведения коллективных переговоров по заключению коллективного договора и осуществления контроля за его выполнением. Они всегда действуют на двусторонней основе.

Деятельность комиссий по регулированию социально-трудовых отношений является одной из форм проведения коллективных переговоров по подготовке и заключению коллективных договоров и соглашений. Еще одним направлением деятельности комиссий является обсуждение отдельных вопросов регулирования социально-трудовых отношений (оплаты труда, безопасности труда, транспортной доступности мест работы и т.п.).

Одним из основных направлений деятельности комиссий выступает участие в формировании и реализации государственной политики в сфере труда. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать условия для участия соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда. В частности, проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение в соответствующие комиссии органами, принимающими указанные акты. Решения соответствующих комиссий или мнения их сторон по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению.

Специализированные органы социального партнерства создаются для координации действий субъектов социального партнерства по отдельным направлениям осуществления социальной политики.

Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-I (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ) «О занятости населения в Российской Федерации» (ст. 20) устанавливает, что в целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на федеральном, территориальных уровнях в рамках социального партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения. Данные комитеты состоят из представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Организация и порядок работы комитетов определяются представленными в комитетах сторонами.

Координационные комитеты содействия занятости населения, как органы социального партнерства, обладают существенной спецификой. Аналогично иным органам социального партнерства данные комитеты формируются на основе принципа трехстороннего представительства, однако в отличие от комиссий по регулированию социально-трудовых отношений круг их возможных участников может быть расширен. Так, участниками комитета могут выступать не только представители работников, но и другие общественные объединения, выражающие интересы определенных слоев населения (организации инвалидов, безработных и т.п.).

При этом различные представители граждан не составляют единую сторону комитета (зачастую интересы различных групп населения противоречат друг другу). Поэтому деятельность комитета на принципах исключительно трехстороннего представительства не представляется возможным (в отличие от организации деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений). На практике организация деятельности комитетов осуществляется самими комитетами.

В соответствии со ст. 218 ТК на локальном уровне (у конкретного работодателя) по инициативе работодателя и (или) работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей, выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.

Субъектами социального партнерства могут создаваться и иные специализированные органы социального партнерства.

Основные формы участия работников в управлении организацией определяются ст. 53 ТК РФ. К ним относятся:

1.учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, коллективным договором;

2.проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов;

3.получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;

4.обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;

5.обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации;

6. участие в разработке и принятии коллективных договоров.

Данный перечень не является исчерпывающим: федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, локальными нормативными актами могут определяться иные формы участия работников в управлении организацией, а также конкретизироваться механизм реализации вышеуказанных форм.

Общие нормы об участии представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров содержатся в главах 60, 61 ТК РФ. В частности, на основе паритетного участия представителей сторон социального партнерства формируется орган досудебного рассмотрения трудовых споров – комиссия по трудовым спорам, а также примирительная комиссия.

Организация контрольных механизмов является важным элементом осуществления социального партнерства. Становление надлежащим образом функционирующих процедур контроля за выполнением обязательств социального партнерства позволяет, с одной стороны, обеспечить реальную реализацию принятых обязательств и, с другой стороны, способствовать развитию самих партнерских отношений.

Статья 51 ТК РФ устанавливает, что контроль за выполнением коллективного договора, соглашений осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду. Соответственно, законодательство предоставляет право на осуществление контроля каждой из сторон коллективного договора, соглашения по отдельности, а также государственным органам, в компетенцию которых входит подготовка предложений по определению основных положений осуществления государственной политики в сфере регулирования социально-трудовых отношений.

При осуществлении контроля стороны обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду всю необходимую для осуществления контроля и имеющуюся у них информацию. Такая информация предоставляется не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 3735; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.