Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Владимир 2009




ПРИВЕДЕННЫХ ЗАДАНИЙ

 

 

 

Рассмотрено и одобрено на заседании

кафедры гражданско-правовых дисциплин

«25» февраля 2009 г.

Протокол № 12

 

 

Тренировочные задания по курсу земельное право

 

1. Под методикой решения учебных дел (задач) понимается система методических положений и приемов разбора конкретно­го учебного дела (задачи), которая должна обеспечить: а) пра­вильное решение дела по существу; б) юридическую обосно­ванность решения со ссылкой на конкретные правовые нормы; в) учет сложившейся судебной практики; г) логичность и пос­ледовательность изложения доводов, каждый из которых дол­жен отталкиваться от предыдущего (базироваться на нем, быть связанным с ним и т.п.); д) максимально краткую и точную формулировку промежуточных выводов и итогового решения (ответов на поставленные вопросы).

2.К основным методическим положениям и приемам, необ­ходимым для решения учебного дела, относятся следующие:

2.1. Прежде чем приступать к решению дела, установите ха­рактер возникших правоотношений.

2.2. С учетом характера и видов правоотношений определи­те круг нормативных правовых актов, подлежащих применению.

2.3. Определите круг материалов судебной практики по данной категории дел по принципу: «если не нашел ответ в за­коне - попытайся найти его в судебной практике; если закон требует пояснений — поясни его примером из судебной практи­ки».

2.4. Определите теоретические основы решения дела. Сос­тавьте перечень литературных источников, минимально необходимых для усвоения теоретических положений для правильного решения учебного дела.

2.5. Сформулируйте основные положения в обоснование ка­кого этапа решения дела и ответов на поставленные вопросы. Обоснуйте их ссылками на закон и судебную практику. Логически правильно расположите их.

2.6. Кратко и четко сформулируйте промежуточные вьгводЬ1 (по отдельным вопросам), а затем итоговые (как правило, они должны совпадать с ответами на поставленные в учебном деле во­просы).

2.7. Подготовьте материалы, оформляющие (завершающим решение учебного дела (задачи), а именно проекты актов органов исполнительной власти, судебной власти.

2.8. Составьте перечень основных нормативных правовых актов, минимально необходимых для решения учебного дела (задачи).

Каждый преподаватель вправе сформировать иную (свою) систему методических положений и приемов решения учебного дела (задачи) при условии, что ее использование позволяет дос­тичь цели и задач практического занятия.

3. Применение методики к решению «пробного» учебного дела (задачи).

Для первого применения методики целесообразно подобрать «пробное» учебное дело (задачу), в основу которого положено ре­альное дело из практики проведения экологических экспертиз, практики судов, арбитражных судов, решение по которому из­вестно, не оспаривается, опирается на общепризнанные теорети­ческие положения.

Условия «пробного» учебного дела (задачи) лучше заранее довести до студентов в качестве домашнего задания (через инспе­ктора курса, лектора и т.п.).

Прежде чем применять методику к решению «пробного» учебного дела (задачи), нужно предоставить студентам возмож­ность: а) предложить свое решение этого дела (задачи); б) сфор­мулировать основные методические правила (приемы), которые они при этом использовали. В дальнейшем это поможет нагляд­но сравнивать различные подходы к решению учебных дел (за­дач), иллюстрировать наиболее типичные ошибки.

 

ОБРАЗЦЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

Задача 1

В соответствии с Постановлением Правительства РФ было подписано соглашение с Международным банком реконструкции и развития о безвозмездном гранте для финансирования Проекта «Сохранение биоразнообразия» в размере 20,1 млн долл. США.

Фирма, которой было поручено текущее администрирование Проекта, объявила тендер (конкурс) на участие в выполнении ра­бот по Проекту. При уточнении технического задания на выпол­нение работ по подразделу Проекта «Современная нормативная база охраны и рационального использования ресурсов живой природы и биоразнообразия» между экспертами возникли разно­гласия в отношении содержания терминов «биологическое разно­образие» и «биологические ресурсы» (далее - «биоразнообразие», «биоресурсы»).

Первый эксперт считал, что эти термины следует понимать исходя из духа и буквы Национального доклада Российской Фе­дерации «Сохранение биологического разнообразия в России: вы­полнение Россией обязательств по Конвенции о биологическом разнообразии» 1997 г. Эксперт ссылался на то, что согласно вве­дению к данному документу «...авторы избегали использования Неофициальной информации, по ключевым вопросам сохранения биоразнообразия были привлечены специалисты и материалы из Министерств и ведомств, которые отвечают на национальном Уровне за отдельные аспекты проблемы, в том числе из Минсель­хозпрода России, Госкомэкологии России, Рослесхоза, РАН, Госкомзема России, Миннауки России и др.».

Второй эксперт призывал использовать устоявшиеся науч­ные термины и определения, ссылаясь, в частности на работу "Ф. Реймерса.

Третий эксперт указывал, что цели и характер исследований имеют правовую направленность (обнаружение пробелов в законодательстве, обоснование рекомендаций органам исполнитель, ной власти по его применению и пр.). Следовательно, единст­венно возможным путем является опора на так называемое «легальные», т. е. сформулированные в законе, термины и определения. При этом он ссылался на то, что: а) такие определения имеются в Конвенции «О сохранении биоразнообразия» от 5 ию­ня 1992 г.; б) Конвенция вступила в силу в 1993 г.; в) Россия в 1995 г. ее ратифицировала и, следовательно, данная конвенция стала частью правовой системы России, источником права.

Является ли названный Национальный доклад, иные аналогич­ные документы (например, ежегодные Государственные доклады о состоянии окружающей среды) источниками земельного права?

Является ли источником земельного права Конвенция «О со­хранении биоразнообразия» 1992 г. и иные международные договоры?

Какое определение терминов «биоресурсы» и «биоразнообразие» в данной (или аналогичной) ситуации предложили бы Вы?

Решение

1. Установление характера правоотношений. Можно разли­чить следующие виды правоотношений: а) связанных с порядком подготовки актов органов федеральной исполнительной власти, признаваемых источниками российского права, в том числе зе­мельного; б) связанных с признанием международных договоров источниками права; в) связанных с признанием конкретного ме­ждународного договора источником земельного права; г) эколо­гические (в широком смысле слова), а в их числе — связанные с сохранением биоресурсов и биоразнообразия.

2. Определение круга нормативных правовых актов, подлежа­щих применению. Исходя из определения характера правоотноше­ний для решения данного спора необходимо использовать следу­ющие группы нормативных правовых актов:

 

2.1. Конституцию Российской Федерации 1993 г. как акт. обладающий высшей юридической силой, прямым действием и применяющийся на всей территории Российской Федерации.

2.2. Акты, определяющие порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной вла­сти, а именно: Правила подготовки нормативных правовых ак­тов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации 1997 г. (далее - Правила подготовке нормативных правовых актов федеральных органов исполни­тельной власти).

2.3.Акты, определяющие место международных договоров российской Федерации в системе российского права, порядок их заключения, ратификации и вступления в силу.

2.4.Акты, устанавливающие факт признания Российской федерацией конкретного международного договора частью пра­вовой системы РФ, источником национального права, в том числе земельного.

2.5.Акты экологического (в широком смысле слова) законо­дательства, а именно: Федеральный закон «Об охране окружаю­щей среды» 2002 г.; Земельный кодекс РФ 2001 г., Закон РФ «О недрах» 1992 г. в ред. 1995 г.; Водный кодекс Российской Феде­рации 2006г.; Федеральный закон «О животном мире» 1995 г.; Лесной кодекс Российской Федерации 2006г. и др.

3. Определение теоретических основ решения спора. Теорети­ческой основой решения данного спора являются три группы на­учных положений.

3.1. Первая из них касается понятия «источник права». Оно в теории права традиционно рассматривается в двух значениях, как собственно источник права (место нахождения норм права, «резервуар», в котором они пребывают) и как форма права (то, в чем норма права выражается внешне, в объективной реальности; то, что придает ей формальную определенность, стабильность и пр.). При этом подчеркивается, что термин «форма права» явля­ется менее удачным, так как является весьма многозначным), что оба этих термина могут употребляться в одном и том же значе­нии1. Таким образом, в теории права под юридическими источ­никами или формами права понимаются официальные формы выражения и закрепления (а также изменения или отмены) пра­вовых норм, действующих в данном государстве.

3.2. Вторая группа относится к понятию «источник земель­ного права». Это понятие является частным по отношению к Понятию «источник права». В силу этого ему присущи все основ­ные общие черты источников российского права. Однако оно об­ладает рядом особенностей (далее идет изложение основных по­ложений со ссылкой на любой доступный источник, лучше - на Учебник земельного права МГУ или иной учебник и (или) моно­графию).

3.3. Третья группа относится к понятию международного до­говора, порядку распространения содержащихся в нем правил для регулирования национальных отношений, в данном случае -земельных (далее идет изложение основных положений со ссыл­кой на любой доступный источник, лучше на учебник по теории права, международного права или монографию - по аналогии с п. З.1.).

4. Определение круга материалов судебной практики по данной категории споро в. Материалов, характеризующих судебную прак­тику по данным вопросам, не найдено.

5. Обоснование решения спора и или ответов на поставленные вопросы. С учетом: а) определения и уточнения характера воз­никших правоотношений; б) выбора соответствующих норматив­ных правовых актов; в) опираясь на имеющиеся в теории права взгляды по возникшим проблемам предлагается следующее решение возникшего спора:

5.1. Применительно к вопросу: Являются ли названный На­циональный доклад, иные аналогичные документы (например, ежегодные государственные доклады о состоянии окружающей среды) источниками земельного права?

5.1.1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 15) правовую систему Российской Федерации образуют: а) Конституция Российской Федерации как акт, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и применяющийся на всей территории Российской Федерации; б) законы и иные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, в) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

При этом: а) законы подлежат официальному опубликова­нию; неопубликованные законы не применяются; б) любые нор­мативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обя­занности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения; в) если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

5.1.2. Как следует из материалов дела, Национальный доклад был подготовлен рядом федеральных органов исполнительной власти и является совместным актом этих органов, подготовленным в рамках выполнения обязательств Российской Федерации по Конвенции о биологическом разнообразии, во исполнение Постановления Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 669 «О мерах по выполнению Конвенции о биологическом разнообра­зии» (СЗ РФ, 1995, № 28, ст. 2690).

Согласно п. 1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (да­лее - нормативные правовые акты) издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Пре­зидента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

Согласно п. 2 названных Правил нормативные правовые ак­ты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструк­ций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Таким образом, анализируе­мые Правила содержат исчерпывающий перечень форм («видов») нормативных правовых актов. Такой формы («вида») как «док­лад» они не содержат.

Исследуемое Положение содержит также ряд специальных правил принятия, опубликования и регистрации нормативных правовых актов (пп. 3-9, 10-19). Рассматриваемый Доклад этим правилам не соответствует.

Следовательно, хотя названный Национальный доклад и издан на основе и во исполнение указанного выше постановле­ния Правительства и опубликован, но по форме («виду»), про­цедурам принятия, опубликования и регистрации он не может быть признан нормативным правовым актом - источником права.

5.2. Применительно к вопросу: Является ли источником зе­мельного права Конвенция «О сохранении биоразнообразия» 1992 г. и иные международные договоры?

5.2.1.Конвенция вступила в силу в 1993 г.

5.2.2.Федеральным законом от 17 февраля 1995 г. «О рати­фикации Конвенции о биологическом разнообразии» названная Конвенция была ратифицирована и вступила в силу для Россий­ской Федерации.

5.2.3.Согласно Федеральному закону от 15 июля 1995 г. «О Международных договорах Российской Федерации» (ст. 31) меж­дународный договор подлежит выполнению Российской Феде­рацией с момента вступления его в силу для Российской Федерации.

5.2.4. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 15) такие международные договоры Российской Федерации являют­ся составной частью ее правовой системы.

Следовательно, Конвенция «О сохранении биоразнообра­зия» 1992 г. подлежит выполнению Российской Федерацией, яв­ляется составной частью ее правовой системы и применительно к данному спору — источником земельного права.

5.3. Применительно к вопросу: Какое определение терминов «биоресурсы» и «биоразнообразие» в данной (или аналогичной) ситуации предложили бы Вы?

В данной ситуации наиболее правильным было бы исполь­зование определений, данных в Конвенции о биологическом раз­нообразии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 763; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.