Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарии 2 страница. [35]Папагено – персонаж из оперы Моцарта «Волшебная флейта», птицелов, носивший одежду из птичьих перьев




 

[35]Папагено – персонаж из оперы Моцарта «Волшебная флейта», птицелов, носивший одежду из птичьих перьев. – 85.

 

[36]Маркс имеет в виду книгу: G. Hugo. «Lehrbuch des Naturrechts, als einer Philosophie des positiven Rechts, besonders des Privatrechts» (Г. Гуго. «Учебник естественного права, как философии позитивного права, в особенности – частного права»). – 86.

 

[37]Речь идёт о статье немецкого реакционного юриста Савиньи, написанной им в 1838 г. к пятидесятилетнему юбилею присвоения Гуго степени доктора юридических наук. – 86.

 

[38]Имеется в виду обычай, существовавший ранее у одной из сословно‑кастовых групп Индии – раджпутов. – 87.

 

[39]Этот раздел статьи Маркса не был допущен цензурой к опубликованию. Печатается по копии рукописи. – 89.

 

[40]Маркс имеет в виду проповедь «свободы любви» в произведениях некоторых писателей‑младогерманцев.

«Молодая Германия» – литературная группа, возникшая в 30‑х годах XIX в. в Германии и находившаяся под влиянием Гейне и Бёрне. Отражая в своих художественных и публицистических произведениях оппозиционные настроения мелкой буржуазии, писатели «Молодой Германии» (Гуцков, Винбарг, Мундт и др.) выступали в защиту свободы совести и печати. Взгляды младогерманцев отличались идейной незрелостью и политической неопределённостью; вскоре большинство из них выродилось в заурядных буржуазных либералов. – 90.

 

[41]Намёк на книгу F. К. Savigny. «Vom Beruf unsrer Zeit fur Gesetzgebung und Rechtswissenschaft». Heidelberg, 1814 (Ф. К. Савиньи. «О призвании нашего времени в области законодательства и юриспруденции». Гейдельберг, 1814) и на назначение Савиньи в 1842 г. министром по пересмотру законов. – 91.

 

[42]«Kolnische Zeitung» («Кёльнская газета») – немецкая ежедневная газета, под данным названием выходила в Кёльне с 1802 года. В 30‑х и начале 40‑х годов XIX в. выступала в защиту католической церкви против господствовавшего в прусском государстве протестантизма. «Kolnische Zeitung», политическим редактором которой в 1842 г. стал реакционный публицист Гермес – тайный агент прусского правительства, вела яростную борьбу против «Rheinische Zeitung» редактируемой Марксом. – 93.

 

[43]Маркс цитирует Лукиана по изданию: «Griechische Prosaiker in neuen Ubersetzungen». Funftes Bandchen, Stuttgart, 1827, S. 176 («Греческие прозаики в новых переводах». Пятая книжка, Штутгарт, 1827, стр. 176). – 94.

 

[44]Веды – древнейшие памятники индийской литературы и религии, написанные стихами и прозой; создавались на протяжении ряда веков – не позднее 6 в. до н. э. – 100.

 

[45]Речь идёт о Конституционной хартии (Charte constitutionnelle), принятой после буржуазной революции 1830 г. во Франции и являвшейся основным законом Июльской монархии. – 102.

 

[46]Шекспир. «Король Лир», акт II, сцена вторая. – 104.

 

[47]Намёк на участие редактора «Kolnische Zeitung» Гермеса в молодости в оппозиционном движении немецкого студенчества. – 104.

 

[48]Корибанты – жрецы культа богини Кибелы; кабиры – жрецы культа древнегреческих богов – кабиров. Корибанты и кабиры отождествлялись в Малой Азии с критскими куретами – жрецами матери Зевса, богини Реи. Согласно мифу, куреты ударами мечей о щиты заглушали крик новорождённого Зевса. – 106.

 

[49]Маркс имеет в виду ожесточённую полемику реакционной немецкой прессы против философской критики религии; начало этой критике было положено книгой Штрауса «Жизнь Иисуса» (D. F. Straus. «Das Leben Jesu»), первый том которой вышел в свет в 1835 г., второй – в 1836 году. – 106.

 

[50]«Hamburger Korrespondent» – сокращённое название газеты «Staats und Gelehrte Zeitung des Hamburgischen unparteiischen Korrespondenten» («Политическая и научная газета гамбургского беспристрастного корреспондента»). В 40‑х годах XIX в. газета выходила ежедневно, имела реакционно‑монархическое направление. – 106.

 

[51]«Deutsche Jahrbucher» – сокращённое название литературно‑философского журнала левых гегельянцев «Deutsche Jahrbucher fur Wissenschaft und Kunst» («Немецкий ежегодник по вопросам науки и искусства»). Журнал издавался в Лейпциге под редакцией А. Руге с июля 1841 года. Ранее (1838–1841) журнал выходил под названием «Наитию Jahrbucher fur deutsche Wissenschaft und Kunst» («Галлеский ежегодник по вопросам немецкой науки и искусства»). Перенесение местопребывания редакции из прусского города Галле в Саксонию и перемена названия журнала были вызваны угрозой запрещения «Hallische Jahrbucher» в пределах Пруссии. Но и под новым названием журнал просуществовал недолго. В январе 1843 г. журнал «Deutsche Jahrbucher» был закрыт саксонским правительством и запрещён постановлением Союзного сейма на всей территории Германии. – 106.

 

[52]«Konigsberger Zeitung» – сокращённое название ежедневной газеты «Koniglich‑Preusische Staats‑Kriegs‑ und Friedens‑Zeitung» («Королевско‑прусская газета по государственным, военным и мирным вопросам»); под этим названием выходила в Кёнигсберге с 1752 по 1850 год. В 40‑х годах XIX в. – прогрессивная буржуазная газета. – 112.

 

[53]Речь идёт о корреспонденции из Берлина от 21 августа 1842 г., перепечатанной в «Rheinische Zeitung» № 273 от 30 сентября 1842 г. из журнала Вейтлинга «Die junge Generation» («Молодое поколение») за сентябрь 1842 года. – 114.

 

[54]Маркс имеет в виду памфлет «Величайшая деградация аугсбургской «Allgemeine Zeitung»», напечатанный в 1842 г. в 1 и 2 выпусках журнала «Mefistofeles».

«Mefistofeles. Revue der deutschen Gegenwart in Skizzen und Umrissen» («Мефистофель. Обзор немецкой современности в очерках и набросках») – журнал, издававшийся в 1842–1844 гг. немецким буржуазным литератором Ф. Штейнманом; всего вышло 5 выпусков. – 114.

 

[55]Речь идёт о десятом конгрессе учёных Франции, происходившем в Страсбурге с 28 сентября по 9 октября 1842 года. На конгрессе присутствовали учёные из Германии, Швейцарии, Англии, Бельгии, России и других стран. На одной из секций конгресса обсуждались предложения фурьеристов по улучшению социального положения неимущих классов. Участники конгресса рассматривали вопрос о положении трудящихся с буржуазно‑филантропических позиций. – 115.

 

[56]Автономисты – так называли представителей бывших владетельных княжеских и графских семей, за которыми на основании Союзного акта 1815 г. сохранялась автономия в смысле права распоряжения своими наследственными владениями по собственному усмотрению, независимо от общего законодательства по вопросам наследства, опеки и т. д. – 117.

 

[57]Вторая статья Маркса о дебатах шестого рейнского ландтага не была допущена цензурой к опубликованию, рукопись её не сохранилась. В письме к Руге 9 июля 1842 г. Маркс писал: «Моя вторая статья о ландтаге, касающаяся вопроса о церковной смуте, вычеркнута цензурой. Я показал в этой статье, как защитники государства стали на церковную точку зрения, а защитники церкви – на государственную». «Церковная смута» – см. примечание 7. – 119.

 

[58]«Дебаты шестого рейнского ландтага (статья третья). Дебаты по поводу закона о краже леса». В этой статье Маркс впервые выступает в защиту материальных интересов народных масс. Работа над этой статьёй дала первый толчок занятиям Маркса политической экономией. Об этом Маркс писал в предисловии к своей работе «К критике политической экономии» (1859): «В 1842–1843 гг. мне как редактору «Rheinische Zeitung» пришлось впервые высказываться о так называемых материальных интересах, и это поставило меня в затруднительное положение. Обсуждение в рейнском ландтаге вопросов о краже леса и дроблении земельной собственности, ведомственная полемика, в которую г‑н фон Шапер, тогдашний обер‑президент Рейнской провинции, вступил с «Rheinische Zeitung» по вопросу о положении мозельских крестьян, наконец, прения о свободе торговли и покровительственных пошлинах дали первые толчки моим занятиям экономическими вопросами». – 119.

 

[59]Маркс имеет в виду уголовное уложение Карла V (Constitutio criminalis Carolina), принятое рейхстагом в Регенсбурге в 1532 году; это уложение отличалось крайней жестокостью наказаний. – 121.

 

[60]Montesquieu. «De l'esprit des lois». Tome premier, livre sixieme, chapitre XII (Монтескьё. «О духе законов». Том первый, книга шестая, глава XII). – 122.

 

[61]Имеются в виду так называемые «варварские правды» («leges barbarorum»), составленные в V–IX вв. и представлявшие собой запись обычного права различных германских племён (франков, фризов и др.). – 127.

 

[62]Шекспир. «Венецианский купец», акт IV, сцена первая. – 132.

 

[63]«Le National» («Национальная газета») – французская ежедневная газета, выходила в Париже с 1830 по 1851 г.; в 40‑х годах – орган умеренных, буржуазных республиканцев. – 133.

 

[64]Патримониальная юрисдикция – феодальное право помещика судить и подвергать наказанию своих крестьян. – 133.

 

[65]Гёте. «Рейнеке‑Лис», песнь шестая. – 143.

 

[66]Шекспир. «Венецианский купец», акт IV, сцена первая. – 154.

 

[67]Упоминаемый Марксом факт имел место во время осады Антверпена в 1584–1585 гг. войсками испанского короля Филиппа II, подавлявшими восстание Нидерландов против абсолютистской Испании. – 155.

 

[68]«Парламент святых» – имеется в виду созванный в июле и распущенный в декабре 1653 г. Кромвелем Малый парламент, в состав которого вошло много представителей местных религиозных общин, облекавших свою критику политики Кромвеля в религиозно‑мистическую форму и получивших насмешливое прозвище «святых». – 156.

 

[69]Тидунг – область на острове Борнео. – 158.

 

[70]Намёк на обсуждение шестым рейнским ландтагом законопроекта о нарушении правил об охоте, лишавшего крестьян права охотиться даже на зайцев. – 160.

 

[71]В настоящей статье К. Маркс подверг критике проект закона о разводе, составленный в 1842 г. под руководством Савиньи. Подготовка и обсуждение в правительственных сферах законопроекта о разводе были окружены глубочайшей тайной. Тем не менее 20 октября 1842 г. «Rheinische Zeitung» опубликовала проект закона и тем самым положила начало широкой публичной дискуссии о законопроекте на страницах «Rheinische Zeitung», «Leipziger Allgemeine Zeitung» и других газет. Опубликование проекта закона о разводе и решительный отказ редакции «Rheinische Zeitung» назвать лицо, приславшее текст законопроекта, было одной из причин запрещения «Rheinische Zeitung». – 161.

 

[72]Из редакционного примечания к статье «Проект нового закона о браке», опубликованной в приложении к «Rheinische Zeitung» № 319 от 15 ноября 1842 года. – 162.

 

[73]G. W. F. Hegel. «Grundlinien der Philosophie des Rechts». Zusatz zu § 163 (Г. В. Ф. Гегель. «Основы философии права». Добавление к § 163). – 163.

 

[74]«Leipziger Allgemeine Zeitung» («Лейпцигская всеобщая газета») – немецкая ежедневная газета, выходила с 1837 года. В начале 40‑х годов XIX в. – прогрессивная буржуазная газета. Была запрещена в пределах Пруссии кабинетским указом от 28 декабря 1842 г., в Саксонии выходила до 1 апреля 1843 года. Заглавие статьи дано Институтом Маркса – Энгельса – Ленина – Сталина. – 165.

 

[75]«Elberfelder Zeitung» («Эльберфельдская газета») – немецкая ежедневная газета, выходила в Эльберфельде с 1834 по 1904 год. В 30 – 40‑х годах XIX в. имела консервативное направление. – 169.

 

[76]«Dusseldorfer Zeitung» («Дюссельдорфская газета») – немецкая ежедневная газета, под этим названием выходила в Дюссельдорфе с 1826 по 1926 год. В 40‑х годах XIX в. газета имела буржуазно‑либеральное направление. – 169.

 

[77]Имеется в виду «Rhein‑ und Mosel‑Zeitung» («Рейнско‑мозельская газета») – ежедневная реакционная католическая газета, выходившая в Кобленце с 1831 по 1850 год. – 170.

 

[78]Речь идёт о событиях, связанных с отменой конституции королём Ганновера в 1837 году. Этот акт произвола вызвал протест семи либеральных профессоров Гёттингенского университета (братьев Гримм, Дальмана, Гервинуса, Эвальда, Альбрехта и Вебера), которые были смещены за это со своих должностей; некоторые из них были высланы. Ганноверские события вызвали широкий отклик во всей Германии. «Leipziger Allgemeine Zeitung» выступала в защиту гёттингенских профессоров. – 170.

 

[79]«Munchener politische Blatter» – сокращённое название выходившего с 1838 г. в Мюнхене клерикального журнала «Historisch‑politische Blatter fur das katholische Deutschland» («Историко‑политические записки для католической Германии»). В 40‑х годах XIX в. журнал выступал в защиту католической церкви против господствовавшего в прусском государстве протестантизма. – 170.

 

[80]«Осы» («Les Guepes») – сатирический ежемесячник, издавался с 1839 г. в Париже французским мелкобуржуазным публицистом Альфонсом Карром. – 170.

 

[81]Маркс называет здесь именем мифической иерусалимской пророчицы аугсбургскую «Allgemeine Zeitung». – 173.

 

[82]Имеется в виду письмо мелкобуржуазного демократа, поэта Г. Гервега Фридриху‑Вильгельму IV, написанное в связи с тем, что прусское правительство запретило распространять в пределах Пруссии проектируемый Гервегом ежемесячный радикальный журнал «Der deutsche Bote aus der Schweiz» («Немецкий вестник из Швейцарии»). Письмо Гервега было опубликовано «Leipziger Allgemeine Zeitung» 24 декабря 1842 г., после чего был издан кабинетский указ о запрещении этой газеты, и Гервег был выслан из Пруссии. – 174.

 

[83]Речь идёт о статье «Прусская пресса», напечатанной в «Rheinische Zeitung» № 6 от 6 января 1843 года. – 174.

 

[84]Имеются в виду сословные комиссии провинциальных ландтагов, учреждённые в Пруссии в 1841 году. Избранные провинциальными ландтагами из своего состава (по сословиям), эти комиссии образовали объединённый совещательный орган – «Соединённые комиссии». С помощью этого органа, являвшегося лишь фикцией представительного учреждения, Фридрих‑Вильгельм IV рассчитывал ввести новые налоги и получить заём. – 176.

 

[85]Мольер. «Докучные», акт I, явление пятое. – 177.

 

[86]Маркс имеет в виду книгу Лючилио Ванини «Амфитеатр вечного провидения» («Amphitheatrum aeternae providentiae»), опубликованную на латинском языке в 1615 году. – 178.

 

[87]Voltaire. «La Bible enfin expliquee». – 178.

 

[88]Шекспир. «Генрих IV», часть I, акт III, сцена первая. – 178.

 

[89]Лессинг. «Притча». – 184.

 

[90]В настоящей статье К. Маркс выступает в защиту положений, выдвинутых в анонимных статьях мозельского корреспондента «Rheinische Zeitung» – мелкобуржуазного демократа, юриста П. Й. Кобленца, – который был обвинён обер‑президентом Рейнской провинции фон Шапером в извращении фактов и клевете на правительство. Так как Кобленц не сумел достаточно глубоко и всесторонне обосновать положения, содержавшиеся в его статьях, и опровергнуть, таким образом, выдвинутые против него обвинения, – эту задачу взял на себя Маркс. Опираясь на собранный им обширный материал о бедственном положении крестьян‑виноделов примозельского края, Маркс выступил от имени мозельского корреспондента с резкой критикой социально‑политического строя Пруссии. Из намеченных пяти рубрик ответа (см. настоящий том, стр. 190) Марксу удалось осветить в газете только две. Написанное Марксом продолжение было запрещено цензурой. Рукопись не сохранилась. Опубликование статьи в защиту мозельского корреспондента явилось одной из основных причин правительственного постановления от 19 января 1843 г. о закрытии «Rheinische Zeitung» с 1 апреля 1843 г. и о введении для неё на оставшийся срок особо строгой цензуры. – 187.

 

[91]Работа Маркса «К критике гегелевской философии права», написанная в Крейцнахе летом 1843 г., сохранилась в виде 39 рукописных листов, пронумерованных Марксом римскими цифрами. Первый лист рукописи до нас не дошёл. В рукописи даётся развёрнутый критический анализ §§ 261–313 работы Гегеля «Основы философии права» («Grundlinien der Philosophie des Rechts»). Эти параграфы относятся к тому разделу книги Гегеля, в котором трактуется вопрос о государстве. О выводах, сделанных Марксом в результате критического анализа взглядов Гегеля, Энгельс писал в статье «Карл Маркс» (1869): «Отправляясь от гегелевской философии права, Маркс пришёл к мнению, что не государство, изображаемое Гегелем «венцом всего здания», а, напротив, «гражданское общество», к которому Гегель относился с таким пренебрежением, является той областью, в которой следует искать ключ к пониманию процесса исторического развития человечества».

Заглавие настоящей рукописи Маркса дано Институтом Маркса – Энгельса – Ленина – Сталина. – 219.

 

[92]Santa casa (святой дом) – так называлось здание инквизиции в Мадриде. – 232.

 

[93]Цифры XIV и Х означают соответствующие листы рукописи (см. настоящий том, стр. 268–273 и 253–258). – 303.

 

[94]Настоящие письма Маркса были опубликованы в журнале «Deutsch‑Franzosische Jahrbucher» в разделе «Из переписки 1843 года», в котором содержались также письма Руге, Бакунина и Фейербаха.

«Deutsch‑Franzosische Jahrbucher» («Немецко‑французский ежегодник») издавался в Париже под редакцией К. Маркса и А. Руге на немецком языке. Вышел в свет только первый, двойной выпуск в феврале 1844 года. В нём были опубликованы произведения К. Маркса:

«К еврейскому вопросу» и «К критике гегелевской философии права. Введение», а также произведения Ф. Энгельса: «Наброски к критике политической экономии» и «Положение Англии. Томас Карлейль. «Прошлое и настоящее»» (см. настоящий том, стр. 382–413, 414–429, 544–571, 572–597). Эти работы знаменуют окончательный переход Маркса и Энгельса к материализму и коммунизму. Главной причиной прекращения выхода журнала были принципиальные разногласия Маркса с буржуазным радикалом Руге. – 371.

 

[95]Речь идёт о плане издания журнала «Deutsch‑Franzosische Jahrbucher». – 378.

 

[96]Cabet. «Voyage en Icarie, roman philosophique et social». Deuxieme edition, Paris, 1842 (Кабе. «Путешествие в Икарию, философский и социальный роман». Второе издание, Париж, 1842). Первое издание своей книги Кабе выпустил в 1840 г. в двух томах под таким заглавием: «Voyage et aventures de lord William Carisdall en Icarie», traduits de l'Anglais de Francis Adams, par Th. Dufruit. («Путешествие и приключения лорда Уильяма Кариздалла в Икарии», перевод Т. Дюфрюи с английского текста Фрэнсиса Адамса). – 380.

 

[97]Маркс цитирует книгу Т. Гамильтона «Люди и нравы в Америке» по немецкому изданию: «Die Menschen und die Sitten in den vereinigten Staaten von Nordamerika». Bd. I, Mannheim, 1834, S. 146. – 390.

 

[98]Имеются ввиду книги: В. Bauer. «Kritik der evangelischen Geschichte der Synoptiker». Bd. 1–2, Leipzig, 1841; Bd. 3, Braunschweig, 1842 (Б. Бауэр. «Критика евангельской истории синоптиков». Тт. 1–2, Лейпциг, 1841; т. 3, Брауншвейг, 1842) и D. F. Straus. «Das Leben Jesu». Bd. 1–2, Tubingen, 1835–1836 (Д. Ф. Штраус. «Жизнь Иисуса». Тт. 1–2, Тюбинген, 1835–1836); в этих книгах давалась критика религии с левогегель‑янских позиций. – 407.

 

[99]Из направленного против Лютера памфлета Томаса Мюнцера: «Хорошо обоснованная защитительная речь и ответ безбожной, сытно живущей плоти виттенбергской, которая посредством извращений и жульнических искажений священного писания постыднейшим образом осквернила несчастное христианство» («Hoch verursachte Schutzrede und Antwort wider das geistlose, sanftlebende Fleisch zu Wittenberg, welches mit verkehrter Weise durch den Diebstahl der heiligen Schrift die erbarmliche Christenheit also ganz jammerlich besudelt hat»). Памфлет был выпущен Мюнцером в свет в 1524 году. – 410.

 

[100]Маркс имеет в виду свой обширный труд «К критике гегелевской философии права» (незаконченную рукопись этой работы см. в настоящем томе, стр. 219–368), который он намеревался подготовить к печати и опубликовать вслед за появившимся в «Deutsch‑Franzosische Jahrbucher» «Введением». Об основных причинах, по которым не было осуществлено это намерение, Маркс так писал в предисловии к «Экономическо‑философским рукописям 1844 года»:

«В «Deutsch‑Franzosische Jahrbucher» я обещал дать критику науки о праве и государстве в виде критики гегелевской философии права. При обработке материалов для печати оказалось, что сочетание критики, направленной только против спекулятивного мышления, с критикой различных предметов самих по себе совершенно нецелесообразно, что оно стесняет ход изложения и затрудняет понимание. Кроме того, обилие и разнородность подлежащих рассмотрению предметов позволили бы втиснуть весь этот материал в одно сочинение только при условии совершенно афористического изложения, а такое афористическое изложение, в свою очередь, создавало бы видимость произвольного систематизирования».

Исходя из этих соображений, Маркс пришёл в то время к выводу, что целесообразней дать критику права, морали, политики и т. д. в отдельных брошюрах, завершив всё это обобщающим трудом, содержащим критику идеалистической, спекулятивной философии. Однако необходимость борьбы против левых гегельянцев, а также и других представителей немецкой буржуазной и мелкобуржуазной идеологии побудила Маркса изменить свои первоначальные замыслы и дать развёрнутую критику идеалистической, спекулятивной философии в тесной связи с разработкой основ нового, революционно‑материалистического мировоззрения. Эта задача была выполнена Марксом и Энгельсом в совместных трудах «Святое семейство» и «Немецкая идеология». – 415.

 

[101]Маркс имеет в виду философа Анахарсиса, скифа по происхождению, которого греки, по свидетельству Диогена Лаэрция, причисляли к группе семи греческих мудрецов. – 419.

 

[102]Сентябрьские законы – реакционные законы, изданные французским правительством в сентябре 1835 года; ограничивали деятельность суда присяжных и вводили суровые меры против печати. В отношении печати предусматривалось увеличение денежных залогов для периодических изданий и вводилось тюремное заключение и крупные денежные штрафы за выступления против собственности и существующего государственного строя. – 424.

 

[103]Настоящая статья К. Маркса направлена против А. Руге, выступившего в «Vorwдrts!» под псевдонимом «Пруссак».

«Vorwarts!» («Вперёд!») – немецкая газета, выходила в Париже с января по декабрь 1844 г. два раза в неделю. Кроме упомянутой статьи Маркса в газете были опубликованы также статьи Энгельса. Под влиянием Маркса, который с лета 1844 г. стал принимать близкое участие в редактировании газеты, она начала приобретать коммунистический характер; газета развернула острую критику реакционных порядков в Пруссии. По требованию прусского правительства министерство Гизо в январе 1845 г. издало распоряжение о высылке Маркса и некоторых других сотрудников газеты из Франции; издание «Vorwarts!» прекратилось. – 430.

 

[104]Имеется в виду восстание силезских ткачей 4–6 июня 1844 г. – первая крупная классовая схватка между пролетариатом и буржуазией в Германии. – 430.

 

[105]«La Reforme» («Реформа») – французская ежедневная газета, орган мелкобуржуазных демократов‑республиканцев; издавалась в Париже с 1843 по 1850 год. С октября 1847 до января 1848 г. Энгельс опубликовал в этой газете ряд статей. – 430.

 

[106]Маркс имеет в виду указ прусского короля Фридриха‑Вильгельма IV от 18 июня 1843 г., изданный в связи с участием правительственных чиновников в банкете либералов, который был устроен в Дюссельдорфе в честь седьмого рейнского ландтага; указ запрещал государственным служащим участвовать в подобных манифестациях. – 431.

 

[107]Маркс цитирует Ф. Бэкона по французскому переводу книги Мак‑Куллоха «Рассуждение о происхождении, успехах, отдельных вопросах и значении политической экономии» (J. R. Mac Culloch. «Discours sur l'origine, les progres, les objets particuliers, et l'importance de l'economie politique». Geneve – Paris, 1825, p. 131–132). – 434.

 

[108]Сомерсет‑хаус (Somerset House) – дворец в западной части Лондона, в котором помещались различные правительственные учреждения. – 436.

 

[109]Маркс имеет в виду революционную песню «Кровавая расправа», получившую распространение в текстильных округах Силезии накануне восстания ткачей. – 443.

 

[110]Маркс цитирует книгу: М. Chevalier. «Des Interets materiels en France» (M. Шевалье. «О материальных интересах во Франции»), вышедшую несколькими изданиями в 1838 г. в Париже и Брюсселе. – 446.

 

[111]Речь идёт о восстаниях лионских рабочих в ноябре 1831 и апреле 1834 года. – 446.

 

[112]«Письма из Вупперталя» – первое публицистическое произведение Ф. Энгельса, с которого началось его сотрудничество в журнале «Telegraph fur Deutschland», продолжавшееся с 1839 по 1841 год.

«Telegraph fur Deutschland» («Германский телеграф») – литературный журнал, основан Гуцковым, выходил в Гамбурге с 1838 по 1848 год. В конце 30‑х и начале 40‑х годов выражал взгляды «Молодой Германии». – 451.

 

[113]«Друзья света» – религиозное течение, направленное против господствовавшего в официальной протестантской церкви пиетизма, отличавшегося крайним мистицизмом и ханжеством. Эта религиозная оппозиция была одной из форм проявления недовольства немецкой буржуазии 40‑х годов XIX в. реакционными порядками в Германии. – 451.

 

[114]Из стихотворения Гёте «Миньона». – 452.

 

[115]Энгельс имеет в виду лютеран, которые посредством принудительной унии 1817 г. были объединены с реформатами (кальвинистами) в евангелическую церковь, и старолютеран – противников этой унии, сторонников «истинной» лютеранской церкви. – 455.

 

[116]Имеются в виду полные угроз и оскорблений послания, которыми обменялись папа Григорий VII и германский император Генрих IV в 1075–1076 гг. в связи с борьбой духовной и светской власти за главенство. – 459.

 

[117]Речь идёт об оппозиционных выступлениях немецких студенческих гимнастических обществ. Эти общества, возникшие в Германии в начале XIX в., активно участвовали в освободительной борьбе немецкого народа против владычества Наполеона; однако они не были свободны от националистических влияний. После Венского конгресса (1814–1815) многие оппозиционно настроенные участники гимнастических обществ боролись за объединение Германии и выступали против реакционного строя в немецких государствах, за что в 1819 г. были обвинены в «демагогии» и подверглись репрессиям. – 459.

 

[118]Вартбургское празднество было организовано немецким студенчеством 18 октября 1817 года в связи с 300‑летием реформации и 4‑й годовщиной Лейпцигской битвы 1813 года. Празднество вылилось в демонстрацию оппозиционно настроенного студенчества против меттерниховского режима. – 459.

 

[119]Имеется в виду Герман (Арминий), вождь племени херусков, который возглавил германские племена, разбившие римские легионы в Тевтобургском лесу (9 г. н. э.). – 462.

 

[120]Стихотворение «Боги Греции», в котором Шиллер в светлых, радостных красках рисует мир античных богов, в переделке Штира звучит как осуждение греков за их «греховный культ». – 463.

 

[121]Рецензия на книгу И. X. Ф. Винклера «Звуки арфы» была напечатана в журнале «Telegraph fur Deutschland» № 208 в декабре 1838 года. – 463.

 

[122]Ректорские школы – так назывались в Рейнской провинции и Вестфалии начальные пятиклассные школы. – 467.

 

[123]«Молодая Германия» – см. примечание 40. – 467.

 

[124]Речь идёт о владельцах барменской торговой фирмы «Эйнер и сыновья», у которых Фрейлиграт в 1837–1839 гг. служил приказчиком. – 468.

 

[125]Мотивы народной сказки «Царевна‑лягушка» встречаются в стихотворении Ф. Фрейлиграта «Ласточкина сказка» («Schwalbenmarchen»), а народной сказки «Белоснежка» – в стихотворении «Прогулка по морю» («Meerfahrt»). – 468.

 

[126]«Morgenblatt» – сокращённое название ежедневной литературной газеты «Morgenblatt fur gebildete Leser» («Утренний листок для образованных читателей»), которая издавалась в Штутгарте и Тюбингене с 1807 по 1865 год. В 1840–1841 гг. в ней было помещено несколько корреспонденций Ф. Энгельса по вопросам литературы и искусства. – 468.

 

[127]Из комедии немецкого поэта Платена «Романтический Эдип», акт III, сцена четвёртая. – 469.

 

[128]Монтанус Эремита – горный отшельник. Так Энгельс иронически называет немецкого писателя Винценца Цуккальмальо, опубликовавшего в 1836 г. под псевдонимом «Монтанус» книгу: «Die Vorzeit der Lander Cleve‑Mark, Julich‑Berg und Westphalen» («Прошлое областей Клеве‑Марк, Юлих‑Берг и Вестфалии»). – 471.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.095 сек.