Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии оценки сформированности компетенций




Для оценки сформированности компетенций предлагается два уровня:

· Пороговый как обязательный для всех студентов-выпускников вуза по завершении освоения ООП;

· Повышенный, предполагающий готовность к самостоятельной научно-

исследовательской деятельности в профессиональной области.

 

Код компетен-ции Уровень сформированности компетенции Содержательное описание уровня Критерии оценки
знает умеет владеет
СК-1 Пороговый Знание основных принципов организации системы языка (видов единиц и типов структурных отно-шений в системе языка), основных тенденций исторических изменений русского языка. Умение анализи-ровать современное состояние всех уровней языка, исторические изменения, произошедшие на лексическом уровне языковой системы Знает место русского языка в генеалогической и типологической классификациях языков; единицы лексической системы языка; процессы, изменяющие фонетическую систему русского языка Умеет анализировать современное состояние фонетической системы языка и исторические изменения, произошедшие в ней. Владеет базовыми навыками анализа сегментных фонетических единиц.  
Повышенный Знание основных принципов орган-зации системы языка, типологических характеристик русского языка, основных тенден-ций исторических изменений русского языка. Умение соотносить результаты синхронного и исторического анализов. Знает принципы организации фонетической и фонологической системы языка; принципы динамического развития фонетической системы.   Умеет соотносить результаты анализов синхронных и диахронных явлений в фонетике и орфоэпии.   Владеет базовыми навыками анализов синхронных и диахронных явлений в фонетике и орфоэпии Способен соотносить знание о современном состоянии русского языка со знаниями о результатах его диахронического становления.
СК-2   Пороговый Знание уровневых единиц языковой системы, их формальных признаков. Умение определять формальные и функциональные признаки единиц языка. Умение обучать школьников анализу различных единиц языка. Знает единицы фонетической системы, их функциональные признаки. Умеет соотносить единицы языка, речи и письма (звук – фонема – буква). Умеет обучить школьников фонетическому анализу. Владеет основными навыками соотношения звуков и фонем, звуков и букв, фонем и букв. Владеет методикой обучения школьников соотносительному анализу единиц речи (звуки), языка (фонемы) и письма (буквы).  

 

  Повышенный Знание сущностных признаков и функционально-семантического потенциала единиц языка. Умение устанавливать корреляции между формальными признаками единиц языка, их семантикой и функциональной нагрузкой в языковой системе. Знает сущностные и функциональные признаки фонетических и фонологических единиц языка.   Умеет устанавливать корреляции между функциональными признаками единиц языка и речи. Владеет методикой выявления функциональных признаков (позиций) единиц языка и речи и определения их функциональной нагрузки в языковой системе.
СК-3 Пороговый Знание функций языка, основных категорий языка и мышления. Умение определять функции конкретных языковых сообщений, объяснять основные закономерности развития языка в связи с историко-социальным развитием общества и развитием культуры. Умение обучить школьников приемам функционально-стилистического анализа текстов Знает функции фонетических и фонологических единиц языка; основные категорий языка и мышления; орфоэпические нормы; разные стили произношения. Умеет определять функции фонетических единиц в конкретных языковых сообщениях разных произносительных стилей. Умеет обучить школьников орфоэпическим нормам и приемам разграническия разных произносительных стилей. Владеет базовыми навыками разграничения разных произносительных стилей Способен объяснять разные стили произношения социальными и территориальными факторами, а также в историческом контексте.
  Повышенный Знание сущностных признаков и функционально-семантического потенциала единиц языка. Умение устанавливать корреляции между формальными признаками единиц языка, их семантикой и функциональной нагрузкой в языковой системе. Знает сущностные признаки функционального потенциала фонетических единиц языка Умеет устанавливать корреляции между формальными признаками единиц языка и речи, их функциональной нагрузкой в языковой системе . Владеет базовыми основами анализа функций фонетических и фонологических единиц языковой системы. Способен соотносить знания о фонетических единицах с возможностями и приемами преподавания родного и усвоения иностранного языков.
СК-4 Пороговый Знание генеалогической и морфологической (типологической) классификаций языков мира и места русского языка в них. Умение производить историко-этимологический анализ языковых единиц. Знает генеалогическую классификаций языков мира и место русского языка в ней; изменения, произошедшие в произношении слов по сравнению со старомосковской нормой. Умеет определять произносительные особенности иноязычных слов с помощью орфоэпических словарей; определять изменительные процессы, произошедшие в произношении некоторых слов по сравнению со старомосковской нормой. Владеет базовыми навыками анализа процессов, изменивших нормы произношения в современном русском языке. Способен обучить приемам анализа произносительных норм (старормосковской и современной) исконно русских слов.
  Повышенный Знание теоретических принципов компаративистики, разделов типологии языков, ареальной и функциональной типологии языков, языковых универсалий, теории лакун. Умение определять языковой тип, выявлять языковые универсалии и лакуны, определять характер заимствований. Знает процессы взаимодействия современного русского языка с другими языками на фонетическом уровне языковой системы; особенности произношения заимствованных слов, вошедших в русскую фонетическую систему.   Умеет определять характер фонетического освоения или неосвоенности заимствований. Владеет базовыми навыками определения норм произношения исконно русских и заимствованных слов. Способен обучить приемам анализа произносительных норм (старормосковской и современной) исконно русских и заимствованных слов в практике преподавания русского языка в школе.

9.2.3. Перечень контрольных вопросов для самопроверки студентов (см. вопросы к экзамену).

Вопросы к экзамену по курсу «Современный русский язык. Фонетика».

1. Предмет и задачи фонетики, её содержание, связь с другими

разделами современного русского языка. Разные виды фонетики.

2. Сегментные единицы речи: звук, фонетическое слово, такт, фраза.

3. Артикуляционная классификация гласных звуков.

4. Артикуляционная классификация согласных звуков.

5. Синтагматические законы в области гласных звуков: позиционная мена и позиционные изменения гласных звуков.

6. Синтагматические законы в области согласных звуков: позиционная мена и позиционные изменения согласных звуков.

7. Теория слога. Структура фонетического слога, типы слогов. Слогораздел и правила слогоделения.

8. Ударение как суперсегментная единица речи и его роль в современном русском языке.

9. Интонация как суперсегментная единица речи. И нт онационные конструкции Е.А.Брызгуновой.

10. Паузирование, темп, мелодика, тембр как суперсегментные единицы речи.

11. Звук и фонема. Дифференциальные признаки фонем и интегральные признаки звуков. Гиперфонема. Архифонема. Явление нейтрализации фонем.

12. Состав и система гласных фонем современного русского языка.

13. Состав и система согласных фонем современного русского языка.

14. Понятие фонемы и её реализация в трактовке ученых Петербургской фонологической школы.

15. Понятие фонемы и её реализация в трактовке ученых Московской фонологической школы.

16. Понятие фонемы и её реализация в трактовке ученых Пражского лингвистического кружка

17. Русская орфоэпия. Формирование норм русского литературного произношения. Понятие нормы, её признаки. Источники отклонения от норм литературного произношения.

18. Произношение гласных звуков и их сочетаний.

19. Произношение согласных звуков и их сочетаний.

20. Понятие «старомосковской» и «петербургской» норм произношения. Особенности произношения отдельных грамматических форм в сценической практике и на уроках литературы или выразительного чтения.

21. Произношение имен и отчество. Произношение некоторых иноязычных слов.

22. Русская графика: пути становления; понятие буквы, алфавита;

значение букв.

23. Основной принцип русской графики. Обозначение на письме

гласных и согласных фонем. Соотношение букв и фонем в русской

графике.

24. Русская орфография, её основной принцип и правила, основанные на этом принципе.

25. Фонетические, традиционные, дифференцирующие написания в русской орфографии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.