Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Каково соотношение права и политики?




Политика - это система отношений между людьми и их объединениями по поводу власти, государства, демократии. Борьба за власть и ее удержание, уча­стие в делах государства, формирование и функционирование институтов демо­кратии - это сфера политики.

Политика появилась вместе с государством. Другие субъекты политической системы (партии, общественные объединения и т.п.) формировались посте­пенно, приобретая навыки воздействия на разработку и осуществление поли­тики. Политика может проводиться в разных территориальных рамках - госу­дарства, региона, области, города, района и т.п. Мы ведём речь о политике госу­дарства, которая может быть определена как стратегический курс государства (имеет три вида деятельности: выработка курса политики, выбор этого курса, реализация вы­бранного курса). Выработка курса политики, как правило, - пре­рогатива политических партий. Избиратели, которые голосуют на выборах за программу той или иной партии, выбирают курс политики государства. Реализа­ция выбранного курса политики осуществляется через механизм государства правительством, сформированным партией (либо блоком партий), победившей на выборах. Государство ответственно за реализацию политического курса, ко­торый должен соответствовать интересам общества.

Политика и право тесно взаимосвязаны. Процесс принятия закона (законо­дательный процесс) также является политическим по своему характеру. Прин­ципы справедливости и свободы, заложенные в праве, осуществляются соци­альными группами, классами, народами (нациями), а процесс их реализации в любом случае приобретает политический характер. Например, политический харак­тер имеет решение населения Крыма о самоопределении­ в форме Автономной Республики в составе Украины или принятие новой Конституции Автономной Республики Крым в 1998 году. Если принципы справедливости и свободы верно отражаются в политике и затем получают законодательное закрепление, можно сказать, что политика соответствует праву. Если политика искажает принципы справедливости и свободы, то соответствующей праву она не стано­вится и существует в форме произвольного законодательства. Актуально звучат сегодня в Украине слова Иммануила Канта: «…всей политике следует прекло­нять колени перед правом…».

Право зависит от политики:

 любые интересы людей, прежде чем стать правом, должны быть опосре­дованы государственной политикой (деятельностью законодательных и других правотворческих органов государства);

 политика в праве формируется в виде формально закрепленных прав и обязанностей. Политические требования становятся правом только в той мере, в какой они закреплены в системе общеобязательных норм, охраняемых государ­ством.

Политика зависит от права, которое является средством выражения по­литики, ее реализации, гарантом пропаганды в пользу определенной политики.

Право воздействует на политику:

- конституционно закрепляет политический строй общества, механизм дей­ствия политической системы (разделение властей, политический плюрализм, статус партий, избирательное право и др.), политические права и свободы граждан;

- делает легитимными политические решения и органы государственной власти, что обеспечивает им поддержку населения (в том числе не допускает противодействие власти в случае принятия непопулярных решений), опре­деляет границы и возможности деятельности как оппозиции, так и правя­щих структур;

- гарантирует (охраняет и защищает) политические права и свободы граж­дан, обеспечивает механизм их реализации.

Право выступает как своеобразный индикатор зрелости политики того или иного класса, народа (нации), государства.

В демократическом государстве легитимация официальной политики пре­дусматривает ее соответствие праву, а легализация - закрепление в правовом законе.

Глава 14

ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА И СИСТЕМА ПРАВА. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО МАТЕРИАЛА

§ 1. Понятие и структура правовой системы

Государство имеет свою национальную правовую систему. Исторически сложилось так, что в каждой стране действуют свои правовые обычаи, тради­ции, законодательство, юрисдикционные органы, сформировались особенности правового менталитета, правовой культуры, что и объединяется общим поня­тием «правовая система». В любом государстве правовая система, являясь не­отъемлемым элементом правовой культуры, детерминирована историческими и географическими факторами, представляет собой часть социальной системы го­сударства.

Введенное в отечественную юридическую науку в начале 80‑х гг. ХХ в. по­нятие «правовая система» формируется по аналогии с «политической системой» в политологии и «экономической системой» в экономической теории. Как ком­плексную характеристику юридической сферы жизни конкретного общества, правовую систему следует отличать от системы права. По объёму и содержанию они не тождественны. Система права входит в правовую систему (см. § 2).

Правовая система - это комплекс взаимосвязанных и согласованных юри­дических средств, предназначенных для регулирования общественных отноше­ний, а также юридических явлений, возникающих вследствие такого регулиро­вания (правовые нормы, правовые принципы, правосознание, законодательство, правовые отношения, юридические учреждения, юридическая техника, правовая культура, состояние законности и ее деформация, правопорядок и др.).

Можно сказать, что это обусловленная объективными закономерностями развития общества целостная система юридических явлений, постоянно дейст­вующих вследствие воспроизведения и использования людьми и их организа­циями (прежде всего государством) для достижения своих целей.

Правовая система имеет существенное значение для характеристики права, состояния законодательства, деятельности судов той или иной конкретной страны.

Структура правовой системы - это устойчивое единство элементов­ право­вой системы, их связей, целостности, связей элементов с целым.

Элементы правовой системы общества:

 субъекты права - физические лица (граждане, иностранцы, лица без граж­данства и др.), юридические лица - коммерческие и некоммерческие организа­ции, государство, социальные общности и др. Долгое время правовая система характеризовалась как обезличенная структура, тогда как без личности соци­альная система не может состояться. Обращение к человеку как к систематизи­рующему фактору всех общественных явлений потребовало пересмотра преды­дущих подходов к структуре правовой системы и выделения субъектов права в качестве непременного её элемента;

 правовые нормы и принципы;

 правовые отношения, правовое поведение, юридическая практика, режим функционирования правовой системы;

 правовая идеология, правовое сознание, правовые взгляды, правовая куль­тура;

 связи между названными элементами, которые определяют результат их взаимодействия - законность, правопорядок.

Взаимодействие элементов (компонентов) правовой системы общества позволяет выделить пять подсистем её функционирования:

1) институциональная - субъектный состав (субъекты права) как системообразующий фактор всей правовой системы;

2) нормативная (регулятивная) - правовые нормы и принципы, регулирующие отношения между субъектами права, которые объективированы и систематизированы в нормативно-правовых актах;

3) идеологическая -правопонимание каждого человека, его пра­восознание и правовая культура, возможность оценить правовое бытие и вы­брать вариант поведения - правомерного и неправомерного;

4) функциональная - правотворчество, правореализация, право­применение, правовое воспитание, правоотношения, юридическая практика. Через них формируется, изменяется, осуществляется действие норм права;

5) коммуникативная - интегративные (суммирующие) связи всех подсистем функционирования правовой системы общества в целом, опреде­ляющие эффективность правового регулирования, законность и правопорядок.

Каждая из самостоятельных частей правовой системы общества имеет соб­ственную структуру, свои принципы организации и деятельности.

Таким образом, понятие «правовая система» имеет обобщающий характер. Оно включает в себя, по существу, все правовые явления: правотворчество, пра­восознание, правореализующую деятельность, правовую идеологию. Право - ядро и нормативная основа правовой системы, её цементирующий стержень. Правопонимание - концептуальный фундамент правовой системы. Законность и правопорядок - обязательные результативные элементы правовой системы, без которых она не может эффективно функционировать

§ 2. Понятие, основные признаки
и структура системы права

Право представляет собой весьма сложную целостную систему. Как указы­валось, имеется два понятия: «система права» и «правовая система», которые не тождественны, их следует различать. Правовая система - понятие более ши­рокое, чем система права. Система права входит в правовую систему, является базовой системой в системе.

В отличие от правовой системы система права - правовая категория, озна­чающая внутреннее строение права, внутреннюю структуру права любой страны. Она выражается через распределение и построение нормативного мате­риала, с помощью которого её различные блоки (части) предстают в единстве.

Система права - это объективно обусловленная системой общественных отношений внутренняя структура права, которая состоит из взаимосвязанных норм, логически распределенных по отраслям, подотраслям и институтам.

Можно сказать иначе: система права - это научно организованная совокуп­ность правовых норм, распределенных по группам - правовым институтам, све­денным в подотрасли, которые в свою очередь образуют отрасли - целостные нормативные образования.

Признаки (черты) системы права:

1. Обусловленность реально существующей системой общественных от­ношений. Она не может создаваться по субъективному усмотрению людей су­ществует объективно;

2. Органическая целостность, единство и взаимосвязь правовых норм, а не их случайный набор. Нормы права, из которых состоит система права, не могут функционировать изолированно. Они взаимно согласованы и целенаправленны;

3. Структурное разнообразие. Это означает, что система права состоит из неодинаковых по содержанию и объему структурных элементов, которые логи­чески объединяют, располагают нормативный материал в определенной функ­циональной направленности.

Исследование системы права необходимо начинать с предварительного ре­шения вопроса о структурных элементах и критериях построения системы. Под структурой системы понимается единство элементного состава системы и взаи­модействие составляющих ее элементов. Структура - это способ связи элемен­тов в системе, обеспечивающих ее направленное функционирование и устойчи­вость (стабильность).

Структурные элементы системы права:

- нормы права;

- институты права;

- подотрасли права;

- отрасли права.

Норма права - «кирпичик» системы права, первичный компонент, из кото­рого складываются институты и отрасли права. Не может существовать норма права, которая не входила бы в опре­деленный институт и отрасль права. От­расль права является наиболее крупным элементом, из которых состоит система права. Гражданское право, уголовное право, трудовое право, административное право и др. - это отрасли права.

§ 3. Предмет и метод правового регулирования
как основания формирования системы права

Деление системы права на отрасли основывается на определенных крите­риях. Такими критериями являются предмет (материальный критерий) и метод (юридический критерий) правового регулирования.

Предмет правового регулирования - совокупность качественно однород­ных общественных отношений, урегулированных правовыми нормами (отвечает на вопрос «что?»). Предмет правового регулирования указывает, на какую группу общественных отношений направлено влияние норм права.

Предмет правового регулирования представляет собой условное выделение определенного обособленного круга (совокупности) общественных отношений, которые обладают единым качеством. Это позволяет обобщить нормы права, которые регулируют круг (совокупность) общественных отношений, в такую нормативную общность как отрасль права.

Например, предметом экологического права является обособленная группа общественных отношений по рациональному использованию природных ресур­сов и охране окружающей среды. Предмет аграрного права составляют общест­венные отношения по организации и деятельности сельскохозяйственных това­ропроизводителей. Предмет земельного права - общественные отношения по рациональному использованию и охране земель. Предмет административного права - управленческие отношения. Предмет трудового права - трудовые отно­шения и т.д. Каждая отрасль права имеет свою, относительно обособленную, сферу регулирования.

Отграничение предмета правового регулирования одной отрасли от другой осуществляется на основе выявления качественной однородности составляю­щих его элементов:

- субъектов,

- объектов,

- содержания,

- динамических факторов.

Например, в трудовых общественных отношениях субъек­тами выступают рабочие и служащие, объектом - предметы труда, содержанием - трудовая дея­тельность, динамическими факторами - изменяющиеся потребности в рабочей силе. Иной состав­ элементов имеют имущественные отношения, управлен­че­с­кие и т.д.

Предмет правового регулирования обычно рассматривают в качестве опре­деляющего критерия системы права. Он - главное, объективное основание для распределения правовых норм по отраслям права. Его дополняет метод право­вого регулирования.

Метод правового регулирования - совокупность приемов и способов пра­вового воздействия на общественные отношения (отвечает на вопрос «как?»). Он несет основную нагрузку в динамике, в «работе» права, показывает, как ре­гулируются общественные отношения, какими приемами и способами.

Каждая отрасль права имеет свой специфический метод правового влияния на общественные отношения. Метод правового регулирования во многом ори­ентирован на способы правового регулирования: дозволения, обязывания, за­преты.

Общими являются два метода правового регулирования:

императивный (властно-авторитарный, директивный), - строго-обяза­тельный, построенный на началах власти и подчинения, на отношениях субор­динации (метод «вертикали»). Он предполагает запреты, обязанности, наказа­ния.

диспозитивный, - автономный, построенный на началах автономии, юридического равенства субъектов, соглашения сторон, их несоподчиненности между собой (метод «горизонтали»). Он предполагает дозволения.

Так, метод властных предписаний (обязывания) характерен, как правило, для административного права. Метод равенства сторон и свободного волеизъяв­ления (дозволения) - для гражданского права. Метод справедливого вознаграж­дения и поощрения - для трудового права. Метод запрета (запрещение недозво­ленных действий) - для уголовного права. Метод дозволения - для предприни­мательского права и т.д.

С помощью метода правового регулирования можно легче ориентироваться, к какой отрасли права относятся те или иные понятия и термины. Например, термин «договор» употребляется в разных отраслях права - конституционном, международном, трудовом, гражданском. Трудовой договор подпадает под дей­ствие метода регулирования трудового права - метода соподчинения и тяготеет к обязываниям, а договор как основание возникновения обязательств - под дей­ствие метода гражданского права - метода автономии и предполагает дозволе­ния.

§ 4. Публичное и частное право

Предмет и метод правового регулирования, лежащие в основании деления системы права на отрасли, определяются глубинным делением права на две подсистемы: частную и публичную, известные еще со времен Древнего Рима. По известной фор­муле римского юриста Ульпиана, публичное право относится к положению государства, частное - к пользе отдельных лиц.

Публичное и частное право - это, с одной стороны, противоречивые, а с другой - взаимосвязанные грани права. Сегодня правовые системы многих цивилизован­ных стран основываются на принципе разделения права на частное и публичное (ФРГ, Франция, Италия, Испания и др.). Мировая юридическая наука признает деление права на частное и публичное в известной мере условным, но необхо­димым.

Представим деление права на частное и публичное с указанием предмета, признаков, метода, относящихся к каждому из них:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 811; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.