Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод административного права. Отраслевой метод правового регулирования в современном отечественном правоведении – предмет многочисленных споров




Отраслевой метод правового регулирования в современном отечественном правоведении – предмет многочисленных споров. Не вдаваясь в подробности относительно их содержания, отметим, что при изложении особенностей метода административного права в качестве теоретической основы будет использоваться теория метода правового регулирования, разработанная С.С.Алексеевым (Алексеев С. С. Общая теория права: Курс в двух томах. М.: Юрид. лит.,1981 - 1982).

Административное право имеет основной целью правового регулирования ограничить возможность произвола при реализации властных полномочий государственными органами. Именно поэтому для административного права характерен императивный метод правового регулирования. Отношения власти и подчинения предполагают возможность уполномоченного должностного лица отдавать распоряжения, обязательные для второй стороны административного правоотношения. Следовательно, при административно-правовом регулировании недопустимо допускать свободу усмотрения сторон в определении их взаимных прав и обязанностей.

Использование императивного метода означает наличие в административных правоотношениях такого правового режима, который характеризуется следующими особенностями.

  1. Участники правоотношения юридически неравны между собой. Их правовое положение различно: один участник имеет право давать властные предписания, другой – подчиняться этим властным предписаниям. Нельзя, правда, говорить об абсолютном подчинении одного участника другому: речь идет скорее не о подчинении лицу (и любым его распоряжениям), а о подчинении определенным предписаниям, издаваемым этим лицом только в случаях и в пределах, определенных административно-правовой нормой.
  2. Административные правоотношения чаще всего возникают независимо от воли их участников. Административно-правовой нормой определяется ситуация, в которой одна из сторон будущего правоотношения обязана инициировать возникновение правоотношения. Обнаружив событие правонарушения, уполномоченное должностное лицо обязано возбудить производство по привлечению виновного к ответственности. Таким образом, правоотношение по привлечению к ответственности возникнет независимо от воли обоих сторон этого правоотношения. В редких случаях возникновение правоотношения связано со свободной волей одного из участников (например, гражданин может по своему желанию обжаловать действия или решения государственных органов), но для второй стороны правоотношение и в этой ситуации возникнет независимо от её воли. Таким образом, чаще всего в административном праве используется способ предписания, и лишь иногда можно обнаружить другие способы правового регулирования (дозволения и запреты).
  3. Содержание правоотношения (права и обязанности сторон) не зависят от воли их участников. Права и обязанности (для государственных органов и должностных лиц полномочия) определяются правовой нормой заранее (т.е. до возникновения отношений). Изменять это содержание стороны не вправе.
  4. Санкции носят характер карательной ответственности перед государством. Нарушение административно-правовых норм влечет не компенсацию убытков, причиненных правонарушением, а иные негативные последствия (ограничения прав или дополнительные обременения) для виновного лица. Особенность административно-правовых санкций состоит и в том, что они применяются хотя и в рамках особого, но также административного правоотношения – отношения административной ответственности. Нарушившее административно-правовую норму лицо несет ответственность не перед другим участником правоотношения, а перед государством.

Метод административного права следует отличать от административных методов или методов реализации властных полномочий государственной администрации. В первом случае идет речь о способе воздействия нормы права на общественные отношения, во втором – способы реализации полномочий государственных органов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.