Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Труд отдельных категорий работников: особенности правового регулирования труда педагогических работников 3 страница




Однако «конкурс-подтверждение» все же следует отличать от обычной аттестации преподавателя, которая может проводиться в целях подтверждения соответствия преподавателя занимаемой им должности в установленном Правительством РФ порядке. Сам порядок конкурсного избрания более демократичен, чем аттестация. При конкурсном избрании есть стадия выдвижения кандидатур, процесс их обсуждения и отбора, процедура голосования и т. п., а при аттестации ничего подобного нет. Кроме того, деловые качества работника определяет коллектив кафедры, члены ученого совета факультета (вуза), а не аттестационная комиссия (достаточно узкая группа лиц).

Исходя из идеи конкурса, все его участники должны быть в равных условиях. В ныне действующем Положении о конкурсе установлено, что кафедра рассматривает поступившие материалы на всех участников конкурса, а ученый совет из всех участников выбирает одного, выражая свое отношение к нему путем тайного голосования (вычеркиванием или оставлением фамилии участников, внесенных в бюллетень).28 Следовательно, с точки зрения состязательности все претенденты на должность, включая и работника, занимающего эту должность в вузе, являются равными участниками конкурса.

Но в отличие от участников конкурса «со стороны» работающий в данном вузе научно-педагогический работник, участвуя в конкурсе на новый срок избрания, уже связан трудовым правоотношением с вузом. С ним заключен либо срочный, либо трудовой договор на неопределенный срок. Спрашивается: возникает ли у него самостоятельное конкурсное правоотношение с вузом? Если научно-педагогический работник не будет участвовать в конкурсе на очередной срок избрания или не будет избран, то он подлежит увольнению в связи с истечением срока трудового договора или в связи с неизбранием на должность. Поэтому важно провести конкурс на замещение должности научно-педагогического работника до окончания срока его трудового договора или срока избрания, так как заключение нового трудового договора или пролонгация существующих трудовых отношений возможны только по результатам очередного конкурсного отбора.

Таким образом, избрание по «конкурсу-выбору» является непременным условием для возникновения трудовых правоотношений преподавателя с вузом, а «конкурс-подтверждение» служит основанием для продолжения существующих трудовых правоотношений либо для их прекращения.

В случае если конкурс объявлен по должности, которую замещает конкретный научно-педагогический работник, то он в первую очередь должен быть проинформирован об объявлении вузом конкурсного отбора. Как правило это не вызывает особых сложностей если научно-педагогический работник, выполняя свою трудовую функцию, проводит занятия в соответствии с утвержденным расписанием и кафедра и факультет имеют возможность поставить его в известность о начале конкурсной процедуры. Однако следует заметить, что действующие нормативные акты не требуют каких-либо специальных мер по предупреждению работающего научно-педагогического работника о начале конкурсного отбора. Обычно объявление о конкурсе, опубликованное вузом в газете (журнале), вывешивается на доске объявлений факультета (вуза). Таким образом, оно становится доступным не только для всех заинтересованных лиц, но и для преподавателя (научного работника), по должности которого объявлен конкурсный отбор.

Для научно-педагогического работника заключение нового срочного договора или продление существующих трудовых отношений возможны только после успешного прохождения им очередного конкурса. Поэтому, как правило, он в первую очередь заинтересован в своевременной подаче заявления и в успешном прохождении процедуры конкурсного отбора.

Однако в действующем Положении о конкурсе не определены действия вуза в случае, если работающий научно-педагогический работник по уважительной причине (например, по болезни) не мог знать, а тем более подать документы для участия в конкурсном отборе. Представляется, что в подобном случае у вуза нет основания для расторжения трудового договора с таким работником по п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ или по п. 4 ст. 336 ТК РФ как с лицом, которое отказалось от участия в конкурсе. Отсутствие заявлений на участие в конкурсном отборе, в том числе и от работающего научно-педагогического работника, не позволяет провести конкурсную процедуру. При сложившихся обстоятельствах конкурс следует признать не состоявшимся и вузу необходимо объявить новый конкурс.

Повторное объявление конкурса делается в первую очередь в интересах работающего научно-педагогического работника, который по уважительной причине не смог представить необходимые документы вузу и участвовать в конкурсном отборе при первоначальном его объявлении.

Конкурсные правоотношения работающего научно-педагогического работника возникают и развиваются параллельно с его трудовыми правоотношениями, и нужны они для продолжения уже существующих трудовых отношений. В этом случае конкурсные правоотношения научно-педагогического работника с вузом следует признать сопутствующими правоотношениями, которые возникают и развиваются параллельно с действующими трудовыми правоотношениями.

Поэтому подачу заявления на участие в конкурсе научно-педагогического работника и прием этого заявления вузом следует рассматривать как согласие субъектов на вступление в конкурсные правоотношения.

Участие работающего научно-педагогического работника в конкурсном избрании на новый срок является практической реализацией его субъективного права на участие в конкурсе. В данном случае у вуза в лице ректора отсутствуют основания для отказа работнику участвовать в конкурсе-подтверждении, ибо до истечения срока его избрания или окончания срока трудового договора обязанностью вуза является проведение такого конкурса. В подобном случае следует признать неправомерными отказы вуза в допуске к участию в конкурсе научно-педагогическим работникам, которые аргументируются достижением ими пенсионного возраста или плохим состоянием здоровья. При наличии соответствующих обстоятельств вопрос об увольнении работника должен решаться согласно общим (или специальным) нормам трудового законодательства, а не путем отказа ему участвовать в конкурсе. Таким образом, научно-педагогический работник вуза участвует в конкурсе на общих основаниях.

На третьем этапе конкурсного правоотношения коллектив кафедры своей мотивированной письменной рекомендацией выделяет одного из претендентов, более достойного, на их взгляд, для замещения данной научно-педагогической должности. Этот претендент получает существенные преимущества (поддержку коллектива кафедры), что значительно сужает возможности других участников. Как правило, ученый совет прислушивается к мнению (мотивированной рекомендации) кафедры. Однако члены совета им не связаны, поэтому конкурсные правоотношения между претендентами и вузом продолжаются, и вуз обязан внести в бюллетень для тайного голосования на ученом совете фамилии всех претендентов конкурсного отбора (вне зависимости от предварительного заключения кафедры).

В соответствии с действующим Положением о конкурсе обсуждение и конкурсный отбор претендентов на должности научно-педагогических работников проводятся на ученом совете вуза (факультета). Решение по конкурсному отбору принимается по результатам тайного голосования.

Четвертый этап избрания по конкурсу характеризуется принятием соответствующего решения ученым советом вуза (факультета). Его решение об избрании или неизбрании лица на определенную научно-педагогическую должности есть юридический факт, на который опирается ректор вуза при заключении трудового договора с победившим участником конкурса.

В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» общее руководство государственным или муниципальным высшим ученым заведением осуществляет выборный представительный орган — ученый совет.

Закон не содержит конкретных норм относительно состава, полномочий, порядка выборов и деятельности ученого совета, а предоставляет право их решения трудовому коллективу вуза в его уставе и с учетом норм Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении).

Действующее Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) ограничивает срок полномочий ученого совета пятью годами. Досрочные перевыборы могут проводиться по требованию не менее 1/2 его членов, а также в случаях, предусмотренных уставом вуза. Порядок избрания делегатов на общее собрание (конференцию) определяется действующим ученым советом. При этом должно обеспечиваться представительство всех категорий работников вуза, обучающихся и представителей общественных организаций, действующих в вузе. Представительство членов ученого совета на общем собрании (конференции) не может составлять более 50 % от общего числа делегатов.

Состав ученого совета вуза объявляется приказом ректора. Свою работу ученый совет проводит в порядке, определяемом Положением об ученом совете, утвержденным самим советом. Решение по утверждению принимается открытым голосованием и оформляется протоколом.

В состав ученого совета входят: ректор, который является председателем ученого совета, проректоры, президент, если такая должность предусмотрена уставом высшего учебного заведения, а также по решению ученого совета — деканы факультетов. Другие члены ученого совета избираются общим собранием (конференцией) тайным голосованием. Представители структурных подразделений и обучающихся считаются избранными в состав ученого совета высшего учебного заведения или отозванными из него, если за них проголосовали более 50 % делегатов, присутствующих на общем собрании (конференции) при наличии не менее 2/3 списочного состава делегатов.

Количество членов ученого совета высшего учебного заведения определяется на общем собрании (конференции). В случае увольнения (отчисления) из высшего учебного заведения члена ученого совета он автоматически выбывает из состава этого ученого совета.

Решение вопроса об избрании конкретного участника конкурса на определенную научно-педагогическую должность — это особая функция ученого совета вуза (факультета). Ученый совет не обладает ни одним из качеств, которые необходимы вузу (юридическому лицу) для обеспечения трудовой правосубъектности. Ученый совет вуза (факультета) не уполномочен и на заключение трудового договора. Это право предоставлено ректору, который и завершает конкурс заключением трудового договора с лицом, избранным ученым советом.

Вместе с тем решение ученого совета во многих случаях вызывает вполне конкретные правовые последствия. Ученый совет вуза (факультета) наделен определенной правосубъектностью в пределах, установленных законодательством. Поскольку ученый совет вуза (факультета) является выборным коллегиальным представительным органом и не может выступать в качестве исполнительного органа юридического лица, постольку происходит своеобразное разделение правосубъектности между ученым советом и ректором как коллегиальным и исполнительным органами вуза. Ученый совет имеет право выносить обязательное решение по поводу избрания (неизбрания) претендента на соответствующую научно-педагогическую должность, но не имеет права его исполнить. Ректор наделен правом исполнения, но не имеет права выносить решение об избрании (неизбрании) претендента по конкурсу.29

Такое разделение правосубъектности является внутренним для данного юридического лица. Во внешних правоотношениях вуз, как юридическое лицо, единолично представляет ректор.

Решение ученого совета вуза (факультета) по поводу избрания участника конкурса на определенную преподавательскую должность есть целенаправленная деятельность коллектива, группы людей. Следовательно, решение ученого совета вуза (факультета) есть коллективное волеизъявление его членов, направленное на достижение конкретной цели и вызывающее определенные юридические последствия. Поэтому, признавая решение ученого совета вуза (факультета) юридическим фактом, следует отнести его к действиям. Но, будучи действием, его решение непосредственно не вызывает возникновение правоотношений участников конкурса ни с членами ученого совета вуза (факультета) в отдельности, ни с ученым советом вуза (факультета) в целом.30 Стороной трудового договора здесь выступает вуз.

В вопросах избрания по конкурсу претендентов на преподавательскую должность решение ученого совета имеет юридически обязательную силу. Это ни в коей мере не противоречит единоначалию ректора вуза. К компетенции ректора отнесено утверждение вынесенного ученым советом решения. Именно в этой плоскости и должно проявляться единоначалие руководителя при конкурсном порядке подбора кадров. Кроме того, ректор, как председатель ученого совета, несет полную ответственность за обоснованность и объективность решения ученого совета.

Для подсчета голосов ученый совет вуза (факультета) перед началом голосования должен избрать счетную комиссию в составе не менее трех членов ученого совета. По каждой кандидатуре, принимавшей участие в конкурсе, счетная комиссия оглашает результаты голосования. Протокол счетной комиссии утверждается ученым советом вуза (факультета) и приобщается к материалам конкурса. Перед проведением тайного голосования заключение кафедры с соответствующей рекомендацией по каждой кандидатуре доводится до сведения членов ученого совета.

При получении претендентами, участвующими в конкурсе, равного количества голосов проводится повторное голосование на том же заседании ученого совета. Если ни один из претендентов не получил более 50 % голосов членов ученого совета, то конкурсный отбор признается не состоявшимся и вуз объявляет новый конкурс.

Успешно прошедшим конкурсный отбор считается претендент, получивший путем тайного голосования не менее 1/2 голосов плюс один голос от числа принявших участие в голосовании при кворуме 2/3 списочного состава ученого совета.

Исходя из сложившейся практики при конкурсном отборе профессорско-преподавательского состава ассистенты, преподаватели, старшие преподаватели и доценты избираются на ученых советах факультетов, а профессора — на ученых советах высших учебных заведений, если иное не установлено Уставом вуза.

На практике все чаще вопрос об избрании профессора на должность решается на ученом совете факультета. Объясняется это прежде всего тем, что члены ученого совета факультета лучше знают участвующего в конкурсе претендента, в том числе и уже работающего профессора, чем члены ученого совета вуза. Поэтому избрание по конкурсу на должность профессора на ученом совете факультета является более эффективным и менее формальным, чем на ученом совете вуза, где избираемое лицо знает лишь ограниченный круг членов совета.

Конкурс на замещение преподавательских должностей общевузовских кафедр следует проводить на ученом совете высшего учебного заведения или факультета (по усмотрению ректора). Решение ученого совета вуза (факультета) принимается тайным голосованием. Фамилии всех претендентов, участвующих в конкурсе на данную должность, вносятся в один бюллетень.

Принятие решения ученым советом вуза (факультета) по поводу избрания одного из участников конкурса на конкретную научно-педагогическую должность наступает в результате выполнения вузом своей обязанности, возникшей на втором этапе конкурсного отбора. В то время как претенденты при подаче заявлений должны точно соответствовать квалификационным требованиям, указанным в объявлении о конкурсе, вуз в свою очередь должен квалифицированно, объективно и всесторонне оценить каждого участника конкурса, поскольку именно такое требование вправе ему предъявить претенденты на конкретную конкурсную должность. Это действие вуз выполняет путем сравнения, сопоставления каждого участника конкурса с другими претендентами (с учетом мнения кафедры) на ученом совете вуза (факультета). Оценив, таким образом, каждого кандидата, ученый совет вуза (факультета) в результате тайного голосования принимает решение о выборе конкретного претендента на соответствующую научно-педагогическую должность.

Представляется, что в целях повышения гарантий прав научно-педагогических работников, а также ответственности членов ученого совета, при рассмотрении вопросов касающихся избрания по конкурсу желательно установить ограничения, по которым на одном заседании ученого совета рассматриваются материалы об избрании, но не более чем на 10 научно-педагогических должностей. В противном случае обсуждение кандидатов на соответствующие научно-педагогические должности будет носить явно формальный характер.

С принятием ученым советом решения об избрании одного из нескольких претендентов изменяется как субъектный состав, так и содержание конкурсных правоотношений. Теперь вуз связан определенными обязательствами только с конкретным претендентом, избранным ученым советом. Для данного претендента конкурсные правоотношения будут трансформироваться в трудовые правоотношения, а для всех остальных претендентов они прекращаются. Четвертый этап конкурсного отбора параллельно порождает правоизменяющие и правопрекращающие последствия. Избранный претендент получает право на утверждение ректором вуза решения ученого совета о его избрании, а также на заключение трудового договора с вузом на срок избрания или на неопределенный срок в установленном порядке. Этому праву противостоит обязанность вуза утвердить данное решение ученого совета вуза (факультета) и заключить трудовой договор с лицом, избранным по конкурсу. Правоотношения с теми участниками конкурса, которые не прошли по конкурсу, прекращаются. Завершающую функцию здесь выполняет выдача каждому участнику конкурсного отбора мотивированного заключения ученого совета вуза (факультета) об избрании конкретного участника конкурса. Представляется, что мотивированное заключение о результатах конкурсного отбора должно быть направлено заинтересованным лицам в недельный срок. Документы, ранее поданные претендентами, не прошедшими конкурс, могут быть возвращены им по их письменному заявлению сразу после завершения процедуры конкурсного отбора.

Таким образом, решение ученого совета прекращает те конкурсные правоотношения (между вузом и участниками конкурса), которые возникли и развились до его принятия.

Следовательно, при возникновении трудовых правоотношений по конкурсу из круга правомочий ректора вуза исключена возможность выбора конкретного лица из числа нескольких претендентов на замещение определенной научно-педагогической должности. В этом случае все правоотношения по избранию кандидата на конкурсную должность отнесены к компетенции ученого совета высшего учебного заведения (факультета).

В соответствии с действующим Положением о конкурсе не позднее окончания учебного года ректор (проректор) объявляет фамилии и должности научно-педагогических работников, у которых истекает срок договора или срок избрания в следующем учебном году. Данная информация помещается на доске объявлений вуза (факультета, филиала). По указанным должностям вуз объявляет конкурсный отбор в том же порядке, что и для замещения вакантной должности, но не позднее, чем за два месяца до окончания срока трудового договора или срока избрания научно-педагогического работника.

В соответствии п. 3 Положения от 26 ноября 2002 г. конкурсный отбор объявляется вузом не менее чем за два месяца до его проведения. Если буквально придерживаться этого требования, то проходить конкурсный отбор на ученом совете вуза (факультета) претенденты не могут, пока не пройдет двухмесячный срок со дня объявления конкурса в средствах массовой информации. В течение первого месяца после объявления конкурса вуз связан обязательством приема заявлений от лиц, претендующих на замещение соответствующей конкурсной должности, и по вполне понятным причинам не имеет права проводить конкурсный отбор до окончания этого срока. Однако подобное ограничение в течение второго месяца вызывает определенное недоумение. Почему вуз не может провести конкурсный отбор на ученом совете вуза (факультета) в течение указанного срока, и какой «глубокий смысл» в подобной искусственной задержке? Представляется, что составители Положения от 26 ноября 2002 г. не очень представляют себе особенности проведения заседаний ученых советов вуза (факультета). Ученый совет вуза, как правило, проводит свое заседание раз в месяц в один из дней последней недели календарного месяца. Ученый совет факультета также заседает не чаще одного раза в месяц. Обычно это происходит в один из дней предпоследней недели календарного месяца, чтобы принятые решения, в том числе и по конкурсу, можно было бы вынести на ученый совет вуза. Таким образом, если установленный двухмесячный срок с момента объявления конкурса заканчивается в день заседания ученого совета факультета или после его проведения, то процедура избрания претендентов переносится на заседания ученых советов факультета и вуза, которые теперь будут проведены только в следующем месяце. Следовательно, процедура конкурсного отбора искусственно затягивается примерно еще на один месяц. Указанное ограничение порождает порой серьезные проблемы при проведении конкурсного отбора. Так при затягивании процедуры конкурсного избрания на ученом совете вуза (факультета) у научно-педагогического работника, замещающего должность, по которой объявлен конкурс, и подавшего заявление на участие в конкурсе, может закончиться срок ранее заключенного с ним трудового договора или срок избрания по конкурсу. Как поступать вузу в подобной ситуации? Положение от 26 ноября 2002 г. не дает ответа на этот вопрос.

Представляется, что для исключения подобного недоразумения необходимо скорректировать п. 3 Положения от 26 ноября 2002 г. Для этого необходимо указать в нем, что объявление о конкурсном отборе в средствах массовой информации должно быть сделано вузом не позднее чем за два месяца до окончания срока действия трудового договора или срока избрания научно-педагогического работника, замещающего указанную в объявлении должность.

Пятый этап избрания по конкурсу характеризуется тем, что решение ученого совета вуза (факультета), если оно принято с соблюдением действующего Положения о конкурсе, утверждается приказом ректора. Решение ученого совета об избрании определенного претендента на конкретную научно-педагогическую должность есть акт, обязательный для ректора. В соответствии с этим актом он должен впоследствии заключить трудовой договор с избранным лицом.31 Коль скоро решение ученого совета является обязательным для ректора, то в случае его принятия без каких-либо нарушений действующего Положения о конкурсе ректор не может не согласиться с актом избрания. Не утвердить решение ученого совета ректор может лишь в связи с нарушением процедуры проведения конкурсного отбора. Следовательно, ректор вуза обязан дать объективную оценку результатам конкурса, которая выражается в форме акта утверждения принятого решения ученого совета.

Утверждение ректором принятого решения ученого совета по своей юридической природе является актом управления. Это есть не что иное, как форма осуществления ректором властных полномочий. Эти властные полномочия проявляются по отношению к выборному представительному органу — ученому совету, а не по отношению к избранному претенденту и по своей природе являются административно-правовыми отношениями. Отношения между избранным по конкурсу лицом и вузом на основании акта избрания по конкурсу относятся к области трудовых отношений.

В действующем Положении о конкурсе отсутствует какая-либо правовая норма, поясняющая порядок утверждения решения ученого совета вуза (факультета) и, соответственно, его неутверждения ректором при наличии нарушения процедуры проведения конкурса. В последнем случае ректор может поставить вопрос перед членами ученого совета вуза (факультета) об отмене результатов конкурсного избрания. Если такой вопрос не ставится, то ректор считает решение ученого совета вуза (факультета) действительным и утверждает его.

В Положении о конкурсе не указан срок, в течение которого ректор утверждает решение ученого совета с момента его принятия. На наш взгляд, этот срок не должен превышать 10 рабочих дней. Указанный срок, как и порядок утверждения (неутверждения) ректором принятого решения ученого совета вуза, желательно юридически закрепить в локальном нормативном акте вуза.

После принятого ученым советом решения об избрании претендента по конкурсу обе стороны будущего трудового правоотношения (избранный претендент и вуз в лице ректора, представляющий его интересы) должны изъявить обоюдное согласие на установление непосредственно трудовых правоотношений. Это происходит на стадии обсуждения и заключения трудового договора.

Таким образом, основные особенности конкурсного избрания на должности научно-педагогических работников в высших учебных заведениях состоят в следующем:

• замещение должности по конкурсу проводится независимо от того, занята ли эта должность конкретным лицом или она является вакантной;

• конкурс объявляется регулярно через каждые пять лет избрания или в связи с окончанием срока трудового договора научно-педагогического работника;

• к замещению должности допускаются только лица, соответствующие установленным требованиям (критериям);

• конкретный претендент для замещения должности определяется ученым советом вуза (факультета) путем избрания его тайным голосованием;

• ректор (проректор) организует конкурс, но он не вправе без решения ученого совета заключить трудовой договор с кем-либо из участников конкурса;

• трудовой договор вуз (в лице ректора) заключает только с лицом, избранным по конкурсу ученым советом вуза (факультета) в установленном порядке.

Должности ректора, декана факультета и заведующего кафедрой являются выборными. Заключению трудового договора с ректором, деканом факультета и заведующим кафедрой предшествуют выборы, порядок которых определяется уставом высшего учебного заведения.

Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ были внесены существенные изменения в главу 52 Трудового кодекса РФ (ТК), посвященную особенностям регулирования труда педагогических работников. Прежде всего, эти изменения коснулись порядка заключения, изменения и расторжения трудового договора с работниками высших учебных заведений и в частности с профессорско-преподавательским составом.

Определенные изменения коснулись порядка замещения должности ректора в вузах. Во-первых, порядок выдвижения кандидатур на должность ректора должен обязательно предусматривать возможность самовыдвижения. Во-вторых, кандидатуры на должность ректора государственных и муниципальных высших учебных заведений, прошедшие выдвижение в соответствии с их уставами, представляются на рассмотрение аттестационных комиссий.

Аттестационные комиссии создаются соответствующими уполномоченными органами исполнительной власти или исполнительно-распорядительными органами в городских округах (далее – учредителями) и действуют, на общественных началах. Положения об аттестационных комиссиях и их состав утверждаются соответствующими уполномоченными органами исполнительной власти или исполнительно-распорядительными органами городских округов.

В состав такой аттестационной комиссии должны включаться:

• при выборах ректоров высших учебных заведений, находящихся в ведении Российской Федерации, - представители федеральных органов государственной власти (50 процентов), а также представители общественных организаций и государственно-общественных объединений в системе высшего и послевузовского профессионального образования и представители органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены высшие учебные заведения (50 процентов);

• при выборах ректоров высших учебных заведений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации (50 процентов), а также представители общественных организаций и государственно-общественных объединений в системе высшего и послевузовского профессионального образования (50 процентов);

• при выборах ректоров муниципальных высших учебных заведений – представители органов местного самоуправления городских округов (50 процентов), а также представители общественных организаций и государственно-общественных объединений в системе высшего и послевузовского профессионального образования (50 процентов).

Ранее при возникновении трудовых правоотношений ректора по выборам из круга полномочий учредителя вуза была исключена возможность выбора конкретного лица для замещения этой должности. В этом случае все правоотношения по избранию кандидата на должность ректора отнесены были к компетенции участников общего собрания (конференции) вуза. Избранию кандидата на общем собрании (конференции) предшествовала работа комиссии по выборам ректора, которая рассматривала представленные претендентами документы и в установленные сроки передавала список кандидатов на утверждение ученому совету.

Ученый совет вправе был не утверждать кандидата на должность ректора, если он не отвечал квалификационным и иным требованиям, установленным действующим законодательством и уставом вуза, о чем сообщалось претенденту в письменной форме.

Утвержденный ученым советом список кандидатов по выборам на должность ректора с указанием занимаемых ими должностей, мест работы, ученых степеней и (или) ученых званий вывешивался на досках объявлений в вузе не позднее, чем за 10 дней до даты проведения общего собрания (конференции) вуза. В объявлении необходимо было указать, где можно будет ознакомиться с программами кандидатов, дату и место проведения общего собрания (конференции) по выборам ректора.

В настоящее время действует Положение об Аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства образования и науки РФ от 17 ноября 2006 года № 288 (далее Положение об Аттестационной комиссии). Председателем аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ является Министр образования и науки Российской Федерации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.