Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общесоциальные




специально-социальные
(юридические)

Общесоциальные принципы права: экономические; социальные; политические; идеологиче­ские, нравственно-духовные и др.

 

Специально-социальные (юридические) принципы права:

Общие - своеобразная система координат, в рамках которой развивается национальная правовая система, и одновременно вектор, определяющий направление развития этой правовой системы.

Относятся ко всем отраслям права.

Отраслевые - своеобразная система координат, в рамках которой развива­ется определённая отрасль права, и одновременно вектор, определяющий направление развития этой отрасли.

Свойственны конкретной отрасли права (например, принцип равенства сторон в имущественных отношениях - в гражданском праве; равенства государств, уважения государственного суверенитета, невмешательства во внутренние дела государства и др. - в международном публичном праве).

Межотраслевые - своеобразная система координат, в рамках которой раз­вивается несколько соответствующих отраслей права, и одновременно вектор, определяющий направление развития этих отраслей.

Свойственны нескольким родственным отраслям права (напр., принципы гласности и состязательности судебного разбирательства в уголовно-процес­суальном и гражданско-процессуальном праве; принципы неприкосновенно­сти собственности, сво­боды экономической деятельности, свободы договора, необ­ходимости конкуренции и запрещения монополизации - в предпринима­тельском и банковском праве).

 

Принципы права имеют исторический характер. Они - плод многовекового развития человечества, результат осмысления закономерностей развития обще­ства в целом, воплощение их демократической и гуманистической традиций.

Назначение принципов права:

- осуществлять обобщенное закрепление основ общественного строя;

- обеспечивать однотипное формулирование норм права;

- обеспечивать их влияние на общественные отношения путем правового ре­гулирования и других видов правового воздействия.

Несмотря на разнообразие типов (семей) правовых систем мира (романо-германская, англо-американская, смешанная, религиозно-традиционная) и раз­личный их подход к проблеме принципов права (у одних сложилось понятие «общих принципов права», у других - нет), все они в демократических общест­вах опираются на общую основу принципов права. Принципы права со време­нем приобрели универсальное значение, оформились в области основных прав человека, получили закрепление на международном уровне. Так, в Договоре о создании Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) общие принципы, характерные для права государств - членов Сообщества, рассматриваются как со­ставная часть права ЕЭС, а их нарушение - как основание для отмены в судеб­ном порядке актов Сообщества. Сегодня принципы права актуальны, прежде всего, в связи с задачей обеспечения прав человека.

Дать исчерпывающий перечень общих принципов права за­труднительно, ибо они не обладают достаточной четкостью и стабильностью содержания. Одно несомненно - в них воплощаются общечеловеческие ценности.

Oсновные общие принципы права:

1. Принцип свободы означает, что право выступает как мера свободы - по­литической, экономической, идеологической. Принцип свободы реализуется через предоставление свободы выбора общественного строя и формы правле­ния, обеспечение защиты прав человека и удовлетворение основных потребно­стей его жизни, формирование органов государственной власти путем народ­ного волеизъявления, создание условий для утверждения в обществе норм гума­нистической морали, пользование различными социальными услугами государ­ства и частных лиц и др.

2. Принцип справедливости означает, что право выступает как мера спра­ведливости, как морально-правовая соразмерность вложенного и полученного во всех сферах жизнедеятельности человека и их правового обеспечения. Прин­цип справедливости содержит в себе требование соответствия между практиче­ской ролью различных индивидов (социальных групп) в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, преступлением и наказанием, заслугами людей и их общественным признанием. Принцип спра­ведливости важен при решении конкретных юридических дел (напр., при опре­делении меры уголовного наказания). Он конкретизируется в принципе равен­ства.

3. Принцип равенства означает равенство всех перед законом, равенство прав и обязанностей, независимо от национальной, религиозной и иной принад­лежности, служебного и иного положения, равную ответственность перед зако­ном, равную защиту перед судом.

Важными составляющими элементами принципа равенства являются:

- единство (взаимосвязь) прав и обязанностей, так как говорить о ре­альности какого-либо права можно только при наличии соответствующей ему юридической обязанности (например, право гражданина на судебную защиту реали­зуется через обязанность судов осуществлять такую защиту);

- взаимная ответственность государства и личности, так как они свя­заны взаимными правами и обязанностями.

4. Принцип гуманизма, т. е. человеколюбия, раскрывает одну из важней­ших ценностных характеристик права, доминирование в формировании и функ­ционировании правовой системы естественных неотчуждаемых прав человека. Это - право на жизнь, здоровье, личную свободу и безопасность, право на ох­рану своей чести и репутации, неприкосновенность личности и др.; создание всех условий, необходимых для нормального существования и развития лично­сти.

5. Принцип демократизма находит проявление в том, что право и законо­дательство выражают волю народа, волю всех и каждого, формируются через формы народовластия: непосредственную и представительную демократию.

6. Принцип законности выражается в требованиях:

а) качества нормативно-правовых актов, непротиворечивости их друг другу (между ними должна быть иерархическая суб­ординация в зависимости от юри­дической силы);

б) строгого соблюдения и исполнения юридических норм, правовых пред­писаний всеми субъектами - гражданами, их общественными и некоммерче­скими организациями, должностными лицами, государственными органами. Предполагает также недопустимость злоупотребления субъективным правом (см. § «Злоупотребление правом»);

в) неотвратимой ответственности за вину граждан и должностных лиц.

Среди основных принципов права некоторые ученые называют правовые презумпции и аксиомы (см. о презумпциях в§ «Презумпции»).

Принципы права служат общими ориентирами в правотворчестве и право­применении.

§ 8. Функции права

Функции права - основные направления правового воздействия на общест­венные отношения в целях их упорядочения.

Термин «функционирование права» означает действие права в жизни обще­ства, воплощение его функций в общественных отношениях.

Функции права можно классифицировать следующим образом:

§ 9. Ценность права

Под ценностью права понимается его способность служить целью и сред­ством удовлетворения научно-обоснованных, социально справедливых общече­ловеческих потребностей и интересов граждан и их объединений. Ценности в праве следует воспринимать как шкалу измерения самого права. Ценность в праве - это то, что позволяет праву оставаться самим собой.

Определение юридических ценностей - предмет юридической аксиологии 1.

Можно выделить основные проявления ценности права:

1. Социальная ценность права состоит в том, что оно, воплощая общую, групповую и индивидуальную волю (интерес) участников общественных отно­шений, способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом. Оно вносит стабильность и поря­док в эти отношения. В обществе, в условиях цивилизации, нет такой другой системы социальных норм, которая смогла бы обеспечить целесообразное регу­лирование экономических, государственно-политических, организационных и других отношений, реализуя при этом демократические, духовные и нравствен­ные ценности. Обеспечивая простор для упорядоченной свободы и активно­сти, право служит фактором социального прогресса. Его роль особенно воз­растает в условиях крушения тоталитарных режимов, развития демократии.

2. Инструментальная ценность права - одно из проявлений его общесоци­альной ценности - состоит в том, что право является регулятором общественных отношений, инструментом для решения разнообразных задач, в том числе для обеспечения функционирования других социальных институтов (государства, социального управления, морали и др.) и иных социальных благ. Как инстру­мент, право используется различными субъектами социальной жизни - государ­ством, церковью, общественными объединениями, коммерческими организа­циями, гражданами. В цивилизованном обществе именно право является од­ним из главных инструментов, способных обеспечить организованность и нормальную жизнедеятельность, социальный мир, согласие, снятие соци­альной напряженности.

3. Собственная ценность права как социального явления состоит в том, что право выступает как мера а) свободы и б) справедливости. В этом качестве право может предоставлять человеку, коммерческим и некоммерческим организациям простор для свободы, активной деятельности и в то же время ис­ключать произвол и своеволие, то есть служить гарантом свободной достойной и безопасной жизни. Социальная свобода, не связанная пра­вом, вне права, мо­жет перерасти в произвол, в несправедливость для большинства людей. Право выступает силой, способной противостоять беззаконию.

Утверждая принципы свободы и справедливости, право приобретает глубокий личностный смысл, становится ценностью для отдельного чело­века, конкретной группы и общества в целом, открывает личности доступ к благам и выступает действенным способом ее социальной защищенно­сти. Как писал украинский мыслитель Б. Кистяковский, «право только там, где есть свобода личности». В этом проявляется гуманистический характер права. Именно своей собственной ценностью право входит в арсенал общече­ловеческих ценностей, которые вырабатываются поколениями людей на протя­жении истории.

§ 10. Соотношение права и закона

Социальная ценность права реализуется в социальной ценности отдельных юридических законов.

Когда закон имеет социальную ценность?

Тогда, когда он соответствует праву, ведь право и закон - не одно и то же. Закон может быть двух видов: правовой и неправовой. Еще Тарас Шевченко мечтал о «праведном законе» в Украине, т.е. о правовом, справедливом законе, подчеркивая тем самым неправедность законов царской России для крепостных крестьян и для угнетенных народов, находящихся в ее составе.

Правовой закон отвечает требованиям права, воплощает справедливость. Однако любой закон - правовой или неправовой, - надлежащим образом приня­тый, подлежит исполнению, пока он не отменен. В странах с демократическим режимом (а таковой является Украина) это требование не распространяется на явно преступные распоряжения и приказы (ст.60 Конституции Украины).

В странах с тоталитарным режимом неправовых законов, постановлений, приказов было и есть немало. Примером является фашистская Германия, в ко­торой на основании законов преследовались лица по политическим, расовым и религиозным мотивам. Например, Закон «О защите немецкой крови и немецкой чести» от 15.09.1935 г. На Нюрнбергском процессе - судебном про­цессе по делу главных немецких преступников - ви­новников второй мировой войны (происходил 20.11.1945 - 01.10.1946 гг.) виновные отвечали за злодеяния согласно международному закону - Уставу Международного трибунала. Защи­щающая их сторона заявила, что они не несут ответственности, ибо как офи­церы фашистской армии исполняли «приказ» и законы своего государства, дей­ствовали правомерно. Трибунал был другого мнения: «Они исполняли своево­лие». Обвинители (одним из них был прокурор Украинской ССР Р.А.Руденко) не отвергали того, что подсудимые не нарушали юридических актов своего го­сударства, однако сами акты были несправедливыми, антиправовыми, так как противоречили естественным правам человека, народов, человечества - прежде всего, правам на жизнь, мир, свободу. Согласно Уставу Международного трибу­нала долж­ностное положение подсудимых, равно как и тот факт, что подсуди­мый действовал по распоряжению правительства или по приказу начальника, не освобождает от ответственности, когда речь идет о преступлениях против че­ловечности.

Можно привести пример из истории законодательства СССР, в частности, периода сталинского тоталитарного режима. Постановлением ЦИК СССР «О внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные кодексы союз­ных республик» от 01.12.1934 г. были внесены изменения в действующие уго­ловно-процессуальные кодексы союзных республик по расследованию и рас­смотрению дел о террористических организациях и террористических актах против работников советской власти. Эти изменения лишали обвиняемых права на защиту, на кассационное обжалование приговоров, на подачу прошений о помиловании. Следствие было ограничено десятью днями, и приговор о высшей мере наказания подлежал исполнению немедленно после его вынесения.

Оценка закона как правового и отношение к нему в значительной степени зависят от общей и правовой культуры общества. Какое общество, таковы и его представления о праве и справедливости. Различие правовых и неправовых за­конов имеет практический результат - создание механизма контроля над содер­жанием законов, их соответствием исходным человеческим ценностям. С по­мощью такого механизма отменяется закон, признанный неправовым. В боль­шинстве развитых демо­кратических стран такой механизм существует. Он име­нуется конституционным контролем. В Украине его осуществляет Конституци­онный суд, который согласно ст. 147 Конституции Украины решает вопрос о соответствии законов и иных правовых актов Конституции Украины. Ведущий принцип конституционного контроля выражается в следующем - конституция страны воплощает принятые в этой стране представления о правах человека, о справедливости, равенстве, свободе, о механизме управления и осуществления государственной власти. Таким образом, признается, что конституция - это ос­новной правовой закон, а все другие законы могут быть проверены на соответ­ствие конституции или, что то же самое, на соответствие праву. Если закон не соответствует конституции, он считается неправовым и отменяется.

Конечно, абсолютно правового идеала, который удовлетворял бы всех, не существует. Практически невозможно объективно определить справедливость, поскольку отсутствует механизм ее вычленения. Конституция - это приближе­ние к идеалу, которое на данном этапе развития страны соответствует уровню поли­тической, правовой, наконец, общечеловеческой культуры общества. Другой высшей точки отсчета для определения правового или неправового содержания закона, кроме конституции, нет. В вопросах о правах человека такой точкой от­счета являются международные акты о правах человека. Каждый подготовлен­ный парламентом закон должен быть проверен на предмет его соответствия этим актам.

Итак, право и закон - не одно и то же. Однако было бы неправильным их противопоставлять друг другу, считать, что юридические нормы могут сущест­вовать без выражения их в законе и иных санкционируемых государством фор­мах, говорить об их несовместимости или о том, что право вообще независимо от государства. Право всегда имеет форму выражения: основной из этих форм является закон.

§ 11. Соотношение национального
и международного права

Международное право - часть национальной системы права. В процессе заключения государством различных международных договоров (соглашений, конвенций), подписанием международных деклараций, вступлением в междуна­родные организации (вступление Украины в ЕС) национальное право обогаща­ется за счёт международного - особой отрасли надгосударственного права, ко­торое входит в его систему.

Украина первой из республик бывшего СССР подписала международный договор - соглашение о партнерстве с Европейским Союзом (ЕС) и с государст­вами - членами ЕС (16.06.1994 года), которое предусматривает политический диалог и сотрудничество в сферах торговли, инвестиций, экономики, культуры и финансов, а также создание соответствующих институций, способных гаран­тировать воплощение в жизнь положений этих соглашений.

С помощью норм международного права регулируются отношения между государствами и иными его субъектами, согласовываются эти отношения, и только в случае необходимости обеспечиваются принуждением - коллективным или индивидуальным.

Международное право существует на нескольких уровнях:

- общие (универсальные и общепризнанные) принципы, закреплённые в Уставе ООН: суверенное равенство государств, право наций на самоопределе­ние, добровольное выполнение обязательств, уважение прав человека, решение международных споров мирным путём и др.;

- право международных организаций, закреплённое в конвенциях, пактах, декларациях, резолюциях (ЮНЕСКО и др.);

- право содружеств в рамках межгосударственных объединений (принципы, акты, нормы Европейского Союза, Совета Европы, СНГ и др.);

- межгосударственные соглашения (дву- и многосторонние).

Между национальным и международным правом существует тесная взаимосвязь и взаимодействие:

1. Международное право аккумулирует достижения национальных систем права. По структуре международное право приближается к их структуре (деле­ние на две подсистемы - частную и публичную, наличие отраслей права - между­народное экономическое, космическое, воздушное, морское, гуманитарное и др.), что свидетельствует о влиянии национального права на международное.

2. Международное право (в форме международно-правового договора) слу­жит одним из юридических источников национального права, предполагает прямое «вхождение» норм международного публичного и частного права в кон­ституционное, гражданское, уголовно-исполнительное и другое право.

Несомненным является правило: международное право имеет преиму­щественную силу над национальным правом. Это основной принцип между­народного права. Принцип верховенства международного над внутригосудар­ственным правом принимается государствами либо в законодательном по­рядке, либо на практике. Имея обязательную силу для государств, международ­ное право оставляет на их усмотрение решение вопроса о применении его норм в рамках внутренних правовых систем. Государствам не требуется формально признавать верховенство международного права по отношению к националь­ному законодательству, но они должны полностью соблюдать эти нормы теми путями, которые определят самостоятельно. Приоритет международного над национальным правом сопровождается оптимальным участием государств в разработке и принятии международно-правовых норм и решений, ответственно­стью за их выполнение при обеспечении при этом государственного суверени­тета.

В Украине признается приоритет международного права над националь­ным, что вытекает из Декларации о государственном суверенитете Украины, Конституции Украины, Закона Украины «О международных договорах Украины», закона о гражданстве, гражданского и семейного кодексов, подтверждается фактом её вхождения в Совет Европы. В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона Украины «О международных договорах Украины» при расхождении правил международного договора Украины с правилами ее внутригосударственного законодательства следует применять правила международного договора.

Центральная проблема международного права, опосредованного в пактах, декларациях, - права и свободы человека. Личность является субъектом как на­ционального, так и международного права.

Международное право ре­гулирует не только межгосударственные отношения, но и оказывает влияние на отношения внутри страны, на систему национального права. Через международное право происходит сближение различных отраслей права (предпринимательского, банковского, финансового), а также опре­делён­ных норм (технических норм, норм в области ядерной энергетики) и т.п. Ут­верждение правил, принципов и приемов, общих для всех стран Европейского Союза, в перспективе наиболее возможно в таких блоках права, как админист­ративно-хозяйственное­, финансовое, банковское, таможенное, налоговое и, ко­нечно, гражданское со всеми его договорами, обеспечивающими свободное пе­редвижение капиталов, товаров и услуг, предпринимательскую деятельность, охрану интеллектуальной собственности, а также трудовое право и страхование. По существу может произойти глубокое обновление всей системы права Ук­раины на пути постепенного сближения с системой европейского права (см. § «Международный договори его статус в системе национального права»).

§ 12. Право, экономика, политика:
их взаимосвязь и взаимовлияние

Право «живет» в окружении разнообразных социальных явлений, которые влияют на него, но и они испытывают его влияние. К таким явлениям принад­лежат экономика и политика.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.