Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Договоры перевозки и транспортной экспедиции. Особенности договора перевозки транспортом общего пользования




 

Перевозка - это обязательства, в силу которых перевозчик обязуется совершить юридические и фактические действия по перемещению (транспортировке) груза, пассажира или багажа (транспортные услуги) в пользу грузоотправителя (грузополучателя, пассажира), а грузоотправитель - оплатить эти действия.

Договор перевозки относится к так называемым транспортным обязательствам (транспортным договорам). Единая транспортная система Российской Федерации, включающая в себя автомобильный, железнодорожный, воздушный, морской, речной транспорт, представляет собой важнейший элемент экономики страны, обеспечивающий развитие общенационального производства. Сложная и обширная, общенародно значимая транспортная сеть России обусловливает и соответствующую систему транспортных договоров, и значительное влияние публичных правовых норм на регулирование отношений по перевозке.

Гражданский кодекс, традиционно определяя основные принципы гражданско-правового регулирования перевозок, отсылает к иным специальным законам, составляющим транспортное законодательство. В настоящее время основными актами, регламентирующими транспортные отношения, являются:

Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ (в редакции от 22 августа 2004 г.);

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации";

Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (с изменениями от 6 апреля 2004 г.);

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (в редакции от 29 июня 2004 г.);

Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. (с изменениями от 28 апреля 1994 г).

Транспортные отношения, всегда и непосредственно связанные с максимальным предпринимательским риском, сопровождаемые воздействиями источников повышенной опасности, не всегда строятся по классической двусторонней схеме: грузоотправитель - перевозчик. Перевозка груза по своей конструкции, как правило, предусматривает участие третьего лица - грузополучателя. Например, в купле-продаже (поставке) продавец может являться грузоотправителем, а покупатель - грузополучателем. На ясную и простую конструкцию купли-продажи "накладывается" договор перевозки, усложняя, в том числе многочисленными рисками, получение сторонами экономического результата сделки. В определенный этап развития комплексных правоотношений продажи между продавцом (грузоотправителем) и покупателем (грузополучателем) на первый план выступает надлежащее исполнение договора перевозки.

Гражданский кодекс устанавливает основное правило, что условия перевозки, а также ответственность сторон определяются соглашением сторон, если транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное. Многообразие видов перевозок позволяет классифицировать соответствующие договоры. Таким образом, достаточно детальная регламентация перевозок транспортным законодательством, с одной стороны, суживает свободу выбора сторонами условий доставки товара, а с другой - минимизирует риски проверенными и устоявшимися, точными правилами перевозки.

Договор транспортной экспедиции– соглашение, согласно которому одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиентагрузовладельца) выполнить или организовать выполнение определенных услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 801 ГК РФ).

Договор транспортной экспедиции является:
1) консенсуальным;
2) реальным – в случае, когда в качестве экспедитора выступает сам перевозчик;
3) возмездным;
4) взаимным.

Стороны договора
– экспедитор и клиент грузовладелец. В качестве клиентов по договору могут выступать как предприниматели, так и граждане; в последнем случае к отношениям применяются нормы Закона о защите прав потребителей. Экспедитором может быть только предприниматель (специализированные экспедиторские фирмы, порты, консолидирующие не большие отправки в крупные партии грузов в интересах транспортных организаций).

Предмет договора– услуги, связанные сперевозкой (кроме самой перевозки).

Форма договора– письменная. Принимая груз, экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ (расписку).

Права и обязанности экспедитора:а) организация перевозки груза транспортом и по маршруту, избранному экспедитором или клиентом; б) обязан оказывать услуги в соответствии с условиями договора; в) обязан сообщить клиенту о недостатках полученной информации, а в случае ее неполноты запросить у клиента дополнительные данные; г) вправе требовать оплаты услуг, оказываемых клиенту.

Права и обязанности клиента:
а) обязан оплатить экспедитору вознаграждение по договору; б) вправе давать указания экспедитору относительно осуществления транспортной экспедиции; в) право любой из сторон отказаться от исполнения договора (другая сторона должна быть предупреждена об этом в разумный срок).

Ответственность сторон.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются общими положениями об обязательствах.
Экспедитор в отличие от перевозчика несет повышенную ответственность независимо от наличия своей вины, как всякий предприниматель, и возмещает причиненные убытки в полном объеме. Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом должна определяться по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. Экспедитор отвечает независимо от своей вины и в полном объеме за все убытки клиента, когда несохранность груза связана с действиями или бездействием самого экспедитора.

Особой разновидностью договоров перевозки грузов, пассажиров и багажа является договор перевозки транспортом общего пользования.
В соответствии с п. 1 ст. 789 Гражданского кодекса РФ перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.
Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования должен быть опубликован. Так, к транспорту общего пользования относится железнодорожный транспорт, предприятия которого открыты для общего пользования. Организации иных видов транспорта относятся к транспорту общего пользования, если их цель в соответствии с выданной лицензией состоит в осуществлении за плату перевозок грузов, пассажиров, багажа.

Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором. Согласно ст.426 Гражданского кодекса РФ при необоснованном уклонении транспортной организации общего пользования от заключения договора перевозки заинтересованная сторона вправе в соответствии с п.4 ст.445 Гражданского кодекса РФ обратиться в суд о понуждении к заключению договора и о возмещении причиненных убытков.). Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
Особенности ответственности при морских перевозках грузов.
В случае возникновения различного рода убытков и расходов при морских перевозках необходимо определить, к какой категории они относятся: общей или частной аварии.
Общая авария является древнейшим институтом морского права и, по некоторым данным, насчитывает около трех тысяч лет. Впервые общая авария упоминается в Кодексе Юстиниана в начале шестого столетия нашей эры, а первое дело в английском суде было рассмотрено в 1285 г. В современной международной практике определение общей аварии дается в Йорк-Антверпенские правила 1974 г. (Гамбург, 4 апреля 1974 г.)116
В соответствии со ст. 284 Кодекса торгового мореплавания РФ общей аварией признаются убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей безопасности, в целях сохранения от общей опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии, - судна, фрахта и перевозимого судном груза.
Общая авария распределяется между судном, грузом и фрахтом соразмерно их стоимости во время и в месте окончания общего морского предприятия.
В качестве примеров общей аварии можно привести:

убытки, причиненные выбрасыванием груза за борт судна, а также убытки, причиненные судну или грузу вследствие пожертвования ради общей безопасности, в частности вследствие проникновения воды в трюм через открытые для выбрасывания груза люки или другие сделанные для этого отверстия;

убытки, причиненные судну или грузу в связи с тушением пожара на судне, в том числе убытки от проведенного в этих целях выбрасывания судна на берег или затопления горящего судна;

убытки, причиненные судну или грузу намеренной посадкой судна на мель, независимо от того, могло ли судно быть вынесено на мель само;

убытки, причиненные судну повреждением двигателей, других машин или котлов судна при снятии судна с мели;

чрезвычайные расходы на облегчение находящегося на мели судна посредством перегрузки груза, топлива или предметов снабжения из судна на лихтеры, на найм лихтеров и на обратную их погрузку на судно, а также другие понесенные вследствие этого убытки (ст. 292 Кодекса торгового мореплавания РФ).
Убытки, не подпадающие под признаки общей аварии, относятся к категории частная авария. Такие убытки не подлежат распределению между судном, грузом и фрахтом, и их несет тот, кто их потерпел, или тот, кто несет ответственность за их причинение.
В соответствии со ст. 297 Кодекса торгового мореплавания РФ не признаются общей аварией даже при наличии признаков общей аварии:

стоимость выброшенного за борт груза, перевозившегося на судне с нарушением правил и обычаев торгового мореплавания;

убытки, причиненные в связи с тушением пожара на судне вследствие воздействия дыма или нагревания;

убытки, причиненные обрубанием обломков или частей судна, ранее снесенных или фактически утраченных вследствие морской опасности;

убытки, причиненные форсированием работы двигателей либо иной работой двигателей, других машин или котлов судна, находившегося на плаву;

любые убытки или потери, понесенные судном или грузом вследствие увеличения продолжительности рейса (убытки от простоя, изменения цен и другие).

 

 

80. Договор хранения: понятие, виды, форма, стороны, условия, права и обязанности, ответственность сторон

 

По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), возвратить эту вещь в сохранности.

Договор является:
1) реальным – договор считается заключенным с момента передачи вещи от поклажедателя к хранителю;
2) консенсуальным – в случае, когда соглашением сторон предусмотрена обязанность хранителя принять на хранение вещь от поклажедателя в предусмотренный договором срок;
3) взаимным;
4) возмездным – в случае, когда соглашением предусмотрено вознаграждение хранителю за оказание услуги по хранению вещи, и безвозмездным.

Стороны договора:
1) поклажедатель – любое физическое или юридическое лицо;
2) хранитель – граждане (полностью дееспособные) и юридические лица (при наличии специальной лицензии для определенных видов хранения).

Предмет договораобразуют услуги по хранению, которые хранитель оказывает поклажедателю. Объектом самой услуги выступают разнообразные вещи, способные к пространственному перемещению.

Форма договора.
В письменной форме должны совершаться договоры хранения:
1) между юридическими лицами;
2) между юридическими лицами и гражданами;
3) между гражданами, если стоимость передаваемой на хранение вещи превышает не менее чем в 10 раз установленный государством МРОТ;
4) договоры хранения, предусматривающие обязанность хранителя принять вещь на хранение, независимо от состава их участников и стоимости вещей, передаваемых на хранение.

Срокне является существенным условием.

Обязанности поклажедателя:
1) обязан взять вещь обратно по истечении обусловленного срока хранения;
2) обязан при сдаче вещи на хранение предупредить хранителя об опасных свойствах вещи;
3) при наличии соглашения обязан выплатить вознаграждение;
4) обязан возместить понесенные хранителем необходимые или чрезвычайные расходы, связанные с оказанием услуг по хранению.

Обязанности хранителя:
1) принять вещь на хранение;
2) хранить вещь в течение всего обусловленного договором срока или до востребования вещи поклажедателем;
3) предпринимать действия, направленные на сохранение вещи и (или) ее полезных свойств, как минимум в том объеме, в каком бы он заботился о сохранении своих вещей;
4) оказывать услуги по хранению лично, если иное не предусмотрено договором или другим способом не согласовано с поклажедателем;
5) не пользоваться вещью, переданной поклажедателем без его согласия;
6) незамедлительно уведомлять поклажедателя о необходимости изменить условия хранения, предусмотренные договором;
7) возвратить сданную на хранение вещь управомоченному лицу по первому требованию.

Виды договоров хранения зависят от вида хранения.

Виды хранения:

• обычное хранение и специальное хранение:

а) на товарном складе;

б) в ломбарде;

в) в камере хранения в транспортной организации;

г) в гардеробе;

д) в гостинице и в других местах временного проживания (в санатории) и местах нахождения (в бане);

е) вещей, являющихся предметом спора (секвестр);

ж) нотариальный депозит;

з) культурных ценностей, принадлежащих частным лицам либо музеям;

• регулярное (обычное) хранение (после окончания такого договора поклажедателю возвращается та самая вещь, которую он сдал на хранение) и иррегулярное хранение – хранение с обезличением (после окончания такого договора поклажедателю возвращается вещь того же рода, вида, количества и качества, что он сдал на хранение);

• профессиональное хранение (услугу оказывает организация, для которой хранение является целью ее профессиональной деятельности) (п. 2 ст. 886 ГК) и непрофессиональное хранение (услугу оказывает гражданин либо организация, для которой хранение не является целью ее деятельности);

• хранение, возникшее при обычных условиях гражданского оборота, и хранение, возникшее при чрезвычайных обстоятельствах (стихийных бедствиях, военных действиях);

• хранение, возникшее из договора, и хранение, возникшее в силу закона (напр., хранение находки – ст. 277 ГК, безнадзорных животных – ст. 230 ГК, наследуемого имущества – ст. 514 ГК, незаконного товара и др.).

Договор хранения регулируется ГК РФ, в котором выделяются общие положения этого договора и отдельные виды договоров (общие положения применяются как к отдельным видам этого договора – ст. 905 ГК, так и к обязательствам, возникшим в силу закона, – ст. 906 ГК). Кроме того, отдельные виды договора регулируются законами (напр., «О залоге», Основы законодательства РФ о нотариате, ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях РФ»), положениями о юридических лицах, осуществляющих хранение (напр., Положение о Музейном фонде РФ, Положения о лицензировании деятельности музеев РФ), уставами юридических лиц, осуществляющих хранение с учетом разъяснений, даваемых постановлениями Пленума ВС РФ и КС РФ.

 

81. Договор доверительного управления имуществом: понятие, форма, стороны, условия, права и обязанности, ответственность сторон

 

Договор доверительного управления имуществом– самостоятельная деятельность, в которой одна сторона (учредитель) передает другой стороне (управляющему) на определенный срок в доверительное управление имущество для управления им.

Данный договор является:
1) реальным – заключается с момента передачи имущества в управление управляющему;
2) возмездным – когда в договоре определен размер и форма вознаграждения управляющему;
3) безвозмездным– когда в законе или в договоре предусмотрено, что доверительный управляющий действует безвозмездно;
4) свободным – заключается по усмотрению сторон.

Цель договора:не только извлечение доходов из имущества, но также увеличение и поддержание имущества в надлежащем и пригодном состоянии.

Стороны договора– учредитель доверительного управления и доверительный управляющий.

Форма договора– письменная (может быть составлен в виде одного документа, подписанного сторонами, и в виде обмена документами путем телеграфной, телефонной, электронной и иной связи).
Договор считается незаключенным, если стороны не пришли к соглашению о том, какое имущество передается в доверительное управление.
Существенные условия договора доверительного управления имуществом:
1) состав имущества, передаваемого в доверительное управление;
2) наименование юридического лица или гражданина, в интересах которого осуществляется управление имуществом;
3) размер и форма вознаграждения управляющему;
4) срок действия договора.

Права и обязанности управляющего:
1) осуществлять надлежащее управление вверенным ему имуществом;
2) поддерживать вверенное ему имущество в надлежащем состоянии, обеспечивать его сохранность;
3) принимать необходимые меры, чтобы не допустить обесценивани я вверенного ему имущества;
4) имеет право на вознаграждение, форма вознаграждения различная: в основном вознаграждение в форме процентов от дохода, полученных в результате доверительного управления имуществом;
5) возмещение необходимых расходов, произведенных им при доверительном управлении имуществом.

Права и обязанности учредителя:
1) осуществлять контроль над деятельностью управляющего, не вмешиваясь в оперативно-хозяйственную деятельность по управлению имуществом;
2) требовать от управляющего передачи доходов и иных поступлений, полученных в результате управления имуществом;
3) выплачивать вознаграждение доверительному управляющему;
4) обеспечить доверительного управляющего документами, необходимыми для эффективного управления имуществом;
5) не вмешиваться в деятельность по управлению его имуществом.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.