КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти как источники земельного праваОбщепризнанные нормы и принципы международного права, международные договоры как источники земельного права Общепризнанные нормы и принципы международного права, международные договоры также могут быть источниками земельного права. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ в случае противоречия между нормой российского законодательства и нормой международного договора применяются правила международного договора. Под общепризнанными принципами международного права понимаются основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. Это, например, принцип запрета военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, закрепленный Конвенцией от 10 декабря 1976 г. Под общепризнанными нормами международного права понимаются правила поведения, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательных. К ним относятся нормы о защите окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений, об экологически обоснованном рациональном использовании природных ресурсов, закрепленные декларациями и иными актами, имеющими рекомендательный характер. Международный договор понимается как международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом. Примером международного договора, применяющегося при регулировании имущественных отношений, связанных с землей, являются Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.), а также протоколы к ней. В частности, нормы Протокола № 1 к Конвенции регулируют отношения, связанные с правом собственности. Действие таких норм в полной мере распространяется и на отношения, связанные с правом собственности на землю. Федеральные законы. Основополагающим федеральным законом в области регулирования земельных отношений является Земельный кодекс РФ, который: определяет принципы земельного законодательства, источники земельного права, понятие земельных отношений, устанавливает полномочия РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в области регулирования земельных отношений; регулирует отношения, связанные с осуществлением имущественных прав на землю, их возникновением, ограничением и прекращением, закрепляет механизмы защиты прав на землю и порядок рассмотрения земельных споров; устанавливает мероприятия по охране земель, основные положения в области государственного управления земельным фондом — мониторинга земель, землеустройства, государственного земельного кадастра и контроля за использованием земель, а также платы за землю; закрепляет правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, земель поселений, земель промышленности и иного специального назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного фонда, земель водного фонда, земель запаса. Иные федеральные законы, входящие в состав земельного законодательства, регулируют отношения, связанные с оборотом земель сельскохозяйственного назначения; с разграничением государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность; с осуществлением функций государственного управления в области использования и охраны земель: государственного земельного кадастра, землеустройства, перевода земель из одной категории в другую. Нормы земельного права содержатся также в федеральных законах, не входящих в состав земельного законодательства. Так, в Лесном кодексе РФ закреплены нормы, касающиеся перевода лесных земель в нелесные, в Кодексе РФ об административных правонарушениях и Уголовном кодексе РФ установлены составы правонарушений, связанных с неправомерным использованием земель, и т.д. В случае несоответствия норм земельного права, содержащихся в таких законах, нормам ЗК РФ действуют нормы ЗК РФ. Особое внимание законодатель уделил случаю противоречия норм ГК РФ и ЗК РФ, регулирующих отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением земельными участками. В соответствии с п. 3 ст. 3 ЗК РФ нормы земельного законодательства имеют приоритет перед нормами гражданского законодательства. Законодательные акты СССР, содержащие нормы земельного права и действовавшие на территории РФ, со дня введения в действие ЗК РФ не применяются. Указы Президента РФ. Право Президента РФ на регулирование земельных отношений закреплено п. 1 ст. 2 ЗК РФ и может осуществляться путем издания нормативных указов. Полагаем, что в соответствии со ст. 86 Конституции такие указы могут касаться гарантий прав граждан на землю. Указы Президента РФ играли важную роль в регулировании земельных отношений в период с 1993 по 2001 г., когда было принято около пятнадцати основополагающих указов Президента РФ в данной области, в их числе Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю»; Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России». В настоящее время указы, регулирующие отношения, связанные с землей, принимаются крайне редко и касаются, как правило, признания утратившими силу принятых ранее указов либо изменения их отдельных норм. Основным из них является Указ Президента РФ от 25 февраля 2003 г. № 250 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента РФ». В случае противоречия ЗК РФ или иного федерального закона и указа Президента РФ, принятого после введения в действие ЗК РФ, т.е. после 30 октября 2001 г., действуют нормы федеральных законов, Действующие указы Президента РФ, изданные до введения в действие ЗК РФ, т.е. до 30 октября 2001 г., и регулирующие земельные отношения, применяются в части, не противоречащей ЗК РФ.
Акты Правительства РФ. Правительство РФ осуществляет регулирование земельных отношений путем издания постановлений, принимаемых на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Согласно п. 3 ст. 2 ЗК РФ Правительство РФ регулирует земельные отношения в пределах полномочий, определенных ЗК РФ, иными федеральными законами и указами Президента РФ. ЗК РФ закреплены полномочия Правительства РФ по регулированию: 1) отношений, связанных с охраной земель, в том числе установление порядка консервации земель; 2) отношений, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в государственной собственности; 3) отношений, связанных с государственным управлением в области использования и охраны земель, в том числе установление порядка осуществления государственного земельного контроля; 4) отношений, связанных с использованием земель промышленности, транспорта, иного специального назначения. Правительство РФ активно участвует в регулировании земельных отношений. В настоящее время приняты постановления Правительства РФ по большинству вопросов, отнесенных ЗК РФ к его компетенции, в их числе постановление Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. № 833 «О государственном земельном контроле», постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота» и др. В случае противоречия норм, содержащихся в постановлениях Правительства РФ, нормам ЗК РФ или иных федеральных законов действуют нормы федеральных законов. Действующие постановления Правительства РФ, изданные до введения в действие ЗК РФ и регулирующие земельные отношения, применяются в части, не противоречащей ЗК РФ.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2025; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |