Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальное ранжирование




Ранжирование — это оценка социальных типов по какой-то количествен­ной шкале.

Например, вы строите шкалу популярности политических лидеров, на которой в иерархическом порядке сверху вниз расположены самые популяр­ные (у них максимальный балл), менее популярные и самые непопулярные фигуры (минимальный балл). Или, скажем, вы начинаете оценивать какие-то социальные типы с точки зрения богатства. Ваш здравый смысл свидетель­ствует, что проживающие в четырехкомнатной квартире наверняка богаче, чем проживающие в однокомнатной, а проживающие в двухкомнатных и трехкомнатных квартирах занимают промежуточные позиции. Так, исполь­зуя какой-то признак (в данном случае — жилищную обеспеченность), вы ранжируете социальные группы.

Получившаяся шкала может быть весьма приблизительной, субъективной, либо точной, выраженной количественными признаками. Стихийный соци­олог, как и начинающий ученый, не должен ставить целью немедленно достичь научно значимых результатов. Главное, что вам удалось проранжировать мно­гочисленные явления, среди которых вы раньше никак не могли установить порядка, т.е. соединить их в иерархическую шкалу и определить меру повы­шения или снижения выделенного признака. К примеру, вы интуитивно, толь­ко на уровне здравого смысла можете проранжировать лиц, злоупотребляю­щих алкоголем. Вы построите шкалу, на верхней позиции которой будут на­ходиться «окончательно спившиеся», ниже разместятся «алкаши», «хроники», «пьяницы», внизу — «пьющие», «выпивающие», «поддающие», «прикладыва­ющиеся», «употребляющие». Возможно, что все перечисленные понятия вы­ражают совершенно разные уровни алкоголизма, а возможно, что их можно сгруппировать, укрупнить, считая, к примеру, что «выпивающие» и «поддаю­щие» выражают одну степень, но разными словами.

Любая социальная шкала условна. Ни один врач, психолог или нарколог не скажет, сколько литров в год требуется, чтобы отнести человека к разряду «поддающих» или «алкашей». Нет такой количественной меры. Специалист, к помощи которого всегда прибегает социолог на ранней стадии составления своей программы, может только охарактеризовать модели поведения и образ жизни основных социальных типов, выделенных по критерию алкоголизма. Он скажет, что «окончательно спившиеся» — это обитатели социального дна, они принадлежат к андерклассу. Вся жизнь их посвящена добыванию алкого­ля: сутра они стоят у магазина, выклянчивая деньги на «пузырек», всю мебель, которая была у них в доме, они давно продали и т.д. Напротив, самой легкой степени алкоголизма подвержены практически все взрослые люди, большин­ство из которых умеренно выпивают по праздникам. Конечно, на первых по­рах социологу трудно будет правильно классифицировать, например, такой поведенческий акт, как поиск повода к выпивке. К какой категории следует отнести таких людей? Но со временем, когда вся шкала будет заполнена, про-градуирована, им обязательно найдется место.

В шкале алкоголизации вовсе не важна количественная дистанция между соседними позициями. Это не метрическая шкала. Расстояние между первым и вторым местами не обязательно должно равняться расстоянию между вто­рым и третьим, между третьим и четвертым и т.д. Здесь важен принцип гра­дуирования. Вы ранжируете модели образа жизни и их последствия. К при­меру, социолог доказал, что если у большинства населения отмечается сред­ний уровень алкоголизации (когда взрослые мужчины ищут любого повода, чтобы выпить (хотя их и нельзя еще отнести к алкашам), что снижает их про­изводительность труда и ухудшает дисциплину труда по сравнению с мало- или непьющими лицами в 1,5—2 раза, а это легко устанавливается эксперименталь­но), то страна, где более 60% экономически активного населения подвержено этому пороку (цифры устанавливаются в репрезентативном выборочном оп­росе взрослых мужчин либо в опросе экспертов), будет хронически отставать по уровню экономического развития от передовых капиталистических стран, в которых показатель алкоголизации существенно ниже.

Таков прием социального ранжирования. Точные его формы применяют­ся в науке, приблизительные и неточные — в повседневной жизни. В быту мы постоянно ранжируем, сами того не замечая. За нас ранжирование про­делывает наша интуиция — автоматически и практически незаметно. Замет­ным оно становится только в том случае, когда происходят ошибки: вы по­местили этого человека на ступеньку ниже в своей иерархии, обошлись с ним несколько более сурово, чем он того заслуживал, — и в результате на работе у вас случилось множество неприятностей. С процедурой стихийного ран­жирования чаще других сталкиваются продавцы, ювелиры, официанты, швейцары, таксисты, рэкетиры, менялы, офисные менеджеры и представи­тели других профессий, которые имеют дело со множеством клиентов раз­ного социального положения, стремятся угадать их потребности, толщину их кошелька и стараются обслужить их в зависимости от этого фактора. Са­мые опытные из них определяют место клиента на социальной шкале с пер­вого взгляда, на основе почти невидимых и понятных только им примет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1061; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.