Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип единства кассы (ст.38, 215.1 БК РФ).




Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов (ст.32 БК).

Все денежные средства публично-правового образования должны отражаться под страхом уголовной и иной ответственности соответствующих должностных лиц в бюджете и на счетах органов федерального казначейства. Эти счета призваны сконцентрировать денежные средства соответствующего публично-правового образования.

Ни РФ, ни субъект РФ, ни МО, ни другие субъекты не могут открывать счета, не предусмотренные БК.

Если мы имеем дело с публичными финансами, то они должны в обязательном порядке отражаться в законе о бюджете, в учете, осуществляемом финансовыми органами субъекта РФ, органами федерального казначейства.

Нарушение этого принципа – серьезное нарушение.

КС говорил, что это обеспечение гарантий по стабильности, прозрачности и надежности финансов.

В этом смысле мы не должны путать, что относится к бюджетным средствам, а что относится к средствам, которые выделены из бюджета и поступили на счет организации (учреждения, например). ГК говорит про «государственную казну» - это не финансово-правовой термин. Государственную казну составляют денежные средства и имущество публично-правового образования, при том, что они не закреплены на соответствующем праве за организацией. Этими незакрепленными денежными средствами и отвечает публично-правовое образование по своим обязательствам.

Так вот когда мы говорим о принципе полноты, речь идет как раз о средствах государственной казны. Эти денежные средства должны отражаться в бюджете, учитываться финансовыми органами и отражаться в счетах.

Другая ситуация применительно к казенным учреждениям, ибо доходы казенных учреждений другая ситуация: у них все доходы изымаются и признаются доходами бюджета. А вот у автономных и бюджетных учреждений есть доходы, полученные от использования государственного имущества. Вот.

Принцип полноты отражения направлен на публичные денежные средства (казна в части денежной). Конечно, доходы бюджетных и автономных учреждений – это не доходы бюджета, это не бюджетные средства. Но у них эти доходы тоже будут учитываться особым образом на лицевых счетах этих учреждений в органах федерального казначейства.

Этот принцип полноты в силу функционирования учета тоже будет распространяться в своем специфическом выражении и на доходы бюджетных (и в определенной части автономных) учреждений.

По сути своей, полнота отражения доходов и расходов обеспечивается реализацией принципа единства кассы.

Это один из основополагающих принципов для надлежащего исполнения бюджета.

Этот принцип означает зачисление всех кассовых поступлений (поступлений на счет) и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета.

Есть законодательное исключение из этого принципа – операции по исполнению бюджета за пределами РФ (за пределами субъекта РФ и за пределами МО) и операции с валютой.

Федеральный бюджет, бюджет субъекта, бюджет муниципальный – есть у каждого счета в ЦБ: туда поступают все денежные средства, и оттуда же и уходят.

Мы должны видеть, как у нас формируются доходы и как производятся расходы.

Ст.215.1 БК РФ предусматривает, что органы федерального казначейства осуществляют кассовое обслуживание исполнения всех бюджетов. Что значит кассовое обслуживание? Они списывают, зачисляют средства. Они делают то же самое, что и банки делают в отношении денежных средств своих клиентов.

А кто осуществляет непосредственное исполнение бюджета? Сами органы. Они принимают властные решения.

Мы даем указания нашему банку на осуществление операций, а банк делает кассовые операции. Вот так же и в ситуации с ФК.

ПКС от 15.12.2006 №10 – конституционность положения ст.215.1 БК РФ в части предоставления федеральному казначейству полномочий по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов всех уровней. Де, это нарушает права субъекта РФ на распоряжение средствами. КС сказал, что субъекты РФ не лишены таких прав, а то, что кассовые операции совершают органы ФК, справедливо для надежности управления публичными финансами, для прозрачности бюджетного процесса, для равенства субъектов РФ при осуществлении полномочий в сфере государственных финансов.

Законодатель федеральный предусмотрел возможность для недотационных субъектов заключить соглашение с органами ФК и производить кассовое обслуживание самостоятельно (финансовым органом субъекта РФ).

В смысле осуществления кассового обслуживания, возникали вопросы (Определение ВС от 29.01.2002 №67-Г02-1, Президиум ВАС от 25.10.2005 №7322/05). В условиях кассового обслуживания органами ФК (ст.155 и ст.156 БК – это полномочия ЦБ). Кассир казначейства – это ЦБ. Счета ФК должны открываться на счетах ЦБ. Но БК говорит, что такие счета могут быть открыты на счетах коммерческого банка, если на территории соответствующей нет подразделения ЦБ.

Высшие судебные инстанции, оценивая заключение договора с коммерческим банком публично-правовыми образованиями, сказали, что это не соответствует БК, нарушая принцип единства кассы.

В связи с этим, подобного рода договоры, заключенные между МО и банками (или субъекты РФ и банки) (ПКС от 17.06.2004 №12-П по ст.155 и ст.156 БК РФ – про счета ФК в ЦБ), признаются ничтожными.

В сбербанке открывали счет для выплаты наличных денежных средств. Со счета в ЦБ у ФК безналичные расчеты. И ФК для выплаты зарплат заключило договор со сбербанком.

Суд сказал, что средства, поступающие на спорный счет, являлись доходом бюджета, следовательно, счет является счетом бюджета.

Итак, сегодня в любом случае все денежные средства должны находиться в органах ЦБ на счетах органов ФК.

Ситуации, когда на территории субъекта РФ нет подразделения ЦБ, уже отсутствуют, а значит, ст.155 и ст.156 (про открытие счетов в коммерческих банках) фактически применяться не могут.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.