Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обмен голосами. Группы специальных интересов




Методические комментарии

Тема 11. Поведение субъектов политики в условиях демократического государства

Избиратели и политики. Экономические основы политического механизма в общественном секторе.

Представительная демократия. Обмен голосами. Группы специальных интересов. Политический деловой цикл. Бюрократия и неэффективность. Базовые экономические модели бюрократии: модель Нисканена, модель Таллока, модель Бретон-Бреннан-Бьюкенен.

Изъяны государства. Понятие политической ренты и коррупции. Методы борьбы с рентоориентированным поведением.

Представительная демократия обладает рядом несомненных преимуществ. Она, в частности, с успехом использует выгоды общественного разделения труда. Избранные депутаты специализируются на принятии решений по определенным вопросам. Законодательные собрания организуют и направляют деятельность исполнительной власти, следят за претворением принятых решений в жизнь. В то же время при представительной демократии возможно принятие решений, не соответствующих интересам и чаяниям большинства населения, весьма далеким от модели медианного избирателя.

Создаются предпосылки для принятия решений в интересах узкой группы лиц. Разнообразные способы влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения называют лоббизмом. Лоббисты разъясняют позицию группы специальных интересов, стремясь представить ее в наиболее выгодном свете, устраивают пропагандистские кампании и привлекают на свою стороны влиятельных чиновников и политиков

Большие охватывающие группы обладают слабой способностью к самоорганизации, малые группы в этом отношении их превосходят. В случае действий хорошо организованных групп значительные средства тратятся на перераспределительную активность. Олсон показал, что их деятельность ведет к замедлению экономического роста.

1) возникают потери, связанные с дестимулированием усилий,

2) лоббирование требует затрат,

3) наличие организованных групп замедляет адаптацию индивидов к меняющимся условиям развития экономики.

Влияние групп специальных интересов способно блокировать положительные изменения.

Если предметами общественного выбора становятся варианты решения сразу нескольких самостоятельных вопросов, то может сложиться ситуация, когда участники выбора могут прибегнут к обмену голосами или логроллингу (практика взаимной поддержки путем торговли голосами)

Каждый депутат выбирает важнейшие для его избирателей вопросы и стремится получить необходимую поддержку со стороны других депутатов. Поддержку по своим вопросам депутат покупает, отдавая взамен свой голос в защиту проектов своих коллег.

Обмен голосами в конечном итоге сводится к перераспределению голосов. Но это может провоцировать неустойчивые коалиции. Например, партия 3 может договориться с партией 1 о поддержке программы А (расходы административного аппарата) с условием голосовать против программы в (расходы на образование). Предметом общей договоренности может стать принятие третьей программы С, от которой выигрывали бы избиратели 3, но понесли потери избиратели 2 партии. Тогда партия 2 попыталась бы предложить 3 партии более выгодные условия. И т.д.

Кроме того, участники обмена голосами могут вводить друг друга в заблуждение, осуществляя тем самым стратегическое поведение:

4) участник может скрывать свою приверженность к какой-либо альтернативе, выдавая себя за ее противника. Он может потребовать уступок от ее сторонников.

5) Договоренность может быть нарушена в условиях тайного голосования.

Сторонники теории общественного выбора (Джеймс Бьюкенен и Гордон Таллок) не считают торговлю голосами отрицательным явлением[3]. С помощью логроллинга удается добиться более эффективного распределения ресурсов. Однако возможен и отрицательный эффект. Идя навстречу местным интересам, с помощью логроллинга правительство добивается одобрения крупного дефицита госбюджета, роста расходов на оборону и др. общенациональные интересы приносятся в жертву региональным выгодам.

Обмен голосами служит инструментом улучшения положения тех, кто его осуществляет. Если в обмене участвуют политические силы, представляющие все группы общества, то логроллинг ведет к Парето-улучшениям. Однако на практике логроллинг становится средством перераспределения. В таких случаях результаты обмена неустойчивы.

Основные понятия

Лоббирование – концентрация усилий группы интересов на формирование нужной им позиции не столько самих избирателей, сколько органов власти.

Рациональное неведение – разная, неоднородная степень ознакомления со всеми аспектами решаемых проблем.

Группа специальных интересов – совокупность агентов, которые характеризуются совпадением экономических интересов и н6а которых действуют избирательные стимулы для производства совместного коллективного блага.

Избирательные стимулы – стимулы, которые применяются к индивидуумам избирательно, в зависимости от того, вносят они вклад в обеспечение коллективным благом или нет.

Бюрократия – представляет собой государственный аппарат и его служащих.

Эффект порога – минимальное значение, которое необходимо превысить, чтобы избиратель участвовал в политическом процессе.

Экономика бюрократии – система организаций, удовлетворяющая как минимум двум критериям: не производит экономические блага, имеющие ценностную оценку, и, извлекает часть своих доходов из источников, не связанных с продажей результатов своей деятельности.

Поиск политической ренты – это стремление получить экономическую ренту с помощью политического процесса.

Политико-экономический цикл – цикл экономической и политической активности правительства между выборами.

«Бочонок с салом» - закон, включающий набор небольших локальных проектов.

Рекомендуемая литература

а) основная:

1. Ахинов А.Г., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008.- 345 с.

2. Экономика общественного сектора: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению "Экономика" и экономическим специальностям / [В. Д. Андрианов и др.]; под ред. д-ра экон. наук П. В. Савченко, д-ра экон. наук И. А. Погосова, д-ра экон. наук Е. Н. Жильцова; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Ин-т экономики РАН. - Москва: Инфра-М, 2010. - 763 с.

3. Экономика, организация и управление общественным сектором: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика» и экономическим специальностям/ Н.А. Восколович, Е.Н. Жильцов, С.Д. Еникеева; под. ред. Н.А. Восколович. – М..: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 367с.

4. Электронный учебник «Галерея экономистов» Теория общественного выбора http://gallery.economicus.ru/cgi-bin/g_framen.pl?type=school&search=pubchoice

б) дополнительная:

1. Аткинсон Э.Б.. Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора: Учебник /Пер. Под ред. Л.Л. Любимова. М., 1995. Л.10.

2. Бьюкенен Дж М. Конституция экономической политики. Расчет согласия. Границы свободы. границы олитики.я экономикойТЕИС, 1999. Гл. кая теория. т лекций. исторический опыт, уроки для России // Вопросы экономики. ие Сочинения. Серия: «Нобелевские лауреаты по экономике» Т. 1. М.: «Таурус Альфа», 1997. Гл. 3,4.

3. Курс экономической теории. Учебник – 5-е изд. дополненное и переработанное /Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А., Киров: «АСА», 2003.- 832с. Гл. 12.

4. Мильчакова Н. Игра по правилам: «Общественный выбор» Джеймса Бьюкенена // Вопросы экономики. - 1994.- № 6.

5. Нуреев Р.М. Теория общественного выбора. Курс лекций. М.: изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. с. 225-312.

6. Самуэльсон Пол Э., Нордхаус Вильям Д. Экономика: Пер. с англ.: 16-е изд. М., 2001. Гл. 16, 18

7. Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора. М.: МГУ, 1997. Гл. 6.

8. Электронная книга Хайек Ф. Индивидуализм и экономический порядок. — М.: Изограф, 2000. — 256 с.//http://libertarium.ru/9935?NO_COMMENTS=1&PRINT_VIEW=1 –

9. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. М.:ГУ ВШЭ, 2000. Гл. 5.

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ № 3

1. Оцените преимущества и возможные недостатки от проведения референдумов как элемента избирательной системы. Считаете ли Вы, что в современном демократическом социальном государстве должна существовать развитая система прямой демократии.

2. Укажите любые четыре причины низкой явки избирателей на выборах.

3. Назовите любые четыре фактора, оказывающие влияние на выбор избирателя во время голосования




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 988; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.