Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международного права и международного сотрудничества. 1 страница




В областях при государственной администрации имеются управления юстиции, которые выполняют свои задачи на местном уровне и подчиняются непосредственно Министерству юстиции. Главное управление юстиции Крыма также подчиняется непосредственно Министерству юстиции Украины.

Министерство юстиции (Минюст) в пределах своей компетенции на основе и во исполнение действующего законодательства издает приказы, организует и проверяет их исполнение. В необходимых случаях вместе с другими органами государственного управления и общественными объединениями оно принимает совместные акты по межотраслевому управлению.

Министерство юстиции разрабатывает концепции государственной правовой политики и правовых реформ; организует и координирует деятельность по подготовке проектов законов, кодексов; производит их экспертизу на предмет соответствия Конституции Украины и требованиям законопроектной техники; осуществляет экспертизу нормативных актов областных советов народных депутатов, а также Киевского и Севастопольского городских советов, касающихся прав, свобод и законных интересов граждан. Оно обеспечивает реализацию государственной политики относительно государственной тайны, контроль над ее сохранением в центральном аппарате министерства и подчиненных ему органах, учреждениях, организациях; обобщает практику применения законодательства, разрабатывает предложения по усовершенствованию законодательства; организовывает исполнение актов законодательства и др.

В соответствии со ст. 131 Конституции 1996 г. в Украине учреждён Высший совет юстиции, состоящий из 20 членов, которые назначаются: Верховной Радой - 3 члена; Президентом - 3 члена; съездом судей - 3 члена; съездом представителей юридических высших учебных заведений и научных организаций - 3 члена; всеукраинской конференцией работников прокуратуры - 2 члена. Кроме того, в состав Высшего совета юстиции входят по должности Председатель Верховного суда, Министр юстиции Украины, Генеральный прокурор.

Высший совет юстиции - это высший надзорный (за административной и дисциплинарной стороной деятельности судей и прокуроров) орган в Украине.

К ведению Высшего совета юстиции относятся:

 внесение представления о назначении судей на должности или об освобождении их от должностей;

 принятие решения по нарушениям судьями и прокурорами требований относительно несовместительства;

 осуществление дисциплинарного производства в отношении судей Верховного суда Украины и судей высших специализированных судов и рассмотрение жалоб на решения о привлечении к дисциплинарной ответственности судей апелляционных и мест­ных судов, а также прокуроров.

Глава 9

СОЦИАЛЬНОЕ ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

§ 1. История идеи о правовом и социальном государстве

Понятие «социальное государство» является плодом ХХ века, тогда как понятие «правовое государство» возникло раньше - в ХIХ веке, хотя истоки того и другого следует искать в древности. Уже известные мыслители античности (Платон, Аристотель и др.) обращались к поискам принципов, форм и конструкций согласованного взаимодействия власти и права.

Античными авторами был выработан ряд положений о правовом государстве:

- о власти закона как сочетании силы и права (Аристотель, Солон);

- о различии правильных и неправильных форм правления (Сократ, Платон);

- о различии естественного и позитивного права и их соотношении (Аристотель, Демокрит);

- о равенстве людей по естественному праву (римские юристы, стоики);

- о праве как мериле справедливости, регулирующем нормы общения (софисты, Цицерон и др.);

- о государстве как правовом объединении людей (Цицерон1);

- о сферах частного и публичного права, о юридическом лице, субъекте права (римские юристы).

Символическим выражением представлений о государственной власти, признающей право, т.е. о справедливой государственной власти, стал образ богини правосудия с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия. Он олицетворяет единение силы и права: охраняемый богиней правопорядок в равной мере обязателен для всех. Образ правосудия выражает смысл и идею не только справедливого суда как специального органа, но и идею справедливой, правовой, государственной власти.

На протяжении истории смысл и содержание идеи о правовом государстве у разных мыслителей, политических и общественных деятелей значительно различались. В то время как у одних идея такого государства связывалась с частной собственностью, эксплуатацией чужого труда и привилегированным положением в обществе определенных классов и слоев, другие понимали ее совершенно по-иному. Например, Т. Мор еще в XVI в. констатировал, что в условиях частной собственности невозможно говорить ни о справедливости, ни об общественном благосостоянии, ни о «совершенном государственном управлении».

В эпоху перехода от феодализма к капитализму решающее значение в работах исследователей приобретают проблемы разделения функций власти, правовой организации властных отношений, соотношение политических сил, исключающее монополизацию власти в руках одного органа, лица или союза. Утверждаются идеи свободы личности, господства права в частных и публичных отношениях. Дж. Локк в Англии (XVII в.) выступил с обоснованием доктрины «законности сопротивления всяким незаконным проявлениям власти». Ш. Монтескье во Франции (XVIII в.) заявлял, что для предотвращения злоупотребления властью необходим такой порядок, где власти могли бы взаимно себя сдерживать.

Философскую основу современной теории правового государства заложил немецкий философ Иммануил Кант, в учении которого центральное место занимает человек как член общества и как личность. Хотя словосочетание «правовое государство» в его трудах не употреблялось (оно звучит у него как «правовое государственное устройство»), Кант настаивал на согласовании действий государства с правом, подчинении его правовым законам.

Впервые термин «правовое государство» был употреблён немецкими учеными К.Т.Велькером (1813), И.Х.Фрайхер фон Аретином (1824). Создание юридически завершенного понятия «правовое государство» связывают с именем Р.Моля, который ввел его в общий государственно-правовой и политический обиход. В 1829 году он дал определение правового государства как конституционного государства, которое должно основываться на закреплении в конституции прав и свобод граждан, на обеспечении судебной защиты личности.

Итак, исторически правовое государство - это конституционное государство. Оно возникает как реакция на абсолютную монархию, как требование ограничения деятельности центральных государственных органов соответствующими общими правовыми актами, сформулированными представительными органами.

Теория правового государства охватила страны Западной Европы, Северной Америки, развиваясь и обогащаясь на протяжении десятилетий. Доминирующей становится идея о том, что в правовом государстве отношения между людьми и государством регулируются нормами, устанавливающими порядок и исключающими безвластие и применение насилия. Это означает, что подданные, которые раньше имели только обязанности, превращаются в граждан, наделенных, помимо обязанностей, определенными, установленными законом правами. Основной целью правового государства считается обеспечение свободы граждан, свободы инициативы, предпринимательства и развития личности соответственно принципу «разрешено все, что не запрещено законом».

В ХХ веке, особенно после второй мировой войны, теория правового государства приобрела новые черты. Она прошла через период господства нацистского варианта теории «правового государства» в фашистской Германии, через этап непринятия в СССР идеи правового государства с ее (идеи) наработанными в дореволюционное время ценностными элементами-признаками: верховенство права, разделение властей, неприкосновенность личности, гарантии прав и свобод человека и др.

Показательно, что в конституциях ряда стран (США, Франции, Швейцарии и др.) отсутствуют статьи, указывающие, что данная страна является правовой. Однако правовая сущность государства раскрывается через закрепленные в статьях Основного закона признаки правового государства: охрана и защита прав человека, подчиненность власти закону, разделение властей и другие.

В 80-х гг. н. ст. идея создания правового государства актуализировалась в странах бывшего «социалистического лагеря» как реакция на тоталитарный режим, административно-командные методы властвования, нарушение прав человека. Отечественная наука приняла формулу «правовое государство» в результате «перестройки», провозглашенной в 1985 году. Украина, став самостоятельным независимым государством, определила ориентацию своего развития - построение демократического социального правового государства.

Социальное государство (государство социальной демократии) - это современная политико-правовая теория, где слово «социальная» несет большую смысловую нагрузку: оно связано с социальной жизнью людей, подчеркивает, что государство берет на себя заботу о материальном благосостоянии граждан, осуществляет функцию регулирования экономики с обязательным учетом экологических требований, обеспечивает защиту экономических и социальных прав человека.

Казалось бы, «правовое государство» и «социальное государство» несовместимы. Первое предусматривает определенную свободу личности от государства, от его опеки. Второе, наоборот, опирается на активность государства в социальной защите личности, особенно социально ранимой (пенсионер, инвалид, безработный не по своей вине).

Между тем, вторая половина ХХ в. соединила эти понятия, обогатив каждое из них. Когда говорят о построении социального правового государства, имеют в виду, прежде всего, воплощение в нём:

- принципа верховенства права (господство правового закона) как ведущего в правовом государстве;

- принципа социальной справедливости (обеспечение государством социальной безопасности личности) как ведущего в социальном государстве.

Понятие «социального государства» выдвинуто в 1929 году немецким государствоведом Х. Хеллером, после чего распространилось в Европе. В США идея социального государства была воспринята позднее, чем в странах Европы, поскольку тип сознания американского общества был ориентирован на принцип индивидуализма.

После второй мировой войны концепция социального государства получила закрепление в конституциях ряда стран Западной Европы (ФРГ, Испания и др.). Ст.1 Конституции Испании 1978 г. указывает, что Испания - социальное, правовое и демократическое государство, высшими ценностями которого являются свобода, справедливость, равенство и политический плюрализм. Ст.20 Конституции ФРГ 1949 г. гласит о том, что ФРГ является демократическим и социальным федеративным государством. В Конституции Франции записано, что она является демократической и социальной республикой.

В наши дни социальное государство означает, прежде всего, обязанность законодателя быть социально активным во имя сглаживания противоречивых интересов членов общества и обеспечения достойных условий жизни для всех при наличии равенства форм собственности на средства производства. Государство становится органом преодоления социальных противоречий, учета и координации интересов разных групп населения, проведения в жизнь таких решений, которые бы положительно воспринимались разными общественными слоями. Его цель - при помощи социальной политики, обеспечения равенства и условий политического соучастия объединить население, стабилизировать социальную (в том числе правовую) и экономическую системы, обеспечить их прогрессивную эволюцию.

Понятие правового государства все более совмещается с концепцией так называемого «государства всеобщего благоденствия» («максимального» государства)1, или, говоря иначе, «социального государства». Это совмещение происходит, прежде всего, на основе гарантий системы экономических, социальных и культурных прав.

Ученые (Г.А. Риттер, Роулз и др.) выделяют три модели современного социального государства:

1. «Позитивное государство» (США), в котором имеется наименьшая степень вмешательства государства в экономику и социальное обеспечение, ориентированное на соблюдение индивидуализма и защиту корпоративных интересов (социальная политика государства выступает как средство контроля);

2. Собственно социальное государство (Великобритания), в котором обеспечивается гарантированный минимальный уровень жизни и равенство стартовых возможностей (социальная политика государства как средство обеспечения полной занятости);

3. «Государство благосостояния» (Нидерланды), в котором обеспечивается минимальный уровень жизни и устанавливается максимальный уровень доходов, уменьшается различие в зарплате, гарантируется полная занятость (социальная политика государства как средство обеспечения «равенства, кооперации и солидарности»).

Эти модели имеют тенденцию перехода от одной к другой. Они нигде полностью не были реализованы, что свидетельствует об изменчивости социальной политики государств в ходе развития.

Идея об ориентации Украины на социальное государство содержится в Конституционном договоре между Верховной Радой и Президентом Украины (от 8 июля 1995 г.) «Об основных началах организации и функционирования государственной власти и местного самоуправления на период до принятия Конституции Украины». Здесь, в частности, подчеркивается, что договор гарантирует социальную направленность рыночной экономики. Четкое текстуальное выражение идея социального правового государства нашла в ст. 1 Конституции Украины.

Было бы ошибочным полагать, что правовое государство и социальное государство хорошо сочетаются и в состоянии полностью слиться в один тип государства. Принцип социальной безопасности населения и требование не только юридического, но и материального равенства (свойства социального государства) находятся в противоречии с идеей свободы личности, взаимной ответственности государства и гражданина (свойства правового государства).

Однако было бы неправильным противопоставлять правовое государство и социальное государство. Их сближение - наиболее благоприятный результат для гражданского общества, оптимальный вариант его развития без классово враждебных конф­ликтов и социальных потрясений.

Социальное и правовое государства совместимы между собой до тех пор, пока функционирование государственной власти будет ограничиваться, уравновешиваться, контролироваться и распространяться в границах соблюдения основных прав человека. И, наоборот, социальное государство будет в противоречии с правовым государством всегда, когда «человеческое благосостояние», «социальная безопасность», «социальная справедливость» станут считаться более высокими ценностями. Развитие государства как социального должно базироваться на таком фундаменте как «правовое» государство.

Разумеется, до фактического воплощения в жизнь идеи социального правового государства украинскому обществу надо еще многое сделать.

Прогнозировать перспективу успешного развития Украины можно только на путях оптимального сочетания принципов правовой государственности, демократизма, социальной государственности. Идея социального правового государства является достоянием всего человечества. Эта рациональная идея в случае успешной реализации способна вывести Украину в число цивилизованных государств мира.

§ 2. Понятие и признаки социального
правового государства

Социальное правовое государство - это политическая организация общества, в которой право связывает и подчиняет себе государственную власть, а основные права личности и ее социальная безопасность составляют содержание свободы, основанной на законах, которые принимаются и подвергаются изменению законным путем.

Кроме обычных признаков, которые характерны для любого государства, социальное правовое государство, как высшая форма политического бытия, которую выработало человечество, имеет ряд специфических признаков (черт):

1. Связанность государственной власти правом и его господство во всех сферах общественной жизни: свобода может быть достигнута только в том случае, если государственная власть ограничивается (преодолевается) правом, ставится под контроль права, функционирует в сочетании и во взаимодействии с гражданским обществом в рамках права; в Конституции Украины 1996 г. (ст. 8) записано: «В Украине признается и действует принцип верховенства права»;

2. Соответствие закона праву (правовой закон) и его верховенство, т.е. право как мера свободы и справедливости получает отработанное в законе содержание; конституционный закон имеет прямое действие.

3. Связанность законом в равной мере как граждан и их объединений (коммерческих и некоммерческих), так и государственных органов, должностных лиц. В отношении граждан и их объединений действует общедозволительный принцип: «дозволено все, кроме прямо запрещенного законом»;

В отношении властных государственных органов и должностных лиц действует специально-дозволительный принцип: «дозволено только то, что прямо предусмотрено законом». Еще древнегреческий мыслитель Платон отмечал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства...».

4. Законодательное закрепление и реальное обеспечение основных прав человека - наличие отлаженного правового механизма их охраны и защиты (включая уровень прямой конституционной защиты);

5. Построение отношений личности и государства на основе взаимной ответственности: как личность ответственна перед государством, так и государство несет ответственность перед личностью за неисполнение обязанностей;

6. Разделение государственной власти между законодательными, исполнительными и судебными органами, их независимость и единство; недопустимость подмены функций друг друга; действенность механизма «сдержек и противовесов»;

7. Законный (легальный) путь принятия законов и их изменения - путь выявления воли народа непосредственно (референдум) либо опосредованно (через представительный орган). Вся полнота законодательной власти в представительном органе осуществляется представителями народа, избранными из его среды;

8. Наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов и иных нормативно-правовых актов -отлаженная работа прокуратуры, милиции, службы безопасности, налоговой администрации и других правоохранительных и контрольно-надзорных органов;

9. Возможность личности притязать на конкретный минимум социальных благ благодаря гарантированию государством её социальной безопасности -минимальный (достаточный) уровень жизни каждому гражданину и его повышение;

10. Возможность граждан притязать на обеспечение государством их социальной защиты, поднятие уровня социально-экономических прав граждан до уровня основных прав -формирование социальной среды, создающей условия для благоприятного индивидуального развития личности, равенства стартовых возможностей (а не материального равенства) с помощью государственной системы просвещения и образования, налоговой политики, регулирования рынка труда и контроля условий труда и др.;

11. Осуществление государством социальной помощи гражданам, не способным (не по своей вине) нести ответственность за свое благосостояние -речь идёт об обеспечении гарантированного жизненного уровня социально ранимых слоёв населения - старых, нетрудоспособных (больных), безработных по не зависящим от них причинам. Это право гарантируется общеобязательным государственным социальным страхованием;

12. Обеспечение государством социальной функции собственности -собственность не должна использоваться во вред человеку и обществу: наносить вред правам, свободам и достоинству граждан, интересам общества, ухудшать экологическую ситуацию и природные качества земли (ст.13, 41 Конституции Украины);

13. Проведение государством политики социального компромисса -решения всех вопросов на путях согласия и взаимопонимания различных социальных групп, глубокого уважения к личности независимо от ее социального положения, защиты от всякого посягательства на ее жизнь, здоровье и личное достоинство.

Таким образом, будучи ограниченным правом, социальное государство проявляет активность в регулировании социально-экономических процессов, социального аспекта основных прав граждан, их социальной защищенности в соответствии с законом.

Государство является социальным, правовым постольку, поскольку оно гарантирует человеку свободу проявления:

- как индивиду, который отличается от других физическими и психическими качествами, т.е. имеет индивидуальность;

- как члену социального организма, каким является гражданское общество, т.е. индивиду, который входит в состав общественных и профессиональных групп и организаций;

- как гражданину, который является подданным государства.

§ 3. Личность и государство

Отношения личности и государства строятся на установлении такого баланса, при котором:

 личность имела бы возможность беспрепятственно развивать способности, удовлетворять права, свободы и законные интересы;

 государство получало бы признание и поддержку своей деятельности со стороны личности, выполняющей свои обязанности и несущей ответственность за их невыполнение.

Все обилие теорий и взглядов, существовавших в истории политико-правовой мысли и касающихся соотношения «государство - личность», можно свести к двум подходам:

1) индивидуалистический, личностный, гуманистический (естественно­-правовой подход). Этот подход исходит из понимания личности как цели, государства - как средства для достижения цели. Его содержание - права принадлежат человеку от природы. Он владеет ими независимо от государства. Эти права неотъемлемы. Задача государства и общества состоит в том, чтобы соблюдать эти права, не допускать их нарушения; создавать условия для их реализации. Конкретное содержание и объем прав изменяются и расширяются по мере развития общества, сами же фундаментальные права остаются неизменными;

2) государственнический, этатический (юридико-позитивист­ский). Этот подход исходит из понимания государства как цели, а личности - средства для достижения цели. Его содержание - свои права человек получает от общества и государства, природа этих прав патерналистская; государство - источник и гарант прав человека благодаря закреплению их в законе; право и закон не имеют существенных различий; права личности изменяются в зависимости от государственной целесообразности и возможности.

С юридико-позитивистским подходом во многом сходна марксистская теория, которая склона подчинять права человека государственной целесообразности. Различие между ними состоит в том, что марксизм ориентирован на социально-экономическую, классовую детерминацию права (право - возведенная в закон воля господствующего класса), а не на его рацио­нальную самоценность. При марксистском подходе постановка вопроса о правах личности становится излишней вследствие понимания личности как выразителя совокупности общественных отношений.

Если первый подход характерен для демократических государств, то второй - для антидемократических, тоталитарных. В СССР (до середины 80-х гг. н. ст.) преобладал этатический подход к правам человека; для демократического камуфляжа в законодательство (Конституцию) были введены разделы о правах, свободах и обязанностях личности. Только в наши дни происходит обретение подлинно демократического представления о правах человека. В отношениях «человек - государство» приоритет принадлежит человеку, а государство и его структуры (ветви государственной власти - законодательство, управление и правосудие) призваны подчинить свою деятельность охране и защите прав человека. В ст. 3 Конституции Украины записано: «Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства».

Один из основных признаков социального правового государства - связанность государства правом - следует понимать так, что права граждан не являются дарованными государством, а имеют собственное обоснование. Они объективно существуют от рождения человека и неотчуждаемы от него. Поэтому отношения личности и государства должны строиться на основе их связанности взаимными правами, обязанностями и ответственностью. Как гражданин ответствен перед государством, так и государство ответственно перед гражданином.

Государство:

1. Гарантирует каждому информацию о его правах и свободах;

2. Берет на себя обязанность обеспечить права своих граждан и обеспечивает их реальное осуществление;

3. Предоставляет гражданину свободу проявить себя во всех областях социально-политической жизни, за исключением сфер, прямо оговоренных в законе;

4. Не вправе ограничивать права и свободы гражданина, кроме случаев, прямо предусмотренных законом;

5. Не вправе привлекать к ответственности граждан за отказ давать показания или объяснения в отношении себя, членов семьи или близких родственников, круг которых определен законом;

6. Не вправе дважды привлекать гражданина к юридической ответственности одного вида за одно и то же правонарушение;

7. Гарантирует защиту судом прав и свобод человека и гражданина;

8. Действует исключительно в рамках закона, имеет установленные конституцией четкие пределы своих полномочий;

9. Ответственно за неправомерные действия должностных лиц: превышение власти, злоупотребление служебным положением.

Правовой институт ответственности государства позволяет создать дополнительные сдержки и противовесы власти, смягчить её автократические проявления, ограничить возможные злоупотребления при помощи подчинения её закону. Созидаемые этим институтом условия обращают властвование в общественное служение, а не привилегию. Соблюдение института ответственности государства, его органов и должностных лиц перед человеком и гражданином является одним из основных показателей правовой направленности деятельности государства. Он выражает нравственно-юридические начала в отношениях между государством как носителем власти и гражданином как участником её осуществления;

10. Обязано возмещать за свой счет и за счет органов местного самоуправления материальный и моральный ущерб, причиненный незаконными решениями, действиями или бездействием органов государственной власти, органов местного самоуправления­, их должностных и служебных лиц при осу­ществлении ими своих полномочий.

В частности, в соответствии со ст.55 Конституции Украины суду дано полномочие пересмотреть решения, действия или бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц в случае их обжалования. Тем самым создан механизм ответственности государства перед человеком за свою деятельность;

11. Гарантирует право гражданина обращаться за защитой своих прав и свобод в соответствующие международные судебные учреждения или в соответствующие органы международных организаций, членом или участником которых является Украина и др.

Ныне стало привычным содержание ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которой государство во исполнение обязательств по защите прав человека и гражданина:

а) обеспечивает права всех лиц, находящихся под его юрисдикцией, без какой бы то ни было дискриминации;

б) в соответствии с конституционной процедурой законодательного или иного характера предпринимает меры, позволяющие осуществлять эти права;

в) предоставляет каждому, чьи права нарушены, процессуальные правовые средства для их защиты;

г) развивает возможности использования указанных правовых средств, а также отвечает за действенность их применения.

Личность, являющаяся гражданином государства, в свою очередь, не только реализует права, но и имеет обязанности перед государством и своими согражданами, несет ответственность за их невыполнение:

 пользуется предоставленными ей правами в определенных рамках, установленных законом;

 каждой из ее свобод соответствует обязанность, ибо пользование свободой предполагает воздержание других лиц от препятствующих этому действий. С целью защиты интересов других граждан и общества некоторые ее действия ограничиваются законом;

 осуществляется ответственность любого гражданина, независимо от его должности и общественного положения, за нарушение конституции и законов и т.п.

Как писал украинский правовед Б.А.Кистяковский, «в правовом государстве власть должна быть организована так, чтобы она не подавляла личность; в нем как отдельная личность, так и совокупность личностей - народ - должны быть не только объектом власти, но и субъектом её».

(См. подробнее о положении личности, её правах, свободах и обязанностях в главах 10 и 11).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.