Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 4:Экологические преступления




Понятие экологических преступлений в России да­ется в Федеральном законе «Об охране окружающей природной среды»: это общественно опасные деяния, посягающие на установленный в Российской Федера­ции экологический правопорядок, экологическую бе­зопасность общества и причиняющие вред окружаю­щей природной среде и здоровью человека (ст..85).

Экологические преступления (от греч. Oikos-место обитания и logos — учение) впервые в истории уголов­ного законодательства выделены в самостоятельную главу Уголовного кодекса. В УК РСФСР 1960 г. они были включены в главу «Хозяйственные преступления».

В бывшем СССР первый уголовный кодекс — УК РСФСР 1922 г. — в регламентации экологических пре­ступлений был более чем шагом назад. Составы эколо­гических преступлений присутствовали в нем только в двух статьях.

В УК РСФСР 1926 г. экологические преступления рассматривались в главе 2.

В УК РСФСР 1960 г. (с изменениями и дополнения­ми) экологические преступления были сосредоточены в главе 6.

Система экологических преступлений насчитывает в УК РФ 1996 г. 17 составов, которые размещены в гла­ве 26 УК.

В каждой стране перечень этих преступлений раз­ный; далеко не всегда экологические преступления пре­дусмотрены в кодифицированном уголовном зако­нодательстве. Не всегда в зарубежном уголовном законодательстве встретишь главу, которая посвящена по­сягательствам на окружающую природную среду.

Экологические преступления относятся к той кате­гории преступных посягательств, социальная опасность которых, как правило, не подтверждается официальны­ми статистическими данными, а опирается в основном на авторитетные экспертные оценки специалистов.

Для сравнения: в 1995 г. в России было зарегистри­ровано 8113 экологических преступлений, что состави­ло 0,3 % от всех выявленных преступлений.

После ввода в действие УК РФ в 1996 г. в России в 1997 г. было зарегистрировано 6927 экологических пре­ступлений, или 0,29 % от общего количества преступ­лений.

В 1998 г. — 8628 преступлений, или 0,33 % от общего количества преступлений.

В 1999 г. — 12413 преступлений, или 0,41 % от обще­го количества преступлений.

Современное уголовное законодательство зарубеж­ных страну так же как и в России, предусматривает уго­ловную ответственность за совершенные экологичес­кие преступления.

Самым близким российскому уголовному экологи­ческому законодательству является Уголовный кодекс Республики Казахстан, где экологические преступле­ния размещены в главе 11 и наблюдается практически совпадение статей.

В Уголовном кодексе Испании экологическим пре­ступлениям посвящены две главы: глава III — «О пре­ступлениях против естественных ресурсов и окружаю­щей среды», глава IV — «О преступлениях, связанных с охраной флоры и фауны».

В Уголовном кодексе Японии часть экологических преступлений выделена в отдельную главу «Преступ­ления, относящиеся к питьевой воде».

67Отдельная глава преступлений против окружающей среды выделяется в УК Республики Польша.

Специальный раздел, посвященный преступлениям против окружающей среды, имеется и у наших соседей Украины — ст. 19 и Республики Беларусь — ст. 22

В УК Австрии преступные деяния против окружаю­щей среды помещены в один раздел (7).

Достаточно жесткую уголовную ответственность за экологические преступления установил китайский за­конодатель в Уголовном кодексе Китайской Народной Республики, где за некоторые преступления против ок­ружающей среды предусмотрены сроки лишения сво­боды от 3 до 10 лет и штраф.

Военные действия всегда наносят вред природе. Этот, так сказать, «побочный эффект» следует отличать от воздействия специально предназначенных для это­го методов и средств. Достижения науки и техники от­крыли в этом плане почти неограниченные возможно­сти. Речь идет о геофизических методах и средствах ведения войны. Сейчас можно вызвать ливневые дож­ди и затопить большие площади, породить волны цу­нами, создать над определенным районом «озоновую дыру», вызвать землетрясение и др.

Использование экологических методов и средств ве­дения военных действий уже имело место. Так, во вре­мя войны во Вьетнаме США широко применяли дефо­лианты — химические вещества, ведущие к опаданию листьев в лесу. В результате были выведены из строя крупные лесные массивы, пострадали люди, включая американских военнослужащих. После этого появился термин «экоцид» по аналогии с геноцидом. Под этим понимаются преступные действия, наносящие большой ущерб природе.

В 1977 г. ООН приняла Конвенцию о запрещении во­енного или любого иного враждебного использования техники, изменяющей окружающую среду. Запрещен­ная техника определена как любая техника, предназ­наченная для изменения динамики, композиции или структуры Земли, включая биосферу, литосферу гид­росферу и атмосферу или космическое пространство.

Конвенция запретила применение геофизических методов и средств войны, но не установила общей нор­мы, запрещающей нанесение экологического вреда в ходе военных действий. Это было сделано первым До­полнительным протоколом (1977 г.), обязавшим вою­ющих оберегать природную среду от причинения ей об­ширного, долговременного и серьезного ущерба (ст. 55).

После войны в Персидском заливе Генеральная Ас­самблея ООН приняла в 1993 г. консенсусом резолю­цию «Защита окружающей среды во время вооружен­ного конфликта». В ней сказано, что разрушение окружающей среды, не оправданное военной необхо­димостью и осуществленное в значительных размерах, несомненно противоречит международному праву. Проект Кодекса преступлений против мира и безопас­ности человечества квалифицирует такого рода дей­ствия как преступление. Уголовный кодекс Российской Федерации содержит ст. 358 «Экоцид», которая распро­страняет свое действие и на мирное время.

После оккупации Кувейта иракское командование приказало слить в Персидский залив большое количе­ство нефти, причинив огромный ущерб морской сре­де, водным живым организмам и побережью, были по­дожжены кувейтские нефтепромыслы, что привело к отравлению больших площадей и атмосферы, отрица­тельно сказалось на озоновом слое. В результате воз­росло число дыхательных и раковых заболеваний в этом регионе. Принятыми в 1991 г. резолюциями Совет Бе­зопасности ООН установил материальную ответствен­ность Ирака за ущерб, причиненной окружающей при­родной среде.

Право на возмещение ущерба от агрессии имел Ку­вейт, а также Израиль и Саудовская Аравия, пострадав­шие от иракских ракетных обстрелов. Законные претензии к Ираку были предъявлены всеми государства­ми Персидского залива, пострадавшими от загрязне­ния моря нефтью, слитой иракскими войсками из ку­вейтских нефтяных терминалов.

В нарушение норм международного права, Устава ООН 24 марта 1999 г. НАТО совершило агрессию про­тив Союзной Республики Югославии. Эта многоне­дельная агрессия, помимо бесчисленных жертв среди мирного населения и разрушения гражданских объек­тов, фактически вызвала широкую экологическую ка­тастрофу на Балканах.

20 марта 2003 г. США и Великобритания, вопреки Уставу ООН, общепризнанным принципам междуна­родного права, пактам о правах человека совершили аг­рессию против суверенного государства Ирак под пред­логом разоружения и установления там демократии.

В результате преступных действий государств анти-иракской коалиции погибло около 4 тыс. ни в чем не повинных мирных граждан, включая иностранных журналистов. Люди продолжают гибнуть и сегодня.

Вооруженные конфликты, возникшие после распа­да СССР и продолжающиеся, к сожалению, и ныне на территории постсоветского пространства, ни к чему хо­рошему не приводят. В Чечне взрываются мины на по­лях, в лесах, подрываются частные мини-нефтезаводы, и все это, естественно, влияет на природную среду Кав­каза, ответственность за это почти никто не несет;

Мир ничему не научился в XX в., и теперь рождают­ся новые формы агрессии, в частности «терроризм» — чума XXI в.

На базе существующего международного экологи­ческого законодательства сформировалась правовая структура — международное экологическое право. Это совокупность принципов и норм права, направленных на обеспечение рационально! о использования природ­ных ресурсов и шипи окружающей среды от загряз­нения.

Негативное воздействие на окружающую среду ока­зывают следующие факты:

а) нерациональное, порой хищническое потреблении природных ресурсов;

б) загрязнение окружающей природной среды;

в) гонка вооружений, вооруженные конфликты, локальные войны и международный терроризм.

Вследствие нерационального хозяйствования бес­следно исчезли сотни млекопитающих, десятки рыб и птиц, более тысячи животных находятся на грани ис­чезновения. Примерно одной трети сухопутной терри­тории угрожает превращение в пустыню, многие насе­ленные пункты и целые города из-за экологической катастрофы опустыниваются. За последние 50 лет мир потерял почти половину своего лесного массива. Эро­зия почв привела к серьезной проблеме во многих стра­нах мира, в том числе и в России.

Второй фактор негативного влияния на окружаю­щую среду — антропогенное загрязнение ее в результа­те деятельности человека. В числе главных проблем на­зывают парниковый эффект, кислотные дожди, смог городов-«миллионеров».

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Международное право/ под ред Г.И. Тункина. - М., 1982.

2.Международное право/ под ред. Ю.Н. Колосова и Ви.И. Кузнецова. - М., 1998.

3.Международное право/ под ред. Г.В.Игнатенко и О.И.Тиунов. - М., 1999.

4.Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. - М., 2000.

5.Международное публичное право: учеб. / Л.П. Ануфриев, Б.К. Бекяшев, К. А.Бекяшева, В.В. Устинов (и др.) - М., 2004.

6.Международное право: учеб. для студентов вузов. Под ред. А.А. Ковалева, С.В. Черниченко. - М., 2006.

7.Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. Учебник. - М., 2007.

8.Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник. - М., 2007.

9.Международное право в документах. - М., 1982.

 

 

Дополнительная литература

1. Арустамов Э.А. Природопользование.— М.: Даш­ков и К, 2001.

2. Боголюбов С.А. Экологическое право.— М.: Юрист, 1999.

3. Колбасов О.С. Международно-правовая охрана окружающей среды.—М., 1982.

4. Петров В.И. Экологическое право.— М., 1995.

5. Реймерс Н.Ф. Экология. Теория, законы, прави­ла, принципы и гипотезы.— М., 1994.

6. Розанов СИ. Общая экология— СПб.: Лань, 2001.

7. Тимошенко А.С. Формирование и развитие меж­дународного права окружающей среды.— М., 1986.

8. Шишко А.А. Предупреждение трансграничного загрязнения (международно-правовые проблемы).— Киев, 1990.

 

ТЕМА № 16 «Международное морское, воздушное и космическое право»

 

ПЛАН:

 

1. Международное морское право

2. Международное воздушное право

3. Международное космическое право

 

Вопрос 1.

Международное морское право является одной из старейших отраслей международного права и представляет собой совокупность норм международного права, регулирующих отношения между его субъектами в процессе деятельности на пространстве морей и океанов.

Для международного морского права характерны следующие принципы:

– принцип свободы открытого моря – открытым морем могут на равной основе пользоваться все государства. Этот принцип включает в себя свободу судоходства, в том числе и военного, свободу рыбной ловли, научных исследований и т.д., а также свободу воздушного полета над открытым морем;

– принцип мирного использования моря – отражает принцип неприменения силы;

– принцип рационального использования и сохранения морских ресурсов;

– принцип охраны морской среды.

В 1958 г. на Конференции ООН по морскому праву были приняты четыре конвенции по морскому праву:

1) о территориальном море и прилежащей зоне;

2) открытом море;

3) континентальном шельфе;

4) рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря.

Пространства Мирового океана с международно-правовой точки зрения подразделяются:

1) на пространства, находящиеся под суверенитетом различных государств и составляющие территорию каждого из них;

2) пространства, на которые не распространяется суверенитет одного из них.

Принадлежность какого-либо пространства к одной из указанных категорий определяется правовым статусом и правовым режимом.

К первой группе традиционно относятся: территориальные воды (территориальное море), внутренние морские воды и т.д. Ко второй группе принадлежат: прилежащая зона, исключительная экономическая зона, континентальный шельф и т.д.

Территориальное мореполоса морского пространства определенной ширины, начинающаяся у берега суши или у границы внутренних морских вод, на которую распространяется суверенитет государства. Территориальное море (территориальные воды) – это часть государственной территории. Ширина территориального моря у подавляющего большинства стран составляет 12 морских миль. Боковая граница территориальных вод смежных государств и расстояние между берегами противолежащих государств, берега которых находятся друг от друга на расстоянии менее чем 24 мили, определяются международными договорами.

Все иностранные гражданские суда пользуются правом свободного прохода через территориальное море. При этом проход должен быть мирным, непрерывным и быстрым. Военные суда вправе пересечь территориальное море с предварительного уведомления, при этом подлодки следуют на поверхности и с поднятым флагом. При проходе суда должны соблюдать правила прохода, установленные прибрежным государством.

Внутренние морские водыводы, находящиеся между берегом государства и прямыми исходными линиями, принятыми для отсчета ширины территориального моря. Внутренние воды считаются частью территории соответствующего государства. Во внутренние воды входят: акватории портов; водоемы, полностью окруженные берегами одного и того же государства, а также море, все побережье которого принадлежит одному государству (например, Белое море в РФ); морские бухты, лиманы и заливы, берега которых принадлежат одному и тому же государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль, а если превышает, то для отсчета внутренних вод внутри залива проводится от берега к берегу прямая исходная линия в 24 морские мили таким образом, чтобы этой линией было ограничено возможно большее морское пространство.

Исторические заливы, которые независимо от ширины считаются внутренними водами прибрежного государства в силу исторической традиции (залив Петра Великого на Дальнем Востоке, Гудзонов залив в Канаде и т.д.).

Правовой режим внутренних морских вод устанавливается прибрежным государством по его усмотрению, т.е. регламентируется внутренним законодательством. Иностранные суда могут заходить в эти воды только с разрешения прибрежного государства. Все суда во внутренних водах обязаны соблюдать законы и правила, а также распоряжения властей прибрежного государства. В то же время внутренний распорядок на этих судах регулируется законами и правилами страны, флаг которой несет судно.

От территориального моря следует отличать прилежащую зонупространство открытого моря ограниченной ширины, прилегающее к территориальному морю, где государство осуществляет таможенный, фискальный, эмиграционный и санитарный контроль. Ввиду быстроходности современных судов, которая не дает порой возможности застать и подвергнуть их контролю в пределах территориального моря, и установлена прилежащая зона. Ширина прилежащей зоны определяется государством, но не может быть больше 24 морских миль, которые исчисляются от тех же линий, что и территориальное море.

Цель установления прилежащей зоны – предотвращение возможного нарушения законов и правил прибрежного государства в пределах его территориальных вод и наказание за нарушение этих законов и правил, совершенное в пределах его территории.

Экономическая зона представляет собой район, прилегающий к территориальному морю и находящийся за его пределами, шириной не более 200 миль. Отсчет ширины производится от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Суверенные права государства в пределах экономической зоны касаются разведки, разработки и сохранения как живых, так и неживых ресурсов, находящихся на дне и в его недрах. Прибрежное государство в экономической зоне вправе управлять экономической деятельностью, сооружать, а также разрешать и регулировать создание и эксплуатацию искусственных островов и установок, определять время и место лова, устанавливать допустимый улов живых ресурсов, а также условия получения лицензии, взимать сборы и т.д.

Под континентальным шельфом понимается затопленная морем часть материковой территории.

С международно-правовой точки зрения под континентальным шельфом понимается морское дно, включая его недра, простирающееся от внешней границы территориального моря прибрежного государства до установленных международным правом пределов. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. устанавливает максимальную ширину континентального шельфа в 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины в 2500 м.

Прибрежное государство имеет право возводить над континентальным шельфом соответствующие сооружения и установки в целях разведки и разработки его природных ресурсов, не ущемляя прав судоходства и других прав иных государств. Права прибрежного государства на континентальный шельф не распространяются на покрывающие его воды и воздушное пространство над ним.

Открытое море – это пространства морей и океанов, которые находятся за пределами территориального моря и не входят в состав территории ни одного из государств. Открытое море не находится под суверенитетом ни одного из государств. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение пространств, входящих в состав открытого моря, своему суверенитету, все государства имеют равное право свободно пользоваться открытым морем в мирных целях (свобода судоходства, рыболовства, полетов над морским пространством, научных исследований и т.д.).

Открытое море находится в общем, равном и свободном пользовании народов всех стран. Здесь нет какой-либо иной юрисдикции, кроме юрисдикции государства, под флагом которого плавает судно.

Досмотру может быть подвергнуто любое судно, если есть основание полагать, что оно занимается работорговлей, несанкционированным вещанием, не имеет национальной принадлежности либо отказывается поднять флаг.

В открытом море возможно преследование иностранного судна в случае нарушения им законов прибрежного государства во время нахождения в его внутренних, территориальных водах, а также в прилежащей зоне.

Закрытое мореэто море, которое омывает берега нескольких государств и по своему географическому положению не может быть использовано для транзитного прохода через него в другое море. Доступ из открытого моря в закрытое море осуществляется по узким морским путям, ведущим только к берегам государств, расположенных вокруг закрытого моря (например, Черное и Балтийское моря).

Проливестественный морской проход, соединяющий между собой районы одного и того же моря или отдельные моря и океаны. Международными считаются все проливы, используемые для международного судоходства и соединяющие между собой части открытого моря (или экономических зон) или части открытого моря (экономической зоны) с территориальным морем другого или нескольких государств.

Проливы играют важную роль в международном мореплавании, создании единой системы морских путей.

Проливы, ведущие во внутренние воды государства (например, Керченский), или проливы, которые не используются для международного судоходства и в силу исторической традиции составляют внутренние морские пути (например, Лаптева), не относятся к международным. Их правовой режим определяется законами и правилами прибрежного государства.

Международные каналы – это искусственные сооружения, соединяющие моря и океаны, расположенные на путях морского судоходства и используемые всеми государствами в соответствии с международным правом и национальным законодательством. Каналы в мирное время открыты для всех судов и военных кораблей всех государств. Администрация канала устанавливает правила прохождения канала, также предусматривается уплата сборов.

§ 2. Международное воздушное право

Международное воздушное право – совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих международные полеты и иные виды использования воздушного пространства.

Международное воздушное право возникло и развивалось как право гражданской авиации. В начале XX в. (начало Первой мировой войны) была широко распространена «теория свободы воздуха» – государства не распространяют свой суверенитет на воздушное пространство, – но постепенно государства начали применять теорию государственного суверенитета и в отношении воздушного пространства.

В период между мировыми войнами происходит юридическое закрепление принципа полного и исключительного государственного суверенитета над воздушным пространством. Государства заключают соглашения о порядке использования воздушного пространства, о международных полетах и т.д.

Происходит превращение авиации в самостоятельный вид транспорта и быстрое развитие международных воздушных отношений.

В период Второй мировой войны в 1944 г. была подписана Чикагская конвенция о международной гражданской авиации, которая установила принципы международного воздушного права и учредила Международную организацию гражданской авиации (ИКАО).

Основными принципами международного воздушного права являются:

– принцип государственного суверенитета над воздушным пространством;

– принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве, в том числе над открытым морем. При полете над открытым морем воздушное судно должно иметь национальные знаки отличия и регистрационный номер не более чем одного государства;

– принцип соблюдения безопасности международных полетов.

В соответствии с международными договорами выработаны следующие «права и свободы воздуха»:

– право выполнять транзитные беспосадочные полеты через территорию иностранного государства;

– право совершать на иностранной территории посадки с некоммерческими целями (для дозаправки и др.);

– право привозить на иностранную территорию пассажиров, грузы и почту;

– право принимать на борт с иностранной территории пассажиров, грузы и почту;

– право осуществлять перевозки между третьими странами, минуя свою территорию.

Для организации полетов воздушных судов каждое государство на своей территории выделяет воздушные трассы, определяет районы аэродромов, воздушные коридоры для прилета и вылета воздушных судов и т.д. Кроме того, государство обязано предоставлять услуги радио- и метеорологических служб, устанавливать процедуры связи, издавать соответствующие карты и схемы.

В целях обеспечения государственной или общественной безопасности государства вправе также устанавливать зоны ограничения полетов – особым порядком получения разрешения на полет или ограничением полетов и т.д.

Существуют два вида предоставления государством иностранным судам права полета над своей территорией:

1) право регулярных полетов – основано на заключении двусторонних межправительственных договоров;

2) право нерегулярных полетов – основано на предоставлении государствами на основе добровольности.

Существуют три вида воздушного пространства в зависимости от правового режима их регулирования:

1) воздушное пространство над открытым морем – подпадает под правовой режим самого открытого моря (Конвенция по морскому праву 1982 г.). Существует принцип свободы полетов над открытым морем как гражданских, так и военных судов;

2) воздушное пространство над территориями с особым режимом (Антарктида, международные проливы и каналы). Над Арктикой запрещены полеты военных судов;

3) государственное воздушное пространство – часть государственной территории, воздушное пространство, вертикальными границами которого является воображаемая вертикальная плоскость, проведенная над линией государственной сухопутной и водной границы.

Государство обладает полным и исключительным суверенитетом над своим воздушным пространством и вправе установить режим своего воздушного пространства.

Режим воздушного пространства данного государства – совокупность норм, установленных государством в соответствии с нормами международного права и регулирующих порядок использования этого пространства в целях обеспечения интересов государств и безопасности воздушных передвижений в пределах его территории. В основе режима воздушного пространства государств лежит разрешительная система, которая означает, что:

– иностранное воздушное судно имеет право влетать в пределы государственной территории и вылетать из нее только в особых зонах государственной границы, установленных международными соглашениями государства (за исключением случаев бедствия);

– иностранное воздушное судно имеет право приземляться и взлетать только в пунктах пропуска, которыми являются специальные международные аэропорты. Приземление в другом аэропорту запрещено, за исключением случаев бедствия;

– иностранное воздушное судно обязано перемещаться между пунктами взлета и пунктами пропуска в пределах установленных коридоров. Транзитные полеты осуществляются также в пределах установленных коридоров;

– иностранные военно-воздушные суда не имеют права пересекать государственную территорию государства без особого разрешения;

– воздушные суда должны иметь на борту свидетельство о регистрации, товаротранспортные документы, билеты установленного рекомендациями ИКАО образца. Судно должно иметь опознава­тельные знаки национальности и флаг государства на борту.

ИКАО представляет собой подлинный центр универсального сотрудничества заинтересованных государств, который занимается вопросами сотрудничества государств в области международной деятельности гражданской авиации и разработки международных стандартов и рекомендаций в этой области.

Важную роль в развитии правового регулирования междуна­родного воздухоплавания сыграла Варшавская конвенция, подписан­ная в 1929 г. Она унифицировала нормы международных воздушных перевозок следующим образом:

– установила виды документов, которые должны удостоверять заключение договора перевозки пассажира, багажа и груза, а также определила обязательные требования к этим документам;

– сформулировала основные принципы материальной ответственности авиаперевозчика за вред, возникающий в результате выполнения или ненадлежащего выполнения договора по перевозке;

– ограничила материальную ответственность перевозчика определенными суммами.

Ответственность авиаперевозчика наступает в случае причинения вреда при перевозке пассажира, багажа или груза, в случае смерти пассажира или причинения ему телесных повреждений, при перевозке багажа или груза в случае их утери и повреждения, а также за опоздание. Ответственность авиаперевозчика «абсолютная», он несет ответственность и при форс-мажорных обстоятельствах. Иск может быть предъявлен по месту нахождения перевозчика, по месту нахождения агентства перевозчика, по месту назначения груза.

§ 3. Международное космическое право

Международное космическое право – это относительно новая отрасль современного международного права, представляющая собой совокупность юридических норм, определяющих статус космического пространства и небесных тел, правовое положение космонавтов, космических объектов, а также регулирующих деятельность государств по освоению космоса.

Целью международного космического права являются обеспечение и поддержание международного мира, безопасности и сотрудничества государств, защита суверенных прав государств и интересов всего человечества путем регламентации взаимоотношений субъектов международного права в космической области.

В основе международного космического права так же, как и общего международного права, лежит идея мира и мирного сосуществования государств.

Под субъектом международного космического права понимается обладатель прав и носитель обязанностей, участник международно-правовых отношений по поводу деятельности в космическом пространстве или использования космических технологий.

Основными субъектами международного космического права являются государства как носители международных прав и обязанностей, осуществляющие основной объем космической деятельности.

Вторичными субъектами международного космического права выступают созданные государствами организации и правомерно действующие в соответствии со своей компетенцией (Международная организация спутниковой связи 1968 г.).

Для участия международных организаций в космической деятельности некоторые международные договоры, в частности Конвенция об ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г. (далее – Конвенция об ответственности 1972 г.) устанавливают следующие дополнительные условия:

1) организация должна официально заявить о принятии ею прав и обязанностей по соответствующему соглашению данной Конвенции;

2) большинство членов этой организации должны являться участниками соответствующего соглашения Конвенции об ответственности 1972 г.;

3) большинство членов этой организации должны быть участниками Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. (далее – Договор по космосу 1967 г.);

4) организация должна осуществлять космическую деятельность.

Международное право не исключает возможности осуществления космической деятельности и неправительственными организациями (юридическими лицами), но предприятия не становятся субъектами международного космического права, поскольку не вправе принимать участие в создании норм этого права. Подписываемые крупными корпорациями контракты с государствами не являются международными договорами, представляя собой лишь соглашения гражданско-правового характера. Космическая деятельность осуществляется с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства, которое несет ответственность за деятельность таких юридических лиц.

Объектом международного космического права является все то, по поводу чего субъекты международного космического права вступают в международные правоотношения, т.е. материальные и нематериальные блага, действия или воздержание от действий, которые не относятся исключительно к внутренней компетенции государства.

Объектами международного космического права являются:

– космическое пространство;

– небесные тела;

– космонавты;

– искусственные космические объекты;

– наземные компоненты космических систем;

– результаты практической деятельности;

– космическая деятельность.

Начало формирования международного космического права было положено запуском первого искусственного спутника Земли СССР в 1957 г., однако днем рождения международного космического права можно считать дату вступления в силу Договора по космосу – 10 октября 1967 г. Ему принадлежит основная роль в процессе образования норм международного космического права, т.е. он является одним из основных источников международного космического права.

В Договоре по космосу 1967 г. содержатся обязательные для применения нормы и принципы, согласно которым космическое пространство открыто для исследования и использования всеми государствами в соответствии с международным правом.

К договорным источникам международного космического права также относятся различные соглашения о сотрудничестве государств в освоении космоса. Эти соглашения специального характера основываются на общих для международного космического права принципах и нормах, закрепленных в Договоре по космосу и указанных в соглашениях общего характера. К ним относятся: Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г.; Конвенция об ответственности 1972 г.; Конвенция о регистрации объектов, запущенных в космическое пространство, 1975 г.; Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г., а также региональные и двусторонние соглашения между государствами, между государствами и международными организациями.

Несмотря на сравнительно молодой возраст космического права, в нем есть уже правовые принципы, сформировавшиеся в качестве обычая. Это два основополагающих принципа:

1) принцип свободы исследования;

2) принцип свободы использования космического пространства и небесных тел.

Одним из основных принципов международного космического права является принцип равноправия государств. Применительно к космической деятельности этот принцип означает равенство прав всех государств как в осуществлении космической деятельности, так и в решении вопросов правового и политического характера, возникающих в связи с ее осуществлением.

Принцип запрещения применения силы и угрозы силой в международных отношениях также распространяется на космическую деятельность государств и возникающие в этой связи взаимоотношения между ними. Это означает, что космическая деятельность должна осуществляться всеми государствами так, чтобы при этом не подвергались угрозе международный мир и безопасность, а все споры по всем касающимся освоения космоса вопросам должны решаться мирным путем.

Договор по космосу 1967 г. закрепил принцип сотрудничества государств как один из общих принципов. Целый ряд положений данного Договора вытекает из принципа сотрудничества и детализирует его. Например, обязанность учитывать соответствующие интересы всех других государств при осуществлении деятельности в космосе, не создавать потенциально вредных помех деятельности других государств, оказывать возможную помощь космонавтам других государств, информировать все страны о характере, ходе, месте и результатах своей деятельности в космическом пространстве и т.д.

В международном космическом праве сложились следующие отраслевые принципы: свобода исследования и использования космического пространства и небесных тел; ответственность государств за космическую деятельность; запрещение национального присвоения космического пространства и небесных тел и др. Как отдельная отрасль международного права международное космичес­кое право имеет ряд характерных особенностей:

1) в космическом пространстве находятся небесные тела, территории которых никому не принадлежат;

2) космос практически безграничен; в отличие от сухопутной территории, морского и воздушного пространства, космическое пространство не поддается разделению на какие-либо зоны в процессе его использования;

3) космическое пространство представляет собой особую опасность для деятельности в нем человека и в плане использования космоса в военных целях;

4) в результатах космической деятельности заинтересованы все без исключения государства, а осуществлять ее самостоятельно могут в настоящее время лишь несколько наиболее развитых в научном и промышленном отношении государств.

Космическую деятельность можно определить как деятельность человека по исследованию и использованию космического пространства, в том числе естественных небесных тел внеземного происхождения. Понятие космической деятельности связывается с деятельностью в космическом пространстве, включая операции, осуществляемые на Земле в связи с запуском космического объекта, его управлением и возвращением на Землю.

Космическое пространствоэто пространство, находящееся за пределами воздушного пространства (условно на высоте свыше 110 км).

Правовой режим космического пространства заключается прежде всего в том, что оно не находится в общей собственности; на него не распространяется суверенитет какого-либо государства; космическое пространство не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения, ни путем использования или оккупации, ни любым другим способом.

Космическое пространство открыто для исследования всеми государствами; исследование и использование космического пространства осуществляются на благо и в интересах всех стран независимо от степени развитости и являются достоянием всего человечества.

Понятие ответственности в международном космическом праве включает:

– международную ответственность государств за нарушение норм и принципов международного права;

– материальную ответственность за ущерб, причиненный в результате осуществления космической деятельности.

Законодательно ответственность государств за космическую деятельность установлена в Договоре по космосу 1967 г., где сказано, что государства-участники Договора несут международную ответственность за деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется ли она правительственными организациями или неправительственными юридическими лицами. Кроме того, предусматривается, что если космическая деятельность осуществляется международной организацией, ответственность за выполнение положений Договора несут наряду с международной организацией также и участвующие в ней государства-участники Договора.

Согласно Договору по космосу 1967 г. международную ответственность за ущерб, причиненный космическими объектами или их составными частями на земле, в воздухе или в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, несет то государство, которое осуществляет или организует запуск, а также государство, с территории или установок которого производится запуск.

Ответственность возникает, когда ущерб причинен другому государству, его физическим или юридическим лицам. Ущербом может быть: падение любых космических объектов или их частей, приведшее к гибели людей, причинению им увечья, уничтожению или повреждению имущества, принадлежащего государству или его физическим и юридическим лицам как на сухопутной территории, так и в открытом море и в воздухе. Ущерб может быть причинен во время вывода космического объекта на орбиту, если траектория полета ракеты-носителя проходит через воздушное пространство, в котором находятся воздушные суда. Космический объект одного государства может причинить ущерб находящемуся на орбите объекту другого государства. Ущерб может выразиться также в создании помех космической радиосвязи и т. д.

Если ущерб причинен в результате законных действий, без наличия прямого умысла и без преднамеренного нарушения юридических норм, речь может идти только о материальном возмещении ущерба. Но когда приходится сталкиваться с преднамеренным нарушением норм международного права, речь идет уже о политической ответственности одного государства перед другим или перед всем международным сообществом.

 

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Международное право/ под ред Г.И. Тункина. - М., 1982.

2.Международное право/ под ред. Ю.Н. Колосова и Ви.И. Кузнецова. - М., 1998.

3.Международное право/ под ред. Г.В.Игнатенко и О.И.Тиунов. - М., 1999.

4.Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. - М., 2000.

5.Международное публичное право: учеб. / Л.П. Ануфриев, Б.К. Бекяшев, К. А.Бекяшева, В.В. Устинов (и др.) - М., 2004.

6.Международное право: учеб. для студентов вузов. Под ред. А.А. Ковалева, С.В. Черниченко. - М., 2006.

7.Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. Учебник. - М., 2007.

8.Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник. - М., 2007.

9.Международное право в документах. - М., 1982.

 

 

Дополнительная литература

1. Бордунов, В.Д. Правовой механизм деятельности международных авиационных организаций / В.Д. Бордунов. – М., 1989.

2. Колосов, Ю.М. Борьба за мирный космос. Правовые вопросы / Ю.М. Колосов, С.Г. Сташевский. – М., 1984.

3. Малеев, Ю.Н. Международное воздушное право. Вопросы теории и практики / Ю.Н. Малеев. – М., 1986.

4. Международное космическое право. – М., 1999.

5. Молодцов, С.М. Международное морское право / С.М. Молодцов. – М., 1987.

6. Яковлев, И.И. Международный орган по морскому дну / И.И. Яковлев. – М., 1985.

 

 

Федеральная служба исполнения наказания

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский юридический институт

Федеральной службы исполнения наказания»

 

Тесты

 

 

Владимир 2009

Пояснительная записка

Тестирование курсантов и слушателей проводится после изучения курса «Международное публичное право»; для ответа на каждый вопрос теста отводится одна минута; каждый вопрос предлагает только один вариант ответа. Критерии оценки: 15 правильных ответов – оценка «удовлетворительно»; 20-25 правильных ответов – оценка «хорошо»; 25-30 правильных ответов – оценка «отлично».

Задание 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.164 сек.