Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние международного права на формирование, функционирование и развитие внутригосударственного права 2 страница




В середине ХХ в. была выдвинута так называемая теория компетенции, которая отрицает исключительный характер государственной власти в пределах границ и утверждает, что территория государства является не определенно отграниченной частью земной поверхности, служащей материальной базой государств, а любым пространством, в котором действует государственный правопорядок, включая пространство за пределами границ данного государства.

По мнению сторонников теории компетенции, понятие территории складывается из совокупности территориальной компетенции (пространство в рамках государственных границ, где действует власть государства) и экстерриториальной – личной компетенции (власть государства над своими гражданами за пределами границ этого государства). Игнорируя понятие национальной территории и провозглашая возможность взаимного проникновения экстерриториальных компетенций государств в их внутреннюю юрисдикцию, теория компетенции направлена против государственного суверенитета и, по существу, сводит на нет понятие территориального верховенства и государственной территории.

Теория компетенции дополняется теорией так называемых международных границ. По мнению сторонников теории компетенции, последние служат линией размежевания экономических, политических, стратегических и даже идеологических интересов отдельных государств.

Полная научная несостоятельность этих теорий по вопросу о юридической природе государственной территории совершенно очевидна. Современное международное право представляет собой продукт соглашения суверенных государств и, следовательно, не может устанавливать пределов территориального верховенства государств, оно только признает, утверждает и охраняет территориальное верховенство каждого государства.

В современную эпоху при сложившейся системе международных отношений высшим правовым основанием владения и распоряжения территорией является суверенная воля народа, населяющего данную территорию. В соответствии с принципом самоопределения наций, закрепленным в Уставе ООН и ряде других международных актов, территориальное верховенство принадлежит народу. Народ – полновластный хозяин своей территории, и только он один обладает высшим правом распоряжаться ею.

Государство только тогда по праву владеет своей территорией, когда эта территория является достоянием организованного в государство общества в соответствии с правом нации на самоопределение.

Однако значение принадлежащей государству территории не ограничивается только тем, что она представляет собой пространство, в пределах которого данное государство осуществляет свою власть. Территория государства – это также объект публично-правовых полномочий каждого государства. Государство устанавливает в своем законодательстве правовой режим государственной территории как в целом, так и отдельных ее частей.

Государство распоряжается своей территорией, делит ее на административно-территориальные единицы, организует по территориальному принципу государственную власть и государственное управление. Оно определяет и изменяет режим своих границ пограничных и иных специальных зон, режим и условия навигации в своих внутренних и территориальных водах, воздушном пространстве и т.д. Оно регулирует вопросы гражданства, поселения и передвижения собственных граждан, а также условия въезда, выезда и передвижения иностранцев. Государство организует охрану и оборону своей территории от любого посягательства на нее со стороны других государств.

В состав государственной территории входят суша и воды, очерченные границами данного государства, их недра, а также воздушное пространство над сушей и водами. К государственной территории приравниваются морские, речные, воздушные и космические корабли, носящие флаг или знак данного государства, подводные кабели и трубопроводы, проложенные в открытом море и соединяющие части территории данного государства, технические сооружения, возведенные на континентальном шельфе или под дном открытого моря, а также искусственные национальные спутники Земли или других планет, запущенные в космическое пространство данным государством.

Сухопутная территория. Государственная территория включает прежде всего всю сушу, находящуюся под суверенитетом данного государства, независимо от места расположения ее отдельных частей. Правовое положение сухопутной территории государства регулируется исключительно его внутренним законодательством.

Сухопутная территория государства включает также недра суши, национальных вод на технически доступной глубине.

Водная территория. В состав государственной территории входят национальные воды, находящиеся в пределах границ данного государства. К ним относятся воды внутренних рек, озер, каналов, внутренних морей и исторических заливов, воды морских заливов и бухт, воды морского пояса, примыкающего к берегу государства, называемые территориальным морем, или территориальными водами.

«Плавучая», «летучая» и «космическая» территория. Как уже отмечалось, морские, речные, воздушные и космические корабли, носящие флаг или знак данного государства, условно считаются его территорией. На них действуют законы и юрисдикция государства флага судна. При этом военные суда признаются территорией государства повсеместно, а другие морские и воздушные суда – соответственно только в водах и воздушном пространстве своего государства или в открытом море и воздушном пространстве над ним. На территории других государств (в портах, внутренних и территориальных водах, в воздушном пространстве) иностранные суда, кроме военных, подчиняются местной юрисдикции и местным законам. К территории государства должны быть отнесены также все виды национальных искусственных космических тел (спутники, станции, платформы и т.д.) и национальные научно-технические сооружения на других планетах.

Полярные секторы. В состав государственной территории ряда стран (России, США, Канады, Норвегии и Дании) входят все земли и острова, находящиеся в пределах полярного сектора данного государства в Арктике, а также постоянные ледяные поля, припаянные к берегу. Под полярным сектором понимается пространство, основанием которого является северная граница государства, вершиной – Северный полюс, а боковыми границами – меридианы, соединяющие Северный полюс с крайними точками северной границы территории данного государства.

Границы Российского полярного сектора в Арктике определены постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 апреля 1926 г. В этом постановлении указывается, что в территорию России входят все земли и острова как открытые, так и могущие быть открытыми в будущем, расположенные в Северном Ледовитом океане между границей Российской Федерации, Северным полюсом и меридианами 32º4´35´´ восточной долготы и 168º49´30´´ западной долготы. Исключение составляют земли и острова, которые признаны Советским государством иностранной территорией по состоянию на 15 апреля 1926 г., а именно восточные острова Шпицбергенского архипелага, лежащие между 32º и 35º восточной долготы и находящиеся под суверенитетом Норвегии.

Большое значение в современном международном праве имеет разделение государственных территорий между собой, т.е. государственные границы.

Государственная границаэто линия, обозначающая на картах и на местности пределы государственной территории на суше, на воде, в воздухе и в недрах, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета конкретного государства.

В зависимости от места прохождения различают сухопутные, водные и воздушные границы.

Сухопутная граница отделяет сухопутную территорию одного государства от аналогичной территории другого государства и устанавливается, как правило, в договорном порядке между сопредельными государствами с учетом рельефа местности (орографические границы). При невозможности учета рельефа (горные хребты, водоразделы, реки и т.п.) могут устанавливаться геометрические (прямые линии, соединяющие естественные или искусственные ориентиры или характерные точки вне населенных пунктов) или астрономические (по параллелям и меридианам) границы.

Водная граница может проходить:

– на озере – по прямой линии, соединяющей выходы сухопутной границы к противоположным берегам озера, независимо от изменяющегося уровня воды и изменения очертания его берегов;

– на судоходной реке – по главному фарватеру (тальвегу – линии наибольших глубин). В случае естественного изменения фарватера под действием денудации (текущего водного потока) граница также может соответственно изменяться (так называемые подвижные границы);

– на водохранилищах – гидроузлов и других искусственных сооружений – по линии государственной границы до их заполнения водой, если иное не установлено международным договором между заинтересованными сопредельными государствами;

– на море – по внешней границе территориального моря в соответствии с национальным законодательством (в России государственная граница на море проходит на расстоянии 12 морских миль от исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря) или соглашениями с сопредельными государствами. Такие соглашения заключены, например, с Норвегией и Финляндией.

Воздушная граница (боковая) представляет собой вертикальную плоскость, восстановленную по линии прохождения сухопутной и водной государственной границы. Верхний высотный предел воздушного пространства, отделяющий его от космического пространства, международным правом не установлен. По утверждающемуся в международной практике мнению высотный предел воздушного пространства составляет примерно 110 км от поверхности Земли – наименьшая устойчивая высота орбиты искусственных спутников Земли.

Государственная граница между сопредельными государствами определяется и устанавливается путем делимитации и демаркации, которые осуществляются смешанными комиссиями, образованными заинтересованными государствами на паритетных началах.

Делимитацияэто определение в договорном порядке общего направления прохождения линии государственной границы с обозначением ее на картах, схемах и планах. При делимитации составляется подробное описание прохождения линии границы, исключающее двоякое толкование, с нанесением ее на карты и схемы по специально выбранным и согласованным естественным или искусственным точкам или ориентирам (рекам, ручьям, горным вершинам, хребтам и т.д.).

Демаркацияэто проведение линии государственной границы на местности с обозначением ее специальными пограничными знаками (пирамидами, столбами, буями, створными знаками, маяками и т.п.). При демаркации составляется протокол – подробное описание прохождения линии границы на местности со схемами, фотографиями и описанием каждого пограничного знака и его отличительных характеристик (размеры, цвет, характеристики огней и т.п.).

Редемаркацияэто проверка ранее демаркированной границы с восстановлением, ремонтом (заменой) ранее выставленных пограничных знаков.

В целях обеспечения неприкосновенности и нерушимости границ, их охраны и содержания внутренним законодательством и международными договорами сопредельных государств устанавливается специальный пограничный режим, который предусматривает: порядок охраны и пересечения государственной границы на суше, море и в воздухе, размещение и регламентацию деятельности контрольно-пропускных пунктов и таможенных учреждений, воздушные коридоры над границей и порядок пролета в них летательных аппаратов; ведение сельскохозяйственной, производственной, транспортной, промысловой и иной деятельности в районе государственной границы, в том числе в пределах территориального моря; специальные правила проживания, перемещения и деятельности населения в пограничной зоне и переезда в нее, порядок расследования и урегулирования пограничных инцидентов и др.

В Российской Федерации режим государственной границы определяется Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации» 1993 г. с изменениями и дополнениями 1994, 1996 и 1999 гг., Таможенным кодексом РФ 2003 г., Воздушным кодексом РФ 1997 г., другими федеральными законами, относящимися к государственной границе, и международными договорами Российской Федерации. Охрана и оборона государственной границы осуществляются на основе внутреннего законодательства государства. Для обеспечения на государственной границе надлежащего порядка могут устанавливаться пограничная полоса и пограничная зона.

Пограничная полосаэто расположенная непосредственно на границе полоса местности небольшой ширины, на которой может быть установлена контрольно-следовая полоса и оборудованы инженерные сооружения, препятствующие несанкционированному переходу и пересечению государственной границы.

Пограничная зона – это местность шириной до 5 км вдоль государственной границы на суше, морское побережье, выходящее к открытому морю, берега пограничных рек и озер, водоемов и водохранилищ и расположенные на них острова.

Режим в пунктах пропуска через государственные границы включает правила въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных, устанавливаемые исключительно в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного, таможенного, санитарного, фитосанитарного и иных видов контроля.

Иностранные невоенные суда и военные корабли заходят в порты государств в соответствии с правилами, принятыми в этих государствах и опубликованными в «Извещениях мореплавателям».

Лица, виновные в нарушении режима государственных границ, пограничного режима и правил в пунктах пропуска через государственные границы, привлекаются к административной или уголовнойответственности.

§ 3. Территории с особым международным режимом

Как уже указывалось выше, территории с особым международным режимом – это демилитаризованные и нейтрализованные зоны и зоны мира.

Демилитаризацияэто особый, договорно установленный правовой режим определенных районов, территорий, пространственных сфер и космических тел, в соответствии с которым там запрещаются все виды и формы военной деятельности, такие, например, как размещение вооруженных сил и вооружений, создание военных баз, сооружений и установок, испытание, размещение и хранение оружия массового уничтожения и его носителей, любого другого оружия, проведение военных маневров и учений, а также иная деятельность военного характера.

Демилитаризация может быть полной или частичной, объем демилитаризации непосредственно оговаривается в самих международных договорах о демилитаризации. В этих договорах обычно подробно указываются цели, конкретные виды и формы запрещенных действий, географический район, на который распространяется соответствующий договор (границы пространственной сферы, например: морское дно за пределами 12-мильной зоны прибрежных государств; района, например: остров Пантеллерия; наименование объекта, например: Луна), и иногда механизм и процедура осуществления контроля над соблюдением договорных обязательств.

Частично демилитаризованными являются дно Мирового океана за пределами 12-мильной зоны прибрежных государств и космическое пространство. Полностью демилитаризованными являются Антарктика, Аландский архипелаг, Шпицберген, Луна и другие небесные тела.

Нередко демилитаризация дополняется нейтрализацией.

Нейтрализацияэто особый, договорно установленный правовой режим определенных территорий, пространственных сфер и космических тел, в соответствии с которым там запрещаются ведение военных действий и использование их в качестве базы для ведения войны. Нейтрализованными являются: архипелаг Шпицберген, Антарктика, Луна и другие небесные тела, зоны Суэцкого и Панамского каналов.

В частности, острова архипелага Шпицберген «никогда не должны быть использованы в военных целях»; к Суэцкому каналу «никогда не будет применяемо право блокады», «никакие действия, допускаемые войною, и никакие действия, враждебные или имеющие целью нарушение свободного плавания по каналу, не будут допускаемы в канале и в его входных портах, равно как и в районе трех морских миль от этих портов, даже в том случае, если бы Оттоманская империя была одною из воюющих сторон» (ныне это обязательство относится к Египту); согласно Договору о постоянном нейтралитете и функционировании Панамского канала 1977 г. «Канал как международный транзитный водный путь является постоянно нейтральным», «Республика Панама объявляет о нейтралитете Канала... с тем, чтобы Канал и, таким образом, Панамский перешеек не являлись объектом репрессалий в любом военном конфликте между другими странами мира».

Безъядерная зона разновидность частичной демилитаризации. Это особый, договорно установленный правовой режим определенной территории, пространственной сферы и космического тела, в соответствии с которым там запрещаются производство, испытания, размещение, транспортировка и хранение ядерного оружия, сооружение и размещение оборудования и установок для его обслуживания, создание военных баз для доставки и размещения на них ядерного оружия и его носителей.

В начале 70-х гг. ХХ в. в рамках ООН и на переговорном процессе по Индийскому океану Индия и Шри-Ланка выдвинули идею об объявлении Индийского океана зоной мира. Шестнадцатого декабря 1971 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла специальную Декларацию об объявлении Индийского океана зоной мира (резолюция 2832/XXVI), провозгласившую, в частности, Индийский океан в пределах, которые будут установлены вместе с его воздушным пространством и его дном, зоной мира навечно. Многими государствами мира, в том числе СССР, были выдвинуты различные проекты и предложения, в которых будущая зона мира в Индийском океане увязывалась с политической и военной разрядкой, терминами «демилитаризация» и «нейтрализация», военно-морским присутствием великих держав в Индийском океане, мерами ограничения гонки вооружений и разоружения. Однако до сих пор юридическое содержание понятия «зона мира» в международном праве не определено, хотя оно неоднократно давалось (в различных вариантах и объемах) на протяжении всех 1970-х гг.

Зона мира это точно определенный (обозначенный) географический район, включающий сухопутную и водную территорию прибрежных и материковых (не имеющих выхода к морю) государств и воздушное пространство над ними, а также морское и воздушное пространство за пределами территориального моря прибрежных государств, с особым, договорно установленным и гарантированным великими державами (постоянными членами Совета Безопасности ООН) правовым режимом, который может включать в себя согласованные в международном порядке нормы политико-правового характера (регламентирующие межгосударственные отношения в области обеспечениямеждународного мира и безопасности, мирного сосуществования и политики неприсоединения), нормы военно-правового характера (касающиеся демилитаризации, нейтрализации, мер доверия, ограничения гонки вооружений и разоружения), а также нормы, касающиеся осуществления в морском, включая морское дно, и воздушном пространствах зоны мира за пределами территориального моря прибрежных государств, свобод открытого моря и иной законной деятельности, признанной международным правом.

По своему возможному юридическому содержанию зона мира является материальным воплощением региональной безопасности и составной частью универсальной системы коллективной безопасности, затрагивающей разносторонние интересы многих государств мира (прибрежных; не имеющих выхода к морю; широко использующих морские и воздушные пространства зоны мира), в том числе военно-политическую стабильность отдельных географических регионов, могущих быть объявленными зонами мира.

 

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Международное право/ под ред Г.И. Тункина. - М., 1982.

2.Международное право/ под ред. Ю.Н. Колосова и Ви.И. Кузнецова. - М., 1998.

3.Международное право/ под ред. Г.В.Игнатенко и О.И.Тиунов. - М., 1999.

4.Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. - М., 2000.

5.Международное публичное право: учеб. / Л.П. Ануфриев, Б.К. Бекяшев, К. А.Бекяшева, В.В. Устинов (и др.) - М., 2004.

6.Международное право: учеб. для студентов вузов. Под ред. А.А. Ковалева, С.В. Черниченко. - М., 2006.

7.Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. Учебник. - М., 2007.

8.Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник. - М., 2007.

9.Международное право в документах. - М., 1982.

 

 

Дополнительная литература

1. Аджаров, К.А. Мировой океан: правовой режим / К.А. Аджаров. – Краснодар, 1983.

2. Бабурин, С.Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы / С.Н. Бабурин. – М., 1997.

3. Голицын, В.В. Антарктика: тенденция развития режима / В.В. Голицын. – М., 1989.

4. Гуреев, С.А. Международное речное право / С.А. Гуреев, И.М. Тарасова. – М., 1993.

5. Клименко, Б.М. Территория и граница СССР / Б.М. Клименко, А.А. Порк. – М., 1985.

6. Корбут, Л.В. Международно-правовой режим рек: история и современность / Л.В. Корбут, Ю.Я. Баскин. – М., 1987.

7. Международное космическое право / под ред. А.С. Пирадова. – М., 1984.

 

 

ТЕМА № 9 «Ответственность в Международном праве»

 

ПЛАН:

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 976; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.