Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 22. Международное экономическое право




План занятия:

1. Понятие, источники, субъекты и принципы международного экономического права.

2. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Всемирная торговая организация (ВТО).

3. Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ), Международная ассоциация развития (МАР).

4. Международное финансовое право.

5. Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций.

6. Разрешение международных экономических споров.

 

Нормативные правовые акты:

1. Хартия экономических прав и обязанностей государств от 12 декабря 1974 г.

// ДМП. Т.3. М, 1997. С. 135-145.

2. Соглашение о создании Всемирной Торговой Организации от 15 апреля 1994 г. // ДМП.Т. 3. М., 1997. С. 162-173.

3. Договор о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 г. //ДМП. Т.3. M., 1997. С. 180-189.

4. Договор о Европейском союзе от 7 февраля 1992 г. // ДМП. Т. 3. М., 1997. С. 211-224.

5. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны от 24 июня 1994 г. //ДМП. Т. 3. М., 1997. С. 225-254.

6. Конвенция о защите прав инвестора от 2 8марта 1997 г. // Вестник ВАС РФ, 1997. №8.

7. ФЗ РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 42. Ст. 3923.

X. ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 9 июня 1999 г.//СЗ. 1999. № 28. Ст. 1493.

 

Литература:

Основная:

1. Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс (Академический курс). М., 2004.

2. Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право. М., 2002.

3. Кузьмин Э.Л. Международное экономическое право. М., 2007.

4. Международное экономическое право: Учебное пособие для вузов под ред. Бекяшева К.А. М., 2008.

 

Дополнительная:

1. Кучеров И.И. Международное налоговое право. М., 2007.

2. Лабин Д.К. Международное право по защите и поощрению иностранных инвестиций. М., 2008.

3. Ласкина Н.В. Международное торговое право. Курс лекций. М., 2004.

4. Международное коммерческое право. Под ред. В.Ф. Попондопуло. М., 2006.

5. Трапезников В.А. Валютное регулирование и международном инвестицион­ном праве. М., 2004.

6. Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право: теория и практика применения. М., 2005.

7. Шатров В. П. Международное экономическое право. М., 1990.

8. Шумилов В.М. Международное финансовое право. Учебник. М., 2005.

 

Дополнительные задания:

Доклад на тему «Разрешение споров в рамках ВТО».

 

Задача.

Компания «Барселона Трекшн» (Barcelona Traction, Light and Power Company, Limited) была создана в 1911 году в г. Торонто (Канада) для выработки электроэнергии. «Барселона Трекшн» учредила несколько дочерних компаний. Некоторые из них были зарегистрированы в Канаде, а некоторые – в Испании. Большая часть акций компании «Барселона Трекшн» принадлежала бельгийским гражданам.

В 1948 году несколько акционеров компании инициировали процесс ее банкротства. Испанский суд отстранили от должностей ряд руководителей компании, назначив на их место граждан Испании. Впоследствии аналогичные меры были предприняты и в отношении дочерних компаний.

«Барселона Трекшн» и дочерние компании неоднократно оспаривали эти меры, а власти Канады и Бельгии неоднократно обращались к правительству Испании с просьбой оказать защиту компании. Эти обращения остались без ответа, и тогда Бельгия обратилась в Международный Суд ООН.

Вправе ли были Бельгия или Канада оказывать дипломатическую защиту компании «Барселона Трекшн»?


 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

 

Международное право — самостоятельная междисциплинарная наука. В про­цессе ее изучения студенты могут столкнуться с определенными трудностя­ми, так как некоторые разделы курса предполагают знания не только специально-юридических дис­циплин, но и знаний междисциплинарного характера.

Очевидно, что студенты, изучив курс международного права, смогут самостоя­тельно анализировать статисти­ческие данные, правильно и умело владеть социологическими и математическими мето­дами изучения международных отношений. Профессиональный юрист должен квалифицированно составлять профилактические документы, уметь анализировать проекты правовых ак­тов, грамотно оценивать состояние международных отношений и рекомендации по разра­ботке мер по улучшению их качества. Необходимость владения методикой состав­ления планов профилактики нарушений международного права, правильного понимания механизма реализации международно-правовой ответственности общепризнана.

Итогом изучения курса «Международное право» является сдача экзамена. В ходе установочных и зачетных периодов обучения наряду с лекциями, семинарскими занятиями, индивидуальными консультациями основное внимание необходимо уделять самостоятельной работе. В ходе лекций рассматриваются основные понятия тем, связанные с ними теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы и подготовки к семинарам.

В ходе семинарских занятий углубляются и закрепляются знания студентов по ряду рассмотренных на лекциях вопросов, развиваются навыки ведения публичной дискуссии, умения аргументировать и защищать выдвигаемые в них положения, а также их соотношение с юридической практикой.

При подготовке к семинарским занятиям каждый студент должен:

- изучить нормативно-правовые акты;

- изучить рекомендованную учебную литературу;

- дополнить конспекты лекций;

- подготовить ответы на все вопросы семинара.

По согласованию с преподавателем студент может подготовить реферат, доклад или сообщение по теме семинара. В процессе подготовки к семинару студенты могут воспользоваться консультациями преподавателя.

Студентам заочной формы обучения существенную помощь в изучении курса «Международное право» окажет рекомендуемая в пособии литература. В учебно-методическом комплексе приведена основная литература и дополнительная. Изучение основных рекомендуемых источников даст необходимый объем знаний по изучаемым темам. В этой литературе освещаются основополагающие позиции криминологии, раскрываются наиболее значимые вопросы, определяется содержание понятийного аппарата. Дополнительная литература дает возможность углубить свои знания, получить дополнительную информацию по темам дисциплины, ознакомиться с имеющимися теоретическими и практическими проблемами и направлениями их разрешения.

Предлагаемый курс международного права соответствует стандартам Мини­стерства образования Российской Федерации и разбит (с определенной долей условности) на две части: общую и особенную. В общей части рассматриваются вопросы, каса­ющиеся основных понятий, используемых международным правом, его методы и мето­дика, теория предупреждения нарушений международного права, а также механизмы реализации международно-правовой ответственности. В особенной части изуча­ются отдельные, наиболее значимые отрасли международного права.

Изучая курс международного права, особое внимание следует обратить на следующие вопросы.

Понятие, предмет, методы и задачи международного права. При рассмотрении этой темы, студентам необ­ходимо прежде всего ответить на вопрос: обоснованно ли выделение международного права в качестве самостоятельной науки. Само определение международного права до сих пор вызывает споры. Наиболее распространенная точка зрения заключается в том, что международное право — междисциплинарная отрасль зна­ний, однако, существуют и другие позиции. Для того чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего следует определить, имеет ли международное право самостоятельный предмет изучения. Очевидно, на данный вопрос необходимо ответить положительно.

В предмет международного права входят такие составляющие, как международные отношения, субъекты международного права, источники международного права, профилактика нарушений международного права. Задачами международного права являются: 1) анали­тическая — исследование международных отношений во всём их многообразии; 2) прогностическая — исследовав закономерности и тенденции развития международных отношений, международное право предлагает обоснованный прогноз их состояния на тот или иной период времени; 3) практическое внедрение международного права — внедрение рекомендаций в законотворческую и правопри­менительную практику.

Именно на эти вопросы следует обратить повышенное внимание при изучении дисциплины.

Методы, используемые при про­ведении международно-правовых исследований, по большей части заимствова­ны из других наук, и поэтому необходимо решить, насколько подобное заимствование обоснованно. Методы эти весьма разнообразны. Студентам следует усвоить основные из них, знать их содержание и сферу применения. Студентам предстоит также разоб­раться в том, в какой мере используются достижения международного права в поддержании международного правопорядка и каковы перспективы успешного выполнения этой задачи.

В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме, дополнить конспекты лекций недостающим материалом, выписками из рекомендованных первоисточников, выделить непонятные термины, найти их значение в словарях.

Изучая конкретную международно-правовую категорию, необходимо рассматривать ее через призму смежных (юридических и не юридических) наук: социологии, психологии, статистики, управления и т.д.

Студент должен готовиться к предстоящему практическому занятию по всем обозначенным в методическом пособии вопросам. Непроясненные (дискуссионные) в ходе самостоятельной работы вопросы следует выписать в конспект лекций и впоследствии прояснить их на семинарских занятиях или индивидуальных консультациях с ведущим преподавателем.

Для более эффективного усвоения дисциплины в процессе самостоятельной работы рекомендуется использовать и Интернет-ресурсы:

 

ГАРАНТ. Сайт позволяет ознакомиться с законо­дательством Российской Федерации (с коммента­риями), а также с новостями органов государст­венной власти Российской Федерации http:// www.garant. ru
Общероссийская сеть распространения правовой информации «Консультант Плюс». Содержит он-лайн-версии систем; графические копии докумен­тов; информацию Минюста РФ; обзоры законода­тельства; полезные ссылки. http://www.consultant.ru
ЮРИДИЧЕСКАЯ РОССИЯ - российский обра­зовательный правовой портал. Содержит право­вую библиотеку, информацию о конференциях, образовательные новости, юридические докумен­ты и иные материалы http://www.lawportal.ru
Информационное агентство по экономике и пра­воведению. Имеет собственную базу данных по Государственной Думе, Совету Федерации, Кон­ституционному, Высшему Арбитражному Судам. 5азы данных включают законы, законопроекты, решения и резолюции, новости правоведения и экономики http://www.akdi.ru
«Legislature» — законопроекты, рассмотрение которых назначено на ближайшее время; рассмотренные на последних заседаниях Государственной Думы http://legislature.ru
Официальный сайт МИД России. На сайте находятся сведения о структуре министерства, важные доку­менты и нормативные акты МИД http://mid.ru

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.