Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и правовое регулирование рекламы




Тема 6. Правовое регулирование рекламной деятельности

6.1. Понятие и правовое регулирование рекламы

6.2. Понятие и виды ненадлежащей рекламы. Ответственность за ненадлежащую рекламу

 

Рекламный бизнес - одна из новых наиболее динамично развивающихся отраслей экономики, в которой максимально полно действуют рыночные принципы. В то же время дальнейшее развитие рыночных отношений, конкуренции невозможно без рекламы как важнейшего способа продвижения на рынке товаров, работ и услуг.

Государство, предоставляя хозяйствующим субъектам свободу предпринимательской деятельности, обеспечивает правовое регулирование рекламного рынка, защиту от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц, окружающей среде, либо вред чести, достоинству и деловой репутации указанных лиц.

Законодательное регулирование отношений по производству, размещению и распространению рекламы обеспечивает баланс интересов как предпринимателей, участников конкурентных отношений на рынке, так и потребителей рекламной информации.

Федеральный закон "О рекламе" принят Государственной Думой 14 июня 1995г., подписан Президентом РФ 18 июля 1995г. Цели данного закона предполагают:

• защиту от недобросовестной конкуренции в области рекламы;

• предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу юридических или физических лиц, окружающей среде либо вред чести, достоинству или деловой репутации указанных лиц, а также посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали.

Исходя из приведенных выше целей, можно сделать вывод, что настоящий Федеральный закон в системе законодательства, курируемого антимонопольными органами, находится как бы между ФЗ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности" и ФЗ "О рекламе", регулируя ИНФОРМАЦИОННОЕ поле экономической деятельности хозяйствующих субъектов как на конкурентных, так и на Монополистических рынках.

При этом необходимо отметить, что данный Федеральный закон не распространяется на:

1.политическую рекламу;

2.объявления физических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Осуществляя свою рекламную деятельность, отдельные предприниматели сталкиваются с проблемой, когда должностные лица органов местного самоуправления, органов субъектов РФ, милиции либо других организаций пытаются каким-либо образом (в том числе и принимая не соответствующие закону нормативные и ведомственные акты) воздействовать на содержательную часть (информативную, композиционную, изобразительную и проч.) рекламы, в том числе и наружной. Такие действия указанных лиц являются неправомерными и не основанными на действующем законодательстве. Исходя из требований ст.З ФЗ "О рекламе", законодательство РФ о рекламе состоит из ФЗ "О рекламе" и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, кроме того, рекламная деятельность может регулироваться также указами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ и нормативными правовыми актами органов исполнительной власти, издаваемыми в соответствии с ФЗ "О рекламе". Таким образом, рекламная деятельность может регулироваться лишь федеральными органами власти и только в той мере, в какой это отражено в Федеральном законе "О рекламе". Вводить новые ограничения на производство и распространение рекламной информации возможно также лишь на федеральном уровне.

Этот вывод можно подтвердить также Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 04 марта 1997г. №4-П."По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995года "О рекламе", в резолютивной части которого указано: "Признать статью 3 Федерального закона от 18 июля 1995года "О рекламе", поскольку она распространяется на регулирование тех отношений в области рекламной деятельности, которые относятся к сфере гражданского законодательства и составляют основы единого рынка, соответствующей Конституции Российской Федерации" (выделено авт. - В.П.). Данное Постановление дает нам право утверждать, что не может быть каких-либо региональных актов (нормативных, ведомственных), которые бы вводили новые положения, относительно информативной части рекламы предпринимателей, вторгаясь при этом в их хозяйственную деятельность.

В связи с этим, предпринимателям необходимо четко представлять себе, что даже в случае возможного нарушения предпринимателями законодательства о рекламе, классифицировать признаки нарушения как непосредственно уже само нарушение и налагать ответственность за это нарушение, могут также лишь компетентные федеральные органы исполнительной власти, на которые возложен контроль за исполнением требований законодательства РФ о рекламе (антимонопольные органы), прокуратура либо суд.

Остановимся на отдельных проблемных вопросах, связанных с регулированием рекламной деятельности и, как показывает практика работы Воронежского антимонопольного управления, чаще всего возникающих у предпринимателей в процессе создания и размещения рекламы как своих товаров, так и самого предприятия.

Часто возникают вопросы по поводу того, что относится к рекламе (рекламной информации), а что нет. В законе принято такое определение понятия РЕКЛАМА - "распространяемая в любой форме с помощью любых средств информация о физическом либо юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний".

Мы не случайно разбили это определение на четыре составляющие. Только при наличии всех четырех составляющих можно говорить о том, что та или иная реклама подпадает под действие настоящего Федерального закона. Таким образом, наружный указатель направления движения к фирме является рекламой, рекламная вывеска, кронштейн, установленные на здании, сооружении или отдельно стоящие, также являются рекламой фирмы.

Следует обратить внимание на то, что в определении понятия РЕКЛАМА не указано, что это должна быть обязательно оплачиваемая форма информации. Исходя из требований п.1 ст.5 ФЗ "О рекламе", "использование в радио-, теле, -видео, - аудио, и кино-продукции, а также в печатной продукции не рекламного характера целенаправленного обращения внимания потребителей рекламы на конкретную марку (модель, артикул) товара либо на изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса к ним без надлежащего предварительного сообщения об этом.(в. частности, путем пометки "на правах рекламы") не допускается". Таким образом, была или нет оплачена та или иная информация - неважно для констатации ее возможного рекламного характера. Факт оплаты не является критерием отграничения рекламной информации от не рекламной. Исходя из определения (ст.2 ФЗ "О рекламе"), не является обязательным признаком рекламы также и наличие в ней адреса, телефона фирмы или определение способа контакта с ней каким-либо другим способом. Кроме того, при констатации распространения рекламной информации, не является существенным фактором наличие или отсутствие договора на ее производство или распространение, заключенного в письменной форме.

Как правило, вопрос отнесения той или иной информации к рекламе, решается антимонопольными органами в каждом конкретном случае и с учетом всех возможных обстоятельств, целей, а также контекста ее размещения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1038; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.