Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Повторение материала пройденных занятий




ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Тема: Позиционная мена и изменение гласных и согласных звуков

(фонетические чередования).

Продолжительность 2 часа

 

1. Запишите в транскрипции слово по приведенному описанию звуков:

1) согласный, сонорный, среднеязычный, щелевой, палатальный; 2) гласный полного образования, заднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный; 3) согласный, шумный, глухой, заднеязычный, взрывной, твердый.

2. Охарактеризуйте звуки в слове, данном преподавателем.

3. Транскрипция текста.

Слушал на тяге воду. По луговой лощине вода катилась бесшумно, только иногда встречались струйка со струйкой, и от этого всплескивало. И, слушая, ожидая следующий всплеск, спрашивал я себя, отчего это? Может быть, там вверху снег, из-под которого вытекал ручей, время от времени обваливался, и это событие в жизни ручья здесь передавалось столкновением струек, а может быть…

 

II. Теоретические вопросы

1. Каковы основные законы сочетаемости звуков?

2. Что такое позиционная мена (ПМ) звуков? Какие типы ПМ характерны для русского языка?

3. Каковы основные случаи ПМ гласных звуков? Назовите фонетические процессы, лежащие в основе ПМ гласных звуков.

4. Каковы основные случаи ПМ согласных звуков? Назовите фонетические процессы, лежащие в основе ПМ гласных звуков.

5. Что понимается под позиционными изменениями (ПИ) гласных звуков?

6. Что понимается под позиционными изменениями (ПИ) согласных звуков?

7. Могут ли подвергаться позиционным изменениям согласные звуки [ч] [ц] [х]? Ответ иллюстрируйте примерами.

8. В каких условиях могут изменять свое качество сонорные согласные? Каковы эти изменения?

9. В каких положениях твердые согласные подвергаются изменениям? Действием каких законов это вызвано?

 

III. Практические задания

1. В отрывке текста, данном для транскрибирования, найдите все случаи позиционной мены согласных звуков и четыре – пять случаев позиционной мены гласных звуков. Запишите свой ответ по следующей схеме:

 

Проверяемое слово Проверочное Слово Тип позиционной мены Объяснения
Под сенью [ПΛ Т С’Э´Н’jУ] под окном [ПЪ Д ΛКН´ОМ] [Д] // [Т] (п/м по глухости) Мена парного звонкого согласного [д] на на глухой [т] перед глухим [с].

 

2. Найдите в данных ниже словах позиционно измененные гласные звуки: крича, кричат, кричать; носит, нëс, Лëня, люк, люди, грудь.

3. Найдите в данных словах позиционно измененные согласные звуки: снег, козлик, мести, пëстр, вепрь, рта.

 

Литература к занятию:

1. Белошапкова В.А. Современный русский язык. - М., Азбуковник, 2004. С.104-122.

2. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык. Фонетика. - М., 2004. С.101-104.

3. Современный русский язык / Под ред. Е.И. Дибровой. - М., 2006. С.99-124.

4. Русский язык / Под ред. Л.Л. Касаткина. - М., 2004. С.360-378

 


РАЗДЕЛ 3. СЛОГ. ИНТОНАЦИЯ. УДАРЕНИЕ.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

Тема: Слог и слогоделение

Продолжительность 2 часа

Цель занятия:

1. Выявить основные признаки слога, типологию.

2. Сформировать навыки деления слова на слоги и для переноса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 926; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.