Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сделки. 1 страница




Виды.

В соответствии с волевым содержанием правоотношений.

Юридические факты.
Юридические факты-события.
Юридические факты – деяния.
Факты, которые возникают независимо от воли и сознания человека. Как правило, носят природный, естественный характер. Нормы права связывают с ними лишь возникновение определенных юридических последствий. Например, наличие ущерба от пожара, возникшего в результате грозы, влечет возмещение этого ущерба (страховые правоотношения), или естественная смерть человека влечет возникновение или изменение наследственных правоотношений.
Это действие или бездействие, непосредственно связанное с сознательно-волевой деятельностью субъектов права.
Правомерные действия
Неправомерные действия (правонарушения)
Юридические акты
Поступки
Проступки
Преступления

  • 12. Правонарушения (понятие, признаки, состав, виды).
12. Ответ: Понятие. Правонарушение - это виновное, противоправное и вредоносное поведение деликтоспособных лиц, влекущее юридическую ответственность. Признаки. 1.Нарушение норм права, т.е.противоправность. 2. Объективированность деяния,т.е. его выраженность либо в активных, либо пассивных действиях правонарушителя. 3. Виновность деяния – это психическое отношение правонарушителя к совершенному (или совершаемому) им правонарушению.Если данное лицо не осознает в силу малолетства, невменяемости, либо других обстоятельств общественной опасности своих проступков, то данное деяние не будет и правонарушения. 4. Деликтоспособность субъекта –это установленная государством способность субъекта нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение, т.е. способность отвечать за содеянное. 5. Общественно опасный характер деяния для защищаемых правом интересов личности, государства и общества. Состав. Состав правонарушения – это совокупность необходимых и достаточных признаков объективного и субъективного характера для квалификации деяния в качестве правонарушения. Состав правонарушения: 1. Объект правонарушения– это общественные отношения, урегулированные нормами права, на которые направлено противоправное деяние.
Подразделяется на:
2. Объективная сторона правонарушения раскрывает то обстоятельство, что любое правонарушение имеет внешнее проявление.

 

А) обязательные признаки: противоправное деяние, его вредные последствия и связь между ними.

- Противоправное деяние - акт человеческого поведения, выраженный в активном действии, или бездействии.

- Вредные последствия противоправного деяния - вред, ущерб, который причиняется противоправным деянием.

- Причинная связь - связь между явлениями, в силу которой, одно из них порождает другое.

 

Б) факультативные признаки: место, время, способ, обстановка совершения преступления.

3. Субъект правонарушения - лицо совершившее правонарушение.

К субъекту правонарушения законодательство предъявляет определенные требования. Необходимый признак – совершение противоправного деяния не любым, а лишь деликтоспособным субъектом.

4.Субъективная сторона правонарушения представляет собой совокупность психического состояния правонарушителя, которые характеризуют его отношение к совершаемому им неправомерному деянию и его последствиям.

Основными элементами субъективной стороны правонарушения являются: вина, мотив, цель правонарушителя.

А) Вина.

Вина — это важнейшая составляющая субъективной стороны состава проступка или деликта, внутреннее отношение лица к совершаемому действию (бездействию) и причинённым вследствие этого последствиям.

Умысел. Неосторожность.
- Прямой умысел(субъект желал наступления последствий). - Легкомыслие (субъект рассчитывал на предотвращение вредных последствий).
- Косвенный умысел(субъект допускал наступления последствий). -Небрежность(субъект не предвидел наступления последствий).

Б) Мотив - внутренние побуждения, которыми руководствовался субъект при

совершении правонарушения.

В) Цель - мысленная модель того результата, которого стремится достичь субъект

при совершении правонарушения.

 

1. Преступление – это наиболее тяжкий вид правонарушения, т.к. обладает большей общественной опасностью, нежели проступки.

Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.

Особенность преступления как наиболее опасного вида правонарушения – четкое указание на него в законе.

2. Проступок –это вид правонарушения, за который в законе не предусмотрена уголовная ответственность, т.е. это все остальные правонарушения не признанные преступлением. Характеризуются меньшей степенью общественной опасности.

  • 13. Юридическая ответственность (понятие, основания привлечения к ответственности, виды).
13. Ответ: Понятие. Юридическая ответственность – это негативная реакция государства на совершенное правонарушение и применение к правонарушителю мер государственного воздействия, представляющие для него неблагоприятные лишения личного или материального характера. Основания привлечения к юридической ответственности. 1.Предусмотренность определенного вида правонарушения конкретными правовыми нормами,   2. Установленный в законном порядке факт совершения лицом данного правонарушения,   3. Наличие в деяниях предполагаемого правонарушителя состава правонарушения,   4. Отсутствие обстоятельств, исключающих юридическую ответственность,   5. Принятие правоприменительного акта (решения полномочного органа, лица) о привлечении лица, совершившего правонарушение, к юридической ответственности на основании соответствующих материальных и процессуальных норм. Виды юридической ответственности. 1. Административная ответственность– это установленные нормами административного права меры принудительного воздействия, применяемые органами исполнительно-распорядительной власти к лицам, совершившим административный проступок.   В соответствие со ст. 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:   1) предупреждение (выносится в письменной форме);   2) административный штраф. 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. Это принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Возмездное изъятие назначается судьей;   4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения – это принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей;   5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу (назначается судьей). Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет;   6) административный арест устанавливается на срок до пятнадцати суток (назначается судьей). Не может применяться: к беременным женщинам; женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет; лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет; инвалидам 1 и 11 групп;   7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;   8) дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления; юридического лица – входить в совет директоров;   9) административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности (на срок до девяноста суток) лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, проникновения эпидемии, эпизоотии, заражения, наступления радиационной аварии и др. Назначается судьей только в случаях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижения цели.   2. Гражданско-правовая ответственностьрегулируется нормами гражданского права, включает в себя меры по возмещению вреда, нанесенного нарушением имущественных и личных прав человека и гражданина (их организациям).   Это – штраф, возмещение убытков, уплата неустойки, возвращение вещи, компенсация за причиненный моральный вред, опровержение порочащих сведений, восстановление доброго имени, извинения и т.д. Существует также ответственность без вины за вред, причиненный источником повышенной опасности. Гражданско-правовая ответственность налагается судом общей юрисдикции, арбитражным судом, а также третейским судом.   3. Уголовно-правовая ответственностьналагается за совершение (подготовку или покушение) преступления, предусмотренного нормами уголовного права. Данный вид ответственности возникает в момент совершения преступления и реализуется в порядке, предусмотренном нормами уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства. Субъектом привлечения правонарушителя к этому виду юридической ответственности выступает государство в лице органов правосудия. Уголовно-правовая ответственность всегда носит личный характер, т.к. ответственности подлежит лицо, которое совершило преступление; она также является наиболее суровым видом юридической ответственности и влечет судимость правонарушителя. 4. Дисциплинарная ответственность – применяется за правонарушения, предусмотренные нормами трудового, частично административного права, а также нормами, содержащимися в специальных ведомственных актах.   Дисциплинарная ответственность имеет место в отношениях, основанных на подчиненности лица, совершившего дисциплинарный проступок, органу, налагающему ответственность.   В соответствии со вторым критерием, т.е. в зависимости от содержания санкций, нарушенных норм права, юридическая ответственность подразделяется на: штрафную (карательную) и правовосстановительную ответственность.   5. Материальная ответственность – регулируется нормами гражданского и трудового права. Материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне договора результате ее виновного противоправного поведения (действия или бездействия), если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами   6. Налоговая ответственностьэто применение уполномоченными органами к налогоплательщикам и лицам, содействующим уплате налогов, налоговых санкций за совершение налогового правонарушения.   Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция, которая применяется и взыскивается в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями НК РФ за совершение конкретного вида налогового правонарушения.
14. Основы конституционного строя Российской Федерации (понятие, принципы конституционного строя Российской Федерации).
14. Ответ: Понятие. Конституционный строй – это закрепленная в Конституции и реализованная в общественной практике система социальных институтов и общественных отношений, которая основана на принципах, определяющих отношения между человеком, государством и обществом. Основы конституционного строя - это его основные принципы, призванные обеспечить Российской Федерации характер конституционного государства. . Основы конституционного строя – фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни России. Они обеспечиваются материальными, политическими, социальными, духовными, правовыми и другими гарантиями. Принципы. 1. Государственный суверенитет (ст. 4). Означает верховенство государственной власти РФ и федерального законодательства на всей территории России, самостоятельность и независимость РФ в проведении внутренней и внешней политики.   2. Приоритет прав и свобод человека (ст. 2). Конституция РФ признает человека, его права и свободы высшей ценностью. Обязанности государства – признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы имеют непосредственное действие. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.   3. Демократизм (ст.3) Демократизм предполагает народовластие. Под термином «народ» с юридической точки зрения понимают не просто совокупность людей, проживающих на территории государства, а граждан этого государства. Многонациональный российский народ признается носителем суверенитета и единственным источником власти, который может осуществлять ее непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.   4. Республиканская форма правления (ст. 1). По форме правления РФ является республикой.   5. Федерализм. РФ – федеративное государство, которое состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Федерализм базируется на государственной целостности, единстве государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов, равноправии и самоопределении народов, равноправии субъектов РФ между собой и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. 6. Принцип разделения властей (ст. 10). В РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Несмотря на относительную самостоятельность, ни одна из ветвей власти не может действовать без других. В законодательстве установлены возможности их взаимного влияния и ограничения друг друга – принцип «сдержек и противовесов».   7. Правовое государство (ст. 1). Правовой характер государства означает такую организацию государственной власти, при которой обеспечивается верховенство Конституции, соблюдаются права и свободы человека и гражданина, установлена взаимная ответственность между человеком и государством, государство связано правом для предотвращения злоупотреблений, право превалирует над принципом политической целесообразности.   8. Социальное государство (ст. 7). Т.е. политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При этом охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, пожилых граждан и инвалидов, устанавливаются государственные пенсии и т.д.   9. Идеологическое и политическое многообразие (ст. 13). В РФ признается идеологическое и политическое многообразие, многопартийность. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание или деятельность объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной розни. 10. Единый и равный характер российского гражданства (ст. 6). Гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.   11. Светское государство. 12. Экономические основы конституционного строя (ст. 8 и 9). В РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Все формы частной собственности признаются и защищаются равным образом.   13. Местное самоуправление. Это признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. В пределах своих полномочий оно самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.  
15. Федеративное устройство Российской Федерации (понятие, принципы).
15. Ответ: По форме политико-территориального устройства Россия представляет собой федерацию, т.е. такое государство, в котором система государственного управления осуществляется одновременно на двух уровнях: федеральном и региональном.   Другими словами, по форме региональная государственная власть, или власть в субъектах федерации дублирует федеральную структуру. Пример: Так, федеральному президенту на региональном уровне соответствует либо губернатор (например, в Липецкой области), либо президент (например, в Республике Татарстан). Соответственно, каждый субъект федерации имеет собственный представительный орган (региональный аналог Федерального Собрания) и собственный исполнительный орган (региональный аналог Федерального Правительства). Унитарный характер в России сохраняет только судебная власть в том смысле, что судебная система в РФ едина и не делится на федеральный и региональный уровень. Административно-территориальное устройство государства– это разделение его территории на определенные части, в соответствии с которыми строится система местных органов государственной власти и органов местного самоуправления.   Такие части принято называть административно-территориальными единицами. В настоящее время в составе Российской Федерации находится 83 субъекта РФ: 21 республика, 46 областей, 9 краёв, одна автономная область, 4 автономных округа и 2 города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург.   Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, недра и воздушное пространство над ними. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия.   Принципы: 1. Принцип «государственная целостность» означает, что Российская Федерация представляет не сумму отдельных составных частей, а неделимое государство и его целостность обеспечивается единством системы власти, единым экономическим пространством, территориальным верховенством, верховенством федерального права. 2. Принцип равноправия и самоопределения народов России проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им. Государство гарантирует всем народам РФ право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Конституция РФ гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (ст. 69). 3. Принцип единства системы государственной власти выражается в наличии федеральных органов государственной власти, олицетворяющих высшую государственную власть и объединяющих всю совокупность органов государственной власти субъектов Федерации. Единство системы власти обусловлено тем, что органы исполнительной власти Федерации и ее субъектов образуют единую систему исполнительной власти (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ), наличием единой федеральной системы судов и единого в масштабе страны централизованного прокурорского надзора, наличием в механизме российской государственности института федерального Президента и др. 4. Верховенство федерального права как принцип федеративного устройства означает, что федеральные законы обладают по отношению к законодательству субъектов Федерации высшей силой. Данный принцип вытекает из суверенитета России, распространяемого на всю ее территорию (ст.4 Конституции РФ), призван обеспечить единство, согласованность и стабильность всей правовой системы страны 5. Принцип разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами предполагает, что взаимоотношения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации строятся на основе предусмотренного Конституцией РФ разграничения сфер и компетенции их деятельности. 6. Принцип равноправия субъектов Федерации означает, что они поставлены в равные юридические условия, равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти при разграничении предметов ведения и полномочий.

 

 

16. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина (понятие, классификации).
Права и свободы человека – мера возможного поведения человека в обществе; возможность делать все, что не наносит ущерба другим лицам. Конституционное право РФ включает следующую классификацию прав и свобод человека, которые делятся на: личные, политические права; экономические, социальные и культурные права.   1. Личные права определяют статус человека как биосоциального организма. Личные права и свободы связаны непосредственно с личностью, не увязываются с принадлежностью к гражданству и не вытекают из него. Личные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат человеку от рождения. Это права на жизнь, достоинство, свободу, личную неприкосновенность и неприкосновенность жилища, выбор места жительства и свободное передвижение, пользование родным языком и определение национальности, информацию и защиту информации, свободу совести, мысли и слова, судебную защиту своих прав и юридическую помощь.   2. Политические права определяют статус человека как субъекта политической общности – государства. Под политическими правами и свободами подразумевают права, затрагивающие непосредственно политические интересы человека.   Это права на объединение, проведение собраний, митингов и демонстраций; участие в управлении государством; избираться и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; иные политические права.   3. Экономические, социальные и культурные права определяют статус человека как субъекта трудовой деятельности, члена гражданского общества, участника культурной жизни. Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень. Это право частной собственности; право на свободное предпринимательство; право на труд, отдых, образование, на забастовку и жилище; на медицинское обслуживание и социальное обеспечение; на поддержку в старости; участие в культурной жизни; право на свободу творчества.   Обязанности - составная часть правового статуса личности, они тесно связаны и неотделимы от прав и свобод человека и гражданина. Обязанности:- соблюдение Конституции и законов. - платить законно установленные налоги и сборы. - сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. - забота о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. - долг и обязанность каждого гражданина – защита Отечества.
Вопрос 17. Гражданство (понятие, основания приобретения и прекращения гражданства, органы уполномоченные решать вопросы гражданства).
Гражданство – это устойчивая политико-правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей, основанная на признании, уважении достоинства основных прав и свобод человек.
18. Органы государственной власти Российской Федерации (понятие, виды).
Многообразная деятельность любого государства, в том числе и Российской Федерации, реализуется прежде всего через систему его государственных органов. Орган государства представляет собой организационно и структурно обособленную часть государственного механизма, наделенную в установленном Конституцией России порядке государственно-властными полномочиями, правовыми и материально-финансовыми средствами для осуществления задач и функций государственной власти российского государства.. Органы государственной власти многообразны и могут быть разделены на виды по ряду оснований. По месту в системе разделения власти можно выделить законодательные, исполнительные, судебные органы, органы прокуратуры, избирательные органы (комиссии), а также органы глав государства, субъектов Федерации. По месту органов в иерархии власти выделяются: высшие (Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ); центральные (министерства, ведомства); территориальные (региональные и местные органы федеральной власти). На высшие, центральные и территориальные также делятся органы власти субъектов Федерации. По способу формирования состава выделяются: выборные (Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Президент РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации); назначаемые путем избрания (Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека); формируемые на основании законодательства о государственной службе и трудового законодательства (министерства, ведомства); смешанные (Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов Федерации). По первичной нормативной основе деятельности выделяются: учреждаемые конституциями, уставами (высшие органы государственной власти); учреждаемые в силу закона (избирательные комиссии); учреждаемые актами Президента РФ, Правительства РФ, главами субъектов Федерации (министерства, ведомства). По кадровому составу выделяются: единоличные (Президент РФ, главы субъектов Федерации); коллективные (правительство, министерства). По способу волеизъявления существуют: единоначальные (единоличные, министерства); коллегиальные (представительные (законодательные) органы, правительство, избирательные комиссии). В зависимости от формы государственного устройства выделяются: федеральные органы государственной власти; органы государственной власти субъектов Федерации. Система федеральных органов государственной власти Российской Федерации включает Президента РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственную Думу), Правительство РФ, министерства, федеральные службы, агентства. В эту систему входят также Центральный банк РФ с его отделениями на местах, органы прокуратуры РФ, судебные органы (за исключением конституционных (уставных) судов субъектов Федерации и мировых судей). К общефедеральной системе относятся также администрации федеральных округов. Но они имеют статус не органов государственной власти, а государственных органов. Система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Эту систему составляют: представительные (законодательные) органы; главы (руководители высших исполнительных органов власти) субъектов Федерации; исполнительные органы власти (администрации, министерства, комитеты, управления); конституционные (уставные) суды, мировые судьи. По объему компетенции все органы делятся на органы обшей компетенции (представительные (законодательные) органы, глава государства, Правительство); органы специальной компетенции (министерства, ведомства, Счетная палата).
19. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации.
Конституционно – правовой статус Президента РФ складывается из совокупности конституционных норм, закрепляющих его положение в системе органов государственной власти. Конституционно-правовой статус Президента РФ включает в себя следующие элементы: 1) Правовые нормы, определяющие порядок выборов и вступления в должность Президента РФ; Конституция РФ устанавливает ряд требований (цензов), которым должен отвечать кандидат на пост Президента РФ: 1) ценз гражданства. (гражданин РФ) 2) ценз оседлости. (постоянно проживающий на тер РФ не менее 10 лет)



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.