Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Общекультурные компетенции:
- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7).
Профессиональные компетенции в области педагогической деятельности:
- способность использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
Специальные компетенции:
- способность к диахроническому осмыслению и синхронному анализу языковых явлений с целью понимания механизмов функционирования и тенденций развития русского языка (СК-1);
- способность выделять и анализировать единицы разных уровней языковой системы в единстве их содержания, формы и функций (СК-2);
- владение основными понятиями о функциях языка в обществе, языковых универсалиях и законах (СК-3);
- способность ориентироваться в дискуссионных вопросах языкознания и этапах его развития (СК-5);
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- предмет, задачи, методы исследования фонетической стороны языка;
- основные лингвистические понятия и термины науки фонетики
уметь: применять полученные знания на практике
владеть: основными методами приемами лингвистического (фонетического) анализа языковых явлений.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц.
Вид учебной работы
Всего часов
Семестр
Аудиторные занятия (всего)
В том числе:
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)
Консультации
Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
В том числе:
-подготовка к практическим занятиям;
-написание аннотации на аудиолекцию;
-подготовка фрагмента урока по теме;
-подготовка к викторине;
-конспектирование научной литературы;
-подготовка к коллоквиуму
-подготовка к контрольной работе;
-подготовка к тестированию;
- подготовка к терминологическому диктанту;
-подготовка к дискуссии на научную тему
Вид промежуточной аттестации (экзамен)
№
п/п
Наименование раздела дисциплины
Содержание раздела
МОДУЛЬ
№1.
ФОНЕМНО-ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ЯЗЫКА (4 ЗЕ)
Раздел 1.
Акустико-артикуляционный аспект изучения звуковых единиц
ДЕ №1. Предмет фонетики. Задачи фонетики как раздела языкознания.Общая, описательная, сопоставительная и историческая фонетика. Экспериментальные методы изучения фонетики. Фонетические единицы и основные аспекты их изучения. Сегментные и суперсегментные единицы.
Фонетическая транскрипция. Правила транскрибирования гласных и согласных звуков. Транскрипция в объеме школьной программы по фонетике.
ДЕ №2. Принципы артикуляционной и акустической характеристики звуков. Органы речи и их функционирование. Сравнительная характеристика гласных и согласных звуков. Характеристика гласных по степени подъема языка, по зоне образования и по наличию / отсутствию лабиализации. Характеристика согласных по участию в их образовании голоса и шума, по месту и способу образования, по наличию отсутствию палатализации. Характеристика согласных звуков, предусматриваемая школьной программой
Раздел 2.
Характеристика суперсегментных единиц
ДЕ№1. Слог и слогораздел в русском языке. Экспираторная теория слога. Сонорная теория слога. Динамическая теория слога. Разновидности слогов. Закон открытого слога. Слогораздел. Законы слогоделения в современном русском языке. Вопрос о слоге и слогоразделе в школьной программе
ДЕ №2. Ударение. Фонетическая природа ударения. Место ударения в слове. Клитики. Слабое ударение. Побочное ударение. Фразовое, тактовое и логическое ударение.
ДЕ №3. Интонация. Типы интонационных конструкций.
Раздел 3.
Функциональный аспект изучения звуковых единиц
ДЕ №1. Фонологическая система языка. Понятие фонемы Конститутивные и переменные признаки фонем. Дифференциальные и интегральные признаки фонем. Сигнификативная и перцептивная функции фонем. Архифонема. Гиперфонема.
Понятие сильной и слабой позиции согласной фонемы. Состав и система согласных фонем в современном русском языке. Понятие сильной и слабой позиции гласной фонемы. Состав и система гласных фонем в современном русском языке. Фонематическая транскрипция.
Основные фонологические концепции. Концепция фонемы Бодуэна де Куртенэ. Московская фонологическая школа. Ленинградская (С-Пб) фонологическая школа. Концепция Н.С. Трубецкова.
ДЕ №2. Фонетические чередования.Общая характеристика фонетических процессов. Ассимиляция. Диссимиляция. Редукция. Аккомодация. Коартикуляция. Диэреза. Законы сочетаемости звуков. Позиционные и непозиционные чередования.
Раздел 4.
Орфоэпическая система русского языка
ДЕ №1. Орфоэпия как раздел языкознания. Понятие орфоэпической нормы. Нормы современного русского литературного произношения в области гласных и согласных звуков. Орфоэпические нормы отдельных грамматических форм. Орфоэпические нормы заимствованных слов. Вопросы орфоэпии в школьной программе Современные акцентологические нормы. Тенденции развития.
МОДУЛЬ
№2
ГРАФИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА. ОРФОГРАФИЯ (1 ЗЕ)
Раздел 1.
Графические средства языка.
ДЕ №1. Графика как раздел языкознания. Буквенные и небуквенные графические средства. Фонематический принцип графики. Позиционный (слоговой) принцип графики. Обозначение на письме фонемы <j>. Обозначение на письме твердости/мягкости согласных. Значения букв. Школьный фонетический анализ слова.
Раздел 2.
Орфография.
ДЕ №1. Орфография как раздел языкознания. Орфограмма. Передача буквами фонемного состава слова. Фонематический принцип русской орфографии. Морфематический (морфологический) принцип орфографии. Фонетические, традиционные, дифференцирующие написания. Основные разделы русской орфографии и их содержание. Слитные, раздельные и дефисные написания слов. Употребление прописных и строчных букв. Перенос Перенос части слова на другую строку. Графические сокращения.
Сведения из истории русской графики и орфографии. Графика и орфография русского языка допетровского периода. Орфографическая реформа Петра 1. Реформа русского правописания 1917-18 г.г. «Правила русской орфографии и пунктуации» 1956 г. и перспективы их совершенствования. Проект реформы орфографии 2002 года.
№ п/п
Наименование раздела дисциплины
Лекц.
Практ.
зан.
Конс..
СРС
Использов. интеракт. форм (ч.)
Всего
1.
Акустико-артикуляционный аспект изучения звуковых единиц
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление