КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальное ранжирование
Ранжирование — это оценка социальных типов по какой-то количественной шкале. Например, вы строите шкалу популярности политических лидеров, на которой в иерархическом порядке сверху вниз расположены самые популярные (у них максимальный балл), менее популярные и самые непопулярные фигуры (минимальный балл). Или, скажем, вы начинаете оценивать какие-то социальные типы с точки зрения богатства. Ваш здравый смысл свидетельствует, что проживающие в четырехкомнатной квартире наверняка богаче, чем проживающие в однокомнатной, а проживающие в двухкомнатных и трехкомнатных квартирах занимают промежуточные позиции. Так, используя какой-то признак (в данном случае — жилищную обеспеченность), вы ранжируете социальные группы. Получившаяся шкала может быть весьма приблизительной, субъективной, либо точной, выраженной количественными признаками. Стихийный социолог, как и начинающий ученый, не должен ставить целью немедленно достичь научно значимых результатов. Главное, что вам удалось проранжировать многочисленные явления, среди которых вы раньше никак не могли установить порядка, т.е. соединить их в иерархическую шкалу и определить меру повышения или снижения выделенного признака. К примеру, вы интуитивно, только на уровне здравого смысла можете проранжировать лиц, злоупотребляющих алкоголем. Вы построите шкалу, на верхней позиции которой будут находиться «окончательно спившиеся», ниже разместятся «алкаши», «хроники», «пьяницы», внизу — «пьющие», «выпивающие», «поддающие», «прикладывающиеся», «употребляющие». Возможно, что все перечисленные понятия выражают совершенно разные уровни алкоголизма, а возможно, что их можно сгруппировать, укрупнить, считая, к примеру, что «выпивающие» и «поддающие» выражают одну степень, но разными словами.
Любая социальная шкала условна. Ни один врач, психолог или нарколог не скажет, сколько литров в год требуется, чтобы отнести человека к разряду «поддающих» или «алкашей». Нет такой количественной меры. Специалист, к помощи которого всегда прибегает социолог на ранней стадии составления своей программы, может только охарактеризовать модели поведения и образ жизни основных социальных типов, выделенных по критерию алкоголизма. Он скажет, что «окончательно спившиеся» — это обитатели социального дна, они принадлежат к андерклассу. Вся жизнь их посвящена добыванию алкоголя: сутра они стоят у магазина, выклянчивая деньги на «пузырек», всю мебель, которая была у них в доме, они давно продали и т.д. Напротив, самой легкой степени алкоголизма подвержены практически все взрослые люди, большинство из которых умеренно выпивают по праздникам. Конечно, на первых порах социологу трудно будет правильно классифицировать, например, такой поведенческий акт, как поиск повода к выпивке. К какой категории следует отнести таких людей? Но со временем, когда вся шкала будет заполнена, про-градуирована, им обязательно найдется место. В шкале алкоголизации вовсе не важна количественная дистанция между соседними позициями. Это не метрическая шкала. Расстояние между первым и вторым местами не обязательно должно равняться расстоянию между вторым и третьим, между третьим и четвертым и т.д. Здесь важен принцип градуирования. Вы ранжируете модели образа жизни и их последствия. К примеру, социолог доказал, что если у большинства населения отмечается средний уровень алкоголизации (когда взрослые мужчины ищут любого повода, чтобы выпить (хотя их и нельзя еще отнести к алкашам), что снижает их производительность труда и ухудшает дисциплину труда по сравнению с мало- или непьющими лицами в 1,5—2 раза, а это легко устанавливается экспериментально), то страна, где более 60% экономически активного населения подвержено этому пороку (цифры устанавливаются в репрезентативном выборочном опросе взрослых мужчин либо в опросе экспертов), будет хронически отставать по уровню экономического развития от передовых капиталистических стран, в которых показатель алкоголизации существенно ниже.
Таков прием социального ранжирования. Точные его формы применяются в науке, приблизительные и неточные — в повседневной жизни. В быту мы постоянно ранжируем, сами того не замечая. За нас ранжирование проделывает наша интуиция — автоматически и практически незаметно. Заметным оно становится только в том случае, когда происходят ошибки: вы поместили этого человека на ступеньку ниже в своей иерархии, обошлись с ним несколько более сурово, чем он того заслуживал, — и в результате на работе у вас случилось множество неприятностей. С процедурой стихийного ранжирования чаще других сталкиваются продавцы, ювелиры, официанты, швейцары, таксисты, рэкетиры, менялы, офисные менеджеры и представители других профессий, которые имеют дело со множеством клиентов разного социального положения, стремятся угадать их потребности, толщину их кошелька и стараются обслужить их в зависимости от этого фактора. Самые опытные из них определяют место клиента на социальной шкале с первого взгляда, на основе почти невидимых и понятных только им примет.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1061; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |