КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Модели государства всеобщего благосостояния
Эгалитарной. Неолиберальной (либерализм), Утилитаристской, Методические комментарии Тема 2. Государство, его функции и формы воздействия на общественный сектор Роль рынка и государства в решении социальных и экономических вопросов. Стабилизационная функция. Функция распределения ресурсов. Функция распределения доходов. Государственный сектор и государственные финансы. Государственная собственность и государственные финансы.
Роль рынка заключается в следующем:
Роль государства сводится к следующему: 1. Государство должно обеспечивать экономически эффективное удовлетворение потребностей своих граждан в общественных благах, оптимизировать их структуру. 2. Государство выполняет роль организатора коллективных действий[1]. Это предполагает достаточно жесткий контроль со стороны общества над деятельностью органов государственной власти и управления. 3. Государство может осуществлять перераспределение богатства между гражданами через паушальное налогообложение (плательщик не может своим поведением воздействовать на величину налога) и трансфертные выплаты, которые не нарушают парето-эффективное состояние экономики, т.е. перераспределительная деятельность государства не должна вносить коррективы в систему рыночных цен, чтобы не нарушить аллокационные функции рынка. С позиции экономической теории разумнее повысить пособие по бедности, чем дотировать цены на продукты первой необходимости.
4. Перераспределительная деятельность государства сопровождается снижением результативности общественного производства, поскольку, принося преимущества одним членам общества, она влечет за собой потери для других. Рыночный механизм не исключает возникновение монополии, поэтому к числу важнейших экономических задач государства относится антимонопольная политика. Существует несколько представлений о роли государства в достижении социальной справедливости и экономической эффективности, которые заключаются в трех основных позициях: В современных экономических условиях очень остро стоит вопрос о сочетании элементов рыночной экономики и государственной системы обеспечения определенного уровня доходов и безвозмездных льготных услуг. И в этой связи встает проблема определения государства благосостояния и выявления его особенных черт. Термин «государство благосостояния» может употребляться в двух значениях: 1) идеальная модель государства, целевой функцией которого является максимизация общественного благосостояния, 2) реальное государство в послевоенный период, имеющее целью предоставление оптимального объема благ и услуг основным категориям населения. В узком значение «государство благосостояния» отражает систему бесплатного или субсидируемого образования, здравоохранения, жилищного строительства, социального обеспечения пожилых, инвалидов, детей-сирот, а материальную помощь некоторым категориям населения (больных, безработных)[2]. Согласно последнему определению, любое государство с высоким уровнем индивидуального и общественного благосостояния и значительными социальными расходами можно назвать государством благосостояния. Существуют концептуальные, национальные, культурно-этические различия, которые позволяют выделить три основных типа государства: - рейнское.
- Англосаксонское, - Скандинавское. К рейнской модели государства благосостояния можно условно отнести некоторые страны континентальной Европы: Германию, Австрию, Бельгию, Нидерланды, Швейцарию. К англосаксонской модели – США, Канаду, Великобританию, К скандинавской модели – Швецию, Данию, Норвегию, Финляндию. Таблица 1.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что не существует идеального «государства благосостояния», способного обеспечить максимизацию индивидуального и общественного благосостояния. Каждая из моделей имеет свои положительные и отрицательные стороны, одни нацелены на экономическую эффективность (экономический рост - США), другие на социальное равенство. Провалы государства – неспособность со стороны государства обеспечить эффективное использование и распределение ресурсов и доходов в соответствии с господствующими в обществе принципами справедливости. Выделяют 4 группы факторов, определяющих функционирование общественного сектора в системе провалов государства. Первая группа объединяет факторы, связанные с недостаточностью информации (аналогично асимметрии информации на рынке). Ко второй группе факторов относится неспособность государства полностью контролировать деятельность субъектов рынка. Конечные результаты действий, которые принимает государство, зависят от множества факторов (коррупция, заинтересованность третьих лиц, несовершенство законодательной базы, неэффективность правовой системы). К третьей группе факторов относится несовершенство политического процесса (действие групп специальных интересов, стремление к извлечению политической и экономической ренты, нерациональность поведения избирателей, принятие социально-экономических решений на основе манипулирования интересами избирателей). Другая группа факторов объединяется ограниченностью контроля над государственным аппаратом, обусловливающая в целом неэффективное использование ресурсов. Рекомендуемая литература а) основная: 1. Ахинов А.Г., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008.- 345 с. 2. Экономика общественного сектора: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению "Экономика" и экономическим специальностям / [В. Д. Андрианов и др.]; под ред. д-ра экон. наук П. В. Савченко, д-ра экон. наук И. А. Погосова, д-ра экон. наук Е. Н. Жильцова; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Ин-т экономики РАН. - Москва: Инфра-М, 2010. - 763 с. 3. Экономика, организация и управление общественным сектором: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика» и экономическим специальностям/ Н.А. Восколович, Е.Н. Жильцов, С.Д. Еникеева; под. ред. Н.А. Восколович. – М..: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 367с. 4. Масгрейв Ричард А., Масгрейв Пегги Б. Государственные финансы: теория и практика/ Пер. с англ. – М.: Бизнес Атлас, 2009.-716с
б) дополнительная:
1. Ахинов Г.А. Основы экономики общественного сектора: Курс лекций. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2003. С. 43- 54. 2. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Теория социально-экономических трансформаций (Прошлое, настоящее и будущее экономик «реального социализма» в глобальной постиндустриальном мире): Учебник для студентов экономических специальностей. М.: ТЕИС, 2003. С. 167-183. 3. Князев Ю. Современный взгляд на теорию социальной рыночной экономики // Общество и экономика. 2004. № 5-6. 4. Нестеренко А. Социальная рыночная экономика: концептуальные основы, исторический опыт, уроки для России // Вопросы экономики. 1998. № 8. 5. Тарасова С.В. Экономическая теория благосостояния. М. ЮНИТИ-ДАНА, 2001. Гл. 6. (С. 147-174). 6. Цветков В., Джумов А. Государственная собственность и эффективность экономики// Экономист. 2007. № 4. С.27-36 7. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика: (власть и бизнес) / Отд. Экон. РАН. М.: ОАО «Издательство экономика», 1999. С.88-203 8. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. М.:ГУ ВШЭ, 2000. С. 23-27.
Тема 3. Провалы рынка: монополизация, внешние эффекты, асимметрия информации Монополистическое производство и государственная политика. Неэффективность монополии. Естественная монополия. Равновесие естественной монополии и общественный оптимум. Внешние эффекты. Типы внешних эффектов и их корректировка. Внешние эффекты в потреблении и в производстве. Перевод внешних эффектов во внутренние. Теорема Коуза. Политический механизм и внешние эффекты. Асимметричность информации.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |