Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Г. В чём специфика права, гарантированного российским гражданам ст. 32 Конституции РФ?




В. Какие меры могут предприниматься по ограничению прав граждан, в каких целях и какими правовыми средствами? Только для граждан.

Статья 2. Цели введения чрезвычайного положения

 

Целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации.

 

Статья 3. Обстоятельства введения чрезвычайного положения

 

Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

 

Право на участие в управлении делами государства вытекает из ст. 3 Конституции РФ. В широком смысле все политические права являются производными от данного права, однако в узком смысле право на участие в управлении делами государства включает в себя избирательное право, право на участие в референдуме, право на равный доступ к государственной службе, право на участие в отправлении правосудия.

Избирательное право. Конституция РФ закрепляет выборы в качестве высшего непосредственного выражения власти народа. В России закреплено всеобщее, прямое, равное, свободное избирательное право при тайном голосовании.

Избирательные права – право формировать органы государственной власти и местного самоуправления.

Всеобщее избирательное право означает, что гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Избирательное право подразделяется на активное и пассивное.

Активное избирательное право — это право граждан Российской Федерации определять персональный состав органов государственной власти и местного самоуправления, избирать должностных лиц государственной власти и местного самоуправления. Данное право приобретается гражданами Российской Федерации с восемнадцати лет. Для приобретения активного избирательного права на выборах федерального уровня не имеет значения место проживания гражданина: он может проживать на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Пассивное избирательное право означает право граждан Российской Федерации быть избранными в состав выборных органов государственной власти и местного самоуправления, а также на выборные государственные и муниципальные должности.

Прямое избирательное право означает, что избиратели непосредственно голосуют за кандидата или список кандидатов. В России (СССР) прямое избирательное право применяется с 1936 г.

Равное избирательноеправо означает, что граждане Российской Федерации участвуют в выборах на равных основаниях. Один человек обладает одним голосом. Если выборы проводятся по многомандатным округам (число мандатов, распределяемых в одном округе, не может превышать пяти), каждый избиратель имеет равное число голосов, обычно это число совпадает с числом распределяемых мандатов.

Принцип свободного избирательного права означает что никто не может быть принужден к участию или неучастию в выборах. Участие в выборах — это право, а не обязанность гражданина.

В соответствии с принципом тайного голосования должна быть исключена возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.

Право на участие в референдуме. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет референдум как форму прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме.

Правом на участие в референдуме обладают граждане Российской Федерации, достигшие восемнадцати лет, за исключением граждан, признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. Право на участие в референдумевключает в себя право инициировать проведение референдума, т. е. участвовать в инициативной группе по проведению референдума, которая выдвигает инициативу проведения референдума и собирает подписи в количестве, необходимом для назначения референдума, а также право голосовать по вопросу референдума.

Право на равный доступ к государственной службе. Механизмы осуществления государственной власти предполагают наличие чиновников, т. е. лиц, которые профессионально занимаются управленческой деятельностью. В отличие от политических руководителей, чиновники, или государственные служащие, не покидают свои посты после очередных выборов, их деятельность не должна зависеть от текущих политических процессов. Государственные служащие сами не определяют политику государства, а лишь обеспечивают реализацию решений, принимаемых органами власти и народом непосредственно.

Федеральный закон «О системе государственной службы в Российской Федерации»7 определяет государственную службу как профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Право граждан на равный доступ к государственной службе обеспечивается посредством проведения конкурсов на занятие вакантной должности.

Согласно статье 22 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»8 поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы, по общему правилу, осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Право на участие в отправлении правосудия. Данное право призвано обеспечить эффективный общественный контроль за судебной властью, гарантировать судейское сообщество от превращения в замкнутую касту, противопоставляющую себя обществу.

Граждане Российской Федерации участвуют в отправлении правосудия в следующих формах.

  1. Занятие судейской должности. На судейскую должность вправе претендовать любой гражданин Российской Федерации, отвечающий достаточно простым требованиям: гражданство России, высшее юридическое образование, отсутствие заболеваний, препятствующих занятию судейской должности, достижение определенного возраста (от двадцати пяти лет — для судей районных судов до сорока лет — для судей Конституционного Суда РФ), наличие стажа по юридической профессии (для судей районных судов — не менее пяти лет, для вышестоящих судов требования, связанные со стажем, увеличиваются).
  1. Участие в отправлении правосудия в качестве присяжного заседателя. УПК РФ9 определяет присяжного заседателя как лицо, привлеченное в установленном порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта. Суд присяжных является наиболее распространенной в мировой практике формой непосредственного участия граждан в отправлении правосудия. В России суд присяжных используется только в уголовном процессе и состоит из коллегии присяжных заседателей (двенадцать человек) и профессионального судьи.

В России коллегия присяжных заседателей отвечает на три основных вопроса:

  • доказано ли, что деяние имело место;
  • доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;
  • виновен ли подсудимый в совершении этого деяния.

От исполнения обязанностей присяжного заседателя по конкретному делу председательствующий судья освобождает всякого, чья объективность вызывает обоснованные сомнения вследствие оказанного на это лицо незаконного воздействия, наличия у него предвзятого мнения, знания им обстоятельств дела из непроцессуальных источников, например от знакомых или из средств массовой информации, а также по другим причинам. Стороны обвинения и защиты вправе заявлять отводы присяжным заседателям.

  1. Участие в отправлении правосудия в качестве арбитражного заседателя. Арбитражным заседателем является представитель предпринимательского сообщества, привлекаемый к осуществлению правосудия в арбитражных судах при рассмотрении дел, вытекающих из гражданских правоотношений.

Задача 11.

Во время проведения избирательной кампании по выборам в Государственную Думу по одномандатному округу в Иркутской области местные газеты опубликовали заметку об одном из кандидатов в депутаты, в которой было указано, что за 15 лет до начала избирательной кампании этот гражданин был освобожден от прохождения срочной военной службы по призыву в связи с диагнозом “олигофрения”. Подав иск в суд, несостоявшийся кандидат утверждал, что без его разрешения были распространены сведения о его личной жизни. Журналисты, не отрицая этого, заявили, что это было сделано с целью защиты общественных интересов. В обоснование своих требований кандидат ссылался на статью 23 Конституции и на соответствующие нормы Гражданского кодекса, а журналисты - на практику применения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским судом по правам человека, в том числе на практику толкования и применения статьи о защите частной жизни[1]. Позиция Европейского суда заключается в установлении гораздо большей степени вмешательства СМИ в жизнь политических деятелей, чем прочих граждан, с целью охраны общественных интересов.

 

а. Возможно ли вынесение судебного решения на основе практики Европейского Суда по правам человека?

 

Да, вынесение судебного решения на основе практики Европейского Суда по правам человека в рамках судебной системы России, возможно. При разрешении судом существа дела на основании практике Европейского Суда вышеуказанная практика носит характер совокупности общепризнанных принципов и норм международного права, которая в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и смыслом ст. 3 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» является составной частью правовой системы России. В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 «Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней"). Поэтому применение судами вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод» (п. 10 Постановления). В соответствии с п. 11 данного Постановления «суды в пределах своей компетенции должны действовать таким образом, чтобы обеспечить выполнение обязательств государства, вытекающих из участия Российской Федерации в Конвенции о защите прав человека и основных свобод». Очевидно, что соблюдению в рамках российской судебной системы указанных обязательств невозможно без принятия во внимание практики Европейского Суда по правам человека, ибо в ней наиболее полно раскрывается механизм действия тех международных соглашений, которые составляют нормативное основание деятельности Европейского Суда и часть правовой системы России. Постановление Конституционного Суда 2007 г. Конвенция, интерпретированная европейским судом – часть правовой системы РФ.

 

б. Какое место занимают эти решения в правовой системе РФ.

 

Таким судебные решения, вынесенные в рамках судебной системы России, формально порождают те же юридические последствия, что и остальные решения судов, ибо судебный прецедент в Российской Федерации не является источником права. Однако, несмотря на отсутствие формально-юридических особенностей, решения судов, вынесенные на основании практики Европейского Суда по правам человека, имеют значительное доктринальное значение, так как носят принципиальный характер для интеграции общепризнанных принципов и норм международного права и международных соглашений России в её правовую систему. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. № 583 «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы» «в целях подготовки предложений по улучшению функционирования судебной системы России предусматривается […] проведение исследований в области анализа практики рассмотрения дел Европейским Судом по правам человека в целях выявления причин обращений и выработки предложений по их устранению». Таким образом, решения Европейского Суда играют существенное значение при реформировании судебной системы России.

 

в. Дайте правовую оценку доводам сторон по существу дела.

 

Ст. 23 и ГК РФ

 

Практика европейского суда по правам человека

Статья 8 гласит:

1. Каждый имеет право на уважение его личной и семейной

жизни, его жилища и его корреспонденции.

2. Не допускается вмешательство со стороны публичных вла3

стей в осуществление этого права, за исключением случая, ког3

да такое вмешательство предусмотрено законом и необходи3

мо в демократическом обществе в интересах национальной

безопасности и общественного порядка, экономического бла3

госостояния страны, в целях предотвращения беспорядков

или преступлений, для охраны здоровья

 

В деле Perry v. UK 1 Суд указал:

Частная жизнь — это общее понятие, не предоставляющее воз3

можности для исчерпывающего определения. Такие аспекты как

половая принадлежность, имя, сексуальная ориентация и сексу3

альная жизнь являются важнейшими элементами частной сфе3

ры, которая защищается статьей 8. Статья также защищает право

на самоидентификацию и личное развитие, право устанавливать

и развивать отношения с другими людьми и внешним миром, что

может включать и профессиональную и деловую активность. 2

В деле Osman v. UK 4 Суд также счел, что позитивные обязательства

включают определенные действия со стороны государственных органов по

предотвращению вмешательства третьих лиц в частную жизнь.

Часть 2 статьи 8 Европейской Конвенции определяет условия правомер3

ности вмешательства государства в осуществление права, в соответствии с

которыми Европейский Суд определяет, было ли нарушение права:

• «вмешательство предусмотрено законом», то есть существуют

нормативные акты, судебная или административная практика, прямо

предусматривающие возможность вмешательства, условия и порядок

вмешательства, и каждый имеет возможность познакомиться с этими

нормами, а также выстроить свое поведение, опираясь на них, и чет3

ко представить все последствия, которые возникнут в случае наруше3

ния этих норм;

• вмешательство преследует только те правомерные цели, которые пря3

мо указаны в части 2 статьи 8;

• вмешательство является абсолютно необходимым в демократичес3

ком обществе, то есть, обусловлено насущными общественными инте3

ресами (pressing social needs) и является пропорциональным, то есть, не

смотря на вмешательство, был соблюден баланс частных и обществен3

ных интересов.

 

Президент v. France




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 3755; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.