Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О современном младенце




Зачем младенцу его большие возможности?

 

Не излишество ли они, не роскошь ли? Конечно, нет. Природа не расточительна. Младенчество – длительное состояние беспомощности, но и величайшей пластичности – венец и завоевание эволюции, как справедливо отмечает Д. Б. Эльконин. Сходную мысль высказывал и Пейпер. Благодаря младенчеству новое поколение успевает буквально с молоком матери впитать культурно–исторические достижения человечества и затем на этой основе двинуться дальше.

Кроме того, все перечисленные и многие другие, неназванные возможности младенца – не роскошь и потому, что они необходимы ему прямо сразу же после рождения. Не для самостоятельной адаптации к жизни в окружающем мире, а для налаживания контактов со взрослым, отношения с которым опосредствуют все его отношения с остальным миром. А отношение – это очень сложная деятельность, и для ее отправления ребенку требуется и константность восприятия, и способность к дифференцировке сложных объектов, и тонкая чувствительность к звукам речи, и умение с помощью подражания овладевать принятыми в обществе экспрессиями, и способность ощущать субъектность себя и близких взрослых.

 

 

Сказанное выше относилось к младенцу независимо от эпохи и общества, в которых он живет. Но подрядилась–то я рассказать о современном ребенке. Признаться, у меня нет для того достаточных оснований: мы слишком мало достоверного знаем о младенцах прошлых времен. Но общие положения, высказанные выше, о факторах, определяющих развитие детей первого года жизни, все же позволяют высказать некоторые соображения.

Начнем с того, что в наши дни изменилась социальная ситуация, в которой находится младенец. Большинство матерей не ограничиваются ведением домашнего хозяйства: они работают или учатся или даже сочетают и то и другое. Но и домашние хозяйки живут не так, как в прежние времена: повышенный темп, перегрузки и стрессы касаются и их. Сказанное справедливо и для других близких людей в семье ребенка. Увеличивается количество семей с малым числом детей. Все это оборачивается для младенцев обеднением общения против норм, сложившихся в прошлые века. Особенно страдают от недостаточности общения младенцы, воспитывающиеся в детских учреждениях, да еще закрытого типа. Исследование нашей аспирантки Г. Х. Мазитовой показало заметное отставание уже в первые месяцы жизни воспитанников дома ребенка от младенцев, растущих в семье. В домах ребенка даже дети, имевшие родных, обнаружили ослабление и обеднение эмоциональных проявлений; сироты же в 4–6 раз уступали остальным детям по эмоциональному развитию и в особенности по инициативности и в общении, и в познавательной деятельности.

Зато в наши дни резко переменилось традиционное отношение к младенцу. Теперь всякий гражданин понимает, что младенец – тоже человек, живущий богатой духовной жизнью, заслуживающий внимания и уважения. Все знают и о богатых резервах младенца. И вот мы видим, как младенцев учат плавать и нырять, разбирать буквы и складывать слоги, двигаться под музыку и фокусировать изображение на экране телевизора. Все это хорошо, плохо только, когда свобода и независимость, предоставляемые младенцу, оборачиваются обеднением его контактов с окружающими людьми, а это уж никак недопустимо, потому что подрывает самые основы развития в младенческом возрасте и на последующих этапах детства. Нас не должны радовать успехи детей в освоении локомоций, действительно очень высокие в специальных учреждениях, если они достигаются ценой задержки в овладении речью и утраты уверенности в своей нужности окружающим.

Как же быть взрослому, зажатому в тисках цейтнота? Выход, очевидно, состоит в том, чтобы любить своего ребенка и ежедневно, хотя бы недолго, общаться с ним. Яркие эмоциональные переживания, рожденные лаской взрослого и его участием в делах малыша, становятся, по точному замечанию А. В. Запорожца, своеобразными пилюлями, обеспечивающими правильное и гармоничное психическое развитие младенца. По нашим данным, всего семи минут такого общения в день уже достаточно, для того чтобы резко ускорить темпы развития детей в первом полугодии жизни.

Итак, современный младенец очень мало знает об окружающем его мире, весьма своеобразно его представляет и практически совсем не умеет самостоятельно в нем действовать. Зато он очень рано узнает о таких сложнейших своих качествах, как субъектность, проявляя необычайную чувствительность ко всему, что касается близких ему людей, и умеет не только воспринимать, но и активно действовать, общаясь с ними. Перспективы развития младенца зависят от того, насколько взрослые сумеют организовать с ним содержательные двусторонние контакты. А свобода младенца и его самостоятельность не должны наносить ему ущерба с точки зрения той социальной ситуации, которая типична для этого этапа детства.

 

Список литературы

 

1. Авдеева Н. Н. Развитие эмоционального самоощущения у ребенка первого года жизни // Новые исследования в психологии, 1978. – № 2.

2. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. – М., 1979. – С. 320.

3. Ветрова В. В. Влияние слышимой речи на предречевые вокализации детей раннего возраста // Новые исследования в психологии, 1973. – № 1.

4. Выготский Л. С. Младенческий возраст. Личный архив Выготского. Рукопись. – 1932. – С. 78.

5. Годовикова Д. Б. Особенности реакций младенцев на «физические» и «социальные» звуковые раздражители // Вопросы психологии, 1969. – № 6.

6. Запорожец А. В., Величковский Б. М. Предисловие // Т. Бауэр. Психическое развитие младенца. – М., 1979. – С. 5–10.

7. Изучение развития и поведения детей / Под ред. Л. Н. Липситта и Ч. К. Спайкера. – М., 1966.

8. Корницкая С. В. Влияние содержания общения с взрослым на отношение к нему ребенка: Канд. дисс. – М: НИИ ОПП АПН СССР, 1975.

9. Красногорский Н. И. О некоторых возрастных особенностях физиологической деятельности головного мозга у детей // Тезисы докладов научной сессии, посвященной 10–летию со дня смерти И. П. Павлова. – М.: Изд–во АПН СССР, 1946.

10. Красногорский Н. И. Труды по изучению высшей нервной деятельности человека и животных. – М., Медгиз, 1954.

11. Мазитова Г. Х. Развитие дифференцированных взаимоотношений с окружающими взрослыми у младенцев: Автореф. дис. канд. психол. наук. – М., 1977.

12. Мещерякова–Замогильная С. Ю. Психологический анализ «комплекса оживления» у младенцев: Автореф. дис. канд. психол. наук. – М., 1979.

13. Пейпер А. Особенности деятельности мозга ребенка. – М., 1962.

14. Рузская А. Г. Влияние эмоционального контакта с взрослым на появление первых слов у детей конца первого – начала второго года жизни // Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / Под ред. М. И. Лисиной. – М., 1974.

15. Смирнова Е. О. Относительное развитие звуковысотного и речевого слуха в первые три года жизни: Дипломная работа. Ф–т МГУ, 1971.

16. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1978.

17. Bower T. G. R. Infant Perception of the Third Dimension and the Object Concept Development // Cohen and Salapatec P. (Eds.). Infant Perception: From Sensation to Cognition. – N. Y.; S. Fco; L., 1975.

18. Bruner J. Processes of Cognitive Growth: Infancy / Heinz Werner Lecture Series № 3. – Worcester, Mass: Clark Univ. Press–with Barre Publishers, 1968. – P. 35–64.

19. Piaget J. Essai sur Quelques Aspects du Development de la Notion de Partie chez L'enfant // J. Psychol. Norm. Path., 1921. – 18. – P. 449–480.

20. Piaget J. De Quelques Forms Primitives de Causalite Chez L'enfant // L'Annee Psychol., 1925. – 26. – P. 31–71.

21. Piaget J. La Premiere Annee de L'enfant // Brit. J. Psychol., 1927. – 18. – P. 97–120.

 

 

Развитие эмоций в ходе общения co взрослыми в первом году жизни [17]

 

В коллективе лаборатории психологии детей раннего и дошкольного возраста Института общей и педагогической психологии СССР изучение эмоций не составляет главного предмета исследований. Вот уже скоро 20 лет мы заняты изучением генезиса общения у детей от рождения до 7 лет. Но по ходу своих работ мы накопили немало материалов и о развитии эмоциональной сферы маленького ребенка, которые, возможно, представляют интерес для специалистов. Однако, прежде чем перейти к ним, необходимо сделать несколько предварительных замечаний.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.