Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рейтинговая оценка строится на основе показателей финансового состояния, рентабельности и деловой активности, а также другие показатели финансово-хозяйственной деятельности




Методика финансового анализа логически завершается построением сравнительной комплексной рейтинговой оценки предприятий.

Краткая теория

Методика рейтингового анализа

Практическая работа № 16

Цель работы: научиться проводить сравнительную комплексную рейтинговую оценку предприятий.

По выполнении работы студент должен:

ЗНАТЬ:

ü Методики сравнительной рейтинговой оценки предприятий.

УМЕТЬ:

ü Производить сравнительную рейтинговую оценку предприятий.

Применение рейтинговой оценки включает в себя следующие этапы:

- построение системы показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий, на базе которых формируется рейтинговая оценка;

- сбор информации за отчетный период, на основе которой рассчитываются указанные показатели;

- расчет показателей, используемых для формирования рейтинговой оценки;

- расчет сравнительной комплексной рейтинговой оценки предприятий;

- ранжирование сравниваемых предприятий по рассчитанной рейтинговой оценке.

Под рейтингом понимается обобщенная количественная характеристика предприятия, определяющая его место на рынке. Рейтингом предприятия можно рассматривать меру оценки путем отнесения к какому-либо классу, группе в зависимости от количественных и качественных характеристик его деятельности. Рейтинговая оценка финансового состояния предприятия является инструментом внутрихозяйственного, но в большей степени межхозяйственного сравнительного анализа, оценки его инвестиционной привлекательности. Основными пользователями результатов рейтинговой оценки являются банки, страховые компании, фондовый рынок, инвесторы.

Определение рейтинга может базироваться на системе абсолютных и относительных показателей либо на сочетании тех и других. Однако на практике в большинстве случаев применяются относительные показатели. При определении рейтинга принципиальное значение имеют объективность и точность выбора системы показателей, положенной в основу расчета рейтинга, методики их исчисления, качество информационной базы расчета и алгоритмы определения собственно рейтинга как количественной оценки, позволяющей ранжировать предприятия.

Основная идея методики рейтинговой оценки – сравнение показателей данного предприятия с соответствующими показателями эталонного предприятия. Так как финансово-хозяйственная деятельность предприятия отражается несколькими показателями, то сравнение с эталонным предприятием носит многомерный характер. Степень соответствия эталону определяется путем расчета комплексного показателя, являющегося функцией сравниваемых показателей, аналогичных понятию расстояния между точками в многомерном пространстве.

В качестве показателей, используемых для расчета рейтинга, отбираются наиболее значимые с точки зрения оценки различных аспектов деятельности предприятия: имущественного положения, финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности, интенсивности и эффективности использования ресурсов, положения на рынке ценных бумаг. При этом отобранные для оценки рейтинга показатели не должны быть функционально зависимыми, не должны дублировать друг друга.

Нормативные значения по каждому из показателей могут устанавливаться с учетом анализа результатов исследований отечественных и зарубежных специалистов, собственных наблюдений, отраслевой специфики. Основное требование к нормативным значениям показателей – непротиворечивость, т.е. они должны согласовываться между собой. Как правило, нормативные значения показателей устанавливаются по классам надежности: первый – лучший, последний – худший.

Алгоритм итоговой рейтинговой оценки может быть построен двумя способами:

1. Использование экспертно-балльного метода.

2. Формирование интегрального показателя.

В первом случае каждому классу надежности ставится в соответствие определенное число баллов (как правило, первому – наибольшее, последнему – наименьшее) и формируется нормативная база по рейтинговому числу, т.е. рейтинговые группы, каждой из которых соответствует определенный диапазон по числу баллов. Рейтинг определяется суммированием баллов.

Во втором случае на основе отобранных для рейтинга показателей формируется искусственный показатель, зависящий от них функционально, для которого определяется свое нормативное значение. Яркие примеры подобного рода показателей – экономико-статистические факторные модели прогнозирования вероятности банкротства (z-счет Альтмана и др.), учитывающие влияние основных показателей финансового состояния на вероятность банкротства предприятия.

Следует отметить, что в обоих случаях при неравнозначности показателей или их групп требуется введение весовых значений (коэффициентов весомости), характеризующих их значимость для расчета рейтинга, а расчет производить по средневзвешенной.

Второй принципиальный подход к комплексной оценке финансового состояния предприятия связан с применением факторного моделирования наиболее важных показателей рентабельности (рентабельности активов, финансовой рентабельности, рентабельности производственных фондов и т.д.), а также с построением факторной модели коэффициента устойчивости экономического роста.

При использовании в процессе анализа различных показателей и коэффициентов, характеризующих платежеспособность, ликвидность и финансовую устойчивость иногда получают противоречивые данные. Такая ситуация требует обобщающей оценки финансового состояния.

Для быстрого проведения рейтинговой оценки можно воспользоваться более простым вариантом, в котором используются следующие показатели:

- промежуточный коэффициент ликвидности;

- коэффициент текущей ликвидности;

- коэффициент автономии.

Полученные при расчетах значения данных коэффициентов классифицируются следующим образом (табл. 16.1). Каждому из показателей соответствует рейтинг в баллах (табл.16. 2).

Для определения обобщающей оценки необходимо классность каждого показателя (табл. 10.1) умножить на его рейтинговое значение (табл. 10.2) и определить общую сумму баллов по трем коэффициентам.

 

Таблица 16.1 - Классификация показателей по классам

Показатели 1 класс 2 класс 3 класс
Промежуточный коэффициент ликвидности более 1 от 1 до 0,6 менее 0,6
Коэффициент текущей ликвидности более 2 от 2 до 1,5 менее 1,5
Коэффициент автономии более 0,4 от 0,4 до 0,3 менее 0,3

 

Таблица 16.2 - Рейтинг показателей в баллах

Показатели Рейтинг
Промежуточный коэффициент ликвидности 40 баллов
Коэффициент текущей ликвидности 35 баллов
Коэффициент автономии 25 баллов

 

В зависимости от итоговой суммы баллов, классность предприятия определяется по следующей шкале:

I класс: от 100 до 150 баллов;

II класс: от 151 до 220 баллов;

III класс: от 221 до 275 баллов;

IV класс: свыше 275 баллов.

К первому классу относятся предприятия с устойчивым финансовым положением, что подтверждается наилучшими значениями, как отдельных показателей, так и рейтингом в целом.

Ко второму классу относятся предприятия, финансовое состояние которых устойчиво в общем, но имеются незначительные отклонения от лучших значений по отдельным показателям.

К третьему классу относятся предприятия повышенного риска, имеющие признаки финансового напряжения, для преодоления которых у предприятий есть потенциальные возможности.

К четвертому классу относятся предприятия с неудовлетворительным финансовым положением и отсутствием перспектив его стабилизации.

В основу рассмотренной методики заложены жесткие оценки предприятия. Это вызывает затруднения в оценке классности, когда сумма баллов близка к пограничным значениям. В связи с этим методикой предусматривается подсчет ряда дополнительных показателей, таких как коэффициент рентабельности, коэффициент оборачиваемости, коэффициент соотношения заемных и собственных средств. Каждому из перечисленных показателей присваивается определенное число баллов, затем сумма баллов по группе основных показателей уточняется. Этот вариант обобщающей оценки финансового состояния не является единственным или лучшим.

Пример 1:

Провести рейтинговый анализ на основе бухгалтерского баланса.

Таблица 16.3

Показатели Значение Рейтинг
Коэффициент промежуточной ликвидности 0,61 40*2=80
Коэффициент текущей ликвидности 1,58 35*2=70
Коэффициент автономии 0,41  
Сумма баллов    

В соответствии с выбранной методикой предприятие относится ко второму классу предприятий, финансовое состояние которых устойчиво в общем, но имеются незначительные отклонения от лучших значений по отдельным показателям.

 

В работах Л.В. Донцовой и Н.А. Никифоровой предложена система показателей и их рейтинговая оценка, выраженная в баллах (табл. 16.4).

Таблица 16.4 – Рейтинг и класс показателей

Показатели Границы классов согласно критериям
1 класс, балл 2 класс, балл 3 класс, балл 4 класс, балл 5 класс, балл 6 класс, балл
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,25 и выше - 20 0,2 - 16 0,15 - 12 0,1-8 0,05 -4 Меньше 0,01 - 0
Промежуточный коэффициент ликвидности 1 и выше - 18 0,9 - 15 0,8 -12 0,7 - 9 0,6 - 6 Менее 0,5 - 0
Коэффициент текущей ликвидности 2 и выше – 16,5 1,7 - 12 1,4 – 7,5 1,1 - 3 1 – 1,5 Менее 1 - 0
Коэффициент финансовой независимости 0,6 и выше - 17 0,54 - 12 0,43 – 7,4 0,41 – 1,8 0,4 - 1 Менее 0,4 - 0
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами 0,5 и выше - 15 0,4 - 12 0,3 - 9 0,2 - 6 0,1 - 3 Менее 0,1 - 0
Коэффициент обеспеченности запасов собственным капиталом 1 выше - 15 0,9 - 12 0,8 - 9 0,7 - 6 0,6 - 3 Менее 0,5 - 0
Минимальное значение границы           -

 

В зависимости от суммы баллов в соответствии с рейтинговой оценкой выделяют следующие классы предприятий:

1 класс – предприятия с хорошим запасом финансовой устойчивости, позволяющем быть уверенным в возврате заемных средств;

2 класс - предприятия, демонстрирующие некоторую степень риска по задолженности, но не относящиеся к рисковым;

5 класс – предприятия со средним риском финансовой устойчивости;

4 класс – проблемные предприятия с риском потери средств;

5 класс – предприятия с высоким риском банкротства;

6 класс – предприятия высочайшего риска, несостоятельные.

Пример 2:

Провести рейтинговый анализ на основе бухгалтерского баланса с использованием методики Л.В. Донцовой и Н.А. Никифоровой.

Таблица 16.5

Показатели На начало периода
значение оценка в баллах
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,15  
Коэффициент промежуточной ликвидности 0,61 6,3
Коэффициент текущей ликвидности 1,58 10,2
Коэффициент финансовой независимости 0,41 1,8
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами 0,37 11,1
Коэффициент обеспеченности запасов собственным капиталом 0,86 10,8
Сумма баллов   51,5
Класс финансового состояния   4 класс

Предприятие относится к 4 классу проблемных предприятий с риском потери средств, сумма баллов в приближается к 3 классу, однако необходимы меры по стабилизации финансового положения для достижения более высокой рейтинговой позиции

Третьим примером методики рейтинговой оценки финансового состояния может стать методика Д.А. Кувшинова и П.И. Половцева.

Разработанная ими методика и модель финансов стабильного предприятия состоит из следующих этапов:

1. Общая оценка финансового состояния предприятия на основе сравнительного аналитического баланса;

2. Оценка эффективности использования заемных средств путем расчета эффекта финансового рычага;

3. Анализ финансовой устойчивости на основе абсолютных показателей;

4. Расчет и анализ финансовых коэффициентов;

5. Анализ финансовых результатов;

6. Выводы и предложения.

Для проведения рейтинговой оценки в табл. 10.6 представлены классы критериального уровня показателей финансового состояния.

Показатели, отобранные для проведения рейтинговой оценки финансового состояния, отражают каждый этап предложенной методики, признаются наиболее важными большинством российских и зарубежных экономистов и широко применяются в существующих рейтинговых оценках.

В отличие от варианта равноценной значимости всех финансовых коэффициентов авторам методики предпочтительнее представляется вариант дифференцированной значимости отдельных показателей, что подтверждается отечественной и зарубежной практикой.

Показатели рентабельности в модели имеют больший удельный вес, так как по мнению зарубежных и российских экономистов они являются более важными.

В результате проведения рейтинговой оценки значение каждого показателя будет отнесено к определенному классу критериального уровня. Затем при перемножении полученного значения на вес показателя в процентах получим сумму баллов, которую составляет показатель. В результате суммирования сумм баллов всех показателей получаем итоговый показатель рейтинговой оценки, который отражает уровень финансово-экономического потенциала организации в соответствии со следующей шкалой:

1-ый класс – низкий уровень финансово-экономического потенциала, до 150 баллов;

2-ой класс – недостаточный уровень, 150-250 баллов;

3-ий класс – средний уровень, 250-300 баллов;

4-ый класс – нормальный уровень, 350-450 баллов;

5-ый класс – высокий уровень, более 450 баллов.

Предложенная рейтинговая оценка дает возможность оценить уровень финансово-экономического потенциала предприятия, определить слабые места в работе предприятия и разработать комплекс мер по его финансовому оздоровлению. Результатами такой оценки могут воспользоваться не только внутренние службы предприятия, но и банки, потенциальные инвесторы для определения кредитоспособности организации, клиенты – для оценки надежности предприятия, перспектив его развития.

 

Таблица 16.6 - Классы критериального уровня показателей финансового состояния предприятия

Показатель Удельный вес, % Классы критериального уровня
         
Эффект финансового рычага   менее -1 -1 - 0   0 -1 более 1
Тип финансовой ситуации   (0;0;0;0) (0;0;0;1) (0;0;1;1) (0;1;1;1) (1;1;1;1)
Коэффициент автономии   менее 0,4 0,40 - 0,45 0,45 – 0,50 0,50-0,60 более 0,6
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами   менее 0,1 0,1-0,2 0,2-0,3 0,3-0,5 более 0,5
Коэффициент абсолютной ликвидности   менее 0,2 0,20-0,25 0,25-0,30 0,30-0,40 более 0,4
Промежуточный коэффициент покрытия   менее 0,4 0,4-0,5 0,5-0,7 0,7-0,9 более 0,9
Коэффициент текущей ликвидности   менее 1 1,0-1,5 1,5-2,0 2,0-2,5 более 2,5
Рентабельность продаж, %   менее 0 0-5 5-10 10-15 более 15
Рентабельность капитала, %   менее 0 0-5 5-10 10-15 более 15

 

Задание для практической работы

Провести рейтинговый анализ на основании баланса и отчета о прибылях и убытках с использованием трех изученных методик. Сформулировать выводы.

 


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Анализ финансовой отчетности: учеб. пособие [Текст]/ под ред. О.В. Ефимовой и М.В. Мельник. – М.: Омега-Л, 2007. – 451 с.

2. Артеменко В.Г. Финансовый анализ: Учеб. пособие [Текст]/ Артеменко В.Г.–М.: ДИС, 2003. –128 с.

3. Баканов М. И. Теория экономического анализа [Текст]: учебник / М. И. Баканов, М. В. Мельник, А. Д. Шеремет. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 536 с.

4. Басовский Л. Е. Теория экономического анализа [Текст]: учебное пособие / Л. Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 222 с.

5. Бухгалтерская отчетность: составление и анализ [Текст]/ Под ред. В.Д. Новодворского – В 3-х частях. – М.: Бухгалтерский учет. 2004.

6. Винтизенко И. Г. Экономическая цикломатика [Текст] / И. Г. Винтизенко, В. С. Яковенко. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 428 с.

7. Гиляровская Л. Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст]: учебник / Л. Т. Гиляровская, Д. В. Лысенко, Д. А. Ендовицкий. - М.: Пpоспект, 2008. - 360 с.

8. Гинзбург А. И. Экономический анализ для руководителей малых предприятий [Текст] / А. И. Гинзбург. - СПб.: Питер, 2007. - 224 с.

9. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности [Текст]/ Ковалев В.В. – М.: Финансы и статистика, 2005. -312 с.

10. Любушин Н. П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст]: учебное пособие / Н. П. Любушин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 448 с.

11. Макарьева В. И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации [Текст] / В. И. Макарьева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 304 с.

12. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент в предприятиях и коммерческих организациях. Управление денежным оборотом [Текст]/ Павлова Л.Н.–М.: Финансы и статистика, 2005.

13. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учебник / Г. В. Савицкая. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 512 с.

14. Станиславчик Е. Н. Анализ финансового состояния неплатежеспособных предприятий [Текст] / Е. Н. Станиславчик. - М.: Ось-89, 2009. - 176 с.

15. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа [Текст]/ Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. М.: Финансы и статистика, 2002. -214 с.

16. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций [Текст]. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 237 с.

17. Экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для экон. вузов [Текст]/ Под ред. А.Д.Шеремета. - М.: Экономика, 2004.- 376с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 8626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.