Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти как источники земельного права




Общепризнанные нормы и принципы международного права, международные договоры как источники земельного права

Общепризнанные нормы и принципы международного права, международные договоры также могут быть источниками земель­ного права. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ в случае противо­речия между нормой российского законодательства и нормой меж­дународного договора применяются правила международного до­говора.

Под общепризнанными принципами международного права пони­маются основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. Это, на­пример, принцип запрета военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, закреп­ленный Конвенцией от 10 декабря 1976 г.

Под общепризнанными нормами международного права понима­ются правила поведения, принимаемые и признаваемые междуна­родным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательных. К ним относятся нормы о защите окружающей сре­ды на благо нынешнего и будущих поколений, об экологически обоснованном рациональном использовании природных ресурсов, закрепленные декларациями и иными актами, имеющими рекомен­дательный характер.

Международный договор понимается как международное согла­шение, заключенное Российской Федерацией с иностранным го­сударством (или государствами) либо с международной организа­цией в письменной форме и регулируемое международным правом. Примером международного договора, применяющегося при регу­лировании имущественных отношений, связанных с землей, явля­ются Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.), а также протоколы к ней. В частности, нормы Протокола № 1 к Конвенции регулируют отношения, связанные с правом собственности. Действие таких норм в полной мере распространяется и на отношения, связанные с правом собственности на землю.

Федеральные законы. Основополагающим федеральным законом в области регулирования земельных отношений является Земель­ный кодекс РФ, который:

определяет принципы земельного законодательства, источники земельного права, понятие земельных отношений, устанавливает полномочия РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в области регулирования земельных отношений;

регулирует отношения, связанные с осуществлением имуще­ственных прав на землю, их возникновением, ограничением и пре­кращением, закрепляет механизмы защиты прав на землю и поря­док рассмотрения земельных споров;

устанавливает мероприятия по охране земель, основные поло­жения в области государственного управления земельным фон­дом — мониторинга земель, землеустройства, государственного зе­мельного кадастра и контроля за использованием земель, а также платы за землю;

закрепляет правовой режим земель сельскохозяйственного на­значения, земель поселений, земель промышленности и иного спе­циального назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного фонда, земель водного фонда, земель за­паса.

Иные федеральные законы, входящие в состав земельного законо­дательства, регулируют отношения, связанные с оборотом земель сельскохозяйственного назначения; с разграничением государ­ственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность; с осу­ществлением функций государственного управления в области ис­пользования и охраны земель: государственного земельного кадаст­ра, землеустройства, перевода земель из одной категории в другую.

Нормы земельного права содержатся также в федеральных зако­нах, не входящих в состав земельного законодательства. Так, в Лес­ном кодексе РФ закреплены нормы, касающиеся перевода лесных земель в нелесные, в Кодексе РФ об административных правона­рушениях и Уголовном кодексе РФ установлены составы правона­рушений, связанных с неправомерным использованием земель, и т.д.

В случае несоответствия норм земельного права, содержащих­ся в таких законах, нормам ЗК РФ действуют нормы ЗК РФ. Осо­бое внимание законодатель уделил случаю противоречия норм ГК РФ и ЗК РФ, регулирующих отношения, связанные с владени­ем, пользованием и распоряжением земельными участками. В со­ответствии с п. 3 ст. 3 ЗК РФ нормы земельного законодательства имеют приоритет перед нормами гражданского законодательства.

Законодательные акты СССР, содержащие нормы земельного права и действовавшие на территории РФ, со дня введения в дей­ствие ЗК РФ не применяются.

Указы Президента РФ. Право Президента РФ на регулирование земельных отношений закреплено п. 1 ст. 2 ЗК РФ и может осуще­ствляться путем издания нормативных указов. Полагаем, что в со­ответствии со ст. 86 Конституции такие указы могут касаться га­рантий прав граждан на землю.

Указы Президента РФ играли важную роль в регулировании зе­мельных отношений в период с 1993 по 2001 г., когда было приня­то около пятнадцати основополагающих указов Президента РФ в дан­ной области, в их числе Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю»; Указ Пре­зидента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земель­ных отношений и развитии аграрной реформы в России».

В настоящее время указы, регулирующие отношения, связанные с землей, принимаются крайне редко и касаются, как правило, при­знания утратившими силу принятых ранее указов либо изменения их отдельных норм. Основным из них является Указ Президента РФ от 25 февраля 2003 г. № 250 «Об изменении и признании утративши­ми силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента РФ».

В случае противоречия ЗК РФ или иного федерального закона и указа Президента РФ, принятого после введения в действие ЗК РФ, т.е. после 30 октября 2001 г., действуют нормы федеральных зако­нов, Действующие указы Президента РФ, изданные до введения в действие ЗК РФ, т.е. до 30 октября 2001 г., и регулирующие земель­ные отношения, применяются в части, не противоречащей ЗК РФ.

 

Акты Правительства РФ. Правительство РФ осуществляет регу­лирование земельных отношений путем издания постановлений, принимаемых на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Согласно п. 3 ст. 2 ЗК РФ Правительство РФ регулирует земельные отношения в пределах полномочий, определенных ЗК РФ, иными федеральными закона­ми и указами Президента РФ.

ЗК РФ закреплены полномочия Правительства РФ по регулиро­ванию: 1) отношений, связанных с охраной земель, в том числе уста­новление порядка консервации земель; 2) отношений, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в государ­ственной собственности; 3) отношений, связанных с государствен­ным управлением в области использования и охраны земель, в том числе установление порядка осуществления государственного земель­ного контроля; 4) отношений, связанных с использованием земель промышленности, транспорта, иного специального назначения.

Правительство РФ активно участвует в регулировании земель­ных отношений. В настоящее время приняты постановления Пра­вительства РФ по большинству вопросов, отнесенных ЗК РФ к его компетенции, в их числе постановление Правительства РФ от 19 но­ября 2002 г. № 833 «О государственном земельном контроле», по­становление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 830 «Об ут­верждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота» и др.

В случае противоречия норм, содержащихся в постановлениях Правительства РФ, нормам ЗК РФ или иных федеральных законов действуют нормы федеральных законов. Действующие постанов­ления Правительства РФ, изданные до введения в действие ЗК РФ и регулирующие земельные отношения, применяются в части, не противоречащей ЗК РФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2025; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.