Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические комментарии. Тема 12. Доходы общественного сектора




Тема 12. Доходы общественного сектора

Модуль 4 ОРГАНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

Комплексная цель модуля

Данный модуль представлены тремя темами «Доходы общественного сектора», «Расходы общественного сектора», «Развитие бюджетного федерализма». При рассмотрении этих вопросов особое внимание уделяется специфике формирования государственных доходов в современной экономике России, анализируется налоговая система, рассматриваются классификационные признаки всего многообразия налогов, определяются основные принципы построения налоговой системы. Особенное значение в данном учебном модуле отводится сущностным принципам построения бюджетной системы. Предметной областью данного раздела курса являются вопросы, связанные с представлением зарубежного опыта в реализации принципов бюджетного федерализма, анализ возможных инструментов преодоления низкого уровня жизни в условиях бюджетной децентрализации.

Цель модуля состоит в выявлении специфики формирования источников доходов и направлений расходов общественного сектора, в определении принципов построения бюджетной системы, в целом, и налоговой системы, в частности. Отдельной предметной областью данного модуля являются проблемы развития бюджетного федерализма и анализ возможных инструментов преодоления низкого уровня жизни в условиях бюджетной децентрализации.

Основы организации бюджетной систем и бюджетная политика. Основные источники государственных доходов. Виды налогов: специфические, стоимостные, прогрессивные, пропорциональные, регрессивные налоги. Маркированные и немаркированные налоги. Функции налогов в смешанной экономике. Структура государственных доходов в России. Основные принципы построения налоговой системы. Критерии оценки налоговых систем. Относительное равенство налоговых обязательств.

Распределение налогового бремени на конкурентных и монопольных рынках, на рынке труда. Налогообложение и излишек потребителя. Эффект замещения, эффект дохода и избыточное налоговое бремя. Компенсирующее воздействие налога. Оптимизация налогообложения. Правило Рамсея (обоснование). Оптимальное налогообложение и распределение доходов

Классификация налогов:

Все налоги, применяемые в практике, можно классифицировать по следующим критериям:

· субъект налогообложения,

· объект налогообложения,

· по источникам обложения,

· по направленности использования (целям взимания).

1) по субъектам налогообложения все применяемые в России налоги делятся на налоги с юридических лиц — когда налоги уплачиваются предприятиями, организациями, учреждениями, предпринимателями в случае оформления ими юридического лица, и на налоги с физических лиц, которые взимают с граждан и лиц без гражданства.

    1. с учетом объектов обложения различают прямые и косвенные налоги. Прямыми налогами облагаются доходы и имущество (налог на прибыль предприятия, подоходный налог с физических лиц), косвенными – ресурсы, деятельность, товары и услуги (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины).
    2. По источнику обложения различаются налоги с заработанных доходов: заработной платы, гонораров, доходов (прибыли) предприятий, и налоги с находящихся в собственности экономических субъектов ресурсов — налоги с дивидендов, процентов по вкладам, ресурсные платежи (плата за землю, за право пользование недрами).
    3. По целям взимания различают целевые налоги и нецелевые.

Целевые предназначены для финансирования конкретных программ общественных расходов. Их называют маркированными. Они зачисляются в государственные и муниципальные внебюджетные фонды.(платежи в фонды общественного страхования, местные целевые сборы на благоустройство территории). Если средства могут расходоваться по усмотрению органа, утверждающего бюджет, то такие налоги называются немаркированны е. К ним относятся налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий, подоходный налог, налог на имущество и т.д. Достоинством таких налогов является то, что они позволяют сохранять стабильность налоговой системы и осуществлять гибкую бюджетную политику путем перераспределения государственных доходов между различными направлениями их использования.

Важнейшим элементом налоговой системы являются также налоговые ставки. Именно посредством изменения их величины и видов, приспособления к циклическим колебаниям в экономике (высокие ставки для предотвращения инфляции и достаточно низкие для обеспечения занятости) можно сгладить их негативные последствия.

Налоговую ставку определяют как величину налога, приходящегося на единицу обложения (рубль дохода, гектар земли и т. п.).

Если налог исчисляется путем умножения ставки, выраженной в денежных единицах, на количество облагаемых товаров, выраженное в натуральных единицах, то такой налог называется специфическим.

Если налог исчисляется путем умножения ставки, выраженной в процентах, на величину стоимости товаров, услуг, работ, ресурсов, то такой налог называется стоимостным.

В зависимости от того, как изменяется удельный вес налогового платежа в доходе с увеличением последнего, различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные виды налоговых ставок.

Твердая ставка устанавливается в абсолютных суммах на единицу (объект) обложения независимо от размера дохода.

Пропорциональная ставка устанавливается как фиксированный процент с дохода независимо от его размера.

Прогрессивная ставка — это увеличивающаяся ставка по мере роста облагаемого дохода.

Регрессивная ставка устанавливается как уменьшающаяся по мере роста облагаемого дохода.

Долю дохода налогоплательщика называют нормой налогообложения.

Различают среднюю и предельную нормы налогообложения.

 

Рекомендуемая литература

а) основная:

1. Ахинов А.Г., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008.- 345 с.

2. Лаптев С.В. Основы теории государственных финансов: Учебное пособие. 2-е изд. перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010 – 255с.

3. Экономика общественного сектора: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению "Экономика" и экономическим специальностям / [В. Д. Андрианов и др.]; под ред. д-ра экон. наук П. В. Савченко, д-ра экон. наук И. А. Погосова, д-ра экон. наук Е. Н. Жильцова; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Ин-т экономики РАН. - Москва: Инфра-М, 2010. - 763 с.

4. Экономика, организация и управление общественным сектором: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика» и экономическим специальностям/ Н.А. Восколович, Е.Н. Жильцов, С.Д. Еникеева; под. ред. Н.А. Восколович. – М..: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 367с.

б) дополнительная:

 

1. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. М.:ГУ ВШЭ, 2000. Гл. 6.

2. Курс микроэкономики. Нуреев Р.М. 2-е изд., изм. - М.: НОРМА, 2002. — 572 с.

3. Самуэльсон Пол Э., Нордхаус Вильям Д. Экономика: Пер. с англ.: 16-е изд. М., 2001. Гл. 17.

4. Аткинсон Э.Б.. Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора: Учебник /Пер. Под ред. Л.Л. Любимова. М., 1995. Ч.1.

5. Стиглиц Д. Экономика государственного сектора. М., 1996.

6. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. - Экономика. М.:Дело, 1993.

7. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. М.: Финансы и статистика. 1992.

8. Курс экономической теории. Учебник – 5-е изд. дополненное и переработанное /Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А., Киров: «АСА», 2003.- 832с. Гл. 17.

9. Торкановский Е. Налоговая реформа в фокусе интересов населения, предприятий и государства / Вопросы экономики. N 6. 1993.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.