Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обыденное мышление и проблемы преподавания




Преподавание любой науки, будь то психология, математика или социо­логия, своей неявной целью ставит освобождение сознания молодых людей от так называемых «идолов площади», т.е. стереотипов некритического, обыден­ного мышления, стремящихся представлять сложные предметы как простые, превращать сложные социальные процессы в условные и однобокие схемы. Задача учителя — разъяснить студентам опасности, связанные с переносом в науку стереотипов обыденного сознания. Никто кроме него не в состоянии постоянно и целенаправленно формировать правильное мышление.

Преподаватель призван направить мышление ученика на правильный, научный путь. Каждая наука достигает этого теми средствами, которые есть у нее на вооружении. Скажем, литература — посредством формирования образного поэтического мышления, математика — посредством создания основ строгого, точного абстрактного мышления. Социология призвана во-

10 См.: Tener R. The normative coherence of folk concepts // Research Studies of state of Washington. Vol. XXV. 1950. June. P. 26-126.

евать за сознание учащегося на самом трудном участке. Почему на самом трудном?

Дело в том, что социологические категории и понятия доступны обыва­тельскому мышлению. Мы постоянно сталкиваемся с социальным неравен­ством, отклоняющимся поведением, бедностью и безработицей и вообража­ем, что можем судить о них со знанием дела.

Ловушки обыденного мышления многообразны и расставлены по всему полю познания. Одна из них — реификация — связана с проблемой понима­ния категории «общество». Реификация означает, что идеальное наделяется материальными чертами, выдуманное становится действительным. Мы го­ворим «потребности общества», «общество стремится к...» или «это необхо­димо для общества, государства, класса». Это типичная ошибка обыденного мышления. Общество не может мыслить, думать или чувствовать, как реаль­ный человек. То, что выгодно обществу, чаще всего выгодно правящей вер­хушке. Но общество и часть общества — не одно и то же. Первое нельзя под­менять вторым. Интересы небольшой группы, стоящей у власти, выдаются за интересы всего населения. Но ведь она не есть даже большинство населе­ния. А кто выясняет мнение этого большинства?

Когда студент некритически пользуется реифицированными понятиями, он, по существу, поступает так же, как поступает политик. Последний броса­ется популистскими лозунгами о пользе для общества, выступает «от имени народа» и т.п., таким способом он манипулирует общественным мнением.

Одним из самых эффективных способов формирования научного мыш­ления и методов эвристического преподавания является развитие социоло­гического мышления и социологического воображения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.