КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общесоциальные
специально-социальные Общесоциальные принципы права: экономические; социальные; политические; идеологические, нравственно-духовные и др.
Специально-социальные (юридические) принципы права: Общие - своеобразная система координат, в рамках которой развивается национальная правовая система, и одновременно вектор, определяющий направление развития этой правовой системы. Относятся ко всем отраслям права. Отраслевые - своеобразная система координат, в рамках которой развивается определённая отрасль права, и одновременно вектор, определяющий направление развития этой отрасли. Свойственны конкретной отрасли права (например, принцип равенства сторон в имущественных отношениях - в гражданском праве; равенства государств, уважения государственного суверенитета, невмешательства во внутренние дела государства и др. - в международном публичном праве). Межотраслевые - своеобразная система координат, в рамках которой развивается несколько соответствующих отраслей права, и одновременно вектор, определяющий направление развития этих отраслей. Свойственны нескольким родственным отраслям права (напр., принципы гласности и состязательности судебного разбирательства в уголовно-процессуальном и гражданско-процессуальном праве; принципы неприкосновенности собственности, свободы экономической деятельности, свободы договора, необходимости конкуренции и запрещения монополизации - в предпринимательском и банковском праве).
Принципы права имеют исторический характер. Они - плод многовекового развития человечества, результат осмысления закономерностей развития общества в целом, воплощение их демократической и гуманистической традиций.
Назначение принципов права: - осуществлять обобщенное закрепление основ общественного строя; - обеспечивать однотипное формулирование норм права; - обеспечивать их влияние на общественные отношения путем правового регулирования и других видов правового воздействия. Несмотря на разнообразие типов (семей) правовых систем мира (романо-германская, англо-американская, смешанная, религиозно-традиционная) и различный их подход к проблеме принципов права (у одних сложилось понятие «общих принципов права», у других - нет), все они в демократических обществах опираются на общую основу принципов права. Принципы права со временем приобрели универсальное значение, оформились в области основных прав человека, получили закрепление на международном уровне. Так, в Договоре о создании Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) общие принципы, характерные для права государств - членов Сообщества, рассматриваются как составная часть права ЕЭС, а их нарушение - как основание для отмены в судебном порядке актов Сообщества. Сегодня принципы права актуальны, прежде всего, в связи с задачей обеспечения прав человека. Дать исчерпывающий перечень общих принципов права затруднительно, ибо они не обладают достаточной четкостью и стабильностью содержания. Одно несомненно - в них воплощаются общечеловеческие ценности. Oсновные общие принципы права: 1. Принцип свободы означает, что право выступает как мера свободы - политической, экономической, идеологической. Принцип свободы реализуется через предоставление свободы выбора общественного строя и формы правления, обеспечение защиты прав человека и удовлетворение основных потребностей его жизни, формирование органов государственной власти путем народного волеизъявления, создание условий для утверждения в обществе норм гуманистической морали, пользование различными социальными услугами государства и частных лиц и др.
2. Принцип справедливости означает, что право выступает как мера справедливости, как морально-правовая соразмерность вложенного и полученного во всех сферах жизнедеятельности человека и их правового обеспечения. Принцип справедливости содержит в себе требование соответствия между практической ролью различных индивидов (социальных групп) в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, преступлением и наказанием, заслугами людей и их общественным признанием. Принцип справедливости важен при решении конкретных юридических дел (напр., при определении меры уголовного наказания). Он конкретизируется в принципе равенства. 3. Принцип равенства означает равенство всех перед законом, равенство прав и обязанностей, независимо от национальной, религиозной и иной принадлежности, служебного и иного положения, равную ответственность перед законом, равную защиту перед судом. Важными составляющими элементами принципа равенства являются: - единство (взаимосвязь) прав и обязанностей, так как говорить о реальности какого-либо права можно только при наличии соответствующей ему юридической обязанности (например, право гражданина на судебную защиту реализуется через обязанность судов осуществлять такую защиту); - взаимная ответственность государства и личности, так как они связаны взаимными правами и обязанностями. 4. Принцип гуманизма, т. е. человеколюбия, раскрывает одну из важнейших ценностных характеристик права, доминирование в формировании и функционировании правовой системы естественных неотчуждаемых прав человека. Это - право на жизнь, здоровье, личную свободу и безопасность, право на охрану своей чести и репутации, неприкосновенность личности и др.; создание всех условий, необходимых для нормального существования и развития личности. 5. Принцип демократизма находит проявление в том, что право и законодательство выражают волю народа, волю всех и каждого, формируются через формы народовластия: непосредственную и представительную демократию. 6. Принцип законности выражается в требованиях:
а) качества нормативно-правовых актов, непротиворечивости их друг другу (между ними должна быть иерархическая субординация в зависимости от юридической силы); б) строгого соблюдения и исполнения юридических норм, правовых предписаний всеми субъектами - гражданами, их общественными и некоммерческими организациями, должностными лицами, государственными органами. Предполагает также недопустимость злоупотребления субъективным правом (см. § «Злоупотребление правом»); в) неотвратимой ответственности за вину граждан и должностных лиц. Среди основных принципов права некоторые ученые называют правовые презумпции и аксиомы (см. о презумпциях в§ «Презумпции»). Принципы права служат общими ориентирами в правотворчестве и правоприменении. § 8. Функции права Функции права - основные направления правового воздействия на общественные отношения в целях их упорядочения. Термин «функционирование права» означает действие права в жизни общества, воплощение его функций в общественных отношениях. Функции права можно классифицировать следующим образом: § 9. Ценность права Под ценностью права понимается его способность служить целью и средством удовлетворения научно-обоснованных, социально справедливых общечеловеческих потребностей и интересов граждан и их объединений. Ценности в праве следует воспринимать как шкалу измерения самого права. Ценность в праве - это то, что позволяет праву оставаться самим собой. Определение юридических ценностей - предмет юридической аксиологии 1. Можно выделить основные проявления ценности права: 1. Социальная ценность права состоит в том, что оно, воплощая общую, групповую и индивидуальную волю (интерес) участников общественных отношений, способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом. Оно вносит стабильность и порядок в эти отношения. В обществе, в условиях цивилизации, нет такой другой системы социальных норм, которая смогла бы обеспечить целесообразное регулирование экономических, государственно-политических, организационных и других отношений, реализуя при этом демократические, духовные и нравственные ценности. Обеспечивая простор для упорядоченной свободы и активности, право служит фактором социального прогресса. Его роль особенно возрастает в условиях крушения тоталитарных режимов, развития демократии.
2. Инструментальная ценность права - одно из проявлений его общесоциальной ценности - состоит в том, что право является регулятором общественных отношений, инструментом для решения разнообразных задач, в том числе для обеспечения функционирования других социальных институтов (государства, социального управления, морали и др.) и иных социальных благ. Как инструмент, право используется различными субъектами социальной жизни - государством, церковью, общественными объединениями, коммерческими организациями, гражданами. В цивилизованном обществе именно право является одним из главных инструментов, способных обеспечить организованность и нормальную жизнедеятельность, социальный мир, согласие, снятие социальной напряженности. 3. Собственная ценность права как социального явления состоит в том, что право выступает как мера а) свободы и б) справедливости. В этом качестве право может предоставлять человеку, коммерческим и некоммерческим организациям простор для свободы, активной деятельности и в то же время исключать произвол и своеволие, то есть служить гарантом свободной достойной и безопасной жизни. Социальная свобода, не связанная правом, вне права, может перерасти в произвол, в несправедливость для большинства людей. Право выступает силой, способной противостоять беззаконию. Утверждая принципы свободы и справедливости, право приобретает глубокий личностный смысл, становится ценностью для отдельного человека, конкретной группы и общества в целом, открывает личности доступ к благам и выступает действенным способом ее социальной защищенности. Как писал украинский мыслитель Б. Кистяковский, «право только там, где есть свобода личности». В этом проявляется гуманистический характер права. Именно своей собственной ценностью право входит в арсенал общечеловеческих ценностей, которые вырабатываются поколениями людей на протяжении истории. § 10. Соотношение права и закона Социальная ценность права реализуется в социальной ценности отдельных юридических законов. Когда закон имеет социальную ценность? Тогда, когда он соответствует праву, ведь право и закон - не одно и то же. Закон может быть двух видов: правовой и неправовой. Еще Тарас Шевченко мечтал о «праведном законе» в Украине, т.е. о правовом, справедливом законе, подчеркивая тем самым неправедность законов царской России для крепостных крестьян и для угнетенных народов, находящихся в ее составе. Правовой закон отвечает требованиям права, воплощает справедливость. Однако любой закон - правовой или неправовой, - надлежащим образом принятый, подлежит исполнению, пока он не отменен. В странах с демократическим режимом (а таковой является Украина) это требование не распространяется на явно преступные распоряжения и приказы (ст.60 Конституции Украины). В странах с тоталитарным режимом неправовых законов, постановлений, приказов было и есть немало. Примером является фашистская Германия, в которой на основании законов преследовались лица по политическим, расовым и религиозным мотивам. Например, Закон «О защите немецкой крови и немецкой чести» от 15.09.1935 г. На Нюрнбергском процессе - судебном процессе по делу главных немецких преступников - виновников второй мировой войны (происходил 20.11.1945 - 01.10.1946 гг.) виновные отвечали за злодеяния согласно международному закону - Уставу Международного трибунала. Защищающая их сторона заявила, что они не несут ответственности, ибо как офицеры фашистской армии исполняли «приказ» и законы своего государства, действовали правомерно. Трибунал был другого мнения: «Они исполняли своеволие». Обвинители (одним из них был прокурор Украинской ССР Р.А.Руденко) не отвергали того, что подсудимые не нарушали юридических актов своего государства, однако сами акты были несправедливыми, антиправовыми, так как противоречили естественным правам человека, народов, человечества - прежде всего, правам на жизнь, мир, свободу. Согласно Уставу Международного трибунала должностное положение подсудимых, равно как и тот факт, что подсудимый действовал по распоряжению правительства или по приказу начальника, не освобождает от ответственности, когда речь идет о преступлениях против человечности. Можно привести пример из истории законодательства СССР, в частности, периода сталинского тоталитарного режима. Постановлением ЦИК СССР «О внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик» от 01.12.1934 г. были внесены изменения в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик по расследованию и рассмотрению дел о террористических организациях и террористических актах против работников советской власти. Эти изменения лишали обвиняемых права на защиту, на кассационное обжалование приговоров, на подачу прошений о помиловании. Следствие было ограничено десятью днями, и приговор о высшей мере наказания подлежал исполнению немедленно после его вынесения. Оценка закона как правового и отношение к нему в значительной степени зависят от общей и правовой культуры общества. Какое общество, таковы и его представления о праве и справедливости. Различие правовых и неправовых законов имеет практический результат - создание механизма контроля над содержанием законов, их соответствием исходным человеческим ценностям. С помощью такого механизма отменяется закон, признанный неправовым. В большинстве развитых демократических стран такой механизм существует. Он именуется конституционным контролем. В Украине его осуществляет Конституционный суд, который согласно ст. 147 Конституции Украины решает вопрос о соответствии законов и иных правовых актов Конституции Украины. Ведущий принцип конституционного контроля выражается в следующем - конституция страны воплощает принятые в этой стране представления о правах человека, о справедливости, равенстве, свободе, о механизме управления и осуществления государственной власти. Таким образом, признается, что конституция - это основной правовой закон, а все другие законы могут быть проверены на соответствие конституции или, что то же самое, на соответствие праву. Если закон не соответствует конституции, он считается неправовым и отменяется. Конечно, абсолютно правового идеала, который удовлетворял бы всех, не существует. Практически невозможно объективно определить справедливость, поскольку отсутствует механизм ее вычленения. Конституция - это приближение к идеалу, которое на данном этапе развития страны соответствует уровню политической, правовой, наконец, общечеловеческой культуры общества. Другой высшей точки отсчета для определения правового или неправового содержания закона, кроме конституции, нет. В вопросах о правах человека такой точкой отсчета являются международные акты о правах человека. Каждый подготовленный парламентом закон должен быть проверен на предмет его соответствия этим актам. Итак, право и закон - не одно и то же. Однако было бы неправильным их противопоставлять друг другу, считать, что юридические нормы могут существовать без выражения их в законе и иных санкционируемых государством формах, говорить об их несовместимости или о том, что право вообще независимо от государства. Право всегда имеет форму выражения: основной из этих форм является закон. § 11. Соотношение национального Международное право - часть национальной системы права. В процессе заключения государством различных международных договоров (соглашений, конвенций), подписанием международных деклараций, вступлением в международные организации (вступление Украины в ЕС) национальное право обогащается за счёт международного - особой отрасли надгосударственного права, которое входит в его систему. Украина первой из республик бывшего СССР подписала международный договор - соглашение о партнерстве с Европейским Союзом (ЕС) и с государствами - членами ЕС (16.06.1994 года), которое предусматривает политический диалог и сотрудничество в сферах торговли, инвестиций, экономики, культуры и финансов, а также создание соответствующих институций, способных гарантировать воплощение в жизнь положений этих соглашений. С помощью норм международного права регулируются отношения между государствами и иными его субъектами, согласовываются эти отношения, и только в случае необходимости обеспечиваются принуждением - коллективным или индивидуальным. Международное право существует на нескольких уровнях: - общие (универсальные и общепризнанные) принципы, закреплённые в Уставе ООН: суверенное равенство государств, право наций на самоопределение, добровольное выполнение обязательств, уважение прав человека, решение международных споров мирным путём и др.; - право международных организаций, закреплённое в конвенциях, пактах, декларациях, резолюциях (ЮНЕСКО и др.); - право содружеств в рамках межгосударственных объединений (принципы, акты, нормы Европейского Союза, Совета Европы, СНГ и др.); - межгосударственные соглашения (дву- и многосторонние). Между национальным и международным правом существует тесная взаимосвязь и взаимодействие: 1. Международное право аккумулирует достижения национальных систем права. По структуре международное право приближается к их структуре (деление на две подсистемы - частную и публичную, наличие отраслей права - международное экономическое, космическое, воздушное, морское, гуманитарное и др.), что свидетельствует о влиянии национального права на международное. 2. Международное право (в форме международно-правового договора) служит одним из юридических источников национального права, предполагает прямое «вхождение» норм международного публичного и частного права в конституционное, гражданское, уголовно-исполнительное и другое право. Несомненным является правило: международное право имеет преимущественную силу над национальным правом. Это основной принцип международного права. Принцип верховенства международного над внутригосударственным правом принимается государствами либо в законодательном порядке, либо на практике. Имея обязательную силу для государств, международное право оставляет на их усмотрение решение вопроса о применении его норм в рамках внутренних правовых систем. Государствам не требуется формально признавать верховенство международного права по отношению к национальному законодательству, но они должны полностью соблюдать эти нормы теми путями, которые определят самостоятельно. Приоритет международного над национальным правом сопровождается оптимальным участием государств в разработке и принятии международно-правовых норм и решений, ответственностью за их выполнение при обеспечении при этом государственного суверенитета. В Украине признается приоритет международного права над национальным, что вытекает из Декларации о государственном суверенитете Украины, Конституции Украины, Закона Украины «О международных договорах Украины», закона о гражданстве, гражданского и семейного кодексов, подтверждается фактом её вхождения в Совет Европы. В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона Украины «О международных договорах Украины» при расхождении правил международного договора Украины с правилами ее внутригосударственного законодательства следует применять правила международного договора. Центральная проблема международного права, опосредованного в пактах, декларациях, - права и свободы человека. Личность является субъектом как национального, так и международного права. Международное право регулирует не только межгосударственные отношения, но и оказывает влияние на отношения внутри страны, на систему национального права. Через международное право происходит сближение различных отраслей права (предпринимательского, банковского, финансового), а также определённых норм (технических норм, норм в области ядерной энергетики) и т.п. Утверждение правил, принципов и приемов, общих для всех стран Европейского Союза, в перспективе наиболее возможно в таких блоках права, как административно-хозяйственное, финансовое, банковское, таможенное, налоговое и, конечно, гражданское со всеми его договорами, обеспечивающими свободное передвижение капиталов, товаров и услуг, предпринимательскую деятельность, охрану интеллектуальной собственности, а также трудовое право и страхование. По существу может произойти глубокое обновление всей системы права Украины на пути постепенного сближения с системой европейского права (см. § «Международный договори его статус в системе национального права»). § 12. Право, экономика, политика: Право «живет» в окружении разнообразных социальных явлений, которые влияют на него, но и они испытывают его влияние. К таким явлениям принадлежат экономика и политика.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |